Ч. Барнард и целенаправленные организации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ч. Барнард и целенаправленные организации.



Ч. Барнард дал определение формальной (целенаправлен­ной) организации и составляющих ее элементов, назначения, выделил S и Oые аспекты власти руководи­телей. Особое признание получила разработанная им теория восприятия, по-новому объясняющая взаимоотношения менед­жеров и работников. Суть идей Ч. Барнарда:• физ. и биолог. ограничения, присущие индиви­дам, вынуждают их сотрудничать, работать группами, по­скольку кооперация — это самый действенный способ пре­одоления этих ограничений;• сотру-во приводит к возникновению согласованно дей­ствующих систем.• отдельным индивидам присущи личные мотивы кооперации, но существует некий предел, до которого они продолжают способствовать усилиям в достижении корпоративных целей. • организации могут быть разделены на два вида: «формаль­ные», т.е. те, которые объединяют усилия нескольких лиц и координируют их действия для достижения общих целей, и «неформальные», под кот.подразумеваются сов-ть личных контактов и взаимодействий, а также ассоции­руемые группы людей, не имеющих общей или сознательно координируемой цели;• неформальная организация выступает как своего рода самозащита индивидов перед экспансией формальных организаций. К числу ее главных функций относятся коммуникация, поддержание сплоченности, укрепление чувства личного достоинства, самоуважения и независимости выбора. • каждая формальная организация вкл. в себя след.элементы: а) общее назначение (цель); б) система стимулов, кот. будут побуждать людей вносить свой вклад в достижение поставленной цели; в) система власти, которая склоняет членов группы соглашаться с решениями админис­траторов; г) коммуникации;• власть — это информационная связь (команда), благодаря которой информация воспринимается членами организации как инструмент управления их деят-тью. Руководителя наделяют властью люди, которые хотят, чтобы ими управляли. Поэтому подлинным носителем власти является не менеджер, а сам персонал, так как именно он решает, выпол­нять или не выполнять распоряжения сверху. Sивным элементом власти служит ее восприятие работниками, а объективным — хар-р команды или информационной связи;• функции администратора в формальной организации — поддержание информационной связи посредством организаци­онной структуры, обеспечение деят-ти важнейших уча­стков силами индивидов, входящих в организацию, форма­лизованное определение цели (планирование).

 

3. Краткая история фирменного хозяйствования.
Этапы истории фирменного хозяйствования:
1) Зарождение фирмы. По свидетельству древних историков – Геродот, Плиний, Светоний – в античный период идут процессы становления фирменной организации хозяйствования. Признаки:
- Оформление фирм как экономических субъектов. Особого высокого уровня развития это состояние достигло в Риме
- Возникновение и развитие экономического арбитража, вплоть до профессионального арбитража
- Развитость клеймения продукции
- В крупных хозяйственных структурах была занята подавляющая масса лиц наемного труда. По свидетельствам историков, приблизительно 2/3 ВП производилось лицами наемного труда и боле половины от этого объема создавалось в эргастериях и латифундиях.
Первый и второй признаки позволяют судить о том, что в период наивысшего расцвета Римской империи главенствующую роль в экономике играли эргастерии – крупные ремесленные предприятия, обеспечивающие империю ремесленными товарами и латифундии – крупные аграрные предприятия с весьма разными системами специализации.
2) (После падения Рима) средневековый период. Несколько этапов средневековья:
- Этап разрушения средневековых ценностей
- Становление феодальной организации хозяйства, когда формируются в аграрном секторе поместья различного типа и города, которые становятся центрами сосредоточения ремесла, торговли, культуры и образования.
Возникает два типа фирм: сельские фирмы (создаются на основе частной собственности на землю, прикрепленная рабочая сила к основному ресурсу – земле. Поместья представляют собой хозяйственные комплексы, сориентированные на самовоспроизводство посредством таких форм прибавочного продукта как барщина и оброк. Существенным фактором этой системы является феодальное государство, которое осуществляет функции налогообложения, арбитража, субъектами которого выступают поместья и землевладения). В городах в этот период формируются цехи ремесленников и купеческие гильдии.
3) Этап доминирования фирм. Начинается с эпохи буржуазных революций. Она закладывает положительные основы, поскольку обеспечивает личную человека и опирается на первоначальное накопление капитала.
Стадии капиталистического обобществления труда:
1. Простая кооперация
2. Мануфактура (гомогенная и гетерогенная). При гомогенной последовательно осуществляется процесс производства готового продукта из исходного сырья, а при гетерогенной каждая стадия обособлена, и готовый продукт на каждой стадии лишь синтезируется.
3. Фабрика (машинное производство). Узловой элемент – машина, а человек – придаток к ней.
4) После Первой мировой войны начинается современный этап развития фирм. Его отличают:
А) быстрый переход, но эволюционный к доминированию фирм в обществе. Фирмы превращаются в субъекты на равных противостоящие государству
Б) в начале 30х гг. происходят радикальные изменения в представлениях о фирме. Коуз в 37 г. обосновывает природу фирмы, т.е. объективные предпосылки существования фирм в экономике
В) Фирмы обретают полноценную социальную характеристику и социальный статус
Г) фирмы занимают положение основного источника технического процесса, следовательно социального и гуманитарного процесса (все эти процессы сопровождаются негативными побочными явлениями).

4.Фирмы, их место и роль в современной экономике. С точки зрения права, организация — самостоятельный хозяйствующий (ведущий ту или иную деятельность с целью реализации ее результатов на рынке) субъект, созданный в порядке, установленном Гражданским кодексом РФ, для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.С точки зрения экономики, организация представляет собой (рис. 2.1):- хозяйственную единицу;
- в которой планомерно и целенаправленно комбинируются факторы производства;
- чтобы посредством изготовления и реализации изделий (работ, услуг);
- обеспечить достижение целей этой хозяйственной единицы и ее собственника.

До середины XX в. подход менеджеров к взаимоотношениям фирмы и общества базировался на следующих положениях:- "Что хорошо для фирмы, то хорошо и для общества";
- "Дело бизнеса — бизнес";
- Надо реализовать принцип свободного предпринимательства (прибыль должна получаться при минимальных ограничениях со стороны общества).Этот подход был воспринят и обществом. Однако с началом НТР возобладало мнение, что такое отсутствие ограничений порождает серьезную социальную несправедливость. Общество ввело ряд ограничений: законы о детском труде, минимальной заработной плате, охране труда, антитрестовские и т.д.

В то же время потребители начали предъявлять требования из-за монопольных цен, фальсификации товаров, невыгодных условий покупок, нечестности, сговора, политического влияния, загрязнения среды и т.д.

Все это привело к значительному усилению контроля за деятельностью фирм. Например в США, фирмы контролируются по следующим направлениям:

- технические характеристики товара, объем производства, загрязнение среды);
- процессы производства (охрана труда, нормы загрязнений, контроль заработной платы, обеспечение занятости);
- поведение в конкуренции (цены, сговор, сокрытие истины);
- прибыль (утаивание, распределение);
- доступ к ресурсам;
- управление (участие рабочих; решения, связанные с занятостью).

В то же время фирма — "генератор богатства" общества (рис. 2.2):

- генерирует товары и покупательную способность для их приобретения;
- поддерживает расширение социальной инфраструктуры и обеспечивает доход на капитал;
- создает рабочие места у себя, поставщиков, в госсекторе;
- обеспечивает собственный рост.

В то же время видны многочисленные связи, и очевидно, что успех фирмы зависит от того, как они отрегулированы, кто и как их регулирует и контролирует.

 

 

5.Предпри-во.

Пред-во — это непосредственная самостоятельная,систематическая, на соб-ый риск деят-ть по про-ву продукции, выполнению работ, предоставлению услуг с целью получения прибыли, кот.осущ-ся физ. и юр.лицами, зарегистрированными как

Sы предприн-ой деят-ти в порядке,установленном законодательством. Создание Sа предпри-ьской деят-ти юр. лица, а также владение корпоративными правами не являются Предпри-ой деят-тью, кроме случаев, предусмотренных

законодательством”.Английский профессор Алан Хоскинг утверждает: "Индивид.

предприн. является лицо, кот. ведет дело за свой счет, лично занимается управлением бизнесом и несет личную ответ-ть за обеспечение необходимыми ср-ами, сам-о принимает решения. Его вознаг­раждением явл. полученная в результате предприни.деят-ти прибыль и чувство удовлетворения, ко­т. он испытывает от занятия свободным предприн-ом. Но наряду с этим он должен принять на себя весь риск потерь в случае банкротства его предприятия."Три волны" развития теории предпр-ой функции —так условно можно охарактеризовать развитие процесса научного осмысления практики предприн-ва."Первая волна", которая возникла еще в XVIII в., была свя­зана с концентрацией внимания на несении предпри-ем риска. "Вторая волна" в научном осмыслении предпри-ь­ства связана с выделением инновационности как его основной отличительной черты. "Третья волна" отличается сосредоточением внимания на особых личностных качествах предпринимателя(способность реагировать на изменения экономической и общественной си­туации,сам-ть в выборе и принятии решений, на­личие управленческих способностей) и на роли предпр-ва как регулирующего начала в уравновешивающей эко­номической системе. Современный этап развития теории предпри-ьской функции можно отнести к"четвертой волне", появление кот. связывается с переносом акцента на управленческий аспект в анализе действий предпринимателя, а следовательно с пе­реходом на междисциплинарный уровень анализа проблем предпри-ва. 1.2.Виды предпри-ьства.

  Виды предпри-ьства зависят от направленности предпри-ьской деятельности, объекта приложения капитала и по­лучения конкретных результатов. Выделяют следующие виды предпри-ьства:производственное;коммерческо-торговое;финансово-кредитное;страховое;посредническое. 1.3.Sы предпри-ьства. Основным Sом предпри-ьской активности выступает предпри-ь.Потребитель,как основной его контрагентом, государство, которое в различных ситуациях может выступать в качестве помощника или противника. и наемный работник(если предпри-ь работает не в одиночку), и партне­ры по бизнесу (если прои-во не носит изолированного от общ-ых связей хар-ра).

 

6 теория предпри-ьства Шумпетера

6.Вклад Шумпетера в эк.теорию заключается как раз в том, что он исследует те факторы, кот. “взрывают” равновесие рыночной системы изнутри. Этими внутренними факторами становятся новые произв-ые комбинации, кот.и определяют динамические изменения в эк-е. Шумпетер выделяет несколько видов принципиально новых комбинаций факторов пр-ва:
— создание нового продукта,
— использование новой технологии про-ва,
— использование новой организации про-ва,
— открытие новых рынков сбыта и источников сырья.Новые комбинации факторов пр-ва получили названия “нововведения”. Следует подчеркнуть, что в терминологии Шумпетера “нововведение” не является синонимом слова “изобретение”. Предпри-ьская деят-ть связана с применением уже имеющихся ср-в, а не с созданием новых. Предпри-ьская деят-ть в теории Шумпетера явл.синонимом новаторской деят-ти, а предпри-ь выступает как Новатор. Возможности нового применения ср-в в избытке находятся сами по себе, они могут быть известны. Но, как полагает Шумпетер, это “мертвые” возможности. Предпри-ь же осуществляет их на деле, преодолевая технологические и финансовые затруднения и открывает новые пути получения прибыли, которую следует рассматривать как избыток над тем доходом, который установился в процессе кругооборота. предпри-во, по Шумпетеру, особый дар, свойство человеческого характера, не зависящее от классовой, социальной принадлежности. Этот тип характера отличают следующие особенности:
— опора на собственные силы,
— предпочтение риска,
— ценность собственной независимости,
— ориентация на собственное мнение,
— потребность в достижении успеха, при том, что самоценность денег для него невелика ,— стремление к нововведению.
Предпри-ь представляет собой главного Sа эк. Развития.Предпринимателем движет жажда деят-ти и воля к победе. предпри-ь, по мнению Шумпетера, не отягощен избытком интеллекта и в данном случае это является положительным качеством. Именно относительная ограниченность кругозора не дает ему возможности сравнивать множество различных вариантов достижения цели и предаваться долгим колебаниям. Капиталистическое производство, по Шумпетеру, не может существовать без постоянных революционных изменений в технике и технологии пр-ва, освоения новых рынков, реорганизации рыночных структур.Такие постоянные инновации, осуществляемые в производственном процессе, являются главным источником прибыли, не существующей в ситуации простого воспр-ва (или, по выражению Шумпетера, хозяйственного кругооборота). Прибыль имеет место лишь тогда, когда экономика находится в постоянном движении, в процессе динамического развития.
В связи с разработкой динамической модели эк. развития, Шумпетер ввел понятия “эффективной конкуренции” и “эффективной монополии”, связав их с процессом нововведений и функцией предпри-ьства. Нововведения, по Шумпетеру, стержень конкуренции нового типа, гораздо более действенный, чем ценовая конкуренция. В концепции Шумпетера с нововведениями связана и монополия. Монополию, которая представляет собой следствие нововведений, Шумпетер назвал эффективной, так как она формируется в условиях активной конкуренции, и по его мнению, несовместима с застойностью и эксплуатацией посредством механизма цен. Монопольная прибыль, получаемая новатором, является стимулом и вознаграждением за нововведения Т.о., в теории Шумпетера “эффективная монополия” является естественным элементом эк. развития.
Важную роль Шумпетер уделял кредиту, рассматривая его как важнейшее условие использования существующих факторов для создания новых производственных комбинаций.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.139.50 (0.018 с.)