Становление органов прокуратуры во Франции периода феодализма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Становление органов прокуратуры во Франции периода феодализма



Прокуратура во Франции отнесена к исполнительной ветви власти и подчиняется министерству юстиции. Организация и функции прокуратуры, процессуальный статус прокурора регламентирован УПК Франции, кодексом судебной организации и ордонансом № 58-1270.

Должностные лица прокуратуры весьма близки к судейскому корпусу (те и другие именуются магистратами), так как они получают одинаковую подготовку и в ходе своей карьеры нередко переходят из прокуроров в судьи и обратно[1].

В основе системы набора кадров для прокуратуры лежит принцип единства судебного корпуса. Это единство судебного корпуса вытекает из взаимопроникаемости функций судей и прокуроров. Прокурор может в любой момент своей карьеры стать судьей, и наоборот. Эта возможность перемещения между судейским корпусом и прокуратурой является источником обогащения профессионального опыта.

Прокуратура является централизованной системой органов. Она действует в лице генеральных прокуроров, генеральных адвокатов и их заместителей при апелляционном и кассационном судах, прокуроров республики и их заместителей при судах большой инстанции, имеющих статус магистратов судебной системы. Структура прокуратуры совпадает со структурой судов. Прокуратура рассматривается как орган, защищающий интересы общества, поэтому некоторые их должности, например помощников генерального прокурора, именуют генеральными адвокатами.

При каждом апелляционном суде имеется генеральный прокурор со своими помощниками. Он находится в непосредственном подчинении министра юстиции и вправе давать указания всем должностным лицам прокуратуры в районе компетенции апелляционного суда. Под его надзором находятся и все должностные лица судебной полиции. Генеральный прокурор лично или через своих заместителей поддерживает обвинение в апелляционном суде и в суде присяжных. Республиканские прокуроры находятся при судах малой и большой инстанций, при исправительных трибуналах и осуществляют уголовное преследование по всем делам в районе действия трибунала. Они лично или через заместителей поддерживают обвинение в большинстве судов присяжных в исправительных трибуналах, а при необходимости и в полицейских трибуналах. Они подчиняются генеральным прокурорам при апелляционных судах.

Прокуратура имеется и при счетной палате. Она включает в себя генерального прокурора и двух его заместителей. Задачи этой прокуратуры наблюдать за единством судебной практики и представлять государство. Генеральные прокуроры непосредственно подчиняются министру юстиции. Они вправе давать обязательные для исполнения указания нижестоящим прокурорам в районе компетенции апелляционного суда. Прокурору республики подчиняются должностные лица прокуратуры при полицейских трибуналах района их компетенции.

Должностные лица прокуратуры назначаются на должность и освобождаются от должности президентом республики по предложению министра юстиции при наличии заключения палаты высшего совета магистратуры, компетентной в отношении прокуроров. Указанная палата включает президента республики, заместителя министра юстиции, пять прокуроров, одного судью, государственного советника и трех лиц, не входящих в состав парламента и судебных органов. Генеральные прокуроры кассационного и апелляционных судов назначаются президентом республики без заключения палаты. В компетенцию палаты входит высказывание мнения о наложении дисциплинарных взысканий на должностных лиц прокуратуры[2].

Основными принципами организации и деятельности прокуратуры являются иерархическая субординация, целостность, ответственность и независимость. Подчиняясь министру юстиции, работники прокуратуры подчиняются вышестоящим руководителям. В отличие от судей, они сменяемы. Деятельность каждого прокурора рассматривается как деятельность прокуратуры в целом. Присутствие одного и того же прокурора при рассмотрении дела не требуется, его может сменить другой работник прокуратуры. Прокуратура не несет ответственности за допущенные в ходе уголовного преследования нарушения закона. Она не может быть привлечена к возмещению судебных издержек и к возмещению ущерба лицу, признанному невиновным, что является гарантией независимости и избавляет прокурора от преследований недовольных граждан. Прокуроры независимы по отношению к суду и к сторонам в уголовном процессе[3].

Принцип подчиненности прокуроров министру юстиции отражается в их правовом статусе: на них не распространяются гарантии несменяемости, которыми пользуются судьи в соответствии со ст. 64 Конституции Франции. В связи с этим они теоретически могут быть смещены с должности министром юстиции или подвергнуты дисциплинарному взысканию, однако на практике такие решения принимаются крайне редко, так как они могут быть неправильно восприняты общественным мнением как вмешательство политической власти в деятельность судебных органов[4].

Основной функцией прокуратуры является уголовное преследование.

Французский уголовный процесс осуществляется путем прохождения нескольких стадий: дознание, предварительное следствие (первой и второй инстанций), возбуждение уголовного преследования, судебное разбирательство, апелляционное производство и кассационное производство.

Прокуратура вправе возбудить уголовное преследование, осуществляет контроль за предварительным следствием и поддерживает обвинение в суде.

Прокуроры осуществляют руководство полицейским дознанием, которое проводят комиссары, офицеры и агенты судебной полиции.

Судебная полиция во Франции – полиция и жандармерия – осуществляет производство дознания по уголовным делам.

Предварительное следствие осуществляется следственным судьей, который находится в организационном подчинении судебных органов. Эти органы делятся на следственные органы первой инстанции (следственные судьи, осуществляющие свою деятельность единолично) и второй инстанции (следственные камеры, осуществляющие свою деятельность коллегиально), т.е. образуют иерархическую систему.

Следственный судья обладает статусом магистрата, назначается на должность в порядке, установленном для судебных магистратов, входит в состав исправительного суда на правах его члена и в связи с этим пользуется гарантиями независимости и несменяемости, как и любой иной судья. При каждом следственном судье предусмотрена должность помощника-секретаря, который обязан присутствовать при проведении всех следственных действий.

Следственный судья при осуществлении своих обязанностей не является судьей в собственном смысле этого слова, т.е. он не разрешает уголовные дела по существу, а лишь устанавливает факты, относящиеся к совершенному нарушению уголовного закона и к личности нарушителя. Более того, ему прямо запрещено принимать участие в рассмотрении уголовных дел, которыми он занимался в качестве следственного судьи[5].

Взаимоотношения полиции и прокуратуры во Франции во многом сходны с взаимоотношениями аналогичных органов в Германии.

Деятельность судебной полиции носит вспомогательный характер по отношению к деятельности прокуратуры. Тем не менее основная тяжесть работы, необходимой для принятия прокурором решения обвинять или не обвинять, лежит на полиции, которая иод контролем прокурора осуществляет все предусмотренные законом виды дознания.

В свою очередь, прокурор уполномочен осуществлять дознание (обычно первоначальное дознание и дознание сомнительной смерти); давать поручения о производстве дознания и отдельных процессуальных действий судебной полиции; контролировать производство полицейского дознания; прекращать производство по делу по формальным основаниям (отсутствие события или состава преступления, неустановление подозреваемого, истечение сроков давности привлечения к уголовной ответственности) или по мотивам нецелесообразности; условно отказывать в возбуждении уголовного преследования (если будет выполнено определенное требование – например, возместить причиненный ущерб; применять уголовно-правовую медиацию (урегулирование с помощью посреднических структур; использовать уголовно-правовой "штраф по соглашению"; возбуждать уголовный иск[6].

Таким образом, хотя французская полиция официально вправе проводить некоторые виды дознания самостоятельно, а, значит, и принимать решение об открытии процесса, практически ее процессуальное положение характеризуется не меньшей степенью зависимости от прокуратуры, нежели в Германии.

Иное дело отношения прокуратуры с судебными органами предварительного следствия. Эти органы самостоятельны и независимы в осуществлении своих функций от прокуратуры. Прокуратура способна в определенной мерс влиять на принятие решений органами предварительного следствия. Так, прокурор может возобновлять расследование по делу, прекращенному следственным судьей, участвовать в заседаниях следственной камеры, истребовать дело из суда (в случае необходимости переквалификации совершенного деяния на более тяжкое) и передать его со своим заключением на рассмотрение в следственную камеру. Таким образом, во французском досудебном производстве есть два автономных центра принятия решений: прокуратура (частично ограниченная судом и судебными следственными органами в вопросах применения мер принуждения и направления дела в суд) и органы предварительного следствия. Отношения между прокуратурой и этими органами – преимущественно одноранговые. Полиция, как и в Германии, не является процессуально автономной и подчиняется прокуратуре, вступая с ней в иерархические отношения[7].

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 783; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.232 (0.008 с.)