Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Государственный строй Римской республики.
Содержание книги
- Предмет, метод, периодизация и значение истории государства и права зарубежных стран.
- Особенности общественного и государственного строя стран Древнего Востока (Вавилон и Индия).
- Препятствия к вступлению в брак:
- Законы Ману: уголовное право и процесс
- Особенности возникновения государства
- Общественные группы по реформам Тезея:
- Деление общества на разряды по реформам Солона:
- Период демократии в Афинах можно условно разделить на 2 этапа:
- Таким образом, законодательный процесс древних афин имел следующие стадии:
- Особое значение в истории афин имел залог земли — ипотека.
- Особенности общественного строя.
- Члены старейших римских родов назывались патрициями.
- Формы использования труда рабов:
- Государственный строй Римской республики.
- Власть магистратов подразделялась на высшую и общую.
- Эволюция общественного строя и правовое положение групп населения республики. Три статуса правоспособности и три способа ее утраты.
- Падение республики и переход к монархии в древнем риме: реформы граххов, Военная реформа, военные диктатуры.
- Общественный и государственный строй Римской империи (принципат и доминат). Причины падения Западной Римской империи.
- Классификация вещей, владение, держание, приобретательская Давность по римскому праву.
- Права на чужие вещи по римскому праву: сервитуты, суперфиций, эмфитевсис, залоговое право.
- Наследование по римскому праву.
- Сеньориальная монархия во Франции XI-XIII вв. Реформы Людовика IX.
- Абсолютизм во Франции. Реформы Ришелье.
- Правовое регулирование поземельных отношений в феодальной Франции: феод, сезина, цензина, сделки с землей, наследование земли.
- Уголовное право и процесс в феодальной Франции
- Становление органов прокуратуры во Франции периода феодализма
- Общественный и Государственный строй Англии после нормандского завоевания (XI-XIII вв. ). Реформы Генриха II. Судебная реформа
- Сословно-представительная монархия в Англии. «великая хартия вольностей» 1215 Г. Возникновение парламента
- Общественный и государственный строй “Священной Римской империи германской нации» X-XV вв. «Золотая булла» 1356 г.
- Общие источники феодального права Западной Европы:
- Источники феодального западноевропейского права
- Особенности Английской буржуазной Революции.
- Движение индепендентов возглавил оливер кромвель.
- После этого магистрат в упрощенном порядке рассматривал Обстоятельства дела и принимал одно из следующих решений:
- Развитие Великой Французской революции при власти конституционалистов и жирондистов.
- Рабочее движение. Закон ле шапелье
- Ликвидация феодальной собственности и феодальных повинностей в ходе революции 1789 – 1794 гг.
- Вторая республика во Франции.
- Революция 1848 г. В Германии. Конституционная хартия Пруссии 1850г.
- Оно состоит не из трех частей, Как кодекс наполеона, а из пяти (общая часть и четыре специальных):
- Революция в Японии 1868 Г. Буржуазные реформы 70-80 гг. Конституция 1889 Г.
- Ноябрьская революция 1918 г. в Германии. Веймарская конституция 1919г
- Новый курс» Ф.Д. Рузвельта. Закон Вагнера 1935 г.
- Пятая республика во Франции. Конституция 1958 г.
- Конституция Японии 1946 Г. Демократизация послевоенной Японии
- Изменения в Гражданском праве в Новейшее Время
- Основные Тенденции в развитии Уголовного Процесса в Новейшее Время
- Функции прокуратуры в зарубежных странах сводятся к трем основным:
Государственный строй.
В период республики организация власти была достаточно проста и некоторое время отвечала условиям, какие были в Риме ко времени возникновения государства. В Римской республике сочетались аристократические и демократические черты, при существенном преобладании первых, обеспечивавших привилегированное положение знатной богатой верхушки рабовладельцев. Это отразилось в полномочиях и взаимоотношениях высших государственных органов.
Ими являлись народные собрания, сенат и магистратуры. Хотя народные собрания считались органами власти римского народа и были олицетворением свойственной полису демократии, не они преимущественно управляли государством. Это делали сенат и магистраты — органы реальной власти нобилитета.
В Римской республике существовали три вида народных собраний — центуриатные, трибутные и куриатные.
Главную роль играли центуриатные собрания, обеспечивавшие благодаря своей структуре и порядку принятие решений преобладающих аристократических и богатых кругов рабовладельцев. Правда, их структура с середины III в. до н.э. с расширением пределов государства и увеличением числа свободных изменилась не в их пользу: каждый из пяти разрядов имущих граждан стал выставлять равное количество центурий — по 70, а общее число центурий было доведено до 373. Но преобладание аристократии и богатства все же сохранилось, так как в центуриях высших разрядов было гораздо меньше граждан, чем в центуриях низших разрядов, а неимущие пролетарии, чья 'численность значительно возросла, по-прежнему составляли только одну центурию. В компетенцию центуриатного собрания входило принятие законов, избрание' высших должностных лиц республики (консулов, преторов, цензоров), объявление войны и рассмотрение жалоб на приговоры к смертной казни.
Второй вид народных собраний представляли трибутные собрания, которые в зависимости от состава жителей, триб, участвовавших в них, делились на плебейские и патрицианско-плебейские. Поначалу их компетенция была ограниченной. Они избирали низших должностных лиц (квесторов, эдилов и др.) и рассматривали жалобы на приговоры о взыскании штрафа. Плебейские собрания,' кроме того, избирали плебейского трибуна, а с III в. до н.э. они получили и право принятия законов, что привело к росту их значения в политической жизни Рима. Но вместе с тем в результате увеличения к этому времени числа сельских триб до 31 (с сохранившимися 4 городскими трибами всего стало 35 триб) жителям отдаленных триб стало затруднительно являться в собрания, что позволило богатым римлянам усилить свои позиции в этих собраниях. Они лишь формально вводили в должность лиц, избранных другими собраниями, и в конце концов были заменены собранием тридцати представителей курии — ликторов.
Народные собрания в Риме созывались по усмотрению высших должностных лиц, которые могли и прервать собрание, и перенести его на другой день. Они же председательствовали в собрании и объявляли вопросы, подлежащие решению. Участники собрания не могли изменять внесенные предложения. Голосование по ним было открытым и только в конце республиканского периода было введено тайное голосование (участникам собрания раздавались специальные таблицы для голосования). Важную, чаще всего определяющую роль играло то обстоятельство, что решения центуриатного собрания о принятии законов и избрании должностных лиц в первый век существования республики подлежали утверждению сенатом, но и затем, когда в III в. до н.э. это правило было отменено, сенат получил право предварительного рассмотрения вопросов, выносимых в собрание, что позволяло ему фактически направлять деятельность собрания.
|