Учебно-методический комплекс 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учебно-методический комплекс



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСИЦПЛИНЫ

 

ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

для студентов специальности

080505 «Управление персоналом»

 

 

очной и заочной форм обучения

     

 

                                            Разработчик:

                                                                           Сапогова Н.В.,

                                                                           к.б.н., доцент

 

Екатеринбург –2006 г.

                                    

 

 

   УТВЕРЖДАЮ

                                                    Проректор по учебной работе

                                                              ________________И.К. Кощеева

                                                            «_________» _______________ 2006г.

                   

                                                         

 

 

                                                   

                                                    СОГЛАСОВАНО:

                                                    Декан факультета социальной психологии

                                                     Гуманитарного университета

                                                     __________________Л.Б. Перелыгина

                                                     «25»        сентября   2006 г.

 

ПРИНЯТО:

Ученым советом

факультета социальной психологии

Гуманитарного университета

 

РЕКОМЕНДОВАНО К ПЕЧАТИ:

Протоколом заседания кафедры

общей и прикладной психологии

    1  от «25» сентября  2006г.

 

                                                      © НОУ ВПО Гуманитарный университет

                                                      © Сапогова Н.В., 2006 г.

 

 

Учебно-методический комплекс дисциплины  «Психофизиология профессиональной деятельности» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержания по дисциплине и уровню подготовки дипломированного специалиста по специальности 080505 «Управление персоналом».

Дисциплина относится к федеральному компоненту цикла СД учебного плана.

  

Семестр                                                              VI       
Форма обучения                                             очная  
Общая трудоемкость дисциплины:               70 часов   Аудиторная работа                                                32 часа          Лекций                                                          18 часов    Практические занятия                                  12 часов       Семинарские занятия                                     2 часа        Самостоятельная работа:                              38 часов Задания по темам курса                                   10 Разработка профессиограммы                          2                                                                            
 Контрольные мероприятия:              Контрольные тесты по темам курса                    5  
Отчетность:   Зачет                                                      шестой семестр

 

                                        СОДЕРЖАНИЕ

 

I. Введение………………………………………………………………………5

II. Учебно-тематический план…………………………………………………7

III. Содержание дисциплины…………………………………………………..8

IV. Обязательный понятийный минимум дисциплины……………………..13

V. Тематический план практических и семинарских занятий………………18

VI. Самостоятельная работа студентов……………………………………….20

VII. Методические указания по изучению дисциплины…………………….28

VIII. Контрольные мероприятия………………………………………………34

IX. Отчетность………………………………………………………………….35

X. Библиографический список………………………………………………..39

XI. Ресурсное обеспечение……………………………………………………41

 

 

I. ВВЕДЕНИЕ

 

    Актуальность. Возникновение разнообразных форм профессиональной деятельности предъявляет человеку определенные требования к его индивидуальным психофизиологическим качествам. Соответствие психофизиологических свойств и качеств человека тому виду профессиональной деятельности, которой он занимается, во многом обуславливает успешность и эффективность его деятельности, производительность и безопасность труда. В этой связи становится важным выявлять индивидуальные психофизиологические особенности человека и их соответствие той профессии, которой он занимается, что представляет собой содержание профессионального отбора. В свою очередь профессиональный отбор опирается на психофизиологическую характеристику той или иной профессии, в которой выявляются те психофизиологические качества человека, которые являются профессионально важными для данного вида профессиональной деятельности. Таким образом, специалист по управлению персоналом, подбирая трудовые кадры, должен четко себе представлять, какими психофизиологическими качествами необходимо обладать человеку, чтобы его деятельность в той или иной сфере была эффективной и производительной.

 

  1. Цель дисциплины: формирование знаний о профессионально важных психофизиологических качествах, определяющих успешность деятельности человека, и развитие представлений о содержании профессионального отбора и профессиографии.

 

  2. Задачи дисциплины:

- студенты достигнут знания об основных профессионально важных психофизиологических качествах;

- приобретут навыки оценки психофизиологических качеств, важных для профессиональной деятельности;

- студенты освоят основы профессионального отбора и профессиографии,

научаться составлять профессиограммы различных видов профессий.

 

3. Место дисциплины в программе общей и специальной подготовки студентов

Понимание важности учета психофизиологических индивидуальных качеств и свойств при подборе и расстановке кадров на предприятии, в учреждении, знание основ профотбора и профессиографии позволит студентам осознанно осваивать такие дисциплины, как «Основы управления персоналом», «Управление трудовыми ресурсами», «Организация труда персонала», «Профессионализм деятельности» и т.д.

 

4. Требования к уровню подготовки студента

Изучение дисциплины базируется на знаниях студентов основ анатомии и физиологии человека, основ валеологии и общей психологии человека.

 

5. Требования к уровню освоения дисциплины

В результате освоения курса студенты должны:

- иметь знания о психофизиологических профессионально важных качествах;

- знать основы профотбора и профессиографии;

- познакомиться с методами оценки психофизиологических профессионально важных качеств;

- познакомиться с различными методами профессиографии и разработки профессиограмм;

- научиться разрабатывать профессиограмму профессии с учетом психофизиологических профессионально важных качеств

 

Методическая новизна курса

    При изучении курса студенты выполняют исследовательские задания, направленные на освоение методов оценки психофизиологических профессионально важных качеств, а также на освоение методов составления профессиограмм различных видов профессий.

 

 

II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

п/п

 

 

Всего

трудо-

емкость

Аудиторные часы

Само- стоятель-

ная

 работа

 Всего  Лекции Практ. и семин. занятия
 

Раздел I. Введение в курс

1. 1. Предмет и задачи курса. Методы психофизиологи-ческих исследований.   3   1   1   -     2
2. 2. Нервная система как основа осуществления психофизиологических процессов.   9   5   1   4   4
 

Раздел II. Психофизиологические основы профессиональной деятельности

3. 1.Системные основы орга- низации профессиональной деятельности.   4   2   2   -   2
4. 2.Психофизиология потреб-ностей и мотивации.     6   2   2   -   4
5. 3. Психофизиология памяти и внимания. Индивидуаль- ные особенности.   8   4   2   2   4
6. 4. Психофизиология речи, мышления и сознания. Ин- дивидуальные особенности.   8   4   2   2   4
 

Раздел III. Психофизиология функциональных состояний и эмоций

7. 1. Психофизиология эмо-циональных состояний.   4   2   2   -     2
8. 2.Функциональные сос- тояния при трудовой деятельности.   8   4   2   2     4
 

Раздел IV. Психофизиологические основы профотбора и профессиографии

9. 1.Психофизиологические основы профотбора.   10   4   2     2   6
 10. 2. Психофизиологические основы построения профес-сии.   10   4   2   2     6
    ИТОГО:   70   32   18   14   38

       III. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

   

Раздел I. Введение в курс

Литература

1. Основная:

1) Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учебное пособие для студ. Высш. учеб. Заведений. – М.: «Академия», 2001. – Глава III.

2) Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2004. – Глава 2.

2. Дополнительная:

1) Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический Проспект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – Глава 2.

2) Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие. – М.: «Логос», 1996. – Глава I.

 

Литература

1. Основная:

1) Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник. – М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2001. – стр. 17 – 47.

2) Смирнов В.М., Яковлев В.Н., Правдивцев В.А. Физиология центральной нервной системы: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2005. – Глава 5, 6.

3). Смирнов А.М., Будылина С.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность»: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. – М.: «Академия», 2003. – Глава 5, 6.

2. Дополнительная:

1) Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма): Учеб. Пособие для студентов сред. пед учеб. Заведений. – М.: «Академия», 1998. – стр. 336 – 406.

 

Литература

1.Основная:

1) Смирнов В.М., Яковлев В.Н., Правдивцев В.А. Физиология центральной нервной системы: Учебное пособие для студ. Высш. учеб. Заведений. – М.: «Академия», 2005. – Глава 9, стр. 308 – 314.

2) Смирнов В.М., Будылина С.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность: Учебное пособие для студ. Высш. учеб. Заведений. – М.: «Академия», 2003. – Глава 10.

1. Дополнительная:

1) Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник. – М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2001. – стр. 17 – 47.

 

Литература

1. Основная:

1) Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию: Учебное пособие по курсу «Общая и возрастная психофизиология». – М.: Флинта, 2001. – Глава 4.

2) Смирнов В.М., Будылина С.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность: Учебное пособие для студ. Высш. учеб. Заведений. – М.: «Академия», 2003. – Глава 7.

2. Дополнительная:

1) Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999. – Глава 9, 10.

 

Индивидуальные особенности

Психофизиология памяти. Классификация видов памяти. Психофизиологические механизмы формирования различных видов памяти. Индивидуальные особенности памяти.

Психофизиология внимания. Характеристика и виды внимания. Нейрофизиологические механизмы внимания. Методы изучения и диагностика внимания. Индивидуальные особенности внимания.

Литература

1. Основная:

1) Данилова Н.Н.Психофизиология: Учебник для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2004. – Глава 5.

2) Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию: Учебное пособие по курсу «Общая и возрастная психофизиология». – М.: Флинта, 2001. – Глава 6.

2. Дополнительная:

1) Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию: Учебное пособие по курсу «Общая и возрастная психофизиология». – М.: Флинта, 1997. – Глава 6.

 

Индивидуальные особенности

Психофизиология речевых процессов. I и II сигнальные системы, значение. Периферические и мозговые системы обеспечения речи. Индивидуальные особенности речевых процессов.

Психофизиология мышления. Нейрофизиологические механизмы мышления. Функциональная ассиметрия мозга и индивидуальные особенности мышления. Частные типы ВНД у человека, их характеристика.

Психофизиология сознания. Теории сознания. Сознание и межполушарная ассиметрия мозга.

Литература

1. Основная:

1) Данилова Н.Н.Психофизиология: Учебник для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2004. – Глава 9, 10.

2) Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию: Учебное пособие по курсу «Общая и возрастная психофизиология». – М.: Флинта, 2001. – Глава 8, 9, 10.

2. Дополнительная:

1) Смирнов В.М., Будылина С.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность: Учебное пособие для студ. Высш. учеб. Заведений. – М.: «Академия», 2003. – Глава 8.

 

Литература

1. Основная:

1) Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. – СПб.: Питер, 2005.- Глава 3.

2) Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию: Учебное пособие по курсу «Общая и возрастная психофизиология». – М.: Флинта, 2001. – Глава 3.

2. Дополнительная:

1) Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999. – Глава 13.

 

Литература

1. Основная:

1) Профессионализм деятельности: теоретические основы и актуальные проблемы: в 2-х томах. – Т.1. Классические и современные концепции профессионализма. / Под ред. Жукова В.И. – М.: Издательский Дом «Эко», 2005. – Глава 1. – стр. 302 - 324.

2) Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие. – М.: «Логос», 1996. – Глава 1.

2. Дополнительная:

1) Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. – СПб.: Питер, 2000. – Глава 3.

Литература

1. Основная:

1) Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учебное пособие для студ. Высш. учеб. Заведений. – М.: «Академия», 2001. – Глава IV.

2) Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический Проспект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – Глава 5.

2. Дополнительная:

1) Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. 2-е изд. СПб.: Питер, 2006. – 464 с.

 

 

IV. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ПОНЯТИЙНЫЙ МИНИМУМ ДИСЦИПЛИНЫ

Абстрактное мышление – процесс оперирования отвлеченными понятиями, категориями, символами, формирующихся, как результат развития второй сигнальной системы.

 

Акцептор результата действия – психофизиологический механизм прогнозирования и оценки результатов деятельности, функционирующий в процессе принятия решения и действующий на основе соотнесения с находящейся в памяти моделью предполагаемого результата действия.

 

Афазия – расстройство речи, состоящее в полной или частичной утрате способности пользоваться словами и фразами для выражения своих мыслей и понимать высказывания окружающих.

 

Афферентный синтез – процесс синтеза, отбора различных афферентаций, т.е. сигналов об окружающей среде и степени успешности деятельности организма в её условиях.

 

Внимание – состояние сосредоточенности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т.д.) и процесс настройки субъекта на восприятие приоритетной информации и выполнение поставленных задач.

 

Возбуждение – процесс физико-химических изменений, происходящих на мембране клетки и приводящих клетку в активное состояние.

 

Вторая сигнальная система – это система обобщенного отражения окружающей действительности в виде понятий, содержание которых фиксируется в словах, математических символах.

 

Высшая нервная деятельность – это деятельность нервной системы на уровне коры больших полушарий и близлежащих подкорковых структур до бледного шара, направленная на приспособление организма к изменяющимся условиям окружающей среды, в основе которых лежат условные рефлексы.

 

Динамический стереотип – комплекс условных рефлексов, следующих друг за другом в определенной последовательности и через определенные промежутки времени, лежащий в основе формирования умений и навыков.

 

Долговременная память – это вид памяти, при котором длительность хранения информации составляет от нескольких минут и на протяжении всей жизни.

Доминанта – временный, господствующий очаг возбуждения в коре больших полушарий, определяющий текущую деятельность организма, жизненно важную на данный момент жизнедеятельности.

 

Кратковременная память – это вид памяти, при котором длительность хранения информации составляет от нескольких секунд до нескольких минут.

 

Консолидация памяти – процесс закрепления энграммы памяти, при котором вероятность забывания данной информации становится всё меньше.

 

Модель специалиста – совокупность цели, задачи, действий, операций и личностного профиля специалиста, определяемого системой профессионально важных качеств.

 

Модуль профессии – совокупность единиц объекта и субъекта труда; модуль профессии представляет собой соединение не просто отдельного нормативного трудового действия и желательного психофизиологического качества, а представляет собой сочетание определенной задачи и связанных с ней предмета, условий, действий, результатов с рядом психофизиологических качеств.

 

Межполушарная асимметрия – это различие функций в деятельности правого и левого полушария.

 

Монотония – состояние апатии и скуки вследствие однообразной малоинтенсивной работы или однообразных впечатлений.

 

Мотивация – это побуждение организма к деятельности с целью удовлетворения доминирующей на данный момент потребности.

 

Моторная афазия – нарушение способности человека слова и фразы, при понимании обращенной к нему речи.

 

Мышление – процесс познавательной деятельности, при котором субъект оперирует различными видами обобщений, включая образы, понятия и категории.

 

Непроизвольное внимание – это врожденный процесс, осуществляемый при действии на организм определенного раздражителя без каких-либо усилий со стороны организма.

 

Образное мышление – процесс оперирования чувственными образами, представляющими собой результат отражения окружающей действительности.

 

Объем внимания – количество одновременно отчетливо осознаваемых объектов, характеризующее ресурсы внимания.

 

Память – это способность организма приобретать, сохранять и воспроизводить в сознании информацию и навыки.

 

Первая сигнальная система – это система конкретных, непосредственно чувственных образов действительности, фиксируемых мозгом.

 

Переутомление – патологическое состояние организма, обусловленное чрезмерным однократным утомлением или прогрессирующим накоплением его за ряд последовательных периодов работы, характеризующееся снижением работоспособности и функциональными нарушениями, которые требуют специального лечения или реабилитации.

Подвижность нервных процессов – это способность корковых клеток в различных условиях окружающей среды быстро переходить из состояния возбуждения в торможение и наоборот.

Потребность – это то, что необходимо организму, отражающее нарушение гомеостаза внутренней среды организма.

 

Произвольное внимание – это форма внимания, характеризующееся направленностью субъекта на сознательно выбранную цель.

 

Профессиограмма – характеристика профессии, включающая описание условий труда, прав и обязанностей работника, необходимых знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств, а также противопоказаний по состоянию здоровья.

 

Профессионально важные качества – совокупность качеств человека, необходимых для успешного выполнения данной трудовой деятельности.

 

Профессиональная деятельность – вид трудовой деятельности, требующий определенных знаний и умений, приобретаемых в результате специального образования, подготовки и опыта работы.

 

Профессиональная ориентация – система научно обоснованных психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на подготовку молодежи к выбору профессии с учетом индивидуально-психологических особенностей личности и потребности общества.

 

Профессиональная пригодность – соответствие личностных характеристик человека требованиям профессиограммы, его способность овладеть данной профессиональной деятельностью.

 

Профессиональный стресс – это напряженное состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанное с выполняемой профессиональной деятельностью.

 

Психическое утомление – это снижение активности психических процессов при длительных или интенсивных психических нагрузках.

 

Психограмма – часть профессиограммы, отражающая требования к личности специалиста, а также психофизиологические свойства, психологические качества и способности, обеспечивающие успешное овладение данной профессией.

 

Работоспособность – это способность человека к выполнению конкретной деятельности в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности.

 

Распределение внимания – распределение ресурсов внимания для одновременного выполнения двух или более заданий.

 

Рефлекс – ответная реакция организма на действие раздражителей из внешней и внутренней среды организма, осуществляемая с участием нервной системы.

 

Селективность внимания – это направленность внимания на любой аспект стимула: на его физическую или лингвистическую характеристику.

 

Сенсорная афазия – утрата способности человека понимать обращенную к нему речь при наличии способности воспроизводить слова и фразы.

 

Сила нервных процессов – это работоспособность корковых клеток, которая определяется длительностью нервного напряжения, выражающегося в процессах возбуждения и торможения.

 

Сознание – организованная совокупность нервных процессов, возникающих немедленно на интрапсихические или экстрапсихические процессы, и обеспечивающих классификацию, трансформацию и координацию вызвавших его процессов с целью начать действие на основе предвидения его последствий в зависимости от наличной информации.

 

Стресс – это психофизиологическое состояние общего возбуждения и напряжения, развивающееся для адаптации организма при деятельности в трудных, необычных, экстремальных условиях.

 

Стрессоры – неблагоприятные, значительные по силе и продолжительности внешние и внутренние воздействия, ведущие к возникновению стрессовых состояний.

 

Тип высшей нервной деятельности – это совокупность врожденных и приобретенных свойств нервной системы (силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможения), определяющих темперамент личности.

 

Темперамент – это совокупность черт личности, характеризующих её двигательную, эмоциональную и речевую активности, а также скорость реагирования и переключения с одного рода деятельности на другой.

 

Торможение – процесс физико-химический изменений, происходящих на мембране клетки и приводящих к уменьшению силы возбуждения или к полному его исчезновению.

 

Уравновешенность нервных процессов – это соотношение процессов возбуждения и торможения по их силе.

 

Условный рефлекс – индивидуально приобретенная, сложная приспособительная реакция организма животных и человека, возникающая при определенных условиях на основе образования временных нервных связей между условным и безусловным раздражителями.

 

Устойчивость внимания – характеристика внимания, определяемая длительностью выполнения задания, требующего непрерывного внимания.

 

Утомление – процесс временного снижения функциональных возможностей организма под влиянием интенсивной или длительной работы, проявляющийся ухудшением количественных и качественных показателей этой работы, дискоординацией физиологических функций и обычно сопровождающийся ощущением усталости.

 

Функциональная система – совокупность различно локализованных структур, объединенных на основе получения полезного приспособительного результата, жизненно важного на данный момент жизнедеятельности.

 

Функциональное состояние – это степень активности ЦНГ и других систем организма, обеспечивающих его жизнедеятельность в различных условиях, в том числе и во время сна.

 

Формула профессии – основа анализа профессии, включающего обобщенные характеристики, позволяющие в закодированном виде представлять разные профессии и специальности.

 

Эмоции – ярко выраженные переживания организма в виде удовольствия или неудовольствия.

 

Энграмма памяти – это структурно-функциональные изменения, происходящие в нейронах в процессе научения или обучения.

V. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ И СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

РАЗДЕЛ I. Введение в курс

Практическое занятие 1.

Тема:Физиологические механизмы высшей нервной деятельности.

Работа 1. Образование и торможение условных рефлексов у человека

Работа 2. Образование динамического стереотипа у человека

 

                                       Практическое занятие 2.

Тема: Общие типы ВНД, соотношение с типами темперамента

Работа 1. Общие типы ВНД у человека и животных

Работа 2. Определение формулы темперамента

Работа 3. Определение типа темперамента

   

Практическое занятие 3.

Тема: Исследование индивидуальных особенностей памяти и внимания.

 

Работа 1. Исследование устойчивости и концентрации внимания

Работа 2. Исследование объема и распределения внимания

Работа 3. Исследование кратковременной оперативной зрительной памяти

Работа 4. Исследование продуктивности кратковременной слуховой памяти

 

Индивидуальные особенности

 

Практическое занятие 4.

Практическое занятие 5.

Тема: Методы изучения исходного уровня и динамики умственной работоспособности

 

Работа 1. Выявление уровня умственной работоспособности

Работа 2. Определение устойчивости внимания и динамики   

            работоспособности

Семинарское занятие 1.

Тема: Профессионально значимые психофизиологические свойства человека и профессиональная деятельность

 

       Вопросы к семинарскому занятию:

1. Профессионально значимые психофизиологические качества и виды профессиональной деятельности

2. Стили профессиональной деятельности и их формирование.

3. Виды стилей и типологические свойства субъекта труда.

4. виды стилей и эффективность профессиональной деятельности.

 

Практическое занятие 6.

Тема: Основные виды профессиографирования. Построение профессиограммы.

 

Работа 1. Общая схема для разработки комплексной проффесиограммы.

Работа 2. Разработка профессиограммы для конкретной профессии.

 

VI. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

1. Задания для самостоятельной работы

 

РАЗДЕЛ I. Введение в курс

Тема 1. Предмет и задачи курса. Методы психофизиологических исследований.

 

Задание 1. Сделать конспект раздела «Методы пихофизиологических исследований».

 

Литература:

1. Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2004. – Глава 2.

2. Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию: Учебное пособие по курсу «Общая и возрастная психофизиология». – М.: Флинта, 1997. – Глава 1.

 

Тема 2. Нервная система как основа осуществления психофизиологических процессов.

 

Задание 1. Подготовиться к контрольному тесту по теме «Физиологические механизмы деятельности нервной системы».

 

Литература:

1. Смирнов А.М., Будылина С.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность»: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2003. – Глава 5, 6.

2. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник. – М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2001. – стр. 17 – 47.

 

I. Введение.

1. Предмет и задачи курса. Понятие «профессиональная деятельность». Факторы, определяющие успешность и эффективность профессиональной деятельности.

2. Методы психофизиологических исследований, применяемые в изучении механизмов организации поведенческой деятельности организма.

3. Нервная система как основа осуществления психических и нейродинамических процессов, её значение. Общий план строения нервной системы. Строение и функции нейрона, виды нейронов.

4.  Функции отделов нервной системы. Функции спинного мозга и отделов ствола головного мозга.

5. Функции структур больших полушарий. Морфофункциональная организация коры больших полушарий

6. Основные физиологические механизмы деятельности нервной системы. Физиологические механизмы возбуждения и торможения.

7. Рефлекторная деятельность нервной системы. Понятие «рефлекс», виды рефлексов. Рефлекторная дуга, структура рефлекторной дуги.

8. Физиологические механизмы высшей нервной деятельности. Условия и механизмы образования условных рефлексов.

9. Динамический стереотип, его значение. Механизм и этапы формирования.

10. Общие типы высшей нервной деятельности у животных и человека. Соотношение с типами темперамента.

 

ДИСЦИПЛИНЫ

РАЗДЕЛ I. Введение в курс

Тема 1. Предмет и задачи курса. Методы психофизиологических исследований.

 

I. Аудиторная работа

 

 1. Темы лекций:

1) Предмет и задачи курса. Понятие «профессиональная деятельность». Факторы, определяющие успешность и эффективность профессиональной деятельности. 

 

II. Самостоятельная работа

 

1) Выполняется задание по теме:

- «Методы психофизиологических исследований;

2) Прорабатывается понятийный аппарат по теме:

- профессиональная деятельность;

- профессиональная ориентация;  

- профессионально важные качества;

 

II. Самостоятельная работа

  1) Прорабатывается понятийный аппарат:

- возбуждение;

- торможение;

- рефлекс;

- высшая нервная деятельность;

- условный рефлекс;

- динамический стереотип;

- типы высшей нервной деятельности;

- сила нервных процессов;

- подвижность нервных процессов;

- уравновешенность нервных процессов;

- темперамент

2) Проводится подготовка к контрольному тесту по теме:

- «Физиологические механизмы деятельности нервной системы»

 

РАЗДЕЛ II. Психофизиологические основы профессиональной деятельности

 

II. Самостоятельная работа

1) Выполняется задание по теме:

- «Структура функциональной системы»

2) Прорабатывается понятийный аппарат:

- функциональная система;

- афферентный синтез;

- акцептор результат действия.

 

I. Аудиторная работа

1. Темы лекций:

1) Психофизиология потребностей и мотивации. Виды и нейрофизиологические механизмы формирования

 

II. Самостоятельная работа

 

1) Выполняется задание по темам:

- «Потребности и их классификации»

- «Мотивации, виды и механизмы формирования»

2) Прорабатывается понятийный аппарат:

- потребность;

- доминанта;

- мотивация.

3) Проводится подготовка к контрольному тесту по теме:

- «Системные основы организации профессиональной деятельности.  

  Потребности и мотивация, как факторы запуска деятельности».

 

Тема 3. Психофизиология памяти и внимания. Индивидуальные особенности.

 

I. Аудиторная работа

 

1. Темы лекций:

1) Психофизиологические механизмы памяти и внимания.

 

2. Практические занятия по темам:

1) Индивидуальные особенности памяти и внимания.

 

II. Самостоятельная работа

 

1) Выполняется задание по темам:

- «Исследование индивидуальных особенностей памяти у людей различных профессий»;

- «Исследование индивидуальных особенностей внимания у людей различных профессий».

2) Прорабатывается понятийный аппарат:

- память;

- кратковременная память;

- долговременная память;

- консолидация памяти;

- энграмма памяти;

- внимание;

- объем внимания

- устойчивость внимания;

- распределение внимания;

- селективность внимания.

 

I. Аудиторная работа

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.169.94 (0.281 с.)