Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лакофф дж. Женщины, огонь и опасные вещи: что категории языка говорят нам о мышлении.

Поиск

Общепризнано, что первая серьезная трещина в классической теории была обнаружена Витгенштейном (Wittgenstein 1953, 1: 66— 71). Классическая категория имеет четкие границы, которые определяются общими признаками. Витгенштейн указал, что такая категория, как игра, не соответствует классической форме, поскольку не существует общих признаков, разделяемых всеми играми. Витгенштейн также отметил, что категория игр не имеет фиксированных границ. Категория может быть расширена и в нее могут быть включены новые виды игр, при условии, что они похожи на то, что ранее понималось как игры, в некоторых отношениях.

Игра в кости не является самым лучшим примером игры. То, что могут быть хорошие и плохие примеры категории, не следует из классической теории. То, что в структуре категории есть место для хороших примеров, требует какого-то объяснения.

Витгенштейн полагал, что существует единая категория, обозначенная словом игра. Согласно Витгенштейну, эта категория и другие категории структурированы фамильными сходствами и хорошими и плохими примерами. Философ Дж. Л. Остин распространил этот подход на изучение самих слов. Есть значения центральные и нецентральные. Значения могут не быть подобны (в смысле наличия общих признаков), однако они тем не менее связаны друг с другом некоторыми другими отношениями, которые могут быть точно определены. Образ жизни типа В приводит к телу типа А.

 Вид типа С является следствием тела типа А.

 Слово здоровый обозначает А.

 В отношении именования А замещает В. (Метонимия)

 В отношении именования А замещает С. (Метонимия)

Таким образом, слово «здоровый» имеет значения А, В и С. А, В и С образуют категорию, члены которой связаны описанным выше образом. А является центральным членом этой категории значений (первичным ядерным значением Остина). В и С являются значениями, полученными в результате расширения, и метонимия является тем принципом, на котором основано расширение.

Остин обсуждает здесь холистическую структуру — гештальт — управляющую нашим пониманием таких видов деятельности, как игра в крикет.

Т.е категории организуют реальность. Другим большим вкладом когнитивной антропологии в теорию прототипов стало исследование цвета Брента Берлина и Пола Кея. В своем классическом труде «Базисные наименования цвета» (Berlin, Kay 1969) они подвергли сомнению традиционный взгляд, что разные языки могут делить цветовой спектр произвольными способами. Первая закономерность, которую они обнаружили, было наличие базисных наименований цвета. После того как было проведено разграничение между базисными и небазисными наименованиями цвета, были установлены следующие закономерности.

 — Базисные наименования цвета называют базовые категории цвета, центральные члены которых универсально одни и те же. Например, всегда имеется психологически реальная категория КРАСНЫЙ, с центральным красным цветом как лучшим, или «чистейшим», примером.

 — Категории цвета, к которым могут быть приложены базовые наименования цвета, являются эквивалентами английских категорий цвета, именуемых словами black 'черный', white

Многие языки имеют меньшее количество базовых категорий. Эти категории включают объединения базовых категорий, например, синий + ЗЕЛЕНЫЙ, КРАСНЫЙ + ОРАНЖЕВЫЙ + ЖЕЛТЫЙ, и т. д. В тех случаях, когда в языке имеется меньше одиннадцати базовых наименований цвета, одно (или более) базовое наименование называет такое объединение.

Существование центральных цветов показывает, что члены цветовых категорий не равноправны. Некоторые члены категории КРАСНЫЙ являются лучшими примерами этой категории, чем другие. Теория Кея-МакДаниэла хорошо работает при характеристике центральных цветов, соответствующих базовым категориям цвета. Однако она не работает столь же хорошо на границах между цветами. Согласно теории Кея-МакДаниэла, эти границы, так же как центральные цвета, должны быть одинаковы во всех языках. Но это просто не так. Наиболее детальный анализ языкового отображения цветовых категорий, особенно в нецентральных районах, представлен в работе МакЛаури Однако МакЛаури обнаружил случаи, когда фиолетовый находится целиком внутри холодного цветового диапазона (единого цвета с центральными пунктами в синем и зеленом), и другие случаи, где фиолетовый находится на границе между холодным и красным. Исследование Берлина может рассматриваться как реакция на классический ВЗГЛЯД, ЧТО КАТЕГОРИИ УМА СООТВЕТСТВУЮТ КАТЕГОРИЯМ МИРА, И на его лингвистическую версию, ТЕОРИЮ ИМЕН ЕСТЕСТВЕННЫХ КЛАССОВ. Уровень рода оказался «в середине» наивной (народной, folk) классификационной иерархии, — Народные категории чрезвычайно точно соответствуют научным категориям на этом уровне, но не на других уровнях. потому что информант называл исследователю растения согласно их родовым названиям. В своем замечательном ряде экспериментов Рош показала, что первичные категории цвета являются психологически реальными для говорящих на дани, несмотря на то, что они не имеют специальных названий. Она поставила под сомнение одну из гипотез Уорфа, а именно что язык определяет концептуальную систему тех, кто говорит на нем. Если бы Уорф был прав в этом вопросе, два цветовых слова дани обусловили бы наличие двух, и только двух, понятийных категорий цвета. Было также установлено, что говорящие на дани (подобно говорящим на английском языке) лучше запоминают центральные цвета(если учить их этим цветам), чем нецентральные (Heider 1972). В эксперименте по оценке цветового сходства было продемонстрировано, что дани представляют цвета в памяти таким же образом, как говорящие по-английски

Лакофф приводит 3 взгляда на концепты – они независимы от тех, кто их использует, они наполовину зависимы, концепты сущ только в силу своей воплощенности в языке

11. Гипотеза Н. Хомского о врожденности языковых правил. На какие аргументы она опирается? Как она влияет на понимание сознания и познания?

Хомский обосновывает другие идеи. Родился в 1928. Хомский лингвист и влиятельный ученый. Он изменил представление о чел языке и мозге. С него нач програма исследований. Хомский задается вопросом - как дети выучивают язык, до 6 лет они обладевают большим запасом. Потом взрослый может учить язык 10 лет и останется иностранцем. Дети слушают, как говорят взрослые и воспроизводят фразы, которые говорятся чаще всего. Язык дает нам возможность создавать неограниченное кол-во новых форм. Язык - способность создавать новые языковые формы. Исследователи проводили опыты с детьми, дети сразу образуют множественное число от первый раз услышанного слова, значит, из речи должны вычленить грамматические правила. Хомский говорит, что малыши не смогут извлекать грамматич правила из языка. Малыши делают ошибки в том, что они не знают слова исключения и применяют ко всем одинаковые правила. Образуют исходя из своего чувства правила - так хомский объясняет. Если бы ребенок осущ индуктивные выводы, то он не говорил бы правильно, потому что речь взрослых неправильна, взрослые исправляют у детей не грамматические ошибки, а смысловые. Вырастают люди и грамматически правильно говорят, но врут. Люди обладают врожденными языковыми способностями. Картезианская лингвистика - диспропорция между входом и выходом, ребенок получ информацию и обладевает грамматическими правилами. Это врожденная языковая способность. Овладение языком подобно развитию органов, подобно тому, как ребенок растет, в нем растет эта способность. Встает проблема нейрофизиологических и психологических исследований. Откуда-то мы имеем врожденн языковой орган-Хомский. Что он из себя представляет? Если все люди обладают этим органом, то должны сущ опр языковые универсалии. Проблема лингвистических универсалий. Программа Хомского - искать эти универсалии. Человеческий язык построен как дискретная комбинаторная система, она заключается в том, что фразы явл всегда структурированными, они представляют собой некоторое дерево, кажд фраза. В каждой фразе есть о чем говорится- n и то что говорится-v. Для каждого слова в фразе сущ опр гнездо, лиса в носочках-эта фраза про лису.джон увидел лису в носочках. Это иерархич структура. Грамматика хомского называлась трансформационной. Главные правила-языковые, т.е правила структуры фраз. Перестановки не нарушают древовидные связи. Дети самые маленькие всегда сохраняли иерархический порядок, не путали. Другие исследования показывали, что дети проходят одни и те же фазы в овладении языком-одно слово 2 и т.д. Находились языки в кот правила не соблюдались. Минималистическая его программа или программа параметров-врожденные механизмы должны быть слабыми, чтобы позволить выучить ребенку любой язык как родной. Некоторый набор возможных грамматик врожден. Тогда ребенок должен переключить рубильник в опр положение, т.е ребенок ожидает язык с прямым или с обратным порядком слов априори, когда начин слушать речь взрослых, у него переключ рубильник в одно из 2 положений. С одной стороны яз способность явл врожденной, ребенок должен выбрать 1 из ограниченного числа вариантов. Роль взрослого - помогает настроить параметры родного языка, если этого не происходит, языковая способность не актуализируется. Ребенок создал язык, т.к был немой, дети сонтанно создают языки со сложной граматикой.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.56.71 (0.008 с.)