Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2: «методика обучения творческим играм детей дошкольного возраста с тнр»

Поиск

Задание 1-3. Игры с правилами для проведения с детьми дошкольного возраста с ТНР на протяжении дня

 

 

Тема 3: «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста с ТНР»

Задание 1. Использование физминуток в коррекционно-педагогической работе.

А) Упражнения без речевого сопровождения   

1. Упражнения на релаксацию

с сосредоточением на дыхании

 

“Ленивая кошечка”

Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как кошечка. Почувствовать, как тянется тело. Затем резко опустить руки вниз, произнося звук “а”.

 

“Задуй свечу”

Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить звук “у”.

 

Упражнения на расслабление мышц лица

“Озорные щечки”

Набрать воздух, сильно надувая щеки. Задержать дыхание, медленно выдохнуть воздух, как бы задувая свечу. Расслабить щеки. Затем сомкнуть губы трубочкой, вдохнуть воздух, втягивая его. Щеки при этом втягиваются. Затем расслабить щеки и губы.

 

“Рот на замочке”

Поджать губы так, чтобы их совсем не было видно. Закрыть рот на “замочек”, сильно-сильно сжав губы. Затем расслабить их:

У меня есть свой секрет,

не скажу его вам,

нет (поджать губы).
Ох как сложно удержаться,

ничего не рассказав (4–5 с).
Губы все же я расслаблю,

А секрет себе оставлю.

 

 

Упражнения на расслабление мышц шеи

“Любопытная Варвара”

Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, голова прямо. Повернуть голову максимально влево, затем вправо. Вдох-выдох. Движение повторяется по 2 раза в каждую сторону. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:

Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо.
А потом опять вперед – тут немного отдохнет.
(Поднять голову вверх, смотреть на потолок как можно дольше. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:)
А Варвара смотрит вверх дольше всех и дальше всех!
Возвращается обратно – расслабление приятно!
(Медленно опустить голову вниз, прижать подбородок к груди. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:)
А теперь посмотрим вниз – мышцы шеи напряглись!
Возвращаемся обратно – расслабление приятно!

 

Упражнение на расслабление мышц рук

“Лимон”

Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем бросить “лимон” и расслабить руку:

Я возьму в ладонь лимон.
Чувствую, что круглый он.
Я его слегка сжимаю –
Сок лимонный выжимаю.
Все в порядке, сок готов.
Я лимон бросаю, руку расслабляю.


Выполнить это же упражнение левой рукой

 

Упражнения на расслабление мышц ног

“Палуба”

Представьте себя на корабле. Качает. Чтобы не упасть, нужно расставить ноги шире и прижать их к полу. Руки сцепить за спиной. Качнуло палубу – перенести массу тела на правую ногу, прижать ее к полу (правая нога напряжена, левая расслаблена, немного согнута в колене, носком касается пола). Выпрямиться. Расслабить ногу. Качнуло в другую сторону – прижать левую ногу к полу. Выпрямиться! Вдох-выдох!

Стало палубу качать!

Ногу к палубе прижать!

Крепче ногу прижимаем,

А другую расслабляем.

 

Упражнение на расслабление всего организма

“Птички”

Дети представляют, что они маленькие птички. Летают по душистому летнему лесу, вдыхают его ароматы и любуются его красотой. Вот они присели на красивый полевой цветок и вдохнули его легкий аромат, а теперь полетели к самой высокой липе, сели на ее макушку и почувствовали сладкий запах цветущего дерева. А вот подул теплый летний ветерок, и птички вместе с его порывом понеслись к журчащему лесному ручейку. Сев на краю ручья, они почистили клювом свои перышки, попили чистой, прохладной водицы, поплескались и снова поднялись ввысь. А теперь приземлимся в самое уютное гнездышко на лесной полянке.

 

2. Упражнения с элементами психогимнастики

«Ракушка»

В море мы нашли ракушку.

Складываем ладони лодочкой.

Мы её приложим к ушку,

(Прикладываем ладонь к правому уху, голову наклоняем к правому плечу.)

И суровою зимой

(Прикладываем ладонь к левому уху)

Будем слушать мы прибой.

Наклоняем голову к левому плечу.

Упражнение снимает напряжение с мышц плеч и шеи, а так же повышает уровень психической активности.

«Надувала кошка мяч»

Цель: снятие эмоционального и мышечного напряжения. Дети находятся в расслабленной позе, они изображают сдувшиеся шарики. Взрослый произносит текст:

Надувала кошка шар (дети выпрямляют туловище, надувают щёки),

 А котёнок ей мешал: Подошел и лапкой – топ!

А у кошки шарик – лоп!

(«Шарики» со звуком сдуваются и возвращаются в исходное положение).

 

Б)Упражнения с речевым сопровождением

Речевые игры фонетической направленности

«Эхо»


Правила игры. Педагог громко произносит любой гласный звук, а ребёнок повторяет его, но тихо.
Воспитатель громко говорит: А-А-А. ребёнок-эхо тихо отвечает: а-а-а. И так далее. Можно так же использовать сочетание гласные звуков: ау, уа, эа и т.д.

 

Игра «Найди картинку»

Направлена на нахождение графических изображений, в названии которых присутствует изучаемый звук. Наглядным материалом могут быть любые предметные картинки: изображения предметов мебели, игрушек, овощей, фруктов и т.д. Ребенку предлагается найти картинку, в названии которой есть отрабатываемый звук. Например, вы выложили перед ребенком изображения стола, стула, кровати, шкафа. После чего предлагаете ему найти звук С в названии предметов мебели.

Игра «Будь внимателен!»

Направлена на вычленение слов, в которых есть звук, требуемый отработки. Ребенку предлагается подавать сигнальный знак, например, хлопать в ладоши, нанизывать кольца пирамидки или бусинки, когда он услышит в слове звук, над которым ведется логопедическая работа.

 

Речевые игры лексико-грамматической направленности

«Один - много»

Цель: научить образовывать существительные множественного числа.

Оборудование: мяч.

Ход. Взрослый называет существительное в единственном числе и бросает ребенку мяч. Ребенок называет существительное во множественном числе и возвращает мяч: дождь - дожди капля - капли лист - листья гриб - грибы зонт - зонты плащ — плащи птица – птицы.

 

«Чудесный мешочек"

Цель: закрепить названия овощей, их цвета.

Оборудование: мешочек, натуральные овощи или муляжи.

Ход. Перед игрой ребенка знакомят с овощами и их свойствами. Малыш по одному достает из «чудесного мешочка» овощи, называет их. Затем он отвечает на вопросы взрослого о цвете, форме, величине овощей. Если ребенок затрудняется, взрослый помогает ему.

 

«Назови ласково»

Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: предметные картинки с изображением овощей большого и маленького размера.

Ход. Взрослый показывает ребенку картинку с изображением какого-либо большого овоща, например, помидора и спрашивает, как он называется. Затем объясняет: «Этот помидор большой. А как ты назовешь ласково маленький такой же овощ?» Демонстрирует картинку (помидорчик.) Аналогично рассматриваются другие овощи (огурец - огурчик, репа - репка, морковь - морковочка, лук - лучок, картошка - картошечка). Неговорящего ребенка просят: «Покажи помидор. А теперь покажи помидорчик».

 

Задание 2. Игры и упражнения, направленные на реализацию коррекционных задач в процессе проведения занятий по физическому воспитанию с детьми дошкольного возраста с ТНР.

 

Упражнения на расслабление после интенсивной физической нагрузки, между частями занятия, после подвижных игр и в конце физкультурного занятия

При использовании релаксации на физкультурных занятиях стоит придерживаться техники поэтапного перехода в состояние расслабления.

1 этап. Принять правильное положение.

Детям предлагается удобно лечь на спортивные коврики, руки вытянуть вдоль туловища, ноги положить прямо, расслабиться, глаза желательно закрыть.

Сопровождение: ложитесь поудобнее, прикройте глаза, дышите ровно и свободно

2 этап. Почувствовать свое тело

Детям предлагается последовательно мысленно «осмотреть свое тело»

Сопровождение: ваши ручки отдыхают, положите их ровно, вытяните и расслабьте ножки, дышите спокойно, прислушайтесь к своему дыханию, звукам вокруг вас, ваше тело отдыхает, расслабляется.

3 этап. Получить удовольствие от состояния покоя.

Детям дается возможность почувствовать приятное тепло, комфорт, удовольствие, покой расслабленного тела.

Сопровождение: дышите свободно, слушайте, что я вам расскажу.

Основой используемых упражнений является мышечная релаксация по представлению. Эффект усиливается сопровождением приятной, спокойной музыки.

Лимон

Опустить руки вниз и представить себе, что в правой

руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем бросить “лимон” и расслабить руку:

- Я возьму в ладонь лимон.

Чувствую, что круглый он.

Я его слегка сжимаю –

Сок лимонный выжимаю.

Все в порядке, сок готов.

Я лимон бросаю, руку расслабляю.

Выполнить это же упражнение левой рукой.

 

Птички

Дети представляют, что они маленькие птички. Летают по душистому летнему лесу, вдыхают его ароматы и любуются его красотой. Вот они присели на красивый полевой цветок и вдохнули его легкий аромат, а теперь полетели к самой высокой липе, сели на ее макушку и почувствовали сладкий запах цветущего дерева. А вот подул теплый летний ветерок, и птички вместе с его порывом понеслись к журчащему лесному ручейку. Сев на краю ручья, они почистили клювом свои перышки, попили чистой, прохладной водицы, поплескались и снова поднялись ввысь. А теперь приземлимся в самое уютное гнездышко на лесной полянке

 

«Улыбка маме»

Представьте себе, что вы видите перед собой на рисунке красивое солнышко, рот которого расплылся в широкой улыбке. Улыбайтесь в ответ солнышку и почувствуйте, как улыбка переходит в ваши руки, доходит до ладоней. Сделайте это ещё раз и попробуйте улыбнуться пошире. Растягиваются ваши губы, напрягаются мышцы щек… Дышите и улыбайтесь…, ваши руки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка (повторить 2-3 раза).

 

Подвижные игры с рифмованным текстом

 

Игра «Цапли и лягушки»

Цель. Совершенствовать навыки прыжков на корточках, быстрого бега.

Воспитывать внимание, сообразительность, умение быстро действовать по сигналу.

Ход игры

Детей разделяют на две одинаковые подгруппы, одна из которых становится «лягушками», а другая - «цаплями».

Во время слов воспитателя:

Лягушки-квакушки по берегу прыгают,

Мошек и комариков на обед собирают.

«Лягушки» прыгают вприсядку по всему коврику.

Воспитатель продолжает:

Прилетели цапли с длинными клювами,

Смотрите, лягушки, будет беда с вами!

На эти слова «цапли» бегают по залу, пытаясь поймать «лягушек».

Указания к игре: при повторении игры дети меняются ролями, побеждает та команда, которая поймает больше «лягушек». Пойманных лягушек отводят на другую сторону зала.

 

Игра «Еж и мыши»

Задача: бег с ловлей. Воспитание сообразительности, внимания, быстрой ориентации в пространстве, ловкости.

Ход игры

Все дети становятся в круг и берутся за руки. Из детей выбирают ежа и мышку. Мышка становится посередине круга, еж вне круга. Воспитатель вместе с детьми, ходя по кругу, говорит:

Ёжик носит не футболки,

Не рубашки, а иголки!

Мышку хочет он поймать,

Чтобы ей позавтракать.

Затем дети останавливаются, поднимают вверх руки, образуя ворота и говорят:

Мышка, Мышка, не зевай,

А скорее убегай!

После слов «убегай» мышка выбегает из норки, а еж начинает ее ловить. Игра заканчивается, если еж поймает мышь. При повторении игры воспитатель выбирает другого ежа и мышку.

Правила игры: Еж начинает ловить мышку на слово «убегай»

Указания к игре: Когда мышка устает бегать, воспитатель говорит: «норку закрываем». Тогда дети приседают, опуская сцепленные руки и игра заканчивается.

 

Упражнение для улучшения мозгового кровообращения

Упр.1

Встать прямо. Наклониться как можно ниже, руки висят почти касаясь пола. Качать головой 10 раз из стороны в сторону и вперед – назад.

Упр.2

Стоя, ладони сжать в кулаки, руки согнуть в локтях, раскачиваться вправо и влево 15-18 раз, стараясь соблюдать ритмичность дыхания.

Упр.3

Стоя, слегка согнув руки в локтях, ноги в бедрах и коленях, спина и шея прямые, Делать повороты вправо и влево, не отрывая стоп от пола. Следить, чтобы двигались все суставы, поясница, шея.

 

Упражнения для укрепления мышц спины и живота, улучшения осанки, укрепления плечевого пояса

«Качалочка»

Цели: улучшение функции вестибулярного аппарата, укрепление связочно-мышечного аппарата туловища и конечностей.

На лесной полянке играли медвежата, смешно покачиваясь на спине. Давайте мы тоже попробуем так покачаться!

И.п.: лечь на спину, ноги вместе. Сгибая ноги, прижать колени к груди и обхватить колени руками. Покачаться на спине вправо, влево. Пауза. Повторить 3 раза.

«Цапля»

Цели: улучшение функции вестибулярного, укрепление опорно-двигательного аппаратов.

Когда цапля ночью спит,

На одной ноге стоит.

Не хотите ли узнать:

Трудно ль цапле так стоять?

А для этого нам дружно

Сделать позу эту нужно.

И.п.: стоя на правой ноге, согнуть левую ногу в колене, руки чуть в стороны, и постоять так немножко. Затем на левой ноге. Повторить 3—4 раза.

(2-й вариант: ногу, согнутую в колене, поднять вперед, вверх, под углом.)

Очень трудно так стоять,

Ножку на пол не спускать,

И не падать, не качаться,

За соседа не держаться.

«Морская звезда»

Цели: формирование правильной осанки, улучшение координации движений.

И.п.: лежа на животе, поднять руки и ноги в стороны. Вы — морская звезда! Покачайтесь на волнах.

«Ах, ладошки, вы, ладошки!»

Цели: формирование правильной осанки, координация движений верхних конечностей.

И.п.: встать прямо и, заведя руки за спину, соединить ладони. Затем, вывернув сложенные руки пальцами вверх, расположить кисти рук так, чтобы мизинцы по всей длине касались позвоночника. Локти нужно приподнять, спину выпрямить, плечи отвести назад. Удерживать позу и произносить: «Ах, ладошки, вы, ладошки! За спиною спрячем вас! Это нужно для осанки, это точно! Без прикрас!» Медленно опустить руки вниз, встряхнуть кистями рук и выполнить спокойный выдох.

 

Дыхательные упражнения

После слов «задержу дыхание» дети делают вдох и задерживают дыхание. Воспитатель читает стихотворный текст, ребята только выполняют задание.

 

Носиком дышу,
Дышу свободно,
Глубоко и тихо –
Как угодно.
Выполню задание,
Задержу дыхание.
Раз, два, три, четыре –
Снова дышим:
Глубже, шире.

 

Часики

 

И.п.: стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так».

Повторить до 10 раз.

Паровозик

 

Ходьба, делая попеременные движения руками и приговаривая: «чух-чух-чух».

Через определенные промежутки времени можно останавливаться и говорить

«ту-тууу».

Продолжительность – до 30 секунд.

 

Пальчиковая гимнастика

«Грибы»

Топ – топ – пять шагов, «Шагают» пальчиками по столу.
В туесочке пять грибов. Переплели пальцы – сделали туесочек,
Мухомор красный – гриб опасный. большие пальцы – ручка.
А второй – лисичка, Загибают по одному пальцу на обеих
Рыжая косичка. руках на каждое название гриба,
Третий гриб – волнушка, начиная с мизинцев.
Розовое ушко.
А четвёртый гриб – сморчок,
Бородатый старичок.
Пятый гриб – белый,
Ешь его смело!

«Здравствуй, ягода».

Здравствуй, полянка большая!

Здравствуй, трава-мурава!

Здравствуй, ягода лесная!

Ты поспела и вкусна

Мы лукошко несем

Всю тебя мы соберем.

Пальцы правой руки здороваются с пальцами левой руки, похлопывая друг друга подушечками.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.78.182 (0.009 с.)