Для психолого-педагогического 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Для психолого-педагогического



Цикл занятий

Для психолого-педагогического

 просвещения родителей

Тема «Семья»

Номинация: Учимся быть любящими родителями

 


Авторы: Головченко Ирина Николаевна,

педагог дополнительного образования

 высшей квалификационной категории;

Кащеева Ангелина Валерьевна,

педагог-психолог

первой квалификационной категории.

Губаха, 2020

Содержание

№ п/п Наименование Стр.
1 Пояснительная записка 3
2 Занятие 1. Что такое моя семья. Социальные роли в семье. 8
  · Приложение 1. Упражнение «Семь Я» 16
  · Приложение 2. Упражнение «Кто Я в семье?» 17
3 Занятие 2.  Родительская любовь. 18
  · Приложение 1. Притча про пеликана 26
  · Приложение 2. Тест «Какие мы родители?» 27
  · Приложение 3. Упражнение «Солнышко» 28
  · Приложение 4. «55 способов сказать ребёнку «Я тебя люблю»» 29
4 Занятие 3. Роль отца в семейном воспитании (деловая игра для родителей). 31
  · Приложение 1. Упражнение «Общение с детьми в лицах» 39
  · Приложение 2. «Советы детей папам» 40
  · Приложение 3. Памятка для пап 41
5 Занятие 4. Стили родительского воспитания. 45
  · Приложение 1. Упражнение «Стиль воспитания» 55
  · Приложение 2. Упражнение «Стили родительского поведения» 56
  · Приложение 3. Упражнение «Негармоничные стили воспитания» 57
  · Приложение 4. Тест «Ваш стиль воспитания» 58
6 Список литературы 61
7 Используемые ресурсы 62
8 Приложения 64
  · Приложение 1. Текст приглашения на собрания для родителей 65
  · Приложение 2. Афоризмы для цикла занятий «Семья» 66
  · Приложение 3. Притчи о семье 69
  · Приложение 4. Книги для родителей 72
  · Приложение 5. Диск с презентациями и видеоматериалами  

Пояснительная записка

Как бы серьезно ни продумывались формы воспитания учащихся, его цели не будут достигнуты, если действовать, не имея постоянной поддержки родителей. Всестороннее развитие детской личности требует единства, согласованности в системе воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребенка, а роль семьи в создании такой согласованной системы трудно переоценить. Недостаточное знание (или полное незнание) социальных и психологических особенностей ребенка способствует разрушению психологического комфорта семьи, препятствует эмоциональному единению детей и родителей, ведёт к росту числа детей с отклонениями эмоционально-волевого развития, где большая часть проблем, как правило, спровоцирована нарушением внутрисемейных родительских и детско-родительских отношений. Происходит нарушение родовых и семейных связей между поколениями: традиционные отношения послушания, почитания, уважения старших заменены активным противостоянием авторитету взрослых, игнорированием мнения родителей, педагогов.

Ограничиваться только пропагандой психоло-педагогических знаний, в которых родители лишь пассивные участники, сегодня нельзя. В поисках новых форм и методов работы мы отдали предпочтение такой форме, как родительский клуб «Помоги себе и своему ребёнку». Клуб позволяет сделать общение более целенаправленным, а, следовательно, и более эффективным.

Цикл занятий «Семья» входит в программу пятигодичного курса психолого-педагогического просвещения родителей, обучающихся в школе развития «Радуга».

Цель занятий - создание условий для повышения психолого-педагогической культуры и компетентности родителей средствами психологической и педагогической науки.

Задачи:

§ дать возможность родителям овладеть необходимыми знаниями для эффективности и качества семейного воспитания;

§ научить родителей умению анализировать типичные ошибки в семейном воспитании детей, в том числе и своё собственное поведение;

§ научить практическим навыкам позитивного взаимодействия с детьми;

§ развивать интерес к возрождению, укреплению и формированию традиций семейного воспитания.

В цикл  занятий включены следующие материалы:

§ разработки занятий родительского клуба,

§ рекомендации и памятки для родителей,

§ материалы по теме для информационного стенда,

§ дополнительная информация по теме, которая размещается на сайте образовательного учреждения,

§ притчи, помогающие размышлять о правильности использования тех или иных методов воспитания,

§ высказывания, афоризмы, пословицы и поговорки, используемые в качестве оформления кабинета.

Отбор материала для занятий цикла подчинён основным принципам:

1.  Родительское образование базируется на изучении психолого-педагогических особенностей личности ребёнка.

2.  Материал, отобранный для изучения, доступен родительскому восприятию, соответствует интересам родителей и возрастным особенностям их детей.

3.  Вариативность реализуется за счёт разнообразия форм обучения родителей, сокращения или увеличения материала для аудиторного изучения.

Важно отметить, что все занятия разработаны с учётом уровня образования и культуры родителей.

Приоритетом организации работы с родителями стало сотрудничество, а средством - общение, несмотря на то, что это самый привычный способ устанавливать отношения с людьми. Но методы общения и взаимодействия были выбраны активные:

§ лекция – диалог, беседа, где условием творческой активности слушателей является индивидуальный подход;

§ диагностика (тесты, опросники) помогает выявить проблемы и пробелы в воспитании детей;

§ игра – позволяет смоделировать и проконтролировать ситуацию;

§ обсуждение и разыгрывание ситуаций способствует нахождению оптимального способа взаимодействия;

§ анализ ситуаций и поступков учит родителей принимать проблему, понимать мотивацию ребёнка в совершении тех или иных действий, корректировать поведение своё и ребёнка.

В структуре каждого занятия выделены следующие этапы работы:

- ритуалы приветствия и прощания;

- разминочные упражнения;

- теоретический материал по теме;

- игры и упражнения, требующие взаимодействия и сотрудничества, совместного поиска решений.

Остановимся подробно на каждом из этих компонентов.

1. Ритуал приветствия – важный момент работы с родителями, способствующий сплочению, созданию атмосферы доверия и принятия. Упражнение, выбранное для этой цели, называется «Связующая нить». Выполняется оно с помощью клубка. На каждом занятии клубок «наполняется новым смыслом и содержанием», определяя тем самым цель встречи.

2. Разминка – средство воздействия на эмоциональное состояние участников, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Разминочные упражнения подбираются с учётом задач предстоящей деятельности. Они позволяют установить контакт, активизировать родителей, поднять настроение, снять эмоциональное напряжение.

3. Основное содержание занятия состоит из 2 блоков (теоретический и практический) и представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приёмов, направленных на решение задач данного занятия. Последовательность упражнений предполагает чередование деятельности. В ходе выполнения этих упражнений родители получают обратную связь друг с другом, обогащают представления о себе и о других, учатся понимать себя и детей, выражать свои чувства.

4. Рефлексия занятия предполагает оценку занятия в двух аспектах:

- смысловом (что показалось вам самым важным, полезным);

- эмоционально-оценочном (оценка своего эмоционального состояния).

5. Ритуал прощания способствует завершению занятия и укреплению чувства единства в группе родителей.

К каждому занятию в цикле имеются приложения, содержащие раздаточный материал для родителей, рекомендации по воспитанию детей, тесты или наглядный материал для педагога.

В целях повышения активности родителей в работе родительского клуба большая часть отводится наглядной информации, размещённой на стенде. Материалы подобраны так, что они перекликаются с тематикой каждого занятия и освещают вопросы воспитания и обучения детей.

Организация взаимодействия Центра и семьи в форме родительского клуба представляет собой интересную современную модель работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательном процессе. В результате общения с родителями в рамках клуба, мы наблюдаем, что происходит:

· общее развитие потенциала каждой семьи, частичная переориентация взглядов: от закрытых внутрисемейных на общечеловеческие моральные ценности;

· повышение статуса семьи в образовательном процессе;

· формирование педагогической культуры родителей, их активной педагогической позиции;

· нормализуется процесс сотрудничества ребёнка и семьи.

За время работы родительского клуба цикл занятий «Семья» прослушали более 500 родителей обучающихся, 67 человек получили индивиальную консультацию. Родители отмечают, что занятия способствуют сохранению психологического климата семьи, помогают адекватно реагировать на проявления негативных эмоций у детей, а, главное то, что они сами теперь могут оказать посильную помощь детям.

Таким образом, занятия в клубе призваны объединить усилия Центра и семьи по воспитанию детей.

 

 

Занятие 1.

Тема: Что такое моя семья. Социальные роли в семье.

Цель: - определение понятия семьи, её функции;

       - осознание родителями своей миссии в соответствии с социальной ролью.

Оборудование:

- карандаши или ручки,

- бумага,

- ксерокопии приложений 1(по количеству участников),

- шапки,

- клубок ниток.

 

     План занятия

1. Приветствие. Правила работы группы.

2. Разминка. «Ветер дует на того, кто…».

3. Ввод в тему. Упражнение «Миссия семьи».

4. Основное содержание занятия (Информация для ознакомления «Что такое моя семья? Социальные роли членов семьи». Упражнения «Семь Я», «Семья» «Кто Я в семье?». Упражнения «Социальные роли» и «Моя роль в семье»).

5. Рефлексия занятия.Презентация «Важные моменты в жизни человека».

6. Прощание.

 

 

Конспект занятия

Счастье – это когда утром хочется

идти на работу, а вечером домой.

Народная мудрость

Ничто нам так не хочется изменить,

как привычки других людей.

Марк Твен

Приветствие

Добрый день, уважаемые родители! Мы рады видеть Вас вновь на занятиях родительского клуба «Помоги себе и своему ребёнку». Три года на занятиях нашего клуба мы большое внимание уделяли детям, их трудностям и особенностям развития. В этом году мы предлагаем вам поработать над собой. Работа предстоит трудная, но интересная. В этом учебном году мы предлагаем вам не совсем обычные занятия, это занятия будут в форме мини – тренингов. Если вы успели заметить мы сегодня сидим не совсем обычно, в кругу. Круг – оптимальная фигура для общения. Круг создаёт комфорт и уют. При работе в кругу существуют определённые правила. Давайте вспомним наши правила.

Правила работы:

1. Активность.

2. Право на ошибку.

3. Правило времени.

4. Конфиденциальность.

2. Разминка. «Ветер дует на того, кто…»

Цель: активизация совместной деятельности.

Ведущий убирает свой стул. Присутствующих будет больше, чем мест. Я говорю, что я люблю. Все, кто разделяет мое мнение, меняются местами. Моя задача сесть на освободившееся место. Тот, кто остался без стула продолжает игру.

Ветер дует на того:

- Кто любит шоколад

- Смотреть телевизор

- Семью

- Себя

и т. д.

Упражнение «Семья» (5 мин.)

Инструкция: «Сейчас мы с Вами будем создавать семью (приёмную семью). Нам нужен глава семьи (папа), мама, дочь (13 лет), сын (10 лет), бабушка, дедушка. /Всех выходящих связать одной нитью/

Итак, вы одна семья. Обыкновенный вечер, когда вся семья в сборе. Задание для всех членом семьи: бабушке сейчас хочется уютно устроиться в кресле и повязать, дедушке – почитать на кухне газету, папе – отдохнуть на диване и посмотреть футбол, маме – срочно звонит подруга, чтобы выяснить рецепт нового салата, дочери – необходимо принять душ, сыну – послушать музыку в своей комнате. На счёт 3 вам необходимо начать выполнять каждому своё задание».

Обсуждение. Скажите, пожалуйста, как вы себя чувствовали? Что вам хотелось сделать?

Да, наверное, в жизни так всё и происходит. Иногда наши потребности не совпадают с потребностями других членов семьи. И тогда мы злимся и раздражаемся, а иногда и открыто идём на конфликты. Для того, чтобы конфликтов в семейной жизни было как можно меньше, необходимо разобраться, почему они возникают. А поможет нам в этом упражнение, которое называется «Кто Я?».

Упражнение «Кто Я в семье?»

Цель: самодиагностика (15 мин.)

Инструкция: Это упражнение проходит в два этапа:

 1. «Кто Я в семье?».

 В течение 2-3 минут вам необходимо ответить на вопрос «Кто Я в семье?». Пишите свои роли так, как они приходят вам в голову. Если затрудняетесь, то можно опираться на сердечки, где прописаны люди, которых вы считаете членами вашей семьи.

Например, Я – женщина, Я – дочь своих родителей и т. д.

Посмотрите, пожалуйста, на свои записи. Наверное, вы перечислили такие понятия, как «мать», «отец», «жена», «дочь» и др. Обратите внимание, что каждый человек может отнести к себе достаточно много таких понятий. Это так называемые «социальные роли», которые выполняет каждый из нас, живущий в социуме (т. е. в обществе других людей). Члены вашей семьи тоже имеют социальные роли. Каждая роль предполагает выполнение, каких – либо обязанностей. Круг обязанностей с одной стороны, определяется обществом, с другой, каждым человеком конкретно, исходя из его ценностных ориентиров, например. И вот здесь очень важный момент.

 У каждого есть своё, индивидуальное представление об обязанностях и очень часто эти представления не сходятся. Но вот глубокое понимание своей роли, своей миссии…… Тут границы стираются из-за ежедневной суматохи и остаются одни установки, стереотипы и шаблоны: должна, обязана, должен, должно быть так, нужно делать так, у всех так, как посмотрят, а если не сделать, то… и т.д. А это в свою очередь порождает конфликты: с самим собой (внутриличностные) и с окружающими родными тебе людьми. И как доказательство: ваши сердечки и связи между ними.

Давайте, попробуем вместе разобраться с нашими социальными ролями.

Сейчас каждый из вас воспроизведёт истинную личную миссию своей одной, самой значимой роли. Произойдёт понимание своей роли. Захочется изменить поведение, эмоциональные связи.

Итак, выберите, пожалуйста, себе роль. И представьте себе конечную цель в идеале.

Я как мама…люблю, поддерживаю, помогаю, воспитываю.

Я как жена….люблю, ценю, уважаю

Как дочь…. Забочусь, люблю, помогаю.

Я как невестка… забочусь, уважаю.

А через что я могу это сделать:

Как мама: обнимать, целовать,

Как жена: обнимать целовать, тепло говорить, делать приятности, не говорю плохо, не унижаю и оскорбляю, слушаю, слышу, ставлю сыновьям в пример.

Как невестка: готовлю супы, навещаю, напоминаю семье, что давно не были, приходим в гости, дарим подарки.

Рефлексия занятия

Прощание

Лучшие родители, конечно, достойны наград. Сегодняшней нашей наградой будут аплодисменты «Смелым родителям». И в заключении поаплодируем смелым папам, смелым мамам, нашим детям и всем-всем! Спасибо за работу! До новой встречи!

 

 

Приложение 1

Упражнение «Семь Я»

Инструкция: «Впишите в сердечки имена членов вашей семьи. Стрелочками укажите отношения между ними: прямой линией – хорошие отношения; волнистой – эмоционально-неуравновешенные; пунктиром – слабые, жирной линией – авторитарные».

                         
 
 
 

 


                                               

 

Приложение 2

Упражнение «Кто Я в семье?»

Инструкция: В течение 2-3 минут вам необходимо ответить на вопрос «Кто Я в семье?». Пишите свои роли так, как они приходят вам в голову. Если затрудняетесь, то можно опираться на сердечки, где прописаны люди, которых вы считаете членами вашей семьи.

Кто Я в семье?»

 

2. Понимание своей роли:

- Я как….

- Я как….

- Я как….

План

1. Приветствие. Правила работы в группе.

2. Разминка. Упражнение «Слова любви».

Основное содержание занятия (Притча про пеликана. Родительская любовь: какая она? Тест «Какие мы родители?». Упражнение «Как не надо любить ребёнка» - «Завязки», «Солнышко». Видеоролик «Злой лук»).

3. Рефлексия.

4. Прощание.

 

Содержание занятия

Приветствие

Добрый день, уважаемые родители! Я благодарю вас за то, что вы нашли время и пришли на наше занятие.

Тема сегодняшнего занятия – «Родительская любовь».

 

Рефлексия

- Какая информация на занятии была вам интересна?

- Что из всего услышанного вы возьмёте в свою родительскую «копилку»?

Прощание

Лучшие родители, конечно, достойны наград. Сегодняшней нашей наградой будут аплодисменты «Любящим родителям». И в заключении поаплодируем любящим папам, любящим мамам, нашим детям и всем-всем! Спасибо за работу! До новой встречи!

 

 

 

Приложение 1

Пеликан

Басня Леонардо да Винчи

Как только пеликан отправился на поиски корма, сидевшая в засаде гадюка тут же поползла, крадучись, к его гнезду. Пушистые птенцы мирно спали, ни о чём не ведая. Змея подползла к ним вплотную. Глаза её сверкнули зловещим блеском — и началась расправа.

Получив по смертельному укусу, безмятежно спавшие птенцы так и не проснулись. Довольная содеянным, злодейка уползла в укрытие, чтобы оттуда вдоволь насладиться горем птицы.

Вскоре вернулся с охоты пеликан. При виде зверской расправы, учинённой над птенцами, он разразился громкими рыданиями, и все обитатели леса притихли, потрясённые неслыханной жестокостью.

— Без вас нет мне теперь жизни! — причитал несчастный отец, смотря на мёртвых детишек. — Пусть я умру вместе с вами!

И он начал клювом раздирать себе грудь у самого сердца. Горячая кровь ручьями хлынула из разверзшейся раны, окропляя бездыханных птенцов.

Теряя последние силы, умирающий пеликан бросил прощальный взгляд на гнездо с погибшими птенцами и вдруг от неожиданности вздрогнул. О чудо! Его пролитая кровь и родительская любовь вернули дорогих птенцов к жизни, вырвав их из лап смерти. И тогда, счастливый, он испустил дух.

 

Приложение 2

Тест «Какие мы родители?»

Часто ли мы задумываемся над тем, хорошие ли мы родители и справляемся ли с нашими обязанностями воспитателей?

Итак, какие мы родители? Проверьте себя, ответив на вопросы (да, нет, иногда).

1. Следите ли вы за статьями в журналах, программами телевидения и радио по вопросам воспитания?

2. Ваш ребёнок совершил проступок. Задумываетесь ли вы в этом случае, не является ли его поведение результатом вашего воспитания?

3. Единодушны ли вы с вашим супругом в воспитании детей?

4. Если ребёнок предлагает вам свою помощь, принимаете ли вы её, даже если при этом дело может задержаться, а то и вовсе остановиться?

5. Используете ли вы форму запрета или приказа только тогда, когда это действительно необходимо?

6. Считаете ли вы, что последовательность есть один из основных педагогических принципов?

7. Сознаёте ли вы, что среда, окружающая ребёнка, оказывает на него существенное влияние?

8. Признаёте ли вы, что спорт и физкультура имеют большое значение для гармоничного развития ребёнка?

9. Сумеете ли вы не приказать своему ребёнку, а попросить его о чём-либо?

10. Неприятно ли вам отделываться от ребёнка фразой типа: «У меня нет времени» или «Подожди, пока я закончу работу»?

 

За каждый положительный ответ запишите себе 2 балла, за ответ «иногда» - 1 и за отрицательный – 0.

 

Менее 6 баллов. О настоящем воспитании вы имеете довольно смутное представление. И хотя говорят, что начать никогда не поздно, советуем вам не уповать на эту поговорку, а не мешкая заняться улучшением своих знаний в этой области.

От 7 до 14 баллов. Вы не делаете крупных ошибок в воспитании, но всё же вам есть над чем задуматься. А начать можно с того, что ближайший выходной полностью посвятить детям, забыв на время приятелей и производственные проблемы. И, будьте уверены, дети вас полностью за это вознаградят.

Более 15 баллов. Вы вполне справляетесь со своими родительскими обязанностями. И, тем не менее, не удастся ли ещё кое-что улучшить?

 

 

                  

Приложение 3

 

 

 

 

        

Приложение 4

Остроумно.

Экстра – класс.

Талантливо.

Ты – одарённый.

17. Отлично!

Ты сегодня много сделал.

Уже лучше.

Потрясающе.

Замечательно.

Поразительно.

Неподражаемо.

Несравненно.

26. Красота!

Как в сказке.

Очень ясно.

Ярко, образно.

Очень эффектно.

Прекрасное начало.

Ты – просто чудо.

Ты на верном пути.

34. Здорово!

Ты в этом разобрался.

Ты ловко это делаешь.

Это как раз то, что нужно.

38. Ух!!!

Поздравляю.

Я тобой горжусь.

Я просто счастлив.

Ты мне необходим.

Научи меня делать так же.

План

1. Приветствие. Упражнение «Ладошки».

2. Разминка. Упражнение «Общение детей и родителей в лицах».

3. Основное содержание игры (Ода отцам. Анализ проблемы: 10 правил плохого отца. Анализ советов детей. Проблема глазами ребёнка. Мозговой штурм «Роль отца в воспитании мальчика и девочки»).

4. Рефлексия занятия (голосование).

5. Прощание.

 

Содержание занятия

Человечеству добрые мужчины

нужны ещё больше, чем великие.

Дж. Родари

Родители разделены на 2 группы – отдельно мамы, отдельно папы.

Проблемы глазами детей

А) Анализ кинестетического рисунка семьи.

- Есть ли отец на рисунке?

- Чем чаще занят отец в рисунках детей?

Каково место отца на рисунке? (Размеры, прорисовка деталей.)

- Какие детали вас тревожат, когда вы смотрите на рисунок? (Очень часто голова отца повёрнута назад, то есть показан затылок, отец нарисован за перегородкой или в отдалении, резкая штриховка – это тревожность ребёнка.)

- Часто ли видно на рисунках у детей, что отец занят совместной с ними деятельностью или игрой?

Б) Анализ опроса детей.

Детям были заданы пять вопросов относительно отцов.

Вопросы:

- Играет ли с тобой папа по вечерам?

- Учит ли папа с тобой уроки?

- Катается на лыжах или коньках?

- Читает ли на ночь книжки?

- Берёт ли с собой на прогулку?

(Проанализировать ответы детей в количественном соотношении.)

 

Мозговой штурм

Александр Сергеевич Грибоедов почти двести лет назад написал:

Не надобно другого образца

Когда в глазах пример отца.

- Актуальны ли они в наши дни?

Я предлагаю вам в течение 7 минут составить таблицу:

1-я группа – «Роль отца в воспитании сына»,

2-я группа – «Роль отца в воспитании дочери».

(Таблицы обсуждаются в группах, затем результаты мозгового штурма представляются всем)

Непросто быть отцом, трудна, сложна, ответственна эта миссия. Отцовская любовь, как и материнская, необходима для нормального развития ребёнка. Отсутствие внимания со стороны мамы или папы может привести к искажению мироощущения и нарушению поведения малыша. Ведь от обоих родителей зависит, каким вырастит их чадо. И несмотря на то, что в реальной жизни главенствующая роль в воспитании ребёнка принадлежит всё-таки маме, мужчина при любых обстоятельствах должен участвовать в этом процессе и всегда оставаться папой.

Именно в семье, наблюдая роли отца и матери, дети получают представление о полноценных взаимоотношениях мужчины и женщины, об их родительских обязанностях, семейных заботах, проблемах, о разумных способах их разрешения.

 

Рефлексия занятия

Я предлагаю вам проголосовать, оценив своё участие в нашей встрече, положив жетон в соответствующую коробочку:

«Обсуждаемые проблемы меня не интересуют»,

«Обсуждаемые проблемы малоинтересны для меня»,

«Некоторые проблемы, обсуждаемые сегодня, были мне не интересны»,

«Всё происходящее сегодня в группе было мне интересно».

В конце нашей игры я предлагаю Вам памятки, которые помогут Вам осознать те или иные вопросы воспитания.

 

Прощание

Лучшие родители, конечно, достойны наград. Сегодняшней нашей наградой будут аплодисменты «Замечательным родителям». И в заключении поаплодируем настоящим папам, лучшим мамам, нашим детям и всем-всем! Спасибо за работу! До новой встречи!

 

Приложение 1

 


                                                                               

         
 
 

 

 

     

 

 


                                 

 

Приложение 2

Советы детей папам

 

 

Получай больше денег.

Не будь таким строгим.

Работай меньше.

Пожалуйста, обращай на меня хоть чуточку больше внимания.

Будь добрым.

Не соглашайся работать по выходным.

Помогай маме во всём и люби её очень сильно.

Никогда не проверяй дневник.

Меньше смотри телевизор.

Будь осторожен за рулём.

Отпускай меня играть в футбол.

Разреши мне держать дома собаку.

(Стиль высказываний сохранён.)

 

 

Приложение 3

ПАМЯТКА

План.

1. Приветствие.

2. Разминка. Упражнение «Я дрозд, ты дрозд».

3. Основное содержание занятия (Упражнение «Стиль воспитания». Стили семейного воспитания: авторитарный, демократический, попустительский, хаотичный и опекающий. Презентация «Стили воспитания. Тест «Ваш стиль воспитания». Какой стиль семейного воспитания оптимален? Обсуждение проблемы).

4. Рефлексия занятия.

5. Прощание.

 

Содержание занятия

                                    Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но

прежде всего, и больше всего – люди. Из них

                                 на первом месте – родители и педагоги.

А. С. Макаренко

Приветствие

Здравствуйте уважаемые родители. Сегодня целью нашей встречи будет знакомство с типами семейного воспитания. Формат встречи будет носить лекционный характер, который будет подкрепляться Вашими примерами. Вы узнаете, как выстраиваются отношения с детьми при том, или ином стиле воспитания. Но прежде чем мы будем говорить, я предлагаю вам, как обычно, поучаствовать в разминке.

 

Эмоциональное отвержение

Это воспитание по типу «Золушки». Нежелательный ребёнок. Например, ребёнок в этой ситуации нередко ощущает себя помехой для родителей. Этот стиль воспитания ведёт к формированию невротических расстройств у ребёнка.

Жестокое обращение с детьми

На первый план выходит эмоциональное отвержение. Родители злоупотребляют наказаниями, избивают ребёнка, лишают его удовольствий, не удовлетворяют его потребности.

Воспитание в культе болезни

Фиксированное внимание родителей на любом недуге, на недомогании. Родители формируют образ «больного», проявляют особую заботу. В результате ребёнок делает вывод: «Меня любят только тогда, когда я болею». Такой стиль воспитание формирует у ребёнка эгоцентризм, завышенный уровень притязаний.

Вывод: таким образом, у детей, воспитывающихся в семье с преобладанием одного из стилей воспитания, не формируются как раз те качества, которые, по мнению исследований, могут сделать их жизнь счастливой и уберечь от многих неприятностей в жизни.

Какой стиль семейного воспитания оптимален? (Создать диалог между родителями)

Наибольший ущерб личности наносит потребительский стиль воспитания: когда материальное благополучие семьи сочетается с полной её бездуховностью. А также холодный деловой стиль, когда между родителями и детьми нет эмоциональных контактов, нормальных и тёплых отношений. В том и другом случае могут наблюдаться и полное равнодушие к ребёнку, и жёсткое, агрессивное к нему отношение. Не меньше зла может принести попустительский стиль или излишняя опека со стороны родителей. Если родители придерживаются авторитарного стиля, то можно вырастить раба, пассивную личность. По контрасту – бунтаря и негативиста. Причём в первом случае взаимоотношения в семье станут полностью односторонними, во втором – прервутся, возможно навсегда.

Стоит задуматься, а кем для ребёнка выступаем мы - родители? Может, источником эмоционального тепла и поддержки. Или властью, высшей инстанцией, распределителем благ. А может образцом и примером для подражания. Или - другом и советчиком. И, несмотря на то, что в любом возрасте во взаимоотношениях родителей с ребёнком должны присутствовать все эти четыре функции, «удельный вес» их в разные возрастные периоды неодинаков. В младенчестве «лидирует» эмоциональное тепло и поддержка, в раннем и позднем детстве – присоединяется вторая (высшей инстанцией, распределителем благ), в младшем школьном возрасте – третья (образцом и примером для подражания), а вот с наступление взрослости – четвёртая (другом и советчиком). Нужно стремиться стать для своих взрослеющих детей опорой, всегда готовыми подать дружеский совет.

Чем ближе к «золотой середине» будет ваше общение с ребёнком, тем более гармоничной личностью может стать ребёнок, воспитывающийся в вашей семье. Ведь для ребёнка одинаково важны и тепло, и строгость, и разрешения, и запреты (Презентация, сл.12,13).

И в заключении я предлагаю вам с помощью теста «Ваш стиль воспитания» попытаться разобраться, какой стиль отношений преобладает в вашей семье (Приложение 4).

 

Рефлексия занятия

- Какая информация на занятии была вам интересна?

- Что из всего услышанного вы возьмёте в свою родительскую «копилку»?

 

Прощание

Лучшие родители, конечно, достойны наград. Сегодняшней нашей наградой будут аплодисменты «Самым умным родителям».

И в заключении поаплодируем умным папам, умным мамам, умным детям и всем-всем! Спасибо за работу! До новой встречи!

 

 

                                           

 

 

Приложение 1

 

 


                                  

 

Приложение 2

Негармоничный

Стиль

Воспитания

Выраженность черт воспитательного процесса – степень:

защиты удовлетворённости потребности ребёнка предъявления требований запретов строгости санкций
Гиперпротекция потвортсвующая + + - - -
Гиперпротекция доминирующая + + - + - + + -
Повышенная моральная ответственность + + - + + - + -
Эмоциональное отвержение - - + - + - + -
Жестокое обращение - - + - + - + -
Гипопротекция - - - - + -

 

 

Примечание:

«+» означает чрезмерную выраженность соответствующей черты воспитания; «-» означает недостаточную выраженность;

«+» означает, что при данном типе воспитания возможны как чрезмерность, так и недостаточность или невыраженность.

 

 

Приложение 4

Тест «Ваш стиль воспитания»

Выберите тот вариант реакции, который вы предпочли бы в подобном случае.

1. Вы сосредоточенно обдумываете важную проблему, а ребёнок пристаёт к вам с каверзным вопросом. Вы:

А) отошлёте его заниматься своим делом, чтобы не мешал,

Б) ответите кратко и просто, пусть даже неправильно,

В) постараетесь удовлетворить его любопытство, хотя для этого придётся отвлечься от своих размышлений.

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.42.94 (0.295 с.)