Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Экологическое право как отрасль права.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1. История развития экологического права. 2. Специфические черты экологического права. 3. Предмет и методы экологического права. 4. Экологическое право как отрасль права, наука и учебная дисциплина. 5. Принципы экологического права.
1. Некоторые историки считают, что первые упоминания о защите природы есть чуть ли не в русской правде. Но там скорее были не экологически цели, а военные, защиты собственности.
Начало было положено в 1913 г. В этом году произошла первая международная конференция. Она произошла в г. Берн. Принимало участие 17 государств, в т.ч. и Российская империя. На ней была создана международная комиссия по охране природы. Но ее деятельность была приостановлена вследствие начала первой мировой войны.
Этапы в нашей стране: 1) с 1917 по 1968 г. 2) с 1968 по 1988 г. 3) с 1988 по 2002 г. 4) с 2002 г. по н.в.
1) в 1917 г. наряду с декретом о мире появляется декрет о земле. По нему земля из частной собственности переходит в государственную. Тут о сохранении земли никто не думал. Впоследствии в этот период были приняты: в 1918 г. - декрет о лесах, в 1919 г. - декрет о недрах земли, в 1921 - об управлении лечебными местностями (курортами общегосударственного значения) и некотоые другие. Было бессистемно.
Системность внес первый ЗК 1922 г. В нем говорилось, что земля рассматривается как основной пространственный и производственный базис, а использование и охрана и иных природных компонентов рассматривались как продолжение ЗК, т.е. ЗК был актом экономического характера, ЗК защищал их исходя из экономической их ценности. Принятые позже ЛК, ВК были продолжением ЗК.
В 1960 г. принимается закон об охране природы. Он малозначим, небольшой, не закреплял ответственности. Он был декларативен. Происходит в этот период становление такой отрасли как земельное право. В ВУЗах преподаются земельное и колхозное право.
2) в 1968 г. принимаются основы земельного законодательства СССР. Ст. 2: отныне горные, лесные, водные и иные природоресурсные отношения регулируются специальным законодательством.
Вскоре принимаются в 1970 г. основы водного законодательства СССР, в 1975 г. - о недрах, в 1977 - лесного законодательства, в 80х: об охране атмосферного воздуха и об использовании и охране животного мира.
С принятием в 1977 г. союзной конституции, в ней впервые закрепляется обязанность советских граждан беречь и охранять природу.
В этот период происходит становление природоресурсных отраслей права. Отдельно формируется земельное, лесное, водное, горное. В качестве подотрасли природоресурсного права появляется правовая охрана природы. В ВУЗах преподается природоресурсное право и в качестве с/к - природоохранное.
3) с 07.01.1988 г. было принято постановление ЦК КПСС и совета министров СССР о коренной перестройке дела охраны природы в стране. На основе этого постановления впервые в стране был создан государственный комитет по охране природы СССР: ГосКомПрироды СССР. В системе ГосКомПрироды создается всесоюзный научно-исследовательский центр по проблемам охраны окружающей среды и рациональном использованию природных ресурсов.
В этом постановлении были заложены принципы экономического механизма охраны окружающей среды. Наряду с просто установлением различных ограничений и ответственности, существует ряд методов экономического воздействия.
Закон об охране окружающей природной среды - 1991 г.
С 1988 г. в ВУЗах происходит самостоятельное становление отрасли и учебной дисциплины экологического права.
4) ФЗ об охране окружающей среды. Он закладывает направление для дальнейшего принятия нпа. К РФ. право на благоприятную окружающую среду и др. права, частная собственность на землю и др. природные ресурсы. Закон об экологической экспертизе, животном мире, ВК, ЗК и т.п. В 2006 г. принимаются совершенно новые водный и лесной кодексы. И с 2006 г. ни одного ФЗ не было принято. Тот год был годом охраны окружающей среды. Ни одного закона так и не было принято.
2. Экологическое право - самостоятельная отрасль российского права. И поэтому у нее есть свои особенности, характерные черты. К ним относятся:
1) молодость. 2) чрезвычайная интенсивность развития начиная с 1991 г., т.к. принято огромное количество различных законом и подзаконных нпа, в т.ч. об экологической экспертизе, атомной безопасности, о промышленной безопасности производственных объектов и многие другие. 3) специфичность применяемой терминологии. Термины могут быть заимствованы из физики, химии, биологии, генетики и т.п. 4) специализированность юридического языка, т.е. тексты нпа имеют узкую специальную направленность (написаны специалистами для специалистов, не для юриста широкого профиля и не для простого обывателя). 5) универсальность. Экологическое право олицетворяет сближение различных правовых систем (континентальная, англо-саксонская, мусульманская и др). Во многих странах применяется уголовная ответственность за экологические преступления. 6) юстициарность. Создание специализированных процедур и органов или учреждений. Например, экологическая экспертиза - плановая, узконаправленная процедура на определенном этапе хозяйственной деятельности. Природоохранные прокуратуры. Сейчас они созданы во всех субъектах. Может создаваться экологическая полиция. Есть идея создания экологических судов. 7) объемность и разнородность нормативного материала. 8) смешанность методов правового регулирования. Отднозначно экологическое право нельзя отнести ни к частному, ни к публичному праву. Оно использует и те, и те методы. Но больше тяготеет к публичному, административно-правовые методы. Есть так же и свои методы наряду с традиционными (императивным и диспозитивным): экономический метод и метод экологизации. 9) глобальность и значимость отрасли. От нее зависит состояние окружающей среды. В УК закреплена статья: экоцид. Она относится к преступлением против мира и безопасности. Срок до 20 лет. По ней в практике пока никто не привлекался. Также КоАП. 10) взаимозависимость и взаимодополняемость международного и национального регулирования. 11) обновляемость и новизна экологического права. Речь тут идет о предмете экологического права. Тут круг отношений непостоянен. Он часто меняется с развитием науки. 12) адаптированность орасли к реальным проблемам. 13) ориентированность отрасли на государственную политику. 14) конфликтность отрасли. Необходимо урегулировать конфликт между экологией и экономикой.
3. К предмету экологического права относятся 2 группы отношений: отношения по охране и использованию окружающей среды. Некоторые ученые сюда добавляют также отношения собственности на природные ресурсы и объекты и отношения по защите прав и законных интересов физических и юридических лиц. Получается 4 группы отношений.
Природа может быть только объектом, но не субъектом правоотношения. Связанные отношения не входят в предмет.
Императивный и диспозитивный методы или административно-правовой и гражданско-правовой методы регулирования применяются к экологическому праву.
Административно-правовой, отношения власти и подчинения господствует. Это вертикальное регулирование. Он реализуется путем осуществления государственного экологического контроля и надзора, установлении нормативов и лимитов для хозяйствующих субъектов, обязательность проведения государственной экспертизы характеризует данный метод и др. формы. Источник КоАП.
Гражданско-правовой, диспозитивный метод регулирует горизонтальные отношения, отношения равенства субъектов. Здесь возможен выбор варианта поведения. Он в меньшей степени составляет метод правового регулирования экологического права. Заключение различных договоров, сделок. Источник - ГК.
У экологического права есть еще 2 метода, свойственных только экологическому праву: 1) это метод экологизации - внедрение природоохранных требований в нормативные акты иного законодательства, регулирующих различные виды хозяйственной деятельности (экологизация законодательства) и 2) метод экономического регулирования (или экономический метод) - в основе лежит экономическая или материальная заинтересованность, чтобы природопользователю было выгодно использовать природу рационально. (В правовых методах санкция).
4. Как отрасль права экологическое право - это совокупность, основанных на эколого-правовых идеях, правовых норм и правоотношений, складывающихся по поводу экологических норм и экологических требований, регламентов, иных правил и стандартов в ходе осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях обеспечения благоприятного качества окружающей среды в интересах настоящего и будущего поколений.
По мнению Боголюбова, экологическое право - комплексная отрасль, включающая природоохранное право и природоресурсное право, которая состоит из 2х частей: общей (принципы, приоритеты, основные понятия) и особенной (использование недр, вод, животного мира, их охрана, экологические требования к отдельным видам деятельности (промышленность, с/х)). По мнению некоторых ученых - 3 части: общая (общие положения, основные понятия, принципы), особенная (регулировании охраны природной среды при осуществлении отдельных видов хозяйственной деятельности: промышленность, энергетика) и специальная (международно-правовая охрана окружающей среды. Некоторые ученые рассматривают в отдельных странах, некоторые - по субъектам, федеральный, региональный уровень, т.к. есть совместное ведение).
Как наука: это структурно организованное знание о системе эколого-правовых отношений, формах и методах формирования эколого-правового сознания и путях их совершенствования. В то же время экологическое право включает в себя представления правоведов о предмете и методе, источниках формирования экологического права и его месте в системе отраслей юридической науки.
Задачи науки экологического права: исследование федерального и регионального экологического законодательства, муниципальных правовых актов, правоприминительной практики, истории формирования экологического законодательства, зарубежного опыта правового регулирования экологических отношений, исследование проблем и перспектив плодотворного и международного сотрудничества государств в области охраны окружающей среды.
Как учебная дисциплина: в соответствии с государственным стандартом является обязательным к изучению предметом для всех студентов юридических факультетов. Учебный курс значительно уже науки и отрасли. Преподается с 1970 г. в рамках с/к правовая охрана природы, с 1988 г. как основная дисциплина с одноименным названием самостоятельно.
Цель: подготовка специализированных кадров, развитие системы экологического воспитания, образования, повышение уровня экологической культуры.
5. Принципы (ФЗ об охране окружающей среды, ст. 3, Их 23, выбрать для себя наиболее понятные). Принципы делятся на конституционные и отраслевые. Их перечень не исчерпывающий. Помимо ФЗ они содержатся и в ВК, ЛК, ЗК и др. Посмотреть и выписать.
1) соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду. Отражает главное направление природоохранной деятельности. Реализует ст. 2 К РФ. Это право содержится в ст. 42 К РФ. Это естественное право человека, который является высшей ценностью. За защитой можно обращаться в суд и другие специальные органы.
2) обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека. Это шире чем благоприятность среды обитания. Больше всего реализуется в градостроительном кодексе. Градостроительство и развитие территорий должно осуществляться таким образом, чтобы обеспечить безопасность и благоприятность условий жизнедеятельности человека.
3) научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересах человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды. Здесь законодатель учел рекомендации конференции в Рио-де-Жанейро в 1992 г.
4) охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов (действия по этому поводу) должно происходить как необходимое условие обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности. Человек должен действовать таким образом, чтобы можно было охранять и воспроизводить ресурсы.
5) ответственность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и ОМСУ за обеспечение благоприятной окружающей среды на соответствующих территориях. Речь идет не об юридической ответственности, а о социальной ответственности. регулировании охраны природной среды при осуществлении отдельных видов хозяйственной деятельности: промышленность, энергетика. Надо было написать обязанность. ОМСУ полномочиями обладают на сегодняшний день в меньшей степени, по остаточном принципу.
6) платность природопользования и возмещения вреда окружающей среде. Природопользование осуществляется в 2х аспектах: потребление или негативное воздействие путем выброса, сброса, размещения отходов в окружающей среде. И то, и то - платно. Плата - это компромисс и компенсация окружающей среде. Регулярное внесение платежей не освобождает природопользователя от возмещения вреда, причиненного окружающей среде (например, при аварии).
7) независимость контроля в области охраны окружающей среды. В системе органов государственной власти должен существовать орган, не зависимый от других органов, не подчиненный их контролю, надзору. Сегодня этого нет, т.к. Эта служба подчинена министерству ресурсов.
8) презумпция экологической опасности планирования хозяйственной и иной деятельности. 9) обязательности оценки воздействия (процедура ОВОЗ: процедура, позволяющая предварительно оценить негативное воздействие на окружающую среду) на окружающую среду при принятии решения об осуществлении хозяйственной и иной деятельности. 10) обязательность проведения проверки проектов и иной документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность на соответствие экологическим требованиям. Предварительно необходимо оценить и предположить, что любая такая деятельность опасна для окружающей среды и человека.
11) учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности. Т.к. вся природа в России разнообразна и уникальна.
12) приоритет сохранения естественных экологических систем, природных комплексов и ландшафтов (понятия см. ст. 1 ФЗ об охране окружающей среды). Экологическая система - это весь мир, лес, дерево, гриб, лист, микроорганизм (мини или макро экологические система). Ландшафт и комплекс - это тоже система, состоящая из чего-то более мелкое. Непонятно разграничение.
13) допустимость воздействия хозяйственной или иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды. Без воздействия на окружающую среду человек жить не может и этот принцип осуществляется при осуществлении нормирования воздействия человека на окружающую среду.
14) обеспечение снижения негативного воздействия на окружающую среду на основе использования наилучших существующих технологий. Достижения науки и техники, которые отвечают сегодняшнему времени. Реализация данного принципа должна быть своевременной, обдуманной.
15) обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти РФ, субъектов РФ, ОМСУ, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц. Все субъекты правовой жизни обязаны принимать участие. Хотя в К РФ есть обязанность граждан беречь природу, но общественность получается безучастна, т.к. нет механизмов привлечения.
16) сохранение биологического разнообразия.
17) осуществление интегрированного и индивидуального подходов к установлению требованию в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности. Издание общих и специализированных законов. Общие требования, например, в ФЗ об охране окружающей среды, а специализированные законы - ФЗ о промышленной безопасности.
18) запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей природной среды. Практически не осуществим это принцип.
19) соблюдение права граждан на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду. Это конституционное право, ст. 42 К РФ. Неохотно исполняется. Мало работает.
20) ответственность за нарушение законодательства об охране окружающей среды. Принцип неотвратимости юридической ответственность. Предусмотрены все виды ответственности, кроме материальной. Она в последнее время исключена.
21) организация и развитие системы экологического образования, воспитания и формирования экологической культуры.
22) участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды. Дублируется.
23) международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Последняя тенденция современного человечества.
11.03.14.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.240.171 (0.008 с.) |