Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Нормирование в области охраны окружающей среды.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Понятие, значение и классификация экологических нормативов. 2. Нормативы качества окружающей среды. 3. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду. 4. Лицензирование отдельных видов деятельности. 5. Государственные экологические стандарты и технические регламенты. 6. Экологическая сертификация.
1. Нормирование - это компромисс между осуществлением хозяйственной деятельности и сохранением окружающей среды.
Нормирование гл. 5 ФЗ об охране окружающей среды. Нормирование как вид деятельности можно рассматривать в 3х аспектах: 1) как правовую меру и инструмент охраны окружающей среды; 2) как правовой институт; 3) как функцию государственного управления охраны окружающей среды.
Одной из целей экологического нормирования является достижение научно-обоснованного компромисса между экологическими, экономическими и социальными интересами общества.
Все действующие нормативы по сути являются техническими нормами, но после утверждения их компетентными государственными. Органами они приобретают юридическую значимость и приравниваются к правовым нормам. Т.е. за их несоблюдение может наступать юридическая ответственность, в частности административная.
Все нормативы, закрепленные в гл. 5 делятся на 2 группы: 1) нормативы качества. Они определяют предельное количество вредных веществ способных оказать воздействие на здоровье человека в атмосферном воздухе, воде, почве и других природных компонентах. Их основная цель обеспечить безопасное и благоприятное состояние окружающей среды. 2) нормативы допустимого воздействия на окружающую среду. Они содержат требования не к состоянию окружающей среды, а к источнику вредного воздействия, ограничивая его деятельность определенными рамками.
Нормативы антропогенной нагрузки на окружающую среду. Лектор не согласен с выделением этой группы. Это придумал Боголюбов.
В гл. 5 представляет собой не исчерпывающие перечень нормативов. Допускается дополнительная разработка иных нормативов в той или иной группе.
В 2002 г. был принят закон о техническом регулировании. Суть: он предполагал, что Россия находится в интеграционном периоде вливания в мировой экономику, и он предполагал переход РФ на новые стандарты и технические регламенты и все старые ГОСТы, строительные, санитарные нормы и правила, и прочие нормы и правила должны были войти составной частью в технические регламенты. Это планировалось к 2010 г. Сейчас уже 2014....
Ст. 20 ФЗ об охране окружающей среды.
2. Это нормативы, которые установлены в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния окружающей среды, и при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда.
Первые нормативы качества в нашей стране были разработаны в 1939 г. применительно к питьевой воде. Более широкое применение они получили с 70х до 90х г.г. К атмосферном воздуху, почве. Они есть почти к каждому природному компоненту.
1) Сюда включаются нормативы установленные в соответствии с химическими показателями состояния окружающей среды, в т.ч. нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) химических веществ, включая радиоактивные вещества. Различают максимально разовую и средне суточную дозу ПДК для каждого загрязняющего вещества.
2) нормативы предельно-допустимых уровней (ПДУ) воздействия, в т.ч. вредных физических воздействий и радиационных воздействий.
3) нормативы, установленные в соответствии с биологическими показателями состояния окружающей среды, в т.ч. видов и групп растений, животных и других организмов, используемых как индикаторы качества окружающей среды, а также нормативы ПДК микроорганизмов. (Например, в лесу превышена норма численности волков, кабанов и человек лишних целенаправленно отстреливает).
4) иные нормативы качества окружающей среды. Ориентировочно допустимые уровни содержания веществ в природной среде (ОДУ) и ориентировочно безопасные уровни воздействия (ОБУВ).
При установлении нормативов качества окружающей среды учитываются природные особенности территорий и акваторий.
Эта группа экологических нормативов. Можно так назвать.
И к 3ему перечисляются нормативы. Перечень неисчерпывающий. Указывать физические, химические и биологические и ИНЫЕ. В третьем также. Их 5, а 6ой - ИНЫЕ.
3. Это нормативы, которые установлены в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды.
Первые нормативы ограничивающие сброс загрязненных вод появились в середине 70х г.г.
Это производственно-хозяйственные нормативы.
1) нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов. 2) Нормативы образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение. 3) нормативы допустимых физических воздействий. 4) нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды. 5) нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду и нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду.
Есть нормативы. А есть лимит. Лимиты касаются и 1ой, и 2ой группы нормативов. Лимит - предельный показатель нормы, ее верхняя планка. Лимиты разрабатываются в отношении отходов, выброса и сброса загрязняющих веществ, в отношении объектов животного мира, в некоторых других случаях.
4. Порядок осуществления лицензирования в этой сфере регулируется ФЗ от 04.05.2011 о лицензировании отдельных видов деятельности и постановлением правительства РФ от 21.11.2011 г. об организации лицензирования отдельных видов деятельности. Этим постановлением утвержден перечень ФОИВ осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности.
Какие органы и какие направления лицензируют.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (РосТехНадзор) лицензирует эксплуатацию взрыво-, пожаро- опасных и химически-опасных производственных объектов 1, 2 и 3 класса опасности, производство макшейдерских работ (по изучению недр), деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности и деятельность, связанная с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения.
МЧС России и РосЛесХоз лицензируют деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах, объектах инфраструктуры, лесных пожаров.
РосПотребНадзор - федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека - деятельность в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключение медицинских целей) и генно-инженерно-модифицированных организмов 3 и 4 степеней потенциальной опасности.
РосПриродНадзор - федеральная служба по надзору в сфере природопользования - лицензирует деятельность по сбору, использованию, размещению отходов 1 - 4 классов опасности.
РосРеестр лицензирует геодезические и картографические работы федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение.
РосГидроМет лицензирует работы по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления, деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях.
ФЗ регулирует общий порядок выдачи лицензий и контроль/надзор за этим. Ст. 12 ч. 1 дается перечень всех видов деятельности лицензируемых на основании положения этого закона. Перечень исчерпывающий. В т.ч. это вышеперечисленные виды деятельности. Также в этой статье есть виды деятельности, которые прямо воздействуют на окружающую среду (размещение отходов), а есть, которые не воздействуют, на при нарушении могут (перевозка опасных веществ каким-либо видом транспорта).
Лицензия выдается на отдельный вид деятельности, на каждый вид деятельности.
Порядок выдачи: для получения лицензии соискатель представляет в лицензирующий орган заявление и прилагает необходимый пакет документов (их перечень есть в законе), в свою очередь лицензирующий орган в течении 3х рабочих дней принимает решение о рассмотрении этого заявления или о возврате этого заявления с мотивированным объяснением причин возврата.
Закон допускает предоставленные в электронном виде, соответственно и ответ электронный.
В срок не превышающий 45 рабочих дней (не календарных) со дня приема заявления лицензирующий орган осуществляет проверку полноты и достоверности содержащихся в документах сведений и принимает решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении.
Решение о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении лицензии оформляется приказом или распоряжением лицензирующего органа, подписываемого либо руководителем, либо заместителем руководителя этого органа и регистрируется в реестре лицензий.
В течении 3х рабочих дней после дня подписания и регистрации лицензии она вручается лицензиату или направляется ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. В случает отказа в выдаче лицензии тот же порядок: в течении 3х дней вручается или отправляется. Отказ должен быть также мотивированным.
Основания отказа по закону: 1) при наличии в заявлении и предоставленных документах недостоверной или искаженной информации. 2) установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии установленным лицензионным требованиям. 3) если в отношении соискателя лицензии имеется решение об аннулировании ранее выданной лицензии на такой вид деятельности.
Эти лицензии являются бессрочными.
В отношении лицензиата лицензирующий орган может проводить документарные проверки, плановые проверки, внеплановые выездные проверки (последние могут проводится без согласования с органом прокуратуры, за некоторым исключением. По общему правилу - с согласованием).
Действие лицензии может быть прекращено: 1) при предоставлении заявления со стороны лицензиата о прекращении лицензированного вида деятельности. 2) прекращение физическим лицом деятельности в качестве ИП. 3) прекращение деятельности юридического лица в соответствии с законодательством РФ. 4) наличие решения суда об аннулировании лицензии. Сегодня это возможно только ПО РЕШЕНИЮ СУДА. Раньше орган выдавший лицензий мог сам это сделать.
ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности. Не путать лицензию и лицензирование. Посмотреть цели и принципы лицензирования. И ст 9 действие лицензии.
5 и 6 вопроса в контрольной не будет.!!!!!
5. В соответствии с положением ФЗ от 22.12.2002 г. о техническом регулировании под стандартизацией понимается деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленное на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ и услуг. Отражается это все в стандартах.
Стандарт - это документ, в котором устанавливаются характеристики продукции.
Документами в области стандартизации являются: национальные стандарты, правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации, стандарты организаций и некоторые другие.
По объекту их разработки и принятия можно дать следующую классификацию стандартов: 1) государственный стандарты (ГОСТы). 2) международные (региональные). 3) отраслевые (ОСТы). 4) стандарты предприятий.
В соответствии с ФЗ о техническом регулировании стандарты делятся на международные и национальные.
Если российский производитель хочет на международный уровень, то должен соответствовать международным. Национальные получаются более мягкими нежели международные.
Технический регламент - это документ, устанавливающий обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции (в т.ч. зданиям, строениям и сооружениям), процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции), принятых в целях защиты жизни и здоровья граждан, животных и растений, охраны окружающей среды.
Отличие от стандартов: регламенты содержат ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ требования. в нашей стране хотели перейти полностью на регламенты, но что-то не вышло. Их всего десяток или полтора. Наша страна к этому пока не готова. Технические регламенты соответствуют международным нормам и стандартам. И соответствия международным стандартов у нас пока нет.
Технические регламенты могут быть утверждены принятым и ратифицированным международным договором, ФЗ, Указом Президента, Постановлением Правительства, нормативным актом ОИВ по техническому регулированию.
6. Наряду с лицензированием есть сертификация. Она у нас тоже не очень развита.
Сертификат соответствия - это документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов, правил или условиям договоров. Т.е. Это подтверждение соответствия.
Задачи сертификации, в т.ч. экологической сертификации: 1) предупреждение появления на рынке и реализации экологически опасных продукции и услуг. Вся ввозимая в РФ продукция подлежит сертификации. 2) внедрение экологически безопасных технологических процессов и оборудования. 3) производство экологически безопасной продукции, повышение ее качества и конкурентоспособности. 4) предотвращение ввоза в страну экологически опасной продукции, технологий, отходов и др. опасных веществ.
Выдачу сертификатов осуществляет орган по сертификации - юридическое лицо или ИП, аккредитованные в установленном порядке для этих целей, для выполнения работ по сертификации.
Сертификация может быть добровольная и обязательная.
Обязательная сертификация осуществляется в 2х формах: 1) принятие декларации о соответствии. 2) обязательное подтверждение соответствия продукции в случаях, установленных техническими регламентами.
Добровольная экологическая сертификация осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора, заключаемого между ним и органом по сертификации в целях установления соответствия национальным и международным стандартам, требованиям технических регламентов, условиям договора, другим документам и иным требованиям.
5 и 6 вопроса в контрольной не будет!
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.46.74 (0.01 с.) |