Практического занятия 5 курса (9 семестр) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практического занятия 5 курса (9 семестр)



СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

(ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ)

ТЕМА:Инфекционные заболевания слизистой оболочки полости рта и красной каймы губ.Кандидоз. Классификация, этиология и патогенез, патологическая анатомия, клиника и диагностика.

ЦЕЛЬ:                                     

• Научить диагностировать, дифференцировать, лечить проявления кандидозной инфекции в полости рта.

Воспитательная цель: курирование пациентов с грибковыми заболеваниями полости рта

МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: слайды, компьютерные программы, компьютерные фильмы, видеофильмы, тематические больные, тесты, ситуационные задачи.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: учебная база кафедры терапевтической стоматологии.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ:

1. Понятие о микрофлоре полости рта.

2. Методы обследования больного с заболеваниями СОПР. Роль

дополнительных методов обследования.

3. Основные клинические проявления травматических стоматитов,

вирусных заболеваний, язвенно - некротического гингиво - стоматита

Венсана.

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ

(прилагается)

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ:

1. Виды грибковых поражений СОПР.

2. Этиология и патогенез кандидоза.

3. Клинические формы кандидоза.

4. Методы обследования больного с кандидозом.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЯ

При проведении занятия преподаватель должен акцентировать внимание

студентов на роль и значение грибковой микрофлоры в этиологии и патогенезе

кандидозной инфекции в настоящее время. Помочь разобраться в выборе лекарственных препаратов для лечения грибковых поражений. Особое внимание уделить вопросу микробиологического исследования при постановке диагноза.

Аннотация

Кандидоз - заболевание, вызываемое грибами рода кандида. Возбудитель - дрожжеподобный гриб относится к условно-патогенным, аэроб, входит в состав резидентной флоры полости рта человека и обнаруживается в незначительном количестве у 50-70 % пациентов.

Чаще болеют кандидозом дети и люди пожилого возраста. Существует два пути возникновения кандидоза - заражение от больного кандидозом и переход собственных условно-патогенных грибов в патогенные под воздействием благоприятных для грибов факторов.

В развитии кандидоза большую роль играют дефекты клеточного иммунитета, некоторые общие заболевания (истощающие болезни, туберкулез,апацидный гастрит, гипоавитаминозы и др.), прием антибиотиков, кортикостероидных препаратов и др. Большое значение принадлежит и местным травмирующим факторам.

Все эти факторы способствуют развитию дисбактериоза – когда подавляются обычные микробные ассоциации и условно-патогенные грибы переходят в паразитическое состояние. Вирулентность их резко возрастает и развивается ауто-суперинфекция.

 

Схематическое развитие дисбактериоза Н. Ф. Билибин представляет в виде следующих фаз:

 

· Первая фаза - значительное уменьшениечисла нормальных симбионтов в естественных местах их обитания.

· Вторая фаза - исчезновение некоторых симбионтов и увеличение содержания других.

· Третья фаза - появление аутофлоры в полостях, органах и тканях, в которых она обычно не встречается, сопровождающееся изменением токсигенности, вирулентности и патогенности отдельных представителей нормальных симбионтов, либо их ассоциаций.

 

Классификация дисбактериоза

I. Дисбактериоз у практически здоровых лиц:

1. возрастной 2. сезонный

3. пищевой     4. профессиональный

II. Дисбактериоз у больных при:

1. заболеваниях желудочно-кишечного тракта неинфекционной природы

2. болезнях печени

3. инфекционных и паразитарных заболеваниях желудочно-кишечного тракта

4. атеросклерозе

5. злокачественных новообразованиях

 

III. Дисбактериоз медикаментозный

 

IV. Дисбактериоз после воздействия радиоактивных веществ

V. Дисбактериоз смешанный

 

По классификации Н. Д. Шеклакова кандидозы подразделяются на поверхностные кандидозы кожи, слизистых оболочек и ногтей; хронический генерализованный (гранулематозный) кандидоз детей; висцеральные (системные) кандидозы.

При поражении полости рта и губ различают острую и хроническую фазы кандидоза, по локализации - стоматит, хейлит, глоссит, палатинит, заеды.

Острый кандидоз протекаетв виде молочницы (острого псевдомембранозного кандидоза) или острого атрофического кандидоза. Кроме того различают хронический и атрофический кандидоз.

Кандидоз дифференцируют от аллергического стоматита катаральной формы, заболеваний, сопровождающихся ороговением (лейкоплакия, красный плоский лишай, красная волчанка) от состояний и заболеваний, при которых обложен язык, травматических поражений, папулезного сифилида.

Микробиологическая диагностика имеет решающее значение при постановке диагноза. Материал для исследования берут натощак до чистки зубов или через 3-4 часа после приема пищи или полоскания. При обнаружении грибов рода кандида необходимо определять их количество (КОЕ) и патогенные признаки.

        Так обнаружение грибов рода кандида со слизистой оболочки в количестве 10-100 КОЕ не может расцениваться как диагностический признак. Выделение от100 до 1000 КОЕ трактуется как возможный признак кандидоза. Диагноз подтверждается, если при повторном обследовании (при отсутствии противогрибковой терапии) отмечается существенное увеличение КОЕ, даже без наличия клинических признаков. При выделении небольшого количества колоний грибов (до 100), отсутствии значительного роста КОЕ при повторных посевах и сомнительных клинических признаках болезни ситуация расценивается как кандидоносительство.

     Лечение должно быть комплексным (местными общим ) с повторными курсами. Кроме этиотропных средств, применяют препараты, направленные на устранение патогенетических предпосылок, уменьшение аутоаллергических и аллергических реакций, увеличение естественной резистентности, лечение возможных сопутствующих заболеваний, проведение общеукрепляющей терапии. Устранение местных провоцирующих эту болезнь факторов.

Для предупреждения кандидоза СОПР следует избегать возможностей

инфицирования новорожденных, не допускать нерациональной антибиотикотерапии и гормонотерапии, своевременно выявлять и лечить дисбактериоз кишечника, соблюдать санитарно-гигиенический режим, проводить санитарно-просветительную работу среди населения.

 

СХЕМА



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 45; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.127.197 (0.006 с.)