Авторы: Головченко Ирина Николаевна, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Авторы: Головченко Ирина Николаевна,



педагог дополнительного образования

 высшей квалификационной категории;

Кащеева Ангелина Валерьевна,

педагог-психолог

первой квалификационной категории.

Губаха, 2020

Содержание

№ п/п Наименование Стр.
1 Пояснительная записка 3
2 Занятие 1. Что такое моя семья. Социальные роли в семье. 8
  · Приложение 1. Упражнение «Семь Я» 16
  · Приложение 2. Упражнение «Кто Я в семье?» 17
3 Занятие 2.  Родительская любовь. 18
  · Приложение 1. Притча про пеликана 26
  · Приложение 2. Тест «Какие мы родители?» 27
  · Приложение 3. Упражнение «Солнышко» 28
  · Приложение 4. «55 способов сказать ребёнку «Я тебя люблю»» 29
4 Занятие 3. Роль отца в семейном воспитании (деловая игра для родителей). 31
  · Приложение 1. Упражнение «Общение с детьми в лицах» 39
  · Приложение 2. «Советы детей папам» 40
  · Приложение 3. Памятка для пап 41
5 Занятие 4. Стили родительского воспитания. 45
  · Приложение 1. Упражнение «Стиль воспитания» 55
  · Приложение 2. Упражнение «Стили родительского поведения» 56
  · Приложение 3. Упражнение «Негармоничные стили воспитания» 57
  · Приложение 4. Тест «Ваш стиль воспитания» 58
6 Список литературы 61
7 Используемые ресурсы 62
8 Приложения 64
  · Приложение 1. Текст приглашения на собрания для родителей 65
  · Приложение 2. Афоризмы для цикла занятий «Семья» 66
  · Приложение 3. Притчи о семье 69
  · Приложение 4. Книги для родителей 72
  · Приложение 5. Диск с презентациями и видеоматериалами  

Пояснительная записка

Как бы серьезно ни продумывались формы воспитания учащихся, его цели не будут достигнуты, если действовать, не имея постоянной поддержки родителей. Всестороннее развитие детской личности требует единства, согласованности в системе воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребенка, а роль семьи в создании такой согласованной системы трудно переоценить. Недостаточное знание (или полное незнание) социальных и психологических особенностей ребенка способствует разрушению психологического комфорта семьи, препятствует эмоциональному единению детей и родителей, ведёт к росту числа детей с отклонениями эмоционально-волевого развития, где большая часть проблем, как правило, спровоцирована нарушением внутрисемейных родительских и детско-родительских отношений. Происходит нарушение родовых и семейных связей между поколениями: традиционные отношения послушания, почитания, уважения старших заменены активным противостоянием авторитету взрослых, игнорированием мнения родителей, педагогов.

Ограничиваться только пропагандой психоло-педагогических знаний, в которых родители лишь пассивные участники, сегодня нельзя. В поисках новых форм и методов работы мы отдали предпочтение такой форме, как родительский клуб «Помоги себе и своему ребёнку». Клуб позволяет сделать общение более целенаправленным, а, следовательно, и более эффективным.

Цикл занятий «Семья» входит в программу пятигодичного курса психолого-педагогического просвещения родителей, обучающихся в школе развития «Радуга».

Цель занятий - создание условий для повышения психолого-педагогической культуры и компетентности родителей средствами психологической и педагогической науки.

Задачи:

§ дать возможность родителям овладеть необходимыми знаниями для эффективности и качества семейного воспитания;

§ научить родителей умению анализировать типичные ошибки в семейном воспитании детей, в том числе и своё собственное поведение;

§ научить практическим навыкам позитивного взаимодействия с детьми;

§ развивать интерес к возрождению, укреплению и формированию традиций семейного воспитания.

В цикл  занятий включены следующие материалы:

§ разработки занятий родительского клуба,

§ рекомендации и памятки для родителей,

§ материалы по теме для информационного стенда,

§ дополнительная информация по теме, которая размещается на сайте образовательного учреждения,

§ притчи, помогающие размышлять о правильности использования тех или иных методов воспитания,

§ высказывания, афоризмы, пословицы и поговорки, используемые в качестве оформления кабинета.

Отбор материала для занятий цикла подчинён основным принципам:

1.  Родительское образование базируется на изучении психолого-педагогических особенностей личности ребёнка.

2.  Материал, отобранный для изучения, доступен родительскому восприятию, соответствует интересам родителей и возрастным особенностям их детей.

3.  Вариативность реализуется за счёт разнообразия форм обучения родителей, сокращения или увеличения материала для аудиторного изучения.

Важно отметить, что все занятия разработаны с учётом уровня образования и культуры родителей.

Приоритетом организации работы с родителями стало сотрудничество, а средством - общение, несмотря на то, что это самый привычный способ устанавливать отношения с людьми. Но методы общения и взаимодействия были выбраны активные:

§ лекция – диалог, беседа, где условием творческой активности слушателей является индивидуальный подход;

§ диагностика (тесты, опросники) помогает выявить проблемы и пробелы в воспитании детей;

§ игра – позволяет смоделировать и проконтролировать ситуацию;

§ обсуждение и разыгрывание ситуаций способствует нахождению оптимального способа взаимодействия;

§ анализ ситуаций и поступков учит родителей принимать проблему, понимать мотивацию ребёнка в совершении тех или иных действий, корректировать поведение своё и ребёнка.

В структуре каждого занятия выделены следующие этапы работы:

- ритуалы приветствия и прощания;

- разминочные упражнения;

- теоретический материал по теме;

- игры и упражнения, требующие взаимодействия и сотрудничества, совместного поиска решений.

Остановимся подробно на каждом из этих компонентов.

1. Ритуал приветствия – важный момент работы с родителями, способствующий сплочению, созданию атмосферы доверия и принятия. Упражнение, выбранное для этой цели, называется «Связующая нить». Выполняется оно с помощью клубка. На каждом занятии клубок «наполняется новым смыслом и содержанием», определяя тем самым цель встречи.

2. Разминка – средство воздействия на эмоциональное состояние участников, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Разминочные упражнения подбираются с учётом задач предстоящей деятельности. Они позволяют установить контакт, активизировать родителей, поднять настроение, снять эмоциональное напряжение.

3. Основное содержание занятия состоит из 2 блоков (теоретический и практический) и представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приёмов, направленных на решение задач данного занятия. Последовательность упражнений предполагает чередование деятельности. В ходе выполнения этих упражнений родители получают обратную связь друг с другом, обогащают представления о себе и о других, учатся понимать себя и детей, выражать свои чувства.

4. Рефлексия занятия предполагает оценку занятия в двух аспектах:

- смысловом (что показалось вам самым важным, полезным);

- эмоционально-оценочном (оценка своего эмоционального состояния).

5. Ритуал прощания способствует завершению занятия и укреплению чувства единства в группе родителей.

К каждому занятию в цикле имеются приложения, содержащие раздаточный материал для родителей, рекомендации по воспитанию детей, тесты или наглядный материал для педагога.

В целях повышения активности родителей в работе родительского клуба большая часть отводится наглядной информации, размещённой на стенде. Материалы подобраны так, что они перекликаются с тематикой каждого занятия и освещают вопросы воспитания и обучения детей.

Организация взаимодействия Центра и семьи в форме родительского клуба представляет собой интересную современную модель работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательном процессе. В результате общения с родителями в рамках клуба, мы наблюдаем, что происходит:

· общее развитие потенциала каждой семьи, частичная переориентация взглядов: от закрытых внутрисемейных на общечеловеческие моральные ценности;

· повышение статуса семьи в образовательном процессе;

· формирование педагогической культуры родителей, их активной педагогической позиции;

· нормализуется процесс сотрудничества ребёнка и семьи.

За время работы родительского клуба цикл занятий «Семья» прослушали более 500 родителей обучающихся, 67 человек получили индивиальную консультацию. Родители отмечают, что занятия способствуют сохранению психологического климата семьи, помогают адекватно реагировать на проявления негативных эмоций у детей, а, главное то, что они сами теперь могут оказать посильную помощь детям.

Таким образом, занятия в клубе призваны объединить усилия Центра и семьи по воспитанию детей.

 

 

Занятие 1.

Тема: Что такое моя семья. Социальные роли в семье.

Цель: - определение понятия семьи, её функции;

       - осознание родителями своей миссии в соответствии с социальной ролью.

Оборудование:

- карандаши или ручки,

- бумага,

- ксерокопии приложений 1(по количеству участников),

- шапки,

- клубок ниток.

 

     План занятия

1. Приветствие. Правила работы группы.

2. Разминка. «Ветер дует на того, кто…».

3. Ввод в тему. Упражнение «Миссия семьи».

4. Основное содержание занятия (Информация для ознакомления «Что такое моя семья? Социальные роли членов семьи». Упражнения «Семь Я», «Семья» «Кто Я в семье?». Упражнения «Социальные роли» и «Моя роль в семье»).

5. Рефлексия занятия.Презентация «Важные моменты в жизни человека».

6. Прощание.

 

 

Конспект занятия

Счастье – это когда утром хочется

идти на работу, а вечером домой.

Народная мудрость

Ничто нам так не хочется изменить,

как привычки других людей.

Марк Твен

Приветствие

Добрый день, уважаемые родители! Мы рады видеть Вас вновь на занятиях родительского клуба «Помоги себе и своему ребёнку». Три года на занятиях нашего клуба мы большое внимание уделяли детям, их трудностям и особенностям развития. В этом году мы предлагаем вам поработать над собой. Работа предстоит трудная, но интересная. В этом учебном году мы предлагаем вам не совсем обычные занятия, это занятия будут в форме мини – тренингов. Если вы успели заметить мы сегодня сидим не совсем обычно, в кругу. Круг – оптимальная фигура для общения. Круг создаёт комфорт и уют. При работе в кругу существуют определённые правила. Давайте вспомним наши правила.

Правила работы:

1. Активность.

2. Право на ошибку.

3. Правило времени.

4. Конфиденциальность.

2. Разминка. «Ветер дует на того, кто…»

Цель: активизация совместной деятельности.

Ведущий убирает свой стул. Присутствующих будет больше, чем мест. Я говорю, что я люблю. Все, кто разделяет мое мнение, меняются местами. Моя задача сесть на освободившееся место. Тот, кто остался без стула продолжает игру.

Ветер дует на того:

- Кто любит шоколад

- Смотреть телевизор

- Семью

- Себя

и т. д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.13.201 (0.024 с.)