Основопорлагающие идеи теории Ф.. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основопорлагающие идеи теории Ф..



Пердмет теории Ф.

Теория Ф. является основным разделом микроэкономики. При этом Ф. играет роль центрального механизма саморегулирования и саморазвития общества.

Предметом курса «Эк. теория Ф.» является познание логики поведения Ф. в рыночном хоз-ве, а также принятие ею решений по поводу распоряжения эк. благами. Ф. - есть основной эк. инструмент рыночного хоз-а, нацеленный на коммер. успех. Ф. является основной, организационной ед. бизнеса, тогда как предприятия явл. Осн. технологической ед. бизнеса.Теория Ф. обладает также определенными методами исследования. Основными методами теории Ф. (как и микроэк. в целом) являются:1. Метод индукции и дедукции. Индукция - есть выведение различных теорий, основываясь на фактах (от частного к общему). Дедукция – метод, основанный на умозаключениях от общего к частному.2. Метод научной абстракции представляет собой упрощение и обобщение явлений, выделение из них наиболее важных факторов, влияющих на результат.3. Метод анализа и синтеза. Анализ – метод расчленения целого на части, синтез – объединение раздробленного воедино.4. Нормативный и позитивный анализ. Позитивный анализ дает констатацию реального положения событий, нормативный выражает Sивное представление людей и их мнение.5. Предельный анализ. Его сущность заключается в рассмотрении явлений, как в законченном виде, так и измененном. В данном случае Ф. сопоставляет не только весь доход с затратами, но и каждый доп.или предельный доход с доп. или предельными затратами.6. Метод сравнения. Предполагает сопоставление сходства и различий явлений. 7. Метод аналогии – это перенесение одного или ряда известных свойств с известного явления на неизвестное.7. Метод моделирования – это процесс формализованного описания какого–либо явления, отражающий взаимосвязь между факторами, абстрагирование от второстепенных элементов системы и концентрация на главных, влияющих на результат.Модели делятся на математические, графические, вербальные.Кроме того, выделяют равновесные и оптимизационные модели. Равновесные показывают зависимость системы от воздействующих на нее факторов. Оптимизационные модели исходят из концепции эк. рационализма, отражая максимизацию выгод при минимуме затрат.

 

Природа Ф. в теории Р.Коуза

В своей статье «Природа Ф.» Коуз раскрывает сущность понятия Ф., а именно дает ей определение через описание отличительных особенностей Ф.. В этом описании автор касается таких аспектов, как координация факторов пр-ва и распределение ресурсов в Ф., причины возникновения и ограничения при расширении фирм в специализированной обменной экономике.

«Нормальная эк. система работает сама по себе. Ее текущие операции проходят вне централизованного контроля, она не нуждается в центральном органе. По многим видам человеческой деят-ти и человеческих потребностей предложение приспосабливается к спросу, а производство - к потреблению благодаря автоматическому, гибкому и реагирующему на изменения процессу».

Коуз начинает свои рассуждения на тему сущности Ф..

Отличительной чертой Ф. является вытеснение механизма цен. Коуз в противовес тезису Салтера о том, что экономическую систему координирует только механизм цен, упоминает маршалловский четвертый фактор пр-ва (организацию), координирующего менеджера Найта и пр. Это описание, говорит автор, совершенно не годится для внутриФ.нной ситуации.

Согласно механизму цен, если «цена фактора А становится выше в X, чем в Y, то А перемещается из Y в Х до тех пор, пока не исчезнет разница цен в Х и Y». В случае с Ф., пишет Коуз, «когда работник переходит из отдела Y в отдел Х, он делает это не из-за изменения относительных цен, а потому что ему так приказали».

Таким образом, процесс распределения факторов пр-ва в Ф. (в данном случае работников) полностью зависит от учредителя самой Ф., т.е. координация происходит без вмешательства ценового механизма.

Механизм цен, как способ распределения ресурсов, может быть вытеснен только если замещающие его отношения представляют какие-то собственные выгоды. В сущности, этот тезис раскрывает причину возникновения фирм. Коуз выделяет следующий перечень выгод при организации фирм:

1) сокращение издержек при использовании ценового механизма (основная издержка - выяснение того, каковы цены): издержки на это могут быть сокращены благодаря появлению специалистов, которые станут продавать эту информацию;

2) фактор пр-ва (или его собственник) не должен заключать серию контрактов с факторами, с которыми он кооперируется внутри Ф.: заключается один единственный контракт, который устанавливает пределы власти предпринимателя и обязывает работника за определенное вознаграждение выполнять его распоряжения;

3) различное отношение правительств или других регулирующих органов к обменным трансакциям, совершаемым на рынке, и к таким же трансакциям, организуемым внутри Ф.: налог на продажи падает на рыночные трансакции, но не относится к таким же трансакциям внутри Ф..

Несмотря на устранение определенных издержек при возникновении Ф., все производство не может осуществляться одной большой Ф.. С ростом Ф. падает ее эффективность. Коуз описывает следующие ограничения при расширении фирм:

1) с увеличением размеров Ф. может начаться сокращение дохода от предпри-ьской функции;

2) мере увеличения количества осуществляемых трансакций предпри-ь оказывается неспособен использовать факторы пр-ва с наивысшей выгодой, т. е. разместить их в таких точках пр-ва, где они обладают наивысшей ценностью;

3) цена предложения одного или нескольких факторов пр-ва может возрасти из-за того, что «прочие преимущества» у малой Ф. больше, чем у большой.

На самом деле, пишет Коуз, точка, в которой экспансия Ф. прекращается, может определяться совместным действием нескольких вышеперечисленных факторов.

Равновесие при расширении или сжатии Ф. определяется соотношением издержек внутри Ф. и маркетинговыми издержками. В пределе издержки организации внутри Ф. будут равны либо издержкам организации в другой Ф., либо издержкам, возникающим при решении предоставить «организацию» трансакций механизму цен.

Анализ статьи Коуза «Природа Ф.» позволил в полной мере понять причины возникновения фирм, сравнить организацию факторов пр-ва в Ф.х и на рынке, ознакомиться с ограничениями при расширении фирм и условиями сохранения их эффективности.

 

9. Теория трансакционных издержек. С читается составной частью Новой институциональной теории и представляет собой теорию организации предприятий, объектом изучения которой служит многосторонний договор как форма организации. Задачей теории трансакционных издержек является объяснение проблем эффективности тех или иных эк. операций в определённых институциональных рамках, то есть способность различных организационных форм в результативном планировании и осуществлении эк. целей. В основе данной теории находится предположение, что любое действие в эк. контексте в первую очередь связано с затратами История. Началом эк. теории трансакционных издержек послужила опубликованная в 1937 году работа Р. Коуза Природа Ф., за которую Р. Коуз был награждён Нобелевской премией по экономике. Он  ссылаясь на трансакционные издержки, приходит к выводу о необходимости существования предприятий как внерыночной формы проведения трансакций. Следующими важными теоретическими публикациями послужили работы Кеннета Эрроу 1969 года в частности о трансакции и трансакционных издержках. И наконец в 1985 году Оливер Уильямсон представил научную статью, содержащую подробное обобщающее описание теории трансакционных издержек. Наряду с экономическим контекстом также были предприняты попытки использования теории трансакционных издержек в политике, хотя предмет обмена и не совсем очевиден. Так в процессе выбора происходит обмен голоса избирателя на предвыборные обещания одного из кандидатов, что связано с трансакционными издержками сбора информации. Основные понятия. Трансакцией называется любая передача или переполучение права распоряжения имуществом или услугой в процессе обмена между двумя и более участниками договора. Движущей силой подобных выступает эффективность, направленная на бережливое использование ограниченных ресурсов. Трансакция считаются эффективной, если выбранная участниками форма договора приводит к наименьшей сумме производственных и трансакционных издержек. Решающими факторами трансакционных издержек являются: Специфичность связанных с трансакцией инвестиций: описывает в рамках трансакции проводимые капиталовложения в производственные мощности и достижение требуемой квалификации. Риск: содержит в себе неопределённость параметров внешней среды и неуверенность в поведении участников договора. Частотность: учитывает возможность дегрессии издержек с повышением частоты идентичных трансакций как эффект массовости пр-ва или синергии. Оценка поведения участников трансакции противоречит предпосылкам идеального рынка и основывается на следующих принципах: обусловлена суженным восприятием и неполнотой информации задействованных сторон. К видам договоренностей, обуславливающим институционные формы организации, Уильямсон относит: Классический договор — осуществление сделки с помощью рынка. Типичным примером подобной трансакции является договор купли-продажи обычного продукта со следующими особенностями: условия заранее определены и установлены, стороны не рассчитывают на изменение договора после его заключения, договор имеет краткосрочный характер; Неоклассический договор — осуществление сделки с помощью долгосрочного договора. Основные выводы. Обмен товаров и сервисных услуг, связанный с ограниченным риском и низкими специфичными инвестициями производится в рамках рынка: условия жёсткой конкуренции и её интенсивность ограничивают возможности оппортунизма и его стимуляцию. Не приводящая к большим затратам возможность корректировки договора после его заключения допускает автономные действия участников контракта и поиск альтернатив.

10. Теория неопределенности и риска Ф. Найта. Одним из первых ученых, обративших внимание на проблему неопределенности в рамках современной экономической теории, был американский экономист Фрэнк Найт (1885-1974). Неопределенность - это то, что не поддается оценке. В условиях неопределенности выбора потребители максимизируют ожидаемую полезность, то есть средневзвешенную полезность всех возможных результатов, где вероятности результатов используются в качестве весов.

Чтобы количественно измерить риск, надо знать все возможные последствия какого-нибудь отдельного действия и вероятность самих последствий. Вероятность означает возможность получения определенного результата

Он различал два типа вероятности: 1) математическую (или априорную), 2) статистическую. Вероятность первого типа определяется общими заранее заданными принципами. Например, вероятность выпадения цифры, обозначенной на игральной кости, равна одной шестой. «Априорная вероятность, - пишет Ф. Найт, - это абсолютно однородная классификация случаев, во всем идентичных». Вероятность второго типа можно определить лишь эмпирически. Например, вероятность возникновения пожара в данном конкретном здании. Здесь трудно отделить случайное от необходимого и практически невозможно устранить все случайные факторы. Здесь нет полной однородности внутри выделяемого класса, отсутствуют равновероятные альтернативы и поэтому нельзя точно определить вероятность с помощью априорных математических вычислений. Статистическая вероятность, считает Ф. Найт, это "эмпирическая оценка частоты проявления связи между утверждениями, неразложимыми на изменчивые комбинации одинаково вероятных альтернатив". Первый тип вероятности очень редко встречается в бизнесе, второй типичен для деловой сферы. Первый тип поддается однозначному измерению, для измерения второго требуются S оценки. Риск - это оцененная любым способом вероятность. Измерение риска. Вероятность — возможность получение определенного результата. Следует различать объективную и Sивную вероятность. Объективная вероятность — это вероятность, базирующаяся на расчете частоты, с которой происходит данный процесс или явление. Объективная вероятность определяет среднее значение вероятности. Sивная вероятность — это вероятность, основанная на предположении о возможности получения данного результата.

  11. Эк. и контрактный человек

Оливер Уильямсон является одним из основных представителей неоинститутциональной теории Ф.. сновными работами Уильямсона являются: "Рынки и иерархии" (1975), "Экономические институты капитализма" (1985). В этих работах Уильямсон решил сделать трансакцию главной ед. анализа и попытался применил забытый инструмент "трансакционные затраты" к объяснению главного вопроса: как будет организована конкретная трансакция - через фирму, долгосрочный контракт, краткосрочный контракт или разовые покупки?

Опираясь на теорию Ф. Р. Коуза, О. Уильямсон в своих книгах разработал концепцию Ф. как эк. института, направленного на минимизацию трансакционных издержек посредством коалиции владельцев факторов пр-ва, связанных между собой сетью контрактов.
Была предложена такая классификация основных типов контрактов.
1. Классический контракт — двусторонний контракт, основанный на существующих юридических правилах, четко фиксирующий условия сделки и предполагающимй санкции в случае невыполнения этих условий.
2. Неоклассический контракт — долгосрочный контракт в условиях неопределённости, когда невозможно предвидеть заранее все последствия сделки; учитывающий устные договорённости наряду с письменными.
3. Отношенческий, или имплицитный контракт — долгосрочный взимовыгодный контракт, в котором неформальные условия преобладают над формальными.
Сам Уильямсон называл свои исследования экономической теорией трансакционных затрат.

Кроме трансакционных затрат, Уильямсоном были взяты на вооружение были взяты несколько концепций из появившегося в 1960-х нового направления в экономической мысли - поведенческой экономической теории.

Первой концепцией является ограниченная рациональность - принятие решений без сбора всей доступной информации и осуществления всех возможных расчетов. Невозможно предугадать все изменения, невозможно составить контракт, который исчерпывал бы все варианты развития будущих событий.
Второй концепцией является оппортунизм - тайное или явное следование собственным интересам в ущерб целям партнера. Поскольку существует вероятность оппортунизма, трансакция оказывается опасной и требует правового обеспечения в виде контракта.

Оппортунистическимназывается поведение индивида(понятие введено Уильямсоном), уклоняющегося от условий соблюдения контракта с целью получения прибыли за счет партнеров. Оппортунизм является трудноуловимой и всепроникающей особенностью человеческой натуры, которую всегда следует принимать во внимание при исследовании экономической организации.

Важное место в концепции Уильямсона занимали три характеристики любой трансакции, которые влияют на выбор способа ее осуществления.

1)Специфичность активов, участвующих в сделке

2)Неопределенность - Скорость изменений спроса или технологии - чем быстрее происходят изменения в технологии, тем больше вероятность возникновения конфликтной ситуации и следовательно тем скорее будет предпочтена Ф. или долгосрочный контракт. С другой стороны чем быстрее нужно реагировать на изменения спроса, тем скорее будет выбрана Ф., а не контракт

3)Частота трансакций - эта характеристика подчеркивает важность для Ф. данной трансакции. Если она должна совершаться часто, то есть больше стимулов для того, чтобы инкорпорировать ее в одно из своих подразделений, так как решать часто проблемы, связанные с преодолением возможного оппортунизма никому не хочется.

 

Описывая учения 1930-60-х, обзор содержания книги –

1. Эк. теория трансакционных издержек дает их Понятие и Прикладные стороны, Когнитивные карты, Внутренний мир, классификацию контрактов, организация компании как города

2. Контрактный человек – включает Поведение и Сравнительные параметры трансакций, трансформацию и концепции оппортунизма.

 

Конфликтность Ф.

Конфликты возникают потому, что кто-то из акционеров хочет получить полный контроль над компанией. Но такие случаи сравнительно редки. Обычно акционеры как раз признают право других совладельцев на участие в бизнесе – споры же вызывает порядок этого участия.

Внешние угрозы

Бывает, что возникшая внешняя угроза выводит наружу скрытые противоречия. Начинается поиск виноватых, который ведет к взаимным обвинениям и разладу между совладельцами. Каждый участник отстаивает собственную точку зрения по вопросу, как спасти предприятие, а это еще сильнее осложняет ситуацию. Вот наглядный пример. Если компания обременена кредитами, вовсе не факт, что партнеры начнут согласованно решать проблему. Кто-то предложит «отдаться» за долги банку, кто-то – вывести активы и продолжать работу, отбиваясь от возмущенных кредиторов. И нет никакой гарантии, что компаньонам удастся прийти к единому мнению.

Как предотвратить конфликты

1. Тщательно разработать локальные документы компании( устав и внутренние документы)

Выберите доверенное лицо

Маркетинг и сбыт в Ф.х.

Маркетинг представляет собой всеобъемлющее изучение рынка, потенциальных потребителей и всестороннее продвижение товаров (услуг) к этому потенциальному потребителю

Основные элементы товародвижения включают:

1. Схемы распространения товара: самостоятельно, через оптовые организации, магазины и т.д.

2. Ценообразование: как будет определяться цена товара (услуги), какую прибыль собирается получить Ф., в каких пределах можно уменьшить цену, чтобы окупала расходы и в тоже время давала достаточную прибыль.

3. Реклама: каким может быть бюджет рекламы, в какой форме и какими средствами будет рекламироваться бизнес и товар.

4. Методы стимулирования потребителей: расширение рынков сбыта, увеличение объемов пр-ва, совершенствование товаров (услуг), предоставление гарантий или дополнительных услуг клиентам и т.д.

5. Формирование и поддержание хорошего мнения о бизнесе: как и какими средствами добиться положительной деловой репутации товаров (услуг) и Ф..

Коммуникационная политика является инструментом влияния предприятия на внешнюю и внутреннюю среду с помощью информационного взаимодействия и направлена на формирование спроса, стимулирование сбыта, формирование имиджа компании. На современном этапе мирового развития значение коммуникационной политики для Ф. определяется следующими особенности состояния рынка:1.высокой насыщенностью рынка, спрос на котором во многом определяется необходимостью замены потребленного товара;2.проблемами с созданием принципиально новых продуктов;3.высокими стандартами (обязательные требования, предъявлявляемые к продукту), затрудняющими дифференциацию продуктов через качество или цену;4.необходимостью эк. роста Ф., которое находится в противоречии со стремлением к сбережениям покупателя;5.простотой и доступностью передачи и получения информации различным каналами средств массовой информации. Информирование, убеждение, усиление или изменение предрасположенности покупателей — таковы цели коммуникационной политики Ф.. Для достижения этих целей компания использует средства неличной (реклама, связь с общественностью, поддержка продаж) и личной (прямой маркетинг) коммуникации.

Прямой маркетинг заключается в установлении долгосрочного, взаимовыгодного и развивающегося партнерства производителя и персонально известных потребителей.

Формы прямого маркетинга: 1.Магазинная торговля, основанная на принципах работы по каталогам и сниженным ценам для сбыта широкого ассортимента ходовых марочных товаров. 2.Персонализированная или внемагазинная торговля. Производитель продукта или работники торговли рассылают почтовые отравления ("директ мейл") потенциальным клиентам по специальному списку, включающему возможных заказчиков. Наиболее перспективна такая форма реализации в случаях продажи товаров производственно-технического назначения. 3.Личная продажа — устное представление товара в ходе беседы с потенциальным покупателем с целью совершения продажи. Эта форма торговли наиболее эффективна на стадиях формирования покупательских предпочтений и убеждений, а так же на стадиях совершения акта купли-продажи.

Поддержка продажи или стимулирование сбыта — это кратковременные побудительные меры поощрения покупки или продажи товара (услуги). Цель стимулирования продаж заключается в изменении поведения потенциального потребителя. Существуют следующие характеристики, позволяющие стимулировать продажи: Привлекательность и информативность.Побуждение к совершению покупки.Приглашение к совершению покупки.

Ф. прибегает к использованию средств стимулирования сбыта для достижения более сильной и оперативной ответной реакции. Мероприятия по поддержке продаж направлены на: потребителей, внутреннюю службу и торговую сеть.

Поддержка сбыта, направленная на потребителей, может принимать следующие формы:1различные конкурсы и игры;2предоставление скидок, например, по случаю вывода товара на рынок или скидка за верность товару, сезонные скидки;3возможность получения приза, превышающего по стоимости покупку;4распределение бесплатных проб или талонов на приобретение товаров по сниженной цене;5гарантия возможности возврата;

6продажа в кредит.

Такие мероприятия направлены стимулирование желания приобрести продукт, т.е. на улучшение соотношения "цена — качество, воспринимаемого покупателями".

Поддержка сбыта в сфере торговли направлена на активизацию каналов распределения и обеспечивает Ф. сотрудничество с оптовыми и розничными организациями в форме следующих приемов:

зачет за покупку большого количества товара;

1 зачет за включение товара в номенклатуру;

премии за покупку определенного количества товара;2подарки, сувениры с названием предприятия;2 поддержка акций торговли, связанная со снижением цен;3оказание помощи торговле путем снабжения изделиями, используемыми в местах продажи (витрины, коллекции образцов, макеты, слайд-боксы, вывески);4использование в магазинах пропагандистов для демонстрации продукта.

Поддержка сбыта, направленная на внутреннюю службу Ф., улучшает мотивацию и способности ее работников. Типичные мероприятия при этом:1.соревнование между работниками, премии, моральные поощрения, обучение, информирование и тренинги;2.представление информационных материалов — брошюр, фильмов и т.д.

Наибольший эффект дает поддержка продажи в сочетании с рекламой. Работа с общественностью — это планируемые продолжительные усилия, направленные на создание и поддержание доброжелательных отношений и взаимопонимания между организацией и ее общественностью.

Пердмет теории Ф.

Теория Ф. является основным разделом микроэкономики. При этом Ф. играет роль центрального механизма саморегулирования и саморазвития общества.

Предметом курса «Эк. теория Ф.» является познание логики поведения Ф. в рыночном хоз-ве, а также принятие ею решений по поводу распоряжения эк. благами. Ф. - есть основной эк. инструмент рыночного хоз-а, нацеленный на коммер. успех. Ф. является основной, организационной ед. бизнеса, тогда как предприятия явл. Осн. технологической ед. бизнеса.Теория Ф. обладает также определенными методами исследования. Основными методами теории Ф. (как и микроэк. в целом) являются:1. Метод индукции и дедукции. Индукция - есть выведение различных теорий, основываясь на фактах (от частного к общему). Дедукция – метод, основанный на умозаключениях от общего к частному.2. Метод научной абстракции представляет собой упрощение и обобщение явлений, выделение из них наиболее важных факторов, влияющих на результат.3. Метод анализа и синтеза. Анализ – метод расчленения целого на части, синтез – объединение раздробленного воедино.4. Нормативный и позитивный анализ. Позитивный анализ дает констатацию реального положения событий, нормативный выражает Sивное представление людей и их мнение.5. Предельный анализ. Его сущность заключается в рассмотрении явлений, как в законченном виде, так и измененном. В данном случае Ф. сопоставляет не только весь доход с затратами, но и каждый доп.или предельный доход с доп. или предельными затратами.6. Метод сравнения. Предполагает сопоставление сходства и различий явлений. 7. Метод аналогии – это перенесение одного или ряда известных свойств с известного явления на неизвестное.7. Метод моделирования – это процесс формализованного описания какого–либо явления, отражающий взаимосвязь между факторами, абстрагирование от второстепенных элементов системы и концентрация на главных, влияющих на результат.Модели делятся на математические, графические, вербальные.Кроме того, выделяют равновесные и оптимизационные модели. Равновесные показывают зависимость системы от воздействующих на нее факторов. Оптимизационные модели исходят из концепции эк. рационализма, отражая максимизацию выгод при минимуме затрат.

 

Основопорлагающие идеи теории Ф..

Ф. Тейлор и научные основы теории организации. Нача­ло серии фундаментальных работ в области теории организа­ции положили «Принципы научного управления» Ф. Тейлора, опубликованные в 1911 г.

Своими экспериментами и научными трудами Ф. Тейлор стремился доказать, что разработанные им методы научной организации труда и сформулированные на их основе принци­пы «научного менеджмента» сделают подлинную революцию в современном про-ве, заменив устаревшие авторитарные методы научными подходами к управлению.Ф. Тейлор вывел ряд общих принципов, которые составили основу класс.теории организации:• разделение труда. Этот принцип не только проводится на уровне мастерской или цеха, но и распространяется на управлен­ческие эшелоны.• функциональное руководство. Надзор за рабочими должен носить функциональный характер и осуществляться на каж­дой фазе пр-ва.(заменить власть
одного мастера функциональной администрацией)• измерение труда. Тейлор настаивал на изучении процессов раб. времени, видя в этом наиб. оптимальный путь реализации прои-ных задач. • задачи-предписания. Произ-ые задачи должны быть поминутно расчленены, и сопровождаться подробным описанием оптимальных методов их выполнения. Цели предприятия четко запланированы, и каждому рабочему выдаются письменные инструкции с его конкретными задачами• программы стимулирования.труд как индивидуальная деят-ть. Влияние группы делает рабочего менее продуктивным;• мотивация. Суть этого принципа в том, что личная заинтересо­ванность явл.движущей силой для большинства людей;• роль индивидуальных способностей. Проводится различие между способностями рабочих и менеджеров: рабочие работают за вознаграждение в настоящем, а менеджеры —ради вознаграждения в будущем.

Принципы организации А. Файоля. Файоль стремился разработать принципы организации, при­менимые для всех уровней управления. Чтобы работать эффективно, организация должна иметь:• четкие цели;• один центр подчинения (единство управления);• один отдел управления (единство контроля);• четкие линии инстанций, по которым идут распоряжения (ска­лярная цепь подчинения от верхних эшелонов иерархии до ее низших звеньев);• равенство прав и обязанностей;• раци. разделение труда и логическую группировку задач по подразделениям, отделам и административным сек­торам высшего звена;• четкое определение ответ-ти за результаты деят-ти и такие установленные офиц.отношения, чтобы каждый в организации знал свою роль и положение в коллективе;• благоприятные возможности для проявления инициативы.Особое значение А. Файоль придавал формальной структуре организации.
Но он предостерегает от чрезмерного формализма органи­зации, показывая, какие препятствия создаются организац. структурой на пути коммуникац. потока.

Бюрократия М. Вебера. Немецкий социолог Макс Вебер (1864—1920) разработал принципы построения идеального типа структуры организации, которая получила название бюрократи­ческой. Термин «бюрократия» М. Вебер использовал в его точ­ном значении — «правление государственных служащих». По его мнению, бюрократию отличают точность, строгая дисциплина, стабильность и ответ-ть. Принципы построения бюрок­ратической организации состоят в следующем:• вся деят-ть на основе разделения труда расчленяется на элементы, что позволяет определить задачи и обяз-ти каждого должностного лица;• организация строится на принципах иерархии, строгой сис­темы подчиненности и ответ-ти, системы власти и авторитета;• деят-ть организации регулируется на основе инструкций, стандартов, правил, определяющих ответ-ть каждого сотрудника и его обязанности;• управление организацией осуществляется на основе формаль­ной безличности, т.е. исключает личные мотивы и эмоции;• отбор, назначение на должность и повышение по службе основываются на заслугах и достоинствах, а не на традициях и капризах.

Э. Мэйо и Хоторнский эксперимент. Австралийский консуль­тант, социолог, профессор школы бизнеса Гарвардского универ­ситета Элтон Мэйо (1880—1949) возглавил серию экспериментов, проведенных на заводе Ф. «Уэстерн электрик» в Хоторне (1924—1927). Хоторнский эффект означает склонность людей к отклоня­ющемуся от нормы поведению, когда они понимают, что являют­ся объектом эксперимента и чувствуют к себе особое внимание. Такого рода «специальное» обращение к испытуемым Sам, привело к возникновению в управлении новой научной школы, по­лучившей название «школа человеческих отношений».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.130.24 (0.04 с.)