Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Часть 2. Исследование подростковых страхов.
Для изучения страхов у обучающихся подросткового возраста, был использован опросник «Виды страха», разработанный И.П. Шкуратовой, который содержит тридцать шесть факторов, вызывающих переживание страха. Все эти факторы сгруппированы в пять групп: а) фобии, б) учебные страхи, в) социальные страхи, г) криминальные страхи, д) мистические страхи. Испытуемые должны были оценить, насколько данный фактор провоцирует у них чувство страха, пользуясь шкалой от 0 до 4 баллов: Для выявления возрастной динамики страхов использовалась методика «Свободное описание страхов» (СОС), разработанная И.П. Шкуратовой и В.В.Ермаком. В ней испытуемым предлагалось в свободной форме описать свои страхи в трёх временных измерениях: в прошлом, настоящем и будущем. Испытуемый отвечал на следующие вопросы. Чего я боялся, когда был маленьким? Чего я боюсь сейчас? Чего я боюсь в будущем? Обработка осуществлялась путем отнесения каждого страха к одной из пяти вышеуказанных групп. В качестве объекта исследования выступило 46 обучающихся 8-11 классов (17 юношей и 29 девушек). Анализ результатов. В результате исследования степени выраженности разных страхов у старшеклассников было выявлено (см. приложение 1), что наиболее выраженным у подростков оказался страх смерти близких людей (62 балла у юношей и 76 баллов у девушек). Удивительным является тот факт, что возможность собственной смерти страшит их значительно меньше (15 баллов у юношей и 36 у девушек). Очевидно, это можно объяснить тем, что подростки считают это маловероятным для себя событием, а также действием защитных механизмов.
Поскольку величина страха определяется величиной негативных последствий устрашающего события для личности и его вероятностью, то можно предположить, что эти страхи являются у подростков хроническими и ярко выраженными. Судя по данным, школьников обоих полов не очень пугает возможность быть не такими как остальные ученики, по данному направлению подростки набрали минимальное количество баллов (юноши – 1 б., девушки – 8 б.) Так же юноши практически не испытывают страх закрытых помещений (4 б.) и страх сглаза и порчи (4б). Для школьниц наименее характерным был страх животных (7б.) и страх быть выгнанной из класса (11 б.) Для обобщенного анализа страхов, все они были сведены в группы в зависимости от источника (фобии, учебные страхи, социальные страхи, криминальные страхи, мистические страхи). Поскольку группы страхов включали разное количество пунктов, для их сопоставления были высчитаны средние значения по группам(см. приложение). В целом по тесту наибольшую выраженность у старшеклассников имеют социальные страхи (46б.). Второе место делят фобии и криминальные страхи, на третьем месте находятся мистические, и замыкают ряд учебные страхи. Рассмотрим проявление страхов у девушек. Здесь, на первое место выходят криминальные страхи (29,2б.), на второе – фобии (27,3б.), на третье – социальные страхи (26,6 б.) и на последнее – учебные (23,4). У юношей же лидируют социальные страхи (19,1б.), фобии, так же как и у девушек на втором месте (17,2 б.). Третье место разделили мистические и криминальные страхи (по 16 б.). Учебные страхи на четвертом месте (13,7б.) При сравнении проявления страхов у девушек и юношей можно сделать вывод, что девушки более предрасположены к переживанию всех видов страха. Эти различия являются результатом различий в воспитании девочек и мальчиков. Традиционно юношей с детства приучают к тому, что они не должны бояться всевозможных объектов и явлений, или, по крайней мере, не признаваться в собственных страхах. В то же время девушкам позволительно проявлять слабость и искать защиты у представителей мужского пола.
Для выявления возрастной динамики страхов испытуемые опрашивались о страхах, которые они переживали в прошлом, наиболее выражены в настоящее время, и чего они опасаются в будущем. Обработка методики «СОС» осуществлялась по тем же шкалам, что и в предыдущей методике(см. приложение). Данные, представленные в таблице, показывают, что детство оказывается представленным в основном фобиями, криминальными и социальными страхами. Учебные страхи в прошлом были выражены наиболее ярко (48,2 б.), в будущем, по мнению девятиклассников, данные страхи их практически не будут тревожить (23,4 б.). Так же обстоят дела и с остальными страхами, которые были наиболее ярко выражены в прошлом, в настоящее время находятся на среднем уровне, а во взрослой жизни уровень тревожности понизится. В будущем, как считают подростки, криминальные страхи выйдут на передний план, а учебные практически не будут беспокоить.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Вы можете представить себе человека, который никогда не смеётся, не плачет, не удивляется, не сердится, не боится?... Конечно же, вы скажете, что таких людей не бывает. И действительно, все мы в разные моменты своей жизни то радуемся, то огорчаемся, то боимся. Страхи – это отрицательные, эмоциональные неприятные переживания. В норме они выполняют охранительную функцию (самосохранение), поэтому необходимы для правильного развития ребёнка и построения поведения. Эмоции страха возникают в ответ на угрожающее действие. Страх – это ответ на опасность, чувство опасности. Подводя итоги результатов проведенного исследования можно сделать выводы:
Таким образом, гипотеза, что девушки более подвержены страхам, нежели молодые люди и с возрастом количество страхов уменьшается подтверждена. Несмотря на свою отрицательную характеристику, страх позволяет человеку избежать угрозы, тем самым выполняя защитную функцию. При благоприятных обстоятельствах жизни у ребёнка страхи исчезают. Но бывают случаи, когда страхи накапливаются, нарастая как снежный ком, создавая проблемы. Учащиеся могут научиться побеждать свои страхи, для этого нужно учиться жить и преодолевать трудности, обращаться за помощью к взрослым в сложных ситуациях. Всегда есть такие люди, которые могут оказать помощь в ситуации, когда страшно.
Список литературы.
1.Абакумова Т.В. Классификация основных видов страха современного общества // Социальная психология: диалог Санкт-Петербург – Якутск.- СПб, 2002, с.133-140. 2.Айзенк Г. Структура личности. - СПб, 1999. 3.Акопян Л.С. Психолого-педагогическое исследование страхов детей младшего школьного возраста. Дис. … канд. психол. наук. - Самара, 2002.
4.Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавится от страха. - СПб., 1995. 5.Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. - СПб., 2000. 6.Изард К. Эмоции человека. - М.,1980. 7.Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. - СПб., 2002. 8.Кемпински А. Психопатология неврозов. - Варшава, 1975. 9.Леонгард К. Акцентуированные личности. - Киев, 1989. 10.Мерлин В.С. Проблемы экспериментальной психологии личности. -Пермь.1970. 11.Мей Р. Проблема тревоги. – М., 2001. 12.Прихожан А.М Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - М., 2000. 13.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. - М.,1999. 14.Спилбергер Ч. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревожности. // Тревога и тревожность. - СПб.,2001. 15.Фрейд З. Психоанализ детских неврозов. - М., 1997. 16.Откуда у подростков разные страхи [Электронный ресурс] //Код доступа: https://www.pravda.ru/science/planet/humanbeing/25-11-2012/1130060-tin_brain-0 17.Е.Н. Просекова. Страхи детей в подростковом возрасте [Электронный ресурс] //Код доступа: http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2013/2013-4-19.pdf 18.Захаров А.И. Детские страхи. От 11 до 16 лет. http://adalin.mospsy.ru/l_02_00/l_02_01j.shtml
19.Назаров Д. Энциклопедия страха//«Огонек», № 38, сентябрь 2001
20.Как преодолеть страх. http://psymiracle.taba.ru/blog/1314025_Kak_borotsya_so_strahom.html
21.Овчарова Р.В. «Практическая психология» - М.,Т.Ц. «Сфера», 1996 г.
22..Страх. Википедия. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%F2%F0%E0%F5
23.Стрига В. О страхах. http://www.planetapsy.ru/psihicheskie-sostoyaniya/o-strahah
Приложение 1 Таблица степени выраженности страхов у юношей и девушек
Приложение 2 Таблица средних значений степени выраженности страхов
Частотный анализ видов страха в прошлом, настоящем и будущем
Приложение 3 СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ: «Как помочь ребенку преодолеть страх?» УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ! Давайте попробуем разобраться в том, что могут сделать родители, чтобы помочь своим детям преодолеть возникшие у них страхи. Начнем с того, что малопонятные иррациональные страхи у детей обычно не встречают понимания у родителей. Как правило, взрослым вообще свойственно относиться к проявлениям детских страхов с некоторой долей снисходительности. «Смешно бояться таких вещей» или «Ты не должен бояться таких глупостей» — могут услышать от них дети. Правы ли мы, взрослые? Ведь в общем-то нами движет намерение рассеять страх ребенка, помочь ему с ним справиться. Что чувствует в этот момент ребенок? Что с ним происходит что-то «неправильное». «Бояться нехорошо», — понимает он. Но поскольку так просто от страха обычно не отделаться, то каждый раз, когда ребенок чувствует страх, он может опасаться признаться в своих переживаниях. Помогает это преодолению страха? Да ничуть! Ведь первая задача родителей, которые хотят помочь ребенку преодолеть свой страх, — это изучить этого «врага», так сказать, в лицо. Причем во всех подробностях. Иногда родители считают, что, вызывая своего ребенка на разговор о причинах его страхов, они тем самым только усиливают их. Но это не так. Страх безотчетный, неосознаваемый гораздо сильнее, чем страх строго определенный, возникающий лишь в определенной ситуации. Выясняя у ребенка, что его пугает, можно уменьшить «радиус» действия страха «загнать тем самым в рамки». А это тоже уже шаг к победе.
И последний совет – самый важный: постарайтесь сделать все возможное, чтобы ребенок ощущал вашу защиту, поддержку и любовь. Родители должны дать понять ребенку: что бы ни случилось, они – рядом и всегда придут на помощь. В этом случае страхи, если они и возникнут, будут незначительными и легко преодолимыми.
Приложение 4
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 718; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.30.253 (0.029 с.) |