Дополнительные источники Дополнительные учебники и учебные пособия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дополнительные источники Дополнительные учебники и учебные пособия



1. Правоохранительные органы Российской Федерации: учебник для бакалавриата и специалитета / В.А. Байдуков и др.; под ред. В.М. Бозрова. – 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издатель- ство Юрайт, 2019. – 424 с. – (Серия: Бакалавр и специалист).

2. Суд и правоохранительные органы Российской Федера- ции. Практикум. Учебное пособие для академического бакалавриа- та /В.В. Ершов, В.А. Давыдов. - М.: Издательство Юрайт, 2017. – 164 с. Серия: Бакалавр. Академический курс.

3. Правоохранительные органы: учебник для академическо- го бакалавриата / под ред. Н.Г. Стойко, Н.П. Кирилловой, И.И. Ло- дыженской. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 463 с. (серия: Бакалавр. Академический курс).

Научная литература

1. Амирбеков К.И. Взаимодействие прокуратуры Россий- ской Федерации с институтами власти и общества.// Российская юстиция. 2018. №8.

2. Апостолова Н.Н. Прокурорский надзор и предваритель- ное следствие как гарантии обеспечения прав и свобод личности.

//Российская юстиция. 2017. №3.

3. Арзиани С. Надзор за процессуальной деятельностью ор- ганов предварительного расследования. // Законность. 2011. №1.

4. Артамонов А. Надзор за производством дознания в со- кращѐнной форме. //Законность.2013. №7.

5. Байкин И.М. Статус прокуратуры и законодательная ветвь власти. // Конституционное и муниципальное право. 2010.

№12.

6. Байкин И.М. Сравнительный анализ государственно- властных полномочий прокурора и уполномоченного по правам человека. // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. №12.

7. Безруков А.В. Конституционно-правовые основы обеспе- чения правопорядка органами прокуратуры в России. //Российская юстиция. 2016. №1.

8. Бондаренко В. Надзор за оперативно-розыскной деятель- ностью. //Законность. 2013. №2.


9. Быков В. Права прокурора на стадии возбуждения уго- ловного дела.// Законность. 2013. №4.

10. Быков В.М. Правовое положение прокурора на досудеб- ных стадиях уголовного судопроизводства. //Российская юстиция. 2016. №11.

11. Винокуров, А. Ю. Надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации: предмет и пределы / А. Ю. Винокуров // Журнал российского права. 2012. №11.

12. Войтович А.П. Роль прокурора по делам частного обви- нения. // Мировой судья. 2018. №8.

13. Горюнов В., Макаров К. Прокурор как субъект уголов- ного преследования. //Законность. 2013. №4.

14. Григорьев В. Постановление прокурора – новый повод для возбуждения уголовного дела. // Законность 2011. №8.

15. Гриненко А. Полномочия прокурора должны быть кон- кретизированы. // Законность. 2011. №2.

16. Дикарев И. С. Невмешательство прокурора в деятель- ность органов предварительного следствия. // Российский следова- тель. 2018. №12.

17. Дупак О. Прокурор на защите трудовых прав граждан. // Законность. 2011. №11.

18. Желтобрюхов С.П. Кто должен утверждать обвинитель- ное заключение? //Российская юстиция. 2017. №3.

19. Залюкова Г. Полномочия прокуроров различных уров- ней на обжалование незаконных судебных актов в апелляционном порядке.// Законность. 2013. №9.

20. Исламова Э., Чубыкин А. Реализация полномочий про- курора в стадии возбуждения уголовного дела. // Законность. 2011.

№4.

21. Камчатов К.В., Тимошенко А.А. Деятельность прокуро- ра в уголовном судопроизводстве: оценка эффективности.

//Российская юстиция. 2017. №11.

22. Капинус О. Прокурорский надзор за исполнением зако- нов: состояние и перспектива развития. \\ Законность. 2013. №7.

23. Коржев С. Роль прокурора в обеспечении неотвратимо- сти уголовной ответственности за преступление. // Законность. 2011. №4.

24. Корольков С.Ю. Проблемы реализации полномочий про- курора в ходе надзора за расследованием уголовных дел, связанных с фальсификацией доказательств. // Российская юстиция. 2018. №7.


25. Легостаев С.В. Координация деятельности по борьбе с преступностью: разграничение полномочий прокурора и руководи- теля региона. //Российская юстиция. 2016. №2.

26. Мурашкин И. Роль прокурора при рассмотрении уголов- ных дел без проведения судебного разбирательства. // Законность. 2011. №9.

27. Мыцыков А. Правовое регулирование деятельности про- куратуры. // Законность. 2011. №11.

28. Петров А. Обеспечение прокурором законности в стадии возбуждения уголовного дела. // Законность. 2011. №11.

29. Петров А. Надзор за законностью отказа в возбужде- нии уголовного дела. //Законность. 2013. №7.

30. Попов И.А. Прокурорский надзор за предварительным следствием: современное состояние и пути совершенствования (правовые и организационные аспекты).// Научный портал МВД России. 2012. №1 (17).

31. Прерсыпкин А.В. Роль органов прокуратуры и проблемы осуществления надзора за соблюдением федерального законода- тельства в условиях изменившегося законодательства. //Российская юстиция. 2017. №10.

32. Прокурорская проверка. Учебное пособие, под общей редакцией О. Н. Коршуновой, СПб, 2017.

33. Тухватулин Т.А. Некоторые проблемы толкования кон- ституционными (уставными) судами положений основных законов субъектов Российской Федерации. //Российская юстиция. 2017. №9.

34. Ульянов А.Ю. Конституционное назначение и функции прокуратуры. // Российская юстиция. 2018. № 3.

 

Контрольные задания:

1. Генеральный прокурор РФ, обнаружив, что принятое по- становление Правительства РФ не соответствует федеральному за- кону, подал на него протест. В протесте предлагалось Правитель- ству РФ отменить названное постановление.

Подлежит ли удовлетворению названный протест Генераль- ного прокурора РФ?

Что является предметом прокурорского надзора?

Назовите отрасли прокурорского надзора и раскройте крат- ко их содержание?

2. Помощник районного прокурора во время внеслужебного посещения одного из отделений полиции заподозрил, что некото-


рые лица подвергнуты задержанию без законных на то оснований. Он потребовал от начальника отделения предоставить ему для ознакомления документы, на основании которых эти лица были за- держаны.

Определите:

а) Уполномочен ли помощник прокурора на указанные дей-

ствия?

б) Назовите и раскройте формы прокурорского реагирова- ния на нарушения законности.

в) Кто наделен из прокурорских работников правом внесе- ния протеста?

3. Проверяя соблюдение законности при учете и рассмотре- нии заявлений и сообщений о преступлениях в отделе внутренних дел, прокурор района установил, что некоторые поступающие за- явления, указывающие на действия, которые следовало бы расце- нить как криминальные, не заносились в журнал учета преступле- ний, а регистрировались как жалобы и рассматривались в течение месяца и более. Затем при отказе списывались в дело по рапорту работника. По ряду заявлений прокурор признал неправильными принятие решений.

Как должен реагировать прокурор на допущенные наруше- ния законности?

4. Прокурор города, обнаружив грубые нарушения закона при производстве предварительного следствия по уголовному де- лу, издал 15.01 2012 года приказ об отстранении следователя след- ственного отдела СК РФ по городу от работы и о передаче дела для расследования другому следователю.

Правомерны ли действия прокурора?

Если неправомерны, то какие нормативные акты нарушены?

5. Прокурор района, ознакомившись с материалами уголов- ного дела в отношении Сычкова А.Н., обвиняемого в совершении двух преступлений, предусмотренных ч.2 ст.158 УК РФ (кражи), поступившими к нему с обвинительным заключением, установил, что по делу не доказано совершение обвиняемым одной из краж. При этом исчерпаны все возможности для собирания дополнитель- ных доказательств.

Как должен поступить в этой ситуации прокурор?

6. Как должен поступить государственный обвинитель, если при рассмотрении дела в суде он придет к выводу, что обвинение не доказано?


Может ли прокурор самостоятельно отказаться от обвинения? Проанализируйте уголовно-процессуальное законодатель-

ство, действующие приказы Генерального прокурора и дайте обос- нованный ответ со ссылками на нормативно-правовые акты.

7. Генеральный прокурор РФ при участии научно- исследовательского института прокуратуры подготовил проект за- кона, усиливающего уголовную ответственность за ряд тяжких преступлений, и направил его (проект) в Государственную Думу Федерального Собрания РФ для обсуждения и принятия.

Дайте правовую оценку данной ситуации.

8. Губернатор области, учитывая криминогенную ситуацию в микрорайоне, своим распоряжением обязал прокурора области создать там отдельную прокуратуру. На основании распоряжения губернатора прокурор области издал приказ о создании прокурату- ры микрорайона, установив штат в количестве 3 человек.

Дайте оценку действиям губернатора и прокурора области.

9. Для рассмотрения наиболее важных вопросов организации и деятельности прокуратуры района прокурор своим приказом обра- зовал в составе районной прокуратуры коллегию, в которую вклю- чил работников прокуратуры, районного отдела (управления) внут- ренних дел, представителей органов местного самоуправления.

Дайте оценку действиям прокурора района.

 

Лекция 13. Министерство юстиции РФ и система его ор-

ганов

Вопросы лекции:

Вопрос 1. Понятие, функции и задачи Министерства юстиции РФ Вопрос 2. Система органов Министерства юстиции

 

Вопрос 1. Понятие, функции и задачи Министерства юс- тиции РФ

Понятие: Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполни- тельной власти, руководство деятельностью которого осу- ществляет Президент Российской Федерации.

(пункт 1 Положения о Минюсте).


Ранее в законодательстве давалось другое определение: Министерство юстиции РФ - центральный орган федеральной исполнительной власти, обеспечивающий реализацию государ- ственной политики в сфере юстиции.

Деятельность Министерства юстиции РФ регламентирована Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1313(ред. от 25.10.2018 г.)

Функции Министерства юстиции РФ.

Минюст России осуществляет:

1. Функции по выработке и реализации государственной по- литики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере:

- исполнения уголовных наказаний;

- регистрации некоммерческих организаций, включая отделе- ния международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации;

- адвокатуры;

- нотариата;

- государственной регистрации актов гражданского состояния;

- обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов;

- оказания бесплатной юридической помощи и правового про- свещения населения;

- деятельности по возврату просроченной задолженности физи- ческих лиц (совершения действий, направленных на возврат про- сроченной задолженности физических лиц), возникшей из денеж- ных обязательств (за исключением: деятельности физических лиц, являющихся кредиторами по денежным обязательствам, самостоя- тельно осуществляющих действия, направленные на возврат воз- никшей перед ними задолженности другого физического лица в размере, не превышающем 50 тыс. рублей, кроме случаев возник- новения указанной задолженности в результате перехода к ним прав кредитора (цессии);

- деятельности по возврату просроченной задолженности, осу-

ществляемой в отношении физических лиц, являющихся индиви- дуальными предпринимателями, по денежным обязательствам, ко- торые возникли в результате осуществления ими предпринима- тельской деятельности;


- правоотношений, связанных с взысканием просроченной за- долженности физического лица и возникших из жилищного зако- нодательства, законодательства Российской Федерации о водо- снабжении, водоотведении, теплоснабжении, газоснабжении, об электроэнергетике, а также законодательства Российской Федера- ции, регулирующего отношения в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, кроме случаев передачи полномочий по взысканию данной задолженности кредитным организациям или лицам, осуществляющим деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц в качестве основного вида дея- тельности;

- территориального устройства Российской Федерации;

- организации местного самоуправления;

- разграничения полномочий по предметам совместного веде- ния между федеральными органами государственной власти, орга- нами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления и др.

2. Правоприменительные функции и функции по контролю в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отде- ления международных организаций и иностранных некоммерче- ских неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации.

3. Функции по федеральному государственному надзору за деятельностью некоммерческих организаций.

4. Функции по контролю и надзору в сфере:

- адвокатуры;

- нотариата;

- государственной регистрации актов гражданского состояния. 5.Координацию и контроль деятельности подведомственных

ему ФСИН России и ФССП России.

Основными задачами Минюста России являются:

1) разработка общей стратегии государственной политики в установленной сфере деятельности;

2) нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности;

3) обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина;

4) обеспечение деятельности Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека - заместите- ля Министра юстиции Российской Федерации;


5) организация деятельности по государственной регистра- ции некоммерческих организаций, в том числе отделений между- народных организаций и иностранных некоммерческих неправи- тельственных организаций, общественных объединений, политиче- ских партий и религиозных организаций;

6) осуществление контроля и надзора в сфере адвокатуры и нотариата, а также в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.

Минюст России возглавляет Министр юстиции Россий- ской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации. Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Минюст России задач и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности.

Полномочия Министерства юстиции

Министерство юстиции обладает очень широкими полно- мочиями в сфере юстиции. Отметим только некоторые из них:

1. Осуществляет в установленной сфере деятельности мони- торинг правоприменения в Российской Федерации в целях выпол- нения решений Конституционного Суда Российской Федерации и постановлений Европейского Суда по правам человека, в связи с которыми необходимо принятие (издание), изменение или призна- ние утратившими силу (отмена) законодательных и иных норма- тивных правовых актов Российской Федерации, а также функции по координации мониторинга правоприменения, осуществляемого федеральными органами исполнительной власти и органами госу- дарственной власти субъектов Российской Федерации, и его мето- дическому обеспечению.

2. Участвует в организации работы по систематизации зако- нодательства Российской Федерации и подготовке Свода законов Российской Федерации.

3. Проводит правовую экспертизу проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, вносимых федеральными ор- ганами исполнительной власти на рассмотрение Президента Рос- сийской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также проектов концепций и технических заданий на разработку проектов федеральных законов.

4. Проводит антикоррупционную экспертизу проектов фе- деральных законов, проектов указов Президента Российской Феде-


рации и проектов постановлений Правительства Российской Феде- рации, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, при проведении их правовой экспертизы.

5. Принимает участие в подготовке проектов официальных отзывов и заключений на проекты федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также проектов поправок к ним.

6. Осуществляет государственную регистрацию норматив- ных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражда- нина, устанавливающих правовой статус организаций или имею- щих межведомственный характер, а также актов иных органов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Феде- рации.

7. Ведет в установленном им порядке государственный ре- естр нормативных правовых актов федеральных органов исполни- тельной власти и иных органов в случаях, предусмотренных зако- нодательством Российской Федерации.

8. Дает заключения о соответствии положений международ- ного договора Российской Федерации законодательству Россий- ской Федерации и их юридической силе в Российской Федерации, а также по иным вопросам, связанным с вступлением в силу и вы- полнением такого договора, если это предусмотрено международ- ным договором Российской Федерации или является необходимым условием вступления его в силу.

9. Осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе обще- ственных объединений, политических партий, религиозных орга- низаций и структурных подразделений международных организа- ций и иностранных некоммерческих неправительственных органи- заций.

10. Осуществляет на территории Российской Федерации функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации адвокатами, адвокатскими образованиями и адвокатскими палатами.

11. Открывает и упраздняет государственные нотариальные конторы в субъектах Российской Федерации.

12. В соответствии с законодательством Российской Федера- ции осуществляет контроль за исполнением нотариусами профес- сиональных обязанностей.


13. Предоставляет в установленном порядке физическим и юридическим лицам информацию о зарегистрированных органи- зациях.

14. Оказывает гражданам бесплатную юридическую помощь в виде правового консультирования в устной и письменной форме по вопросам, относящимся к компетенции Минюста России, в по- рядке, установленном законодательством Российской Федерации для рассмотрения обращений граждан.

15. Принимает в пределах своей компетенции решения о не- желательности пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства.

16. Осуществляет организационное и методическое руковод- ство деятельностью судебно-экспертных учреждений Минюста РФ. 17.Осуществляет координацию и контроль деятельности Федеральной службы исполнения наказания и Федеральной служ-

бы судебных приставов.

18. Обеспечивает представительство и защиту интересов Российской Федерации в судах иностранных государств и между- народных судебных органах, осуществляет координацию деятель- ности федеральных органов исполнительной власти в данной сфере в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.

 

Вопрос 2.Система органов Министерства юстиции Организационная структура:

- Руководство

- Министр

- Заместители министра

- Коллегия

Структурные подразделения:

Министерство юстиции РФ

Структурными подразделениями Минюста России являются департаменты по основным направлениям деятельности, в состав которых входят отделы.

Отметим некоторые из них:

- Департамент регистрации ведомственных нормативных правовых актов;

- Департамент организации и контроля;

- Департамент нормативно-правового регулирования, ана- лиза и контроля в сфере исполнения уголовных наказаний и судебных актов;


- Департамент международного права и сотрудничества;

- Департамент конституционного  законодательства;

- Департамент экономического законодательства;

- Департамент по делам некоммерческих организаций;

- Департамент по вопросам правовой помощи и взаимо- действия с судебной системой;

- Департамент законопроектной деятельности и монито- ринга правоприменения.

2. Федеральные службы:

- Федеральная служба судебных приставов (ФССП);

- Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН);

3. Территориальные органы:

Управления республик, входящих в состав РФ, управления (отделы) юстиции краев, областей, автономных округов, автоном- ной области, Главные управления Москвы и Санкт-Петербурга.

4. В систему Министерства юстиции входят учре- ждения и организации, в отношении которых органы юстиции осуществляют некоторые управленческие функции:

- Государственная регистрационная палата;

- Научный центр правовой информации;

- Российский федеральный центр судебной экспертизы;

- Российская правовая академия;

- Судебно-экспертные учреждения.

5. Экспертные и консультативные органы при Ми- нистерстве юстиции:

- Научно-консультативные советы.

 

Контрольные вопросы:

1. Дайте общее определение понятия «юстиция». Какие ин- ституты относятся к сфере юстиции в РФ?

2. Какова структура Министерства юстиции РФ? Какие за- дачи оно призвано решать?

3. Назовите основные функции, возложенные законом на Министерство юстиции РФ.

4. Какова структура службы судебных приставов?

5. Какие задачи решают судебные приставы?

6. Дайте определение понятия «пенитенциарные органы». Охарактеризуйте правовую базу их деятельности.

7. Какие задачи ставит российское законодательство перед пенитенциарной системой?


Рекомендуемые правовые источники и литература

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации, принятая на всена- родном голосовании 12 декабря 1993 г. (с поправками от 30 декаб- ря 2008г., 5февраля, 21 июля 2014 г.)

2. Федеральный закон от 21 июля 1997 года №118-ФЗ «О судебных приставах» (ред. от 01.05.2019 г.).

3. Федеральный закон от 2 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (ред. от 17 октября 2019 г.).

4. Закон РФ от 21 июля 1993 года №5473-1 «Об учреждени- ях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»(ред. от 06.02.2019 г.)

5. Положение о Министерстве юстиции Российской Феде- рации, утвержденное Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г.

№ 1313 (ред. от 25.10.2018 г.)

6. Указ Президента РФ от 13.10.2004 N 1314 (ред. от 04.11.2019 г.) "Вопросы Федеральной службы исполнения наказа- ний".

7. Указ Президента РФ от 13.10.2004 №1316 (ред. от 13.05.2019 г.) «Вопросы Федеральной службы судебных приста- вов».

Основная литература

1. Гриненко А.В. Правоохранительные органы Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата / А.В. Гри- ненко. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 281 с. — (Серия: Бакалавр. Академический курс).

2. Правоохранительные органы России: учебник для вузов / под общ. ред. В.П. Божьева, Б.Я. Гаврилова. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 296 с. – Серия: Бакалавр. Академический курс.

3. Суд и правоохранительные органы Российской Федера- ции в 2 ч. Часть 1: учебник для академического бакалавриата / В.В. Ершов [и др.]; отв. ред. В.В. Ершов, Г.И. Загорский, В.И. Качалов.

— 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 338 с. — (Серия: Бакалавр. Академический курс).

4. Суд и правоохранительные органы Российской Федера- ции в 2 ч. Часть 2: учебник для академического бакалавриата / В.В. Ершов [и др.]; отв. ред. В.В. Ершов, Г.И. Загорский, В.И. Качалов.

— 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 348 с. — (Серия: Бакалавр. Академический курс).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 278; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.120.133 (0.1 с.)