Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Контроль и надзор в области охраны окружающей среды.

Поиск

1. Понятие, задачи и система органов экологического надзора и контроля.

2. Государственный экологический надзор.

3. Производственный экологический контроль.

4. Общественный экологический контроль.

5. Санитарно-эпидемиологический надзор.

6. Оценка воздействия на окружающую среду (процедура ОВОЗ).

7. Экологическая экспертиза.

7.1. Государственная экологическая экспертиза.

7.2. Общественная экологическая экспертиза.

8. Экологический мониторинг.

9. Понятие и роль экологически значимой информации.

 

1. Контроль и надзор здесь будет в перемешку.

 

Об экологическом контроле и надзоре можно говорить в 2х аспектах:

1) как проявление и реализация экологической функции российского государства.

2) как элемент управления качеством окружающей среды.

 

Экологический контроль и надзор - это система мер, направленных на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований в области охраны окружающей среды.

 

Цель - реализация права граждан на благоприятную окружающую среду.

 

Экологическому контролю можно дать следующую классификацию:

 

По субъекту осуществления экологического контроля и надзора:

1) государственный надзор.

2) производственный контроль.

3) общественный контроль.

 

По направленности контроля:

1) внешний, надведомственный. Специально созданными государственными органами надведомственного характера. На всех распространяются.

2) внутренний, внутриведомственный. Внутри. Общественный сюда относится.

 

По объекту экологического контроля:

1) контроль за состоянием отдельных дифференцированных объектов (недра, почва, воды).

2) контроль за состоянием отдельных природных комплексов и территорий.

3) контроль за соблюдением экологических требований в ходе осуществления хозяйственной и иной деятельности.

 

Из системы экологического контроля в 2004 г. был исключен такой вид контроля как муниципальный контроль. Но тем ни менее органы государственной власти могут делегировать свои полномочия ОМСУ.

 

Функции контроля:

1) предупредительная.

2) информационная.

3) карательная. 

 

2. В большей степени стоит говорить о надзоре. Его осуществляет РосПриродНадзор - федеральная служба по надзору в сфере природопользования.

 

Под государственным экологическим надзором понимается деятельность уполномоченных государственных органов РФ, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушения требований экологического законодательства.

 

Виды надзора:

Надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, земельный надзор в области обращения с отходами, в области охраны атмосферного воздуха, водных объектов, надзор на континентальном шельфе, во внутренних морских водах и территориальном море, в исключительной экономической зоне, в области охраны озера Байкал, федеральный государственный лесной надзор (есть еще и со стороны ОМСУ), федеральный государственный надзор в области охраны воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания, федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, федеральный государственный охотничий надзор и государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.

 

Порядок проведения регулируется:

 

2) ст. 65 ФЗ об охране окружающей среды,

 

3) положение ПП о РосПриродНадзоре,

 

4) административным регламентом исполнения РосПриродНадзором государственной функции по осуществлению государственного природного надзора (утвержден приказом МинПрироды РФ от 29.06.2012 г. #191),

 

1) положениями ФЗ от 26.12.2008 г. #294-ФЗ о защите прав юридических лиц и ИП при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.!!!!

_______________________________

 

Посредством чего осуществляется. Конец ст. 65 знать!!!!

 

Контрольные проверки осуществляемые РомПриродНадзором могут быть (2):

 

- плановыми. Раз в три года, есть основания в административном регламенте. Ежегодно составляются планы, корректируются. Заранее о времени и дате проведения проверки известно. Предметом плановой проверки является соблюдение хозяйствующим субъектом обязательных требований, установленных экологическим законодательством. Срок проведения проверки - не более 20 рабочих дней со дня начала ее проведения. В отношении субъекта малого предпринимательства срок проверки не должен превышать 50 часов в год, а для микро предприятия - 15 часов в год. В исключительных случаях руководителем РосПриродНадзора или его заместителем срок может быть продлен по общему правилу не более чем на 20 дней, а для малых и микро предприятий не более чем на 15 часов. В результате проведения плановой проверки должностные лица осуществляют следующие действия: фиксируют факты выявленных нарушений в акте проверки, выдают предписание хозяйствующему субъекту об устранении выявленных нарушений с указание сроков их устранения. При выявлении признаков административного правонарушения устанавливают и применяют административное наказание.

 

- внеплановыми. Они осуществляются при поступлении жалоб в РосПриродНадзор. Внеплановая проверка согласуется с органом прокуратуры. Хозяйствующий субъект должен быть предупрежден о внеплановой проверке за 24 часа до ее начала. В некоторых случаях, когда существует реальная угроза причинения вреда здоровью людей или животному миру, внеплановая проверка может осуществляться без согласования с прокуратурой.

 

Документарные и выездные.

 

Права и обязанности инспекторов.

 

Права:

1) запрашивать и получать информацию и документы, необходимые для проведения проверки.

2) беспрепятственно при предъявлении удостоверения проводить обследование хозяйственных субъектов.

3) выдавать предписания об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по предупреждению экологического вреда.

4) составлять протоколы об административных правонарушениях, направлять материалы для возбуждения уголовного дела.

 

Обязанности:

 

1) обеспечение присутствия руководителей хозяйствующих субъектов, их должностных лиц или иных представителей при проведении проверок. Хозяйствующие субъекты не должны чинить препятствия для посещения их объектов инспекторами.

 

Государственный экологический надзор осуществляется на федеральном уровне и на уровне субъектов рф. В отношении федерального действует постановление правительства от 29.10.2009 г. о перечне объектов подлежащих федеральному государственному экологическому контролю. Все что не охвачено этим перечнем - уровень субъектов.

 

Государственный экологический контроль осуществляется в 2х формах: предупредительного и текущего контроля. Предупредительный контроль реализуется путем проведения государственной экологической экспертизы и согласований с государственными органами и ОМСУ.

 

Текущий осуществляется за повседневной хозяйственной деятельностью.

 

Может проводится:

Комплексно, на отдельных природных территориях и т.п.

 

Департамент природных ресурсов и экологии Воронежской области - на региональном уровне.

 

 

3. Это самоконтроль предприятий за своей хозяйственной деятельностью. Он осуществляется экологической службой или отдельным работником юридических лиц или ИП. Он имеет свои задачи: проверку выполнения планов и мероприятий в области охраны окружающей среды в ходе осуществления хозяйственной деятельности.

 

Как и государственный может реализовываться в предупредительной и текущей формах. Предупредительны - путем согласования инвестиционных проектов. Хозяйствующий субъект должен убедить инвестора, что его проект экологически безопасен. Текущий - непосредственно в ходе осуществления хозяйственной деятельности.

 

Ряд ФЗ предусматривает обязательность проведения производственного экологического контроля (ст. 25 ФЗ об охране атмосферного воздуха, ст. 32 ФЗ о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, ст. 11 ФЗ о промышленной безопасности опасных производственных объектов, ФЗ об отходах производства и потребления).

 

Наиболее детально регламентирует закон о промышленной безопасности опасных производственных объектах. На опасном производственном объекте обязательно создается экологическая служба, которая разрабатывает положение о производственном контроле. Оно подписывается руководителем опасного объекта и согласовывается с РосПриродНадзором.

Несмотря на то, что это внутренний орган, его деятельность не должна расходится с целями государственного контроля и надзора.

 

Ст. 67.

 

4. Общество охраны природы как общественное движение появилось в 1996 г. Такие организации рассматривались как придаток государственных органов.

 

Задачи такие же как и у государственных органов.

Объекты те же самые.

 

Правовая база: К РФ (право на объединение), ФЗ об общественных объединениях. ФЗ об охране окружающей среды, ФЗ о профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности, ЛК РФ, Водный Кодекс, ЗК РФ и т.д.

 

Он может также осуществляться в форме предупредительного и форме текущего контроля.

 

Предупредительный контроль осуществляется путем участия общественности в процедуре ОВОЗ. путем проведения различных акций протеста. Путем участия общественности в государственной экологической экспертизе.

 

Текущий. - в форме обращения граждан с жалобами и предложениям граждан в ОГВ либо в суд. Эти обращения могут побудить органы к внеплановой проверке.

 

Он неэффективен. Причины этого:

1) отсутствие необходимое количество желающих заниматься общественным контролем.

2) отсутствие четко регламентированного порядка осуществления общественного экологического контроля, прав, обязанностей и ответственности общественных контролеров, а также отсутствие государственных гарантий последствий такой деятельности.

3) недостаточность профессионального уровня общественного контроля.

4) отсутствие необходимой финансовой поддержки.

 

Ст. 68.

 

5. Его осуществляет федеральна служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (РосПотребНадзор). В положении о данной службе для нее предусмотрен надзор за соблюдением требований санитарного законодательства. Возглавляется руководителем - главным санитарным врачом в РФ. В отношении службы разработаны административные регламенты, утвержденный РосПотребНадзором, по исполнению Рос ПотребНадзором......

 

Помимо надзора осуществляет санитарно-эпидемиологическое нормирование.

 

Нормативно-правовые акты, которые разрабатывает РосПотребНадзор: государственные санитарно-эпидемиологические правила, включающие в себя отдельно разработанные санитарные правила, санитарные правила и нормы, санитарные нормы и гигиенические нормативы. Они содержат в себе гигиенические и противоэпидемические требования, оптимальные и предельно допустимые уровни влияния на организм человека факторов окружающей среды, максимально и минимально допустимые количественные и качественные значения показателей, характеризующих безопасность и безвредность для здоровья человека. Они разрабатываются к положениям о различных видах деятельности человека (планировка городов, к продуктам питания, ввозимой продукции, водным объектам, опасным веществам, условиям труда, воспитания, обучения и т.д.)

 

На территории РФ действуют единые федеральные санитарные правила. Но с учетом специфики в субъектах могут разрабатываться свои санитарные правила (когда отсутствуют федеральные, либо когда есть федеральные, но уровень опасности высок могут разрабатываться в сторону ужесточения). Разработка санитарных правил осуществляется на основе экспертизы, проводимой комиссией по государственному санитарно-эпидемиологическому нормированию, возглавляемой главным санитарным врачом РФ. Они подлежат государственной регистрации. Срок действия - не более 10 лет с правом продления не более чем на 5 лет.

 

Помимо ФЗ о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения есть ПП о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании 2000 г. и ПП об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора 2005 г.

 

Систему государственно санитарно-эпидемиологического надзора образуют РосПотребНадзор и его территориальные органы в субъектах РФ, учреждения и структурные подразделения МинОбороны, МВД, ФСБ, МинЮста и ФСКН и государственные НИИ.

 

Задачи:

1) профилактика инфекционных и массовых неинфенкционных заболеваний.

2) предупреждение вредного воздействия на человека фактор среды обитания.

3) гигиеническое воспитание и обучение граждан.

 

6. Эта процедура была нам позаимствована у США. У них она проводится в отношении намечаемой хозяйственной деятельности. Также у нас есть экологическая экспертиза. Это 2 ступени одного процесса.

 

Цель ОВОЗ - предотвратить или максимально смягчить негативное воздействие на окружающую среду.

 

Процедура ОВОЗ - это вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления.

 

Суть: ее проводят до проведения экологической экспертизы. За счет собственных средств. Привлекаются третьи лица, обладающие необходимыми данными - специалиста. Специалист собирает информацию о деятельности и понимает, что данная деятельность опасна и он должен предложить альтернативные варианты устраняющие или смягчающие опасность. Заказчик может принять нулевой вариант и отказаться от данного вида деятельности. Но как правило альтернатива всегда находится. Эти собранные документы предоставляются для экологической экспертизы. Для ОВОЗ привлекается общественное мнение, проводятся общественные слушания. В США этого достаточно. У нас после этого идет экспертиза. Заказчик сам собирает все необходимое, сам все делает.

 

Общие требования о проведении ОВОЗ предусмотрены ФЗ об охране окружающей среды и более подробно регламентируются положением об ОВОЗ, утвержденным приказом ГосКомЭкологии от 16.05.2000 #372. И ФЗ об экологической экспертизе.

 

Обязанность проведения ОВОЗ лежит на заказчике. Им может быть как юридическое лицо, так и ИП. Он может выполнить как самостоятельно, так и получить исполнителю - юридическому или физическому лицу, обладающему специальными знаниями. Как правило нескольким лицам.

 

Важным требованием при проведении ОВОЗ является обязанность заказчика рассмотреть альтернативные варианты намечаемой деятельности, включая нулевой вариант - полный отказ от деятельности.

 

Результатами ОВОЗ должно быть:

- информация о характере и масштабах воздействия на окружающую среду.

- выявление и учет общественного мнения.

- решение заказчика по определению альтернативных вариантов намечаемой деятельности или отказа от нее с учетом результатов проведенной ОВОЗ.

 

Это процедура проводится в 3 этапа.

1) представляет собой уведомление (ОГВ, ОМСУ, а также населения), предварительную оценку и составление технического задания на проведение ОВОЗ.

2) проведение исследований и подготовку предварительного варианта материалов по ОВОЗ. Как раз тут рассматриваются альтернативные варианты, выявляется общественное мнение.

3) тут происходит подготовка окончательного варианта материалов ОВОЗ уже с учетом общественного мнения.

 

Важным элементом процедуры ОВОЗ является участие общественности в этой процедуре. Это неотъемлемая часть процедуры ОВОЗ. Она обеспечивается заказчиком и организуется ОМСУ или ОГВ. В широко распространенных СМИ публикуется информация о намечаемой процедуре, называются реквизиты заказчика, место и время выставления технического задания для ознакомления населения с ним. Все это происходит в течении месяца. В это время общественность может высказывать свои пожелания в письменном виде. При формировании окончательного варианта к нему прилагаются или учитываются общественные пожелания.

 

Выявление общественного мнения может проводится путем проведения собраний, референдумов, опроса и в других формах выявления общественного мнения.

 

После окончательного варианта все документы процедуры ОВОЗ передаются на экологическую экспертизу.

 

7. ФЗ об экологической экспертизе 1995 г.

 

Экологическая экспертиза - это деятельность по установлению соответствия намечаемой деятельности экологическим требованиям.

 

Не смотря на то, что процедура ОВОЗ и экологическая экспертиза (ЭЭ) тесно связаны, у них есть отличия:

 

1) ОВОЗ проводится самим заказчиком на стадии разработки обосновывающей документации, ЭЭ - специальными экспертным комиссиями, образованными государственными органами в отношении уже законченной документации, содержащей в себе результаты ОВОЗ.

 

2) ОВОЗ является основой подготовки экологически значимых хозяйственных и иных решений, а ЭЭ создает правовые предпосылки для их принятия. В ЭЭ сбором материалов никто не занимается, а дается оценка уже собранных при ОВОЗ. Истребовать можно дополнительные материалы при недостатке предоставленных.

 

Государственное и общественная экспертиза, различия.

По субъектам отличаются. Государство и общество.

По объектам отличается. Если в общественной под государственную тайну попадает, то не проводится. А в государственной проводится.

По результатам.

По времени.

 

Принципы проведения ЭЭ:

1) комплексность оценки воздействия на окружающую среду.

2) обязательность учета требований экологической безопасности.

3) достоверность и полнота информации, представляемой на ЭЭ.

4) независимость экспертов.

5) научная обоснованность, объективность и законность заключения экспертизы.

6) гласность, учет общественного мнения, участие общественности.

7) ответственность участников экспертизы за обоснованность выводов и заключений.

 

По времени проведения экспертизы бывают первичные и повторные.

 

По результатам: с положительным и отрицательным заключением.

 

По ФЗ об ЭЭ выделяют 2 вида экспертиз: государственная и общественная экспертизы.

 

7.1. Проводится на федеральном и региональном уровнях. Органом компетентным проводить ГЭЭ. ГЭЭ проводит РосПриродНадзор, формируют специальные экологические комиссии и территориальными органами РосПриродНадзора в субъектах федерации.

 

Объекты экспертизы: проекты соглашений о разделе продукции, проекты технической документации на новую технику и технологии, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также техническая документация на новые вещества, которые могут поступать в окружающую среду, проектная документация объектов, связанных с размещением отходов 1-5 классов опасности и ряд других.

 

Из числа объектов ГЭЭ исключены строительная регламентация капитального строительства. В составе ГЭ может проводится ГЭЭ но если это строится на определенных особо охраняемых территориях (шельф).

 

Порядок проведения ГЭЭ. Несколько этапов:

 

1) предоставление материалов, в которые входят документация содержащая материалы ОВОЗ, положительные заключения и документы согласований ИОГВ и ОМСУ. Материалы обсуждений объекта экспертизы с гражданами и общественными организациями, организованными ОМСУ.

 

2) регистрация материалов в уполномоченном государственном органе и проверка полноты и достаточности представленных материалов.

 

3) ГЭЭ проводится при условии ее предварительной оплаты заказчиком. Она должна начаться не позднее месяца после ее оплаты.

 

4) формирование экспертной комиссии. В состав экспертной комиссии входят внештатные эксперты и в случаях, прямо предусмотренных законодательством, (крайне редко) в состав экспертных комиссий могут включаться ДЛ РосПриродНадзора. Экспертом может быть научный или практический работник, обладающий необходимыми знаниями по исследуемому объекту. Не могут привлекаться в качестве экспертов представители заказчика документации и разработчики проекта, а также граждане состоящие в трудовых или иных договорных отношениях с заказчиком или разработчиком проекта. Срок не регулируется законом, но он не должен превышать 6 месяцев. Он зависит от сдожности представленного объекта.

 

5) проведение экспертной комиссией ГЭЭ. В процессе работы экспертной комиссии проводятся следующие мероприятия:

-1- проводится организационное заседание, на котором определяются основные направления работы экспертов и экспертных групп, выдаются задания экспертам.

-2- подготавливаются индивидуальные и групповые экспертные заключения, на основании которых составляется проект сводного заключения.  

-3- заседания экспертной комиссии оформляется в форме протоколов, которые подписываются руководителем и ответственным секретарем.

-4- при одобрении сводного заключения за него должно проголосовать не менее 2/3 списочного состава комиссии. Подписывается все. Составом комиссии, независимо от согласия. При несогласии отдельных членов с общим заключение к общему заключению несогласные прикладывают свое особое мнение с соответствующей пометкой.

 

6) подготовка заключения. Заключение должно содержать в себе обоснованные выводы о возможности или невозможности намечаемой деятельности. Оно может быть положительным или отрицательным. Отрицательное заключение может быть 2х видов: -1- полностью запрещающее намечаемую деятельность и -2- содержащее в себе возможность переработки и доработки материалов. И то, и другое заключение может быть обжаловано в суде. Заключение ГЭЭ рассылаются всем заинтересованным лицам: заказчику, ОГВ, ОМСУ, финансовым учреждениям.

 

7.2. ОЭЭ организуется и проводится общественными организациями и объединениями, деятельность которых связана с охраной окружающей среды по инициативе граждан и ОМСУ.

 

Объектами ОЭЭ являются те же объекты что и в ГЭЭ. Она не зависит от проведения ГЭЭ. Она может проводится до, одновременно с ГЭЭ. Финансируется за счет собственных средств общественных объединения, заказчика. Кто инициатор - тот и платит. Для проведения ОЭЭ необходимо государственная регистрация в ОМСУ заявления о ее проведении. В некоторых случаях ОМСУ может отказать в регистрации заявления: если в отношении объекта ОЭЭ уже проводилась дважды, если сведения об объекте представляют государственную, коммерческую и иную тайну, если устав общественной организации не соответствует требованиям ФЗ об экологической экспертизе и по некоторым другим основаниям. Заключение ОЭЭ носит рекомендательный характер, но может приобрести статус обязательного после утверждения его РосПриродНадзором. Заключение также рассылается всем заинтересованным лицам.

 

8. Мониторинг - это наблюдение. Осуществляется наряду с контролем и надзором.

 

По территориальному признаку можно разделить на: глобальный, национальный, региональный и локальный мониторинг.

 

По отраслевому признаку: за состоянием земель, атмосферного воздуха, объектов животного мира, недр и т.д. и т.п.

 

Мониторинг - это комплексная система наблюдения за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменения состояний окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов.

 

В зависимости от уровня изменения человеком окружающей среды выделяется фоновый и импактный (точечный) мониторинг.

 

Фоновый представляет собой наблюдение за явлениями и процессами происходящими в окружающей среде минимально затронутыми вмешательством человека (биозаповедниками).

 

Импактный - система наблюдений за источниками антропогенного воздействия на окружающую среду.

 

Можно выделить социально-гигиенический мониторинг (помимо экологического).

 

ГЭМ осуществляется на основании ПП от 31.03.2003 #137 об организации и осуществлении ГМ окружающей среды. Осуществляется в рамках единой системы ГЭМ.

 

Органы: МинПрироды РФ, РосГидроМет, РосРеестр, МинСельХоз, ПосВодРесурсы, РосЛесХоз, РосНедра.

 

Осуществляется через стационарные и подвижные пункты наблюдения.

 

Стационарный пункт наблюдения. - это комплекс, включающий в себя земельный участок или часть акватории с установленным на них приборам и оборудованием, предназначенными для определения характеристик окружающей среды и ее загрязнения.

 

Подвижной пункт - это комплекс включающий в себя платформу (летательный аппарат, судно и т.п.) с установленным на них приборам и оборудованием, предназначенными для определения характеристик окружающей среды и ее загрязнения.

 

Цель - сбор информации об изменении в окружающей среде для предоставления заинтересованным лицам. А также в целях ведения учетных документов, отчетов, кадастров, реестров, природных регистров и т.д.

 

9. Легального определения нет.

Это информация о любых природных ресурсах, объектах, видах деятельности, воздействующих на окружающую среду. Все связанное с воздействием в общем.

 

Ст. 42 К РФ, ФЗ об охране окружающей среды, Закон об информации, информационных технологиях и... 2006 г. Закон РФ о государственной тайне.

 

Сведения о состоянии окружающей среды НЕ ПОДЛЕЖАТ засекречиванию.

 

Легальное определение информации.

Информация - это сведения (сообщения, данные) независимо от форм их представления. 

 

Виды.

2 категории доступа к экологической информации.

1) информация общего назначения. Предоставляется бесплатно. Как правило в СМИ, через постовые, телеграфные и т.п. сети. В режиме регулярных сообщений или по запросу пользователя (доклад о состоянии окружающей среды РФ).

2) специализированная информация. Предоставляется по заказу пользователя за счет его средств и на основе договора.

 

В РФ ведется единый государственный фонд данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении, утвержденный ПП от 21.12.1999 г.

 

Информация должна быть полной, достоверной и своевременной.

Полнота - она должна быть представлена заинтересованному лицу в том объеме, в котором ею владеет государственный орган. Без изъятий.

Достоверность - она должна соответствовать сегодняшнему дню, отвечать нынешнему состоянию науки и техники. Должна быть актуальной и не искаженной.

Своевременной - в срок указанный в законе или в разумный срок (в тот момент, когда она актуальна).

 

КоАП: ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации заинтересованным лицам осостоянии окружающей среды.

 

Источники формирования информации: экологический мониторинг, экспертиза, государственные кадастры, реестры, ежегодный доклад о состоянии окружающей среды, который формирует МинПрироды и т.д.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 380; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.108.87 (0.016 с.)