Тема 9: «методика обучения грамоте детей дошкольного возраста с тнр» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 9: «методика обучения грамоте детей дошкольного возраста с тнр»



Задание. Игры и упражнения по закреплению умений ориентировки детей дошкольного возраста с ТНР в языковой системе (приложение 3)

«Подарки Змею Горынычу»

(первой голове дарятся предметы с данным звуком в начале, второй – в середине, третьей – в конце слова)

 

«Светофоры»

«В начале слова звук у нас – у светофора красный глаз»

«В середине слова звук у нас--у светофора желтый глаз»

«В конце слова звук у нас--у светофора зеленый глаз»

 

 

 

 


Тема 10: «Методика подготовки к письму детей дошкольного возраста с ТНР»

Задание 1. Схема «Особенности графомоторных навыков детей дошкольного возраста с ТНР»

В лс

 

Задание 2. Комплекс упражнений для развития графомоторных навыков детей дошкольного возраста с ТНР

- работа с пазлами, мозаикой, бусами, конструктором «Лего», игра с волчками, игра «Золушка» (перебирать фасоль и горох) и др.;

 - рисование узоров на листе бумаги в клеточку не отрывая руки от бумаги и не вращая лист

- вырезание фигур из бумаги разной сложности

-обведение по контуру геометрических фигур (большую фигуру нужно обводить по внутреннему контуру, постепенно сжимая радиус обводки; маленькую фигуру – по внешнему контуру с постепенным расширением радиуса обводки. Касаться стенок предыдущей фигуры нельзя. Чем больше получится новых фигур, тем лучше.).

-выкладывание фигур, предметов из счетных палочек;

-  выкладывание узоров из веревочки;

-путаницы

-выкладывание картинок в правильной последовательности;

- лабиринты;

 

-дорисовывание симметричных фигур

Тема 11: «Сенсорное воспитание как основа формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с ТНР»

Задание1. Игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию зрительного восприятия на разных годах обучения детей с ТНР.

«Классификация»

Учащимся предлагаются наборы на 20 геометрических фигур - кругов, треугольников, квадратов, ромбов. Необходимо по 5 штук фигур каждой формы, но разных размеров и цветов.

Дети должны разложить фигуры на несколько - подходящие к подходящим, т.е. провести классификацию.

Классификация может быть произведена по цвету, форме, размеру.

Например, если ребенок произвел классификацию по одному из

признаков, следует задать вопросы: «Почему ты так разложил фигуры? А как еще можно их разложить?»

 

«На что похоже?»

   Для игры потребуется 15-20 картинок с изображением предметов, имеющих четкую геометрическую форму: тарелка, аквариум, яйцо, пирамидка и т.п. Каждый ребенок получает одну из следующих геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал. Ведущий показывает предметную картинку и спрашивает: «На что это похоже?» Ребенок, у которого есть соответствующая геометрическая фигура, должен ответить.

Можно предложить детям найти в классе предметы, похожие на ту или иную геометрическую фигуру.

 

Упражнение

Сидя за столом определить его правый и левый края.

 

Упражнение

Определить место соседа по отношению к себе, соотнеся это с

соответствующей своей рукой; определить свое место по отношению к соседу, ориентируясь на руку соседа.

«Хитрые картинки»

Детям предлагаются для восприятия зашумленные изображения, наложенные друг на друга изображения различных предметов, контурные или неполные изображения. Задается вопрос: «Что изображено на картинке?» Если ребенок испытывает трудности, нужно предложить ему обвести указкой или пальцем контур предмета.

 

Упражнение

Стоя друг за другом, назвать стоящего впереди, стоящего сзади; стоя в шеренге, назвать стоящего справа, стоящего слева.

 

 

Задание 2.Игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию слухового восприятия на разных годах обучения детей с ТНР.

Игра «Скажи, что ты слышишь?»

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков.

Оборудование: стаканы (с водой и пустой), баночки с крупами, фольга, деревянные и металлические ложки, ширма.

Описание игры: воспитатель показывает и называет предметы, демонстрирует их звучание. Затем за ширмой выполняет различные действия с предметами (переливает воду, пересыпает крупу...). Ребёнок должен определить, что он слышит (шуршание бумаги, звук льющейся воды и т.д.)

Можно предложить детям определить, что они слышат. Тот, кто ответит правильно, садится на свое место. Таким образом, каждый ребенок примет участие в игре.

Игра «В мире звуков»

Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков.

Описание игры: воспитатель предлагает детям закрыть глаза и послушать, что происходит в детском саду.

Этой игрой можно закончить занятие на тему «Формирование представления о звуках». Подводя итог занятия, можно предложить детям эту игру, а затем спросить, как можно назвать одним словом, все, что они слышали (это звуки).

 

Игра «Скажи, что звучит?»

Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков.

Оборудование: игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звуки (колокольчик, бубен, барабан, дудка, трещотка, погремушка и т.д.)

Описание игры: воспитатель знакомит ребенка с музыкальными инструментами, играет на них, предлагает поиграть ребенку. Затем предлагает малышу закрыть глаза и определить, на каком музыкальном инструменте он играет.

Игра «Встречайте гостей».

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация звукоподражаний.

Оборудование: шапочки с ушками разных животных.

Из детей выбираются гости (три-четыре), им даются шапочки с ушками разных животных. Они уходят за ширму, поочерёдно подают звуки за ширмой, а дети угадывают, кто появится. Собравшись, гости под аплодисменты пляшут, как умеют. Затем выбираются новые гости.

Эту игру можно предложить во время динамической паузы на занятии на тему «Знакомство со словом», попросив детей угадать, какие животные к ним пришли. В начале игры логопед просит детей показать, как подают голос те животные, появление которых он запланировал.

 

Игра «Иди-беги».

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация звуков по силе звучания.

Оборудование: бубен.

Описание игры: воспитатель стучит в бубен тихо, громко и очень громко. Соответственно звучанию бубна ребёнок выполняет движения: под тихий звук идёт на носочках, под громкий - шагом, под очень громкий- бежит.

 

Задание3.Игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию тактильного восприятия на разных годах обучения детей с ТНР.

Игра "Что внутри?"

Ребенку предлагают воздушные шарики, содержащие внутри различные наполнители: воду, песок, муку с водой, горох, фасоль, различные крупы: манку, рис, гречку и др. Шарики с каждым наполнителем должны быть парными. Ребенок должен на ощупь найти пары с одинаковыми наполнителями.

Дополнительно можно небольшое количество каждого наполнителя поместить в тарелочках. В этом случае надо будет еще соотнести каждую пару с соответствующим наполнителем, т.е. определить, что находится внутри шариков.

 

Игра «Узнай предмет»

Цель: развитие тактильной памяти.

Ребенку завязывают глаза и по очереди кладут в его вытянутую руку различные предметы. При этом их названия вслух не произносятся, малыш сам должен догадаться о том, что это за вещь. После того, как ряд предметов (3-10 предметов) будет обследован, ему предлагают назвать все эти вещи, причем в той последовательности, в которой они вкладывались в руку. Сложность задания заключается в том, что малышу требуется выполнять две мыслительные операции – узнавание и запоминание.

 

 

 Тема 12: «Методика формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста с ТНР»

Задание. Дидактические игры и упражнения, направленные на формирование количественных представлений детей дошкольного возраста с ТНР на разных годах обучения

Игра «Математическое домино».

Материалы: Карточки с математическими знаками с одной стороны и точками с другой стороны (по принципу домино). Карточки с цифрами до 10 с одной стороны и картинками с другой стороны (по принципу домино).

Описание игры.

1 вариант.

Выкладывание цепи карточек, в которой соединяют вместе цифру с одинаковым количеством предметов на картинке на их стыке.

2 вариант.

Выкладывание цепи карточек, в которой соединяют вместе математические знаки: «равно», «неравно», «больше», «меньше» с соответствующим количеством точек на их стыке.

Правила игры.

В игре может участвовать от 2 до 4 игроков. Игроки выбирают себе по 7 карточек, первым ходит игрок, у которого карточка один-один. Игроки по очереди выставляют соответствующие карточки, если нет подходящей карточки, игрок пропускает ход. Выигрывает тот игрок, у которого не осталось карточек.

 

«Украсим коврик»

Цель: формировать умение группировать предметы по заданным признакам, определять количество предметов.

Оборудование. На полу два квадратных коврика, каждый из которых расчерчен на 25 равных квадрата. В верхнем ряду каждого квадрата изображены геометрические фигуры разного цвета, круг, треугольник, квадрат. У каждого из детей три разные геометрические фигуры.

Коврик

Педагог говорит: «Это коврик. Давайте вместе украсим его. фигуры одинаковой формы и цвета будем располагать одну под другой. Какую фигуру положим в эту клетку? (Показывает на пустую клетку в левом столбике). После выполнения работы дети с воспитателем рассматривают украшенный коврик, отмечают однородность фигур в столбиках (цвет, форм).

Педагог уточняет: «Какие фигуры в левом столбике? (Красные треугольники).

А в правом? (Зеленые квадраты)». И т. д.

Затем дети украшают второй коврик, проявляя при этом уже большую самостоятельность. Педагог задает вопросы о количестве, цвете, форме фигур, подводит детей к выводу: «Все фигуры левого столбика - треугольники. Поэтому Вова неправильно положил круг». И т. д.

 

«Украсим платок»

Цель: учить сравнивать две равные и неравные по количеству группы предметов, упражнять в ориентировке на плоскости.

Оборудование: «платки» (большой - для воспитателя, маленькие - для детей, набор листьев двух цветов (на каждого ребенка).

Педагог предлагает украсить платки листочками. Спрашивает, как можно это сделать (каждый ребенок выполняет задание самостоятельно). Затем говорит: «Давайте теперь украсим платочки по-другому, все одинаково. Я буду украшать свой платок, а вы - маленькие. Верхний край украсим желтыми листочками, вот так. (Показывает).

--Положите столько листьев, сколько я. Правой рукой разложите их в ряд слева направо. А зелеными листочками украсим нижний край платка. Возьмем столько же зеленых листьев, сколько желтых. Добавим еще один желтый лист и поместим его на верхний край платка. Каких листочков стало больше? Как сделать, чтобы их стало поровну?» После проверки работ и их оценки воспитатель предлагает украсить левую и правую стороны платка листьями разного цвета. Т. е. положить на правую сторону платка столько же листьев, сколько и на левую. (Показывает). В заключении дети украшают все стороны платка по-своему и рассказывают об этом.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 467; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.189.177 (0.032 с.)