Тема 2. Психофизиологические основы построения профессии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Психофизиологические основы построения профессии



Задание 1. Составить профессиограмму двух профессий на основе общей схемы составления профессиограмм.

 

Литература:

1.Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учебное пособие для студ. Высш. учеб. Заведений. – М.: «Академия», 2001. – Глава IV.

2. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический Проспект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – Глава 5.

3. Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. 2-е изд. СПб.: Питер, 2006. – 464 с.

 

2. Примерные вопросы для подготовки к контрольным тестам

 

Тема 1. «Физиологические механизмы деятельности нервной системы»

 

Вопросы для подготовки к контрольному тесту:

1. Физиологические механизмы возбуждения и торможения;

2. Безусловнорефлекторная деятельность ЦНС. Виды безусловных рефлексов;

3. Условия и механизмы образования условных рефлексов;

4. Механизмы торможения условных рефлексов;

5. Динамический стереотип, механизмы формирования;

6. Общие типы ВНД, соотношение с типами темперамента.

 

Тема 2. «Системные основы организации профессиональной деятельности.  

            Потребности и мотивация, как факторы запуска деятельности».

 

Вопросы для подготовки к контрольному тесту:

1. Понятие «функциональная система». Центральная архитектоника функциональных систем;

2. Функции блоков функциональной системы. Механизмы организации поведенческой деятельности;

3. Потребности, понятие и классификация потребностей. Значение для организации поведенческой деятельности

4. Мотивации, понятие и классификация мотиваций. Механизмы формирования мотивации. Значение для организации поведения;

 

Тема 3. «Психофизиология памяти, внимания, речи и мышления»

 

Вопросы для подготовки к контрольному тесту:

1. Виды и механизмы памяти, индивидуальные особенности. Показатели памяти, индивидуальные особенности;

2. Виды и механизмы формирования внимания. Показатели внимания, индивидуальные особенности;

3. Первая и вторая сигнальные системы. Центры речи, значение.

4. Мышление как основа программирования деятельности.

5. Межполушарная асиммтерия мозга. Моторная и сенсорная асимметрия.

 

Тема 4. «Психофизиология функциональных состояний»

 

Вопросы для подготовки к контрольному тесту:

1. Понятие «функциональные состояния»;

2. Эмоциональные состояния, виды эмоций. Эмоции и межполушарная асимметрия;

3. Психические состояния, виды;

4. Стрессовые состояния, механизмы и фазы развития стресса;

5. Функциональные состояния во время выполнения работы;

6. Утомление, механизмы развития. Переутомление, хроническое утомление.

 

 

   Тема 5. «Психофизиологические основы профотбора».

 

Вопросы для подготовки к контрольному тесту:

1. Компоненты профессионально обусловленной структуры личности;

2. Понятие «Профессионально важные психофизиологические качества»;

3. Профессионально важные психофизиологические качества (ПВК) и виды профессиональной деятельности;

4. Стили профессиональной деятельности;

5. Профессионально важные психофизиологические качества и стили деятельности.

 

              3. Примерные темы контрольных работ

                      (для студентов заочной формы обучения)

 

Студенты выполняют контрольную работу, состоящую из двух заданий: теоретического и практического. Тема первого задания выбирается из первого раздела согласно первой букве фамилии студента. Тема второго задания является общей для всех, но должно быть проведено профессиографирование различных профессий.

 

Раздел I.

 

А-В. 1. Функциональные состояния при  выполнении работы. Фазы изменения работоспособности. Утомление, механизмы развития.

 

Г-Е. 2. Психофизиология эмоциональных состояний. Морфо-функциональные основы развития эмоций. Влияние эмоций на деятельность человека.

 

Ж-И. 3. Профессионально   значимые психофизиологические качества. Принципы и методы их оценки.

 

К-М. 4. Профессионально значимые психофизиологические свойства человека и виды профессиональной деятельности

 

Н-П. 5. Виды стилей профессиональной деятельности и типологические свойства субъекта труда.

 

Р-Т. 6. Методы и схемы проведения профессиографирования.

 

У-Я. 7. Основные виды профессиографирования: информационный, диагностический, прогностический и методический.

 

Раздел II.

 

1. Составить профессиограмму для 2-3 видов профессий, используя общую схему анализа профессии.

          4. Примерные вопросы для подготовки к зачету

                     (для студентов очной и заочной формы обучения)

 

 

I. Введение.

1. Предмет и задачи курса. Понятие «профессиональная деятельность». Факторы, определяющие успешность и эффективность профессиональной деятельности.

2. Методы психофизиологических исследований, применяемые в изучении механизмов организации поведенческой деятельности организма.

3. Нервная система как основа осуществления психических и нейродинамических процессов, её значение. Общий план строения нервной системы. Строение и функции нейрона, виды нейронов.

4.  Функции отделов нервной системы. Функции спинного мозга и отделов ствола головного мозга.

5. Функции структур больших полушарий. Морфофункциональная организация коры больших полушарий

6. Основные физиологические механизмы деятельности нервной системы. Физиологические механизмы возбуждения и торможения.

7. Рефлекторная деятельность нервной системы. Понятие «рефлекс», виды рефлексов. Рефлекторная дуга, структура рефлекторной дуги.

8. Физиологические механизмы высшей нервной деятельности. Условия и механизмы образования условных рефлексов.

9. Динамический стереотип, его значение. Механизм и этапы формирования.

10. Общие типы высшей нервной деятельности у животных и человека. Соотношение с типами темперамента.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.205.154 (0.012 с.)