Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Разминка. Упражнение «Я дрозд, ты дрозд»
Цель: снятие эмоционального напряжения. Инструкция: «Сейчас у вас будет уникальная возможность побыть чуть-чуть ребёнком, великаном и лилипутом. Сделаем это так: вам нужно разделиться пополам и сделать 2 круга – один внешний, другой внутренний. Стоя напротив друг друга вы говорите слова: - Я дрозд, ты дрозд. - У меня есть нос, у тебя есть нос. - У меня губки алые, у тебя губки алые. - У меня щёчки красные, у тебя щёчки красные. - Оба мы 2 друга, любим мы друг друга. (своим голосом, голосом лилипута, голосом великана).
3. Основное содержание занятия Мы все с вами знаем, что единого мнения в воспитании ребёнка достичь сложно и каждая семья сама решает, как воспитывать своего ребенка. Просто взрослый должен знать, какую роль он играет в жизни ребенка – созидательную или разрушительную. Так как в детстве закладываются основы, создаются предпосылки развития гармоничной личности. Именно от родителей зависит, каким станет будущий ребёнок: добрый или злой, склочный или терпеливый, любящий или равнодушный. Именно в семье формируются все те качества, которые позволят ему на протяжении всей жизни быть Личностью. Упражнение «Стиль воспитания» (Презентация, сл.2) Инструкция: «На схеме (Приложение 1) отметьте тот стиль воспитания, которого вы придерживаетесь при воспитании детей. Что чаще всего присутствует в вашем общении с детьми: запреты или разрешения, тепло или сдержанность». Стили 1 и 2. Все вы помните стихотворение о мальчике, которого растили «как мимозу в зоологическом саду». Такой сверхзаботливый стиль воспитания, когда родители относятся к взрослеющему уже ребёнку как к маленькому, контролируют каждый его час, утрясают его проблемы (конечно из лучших побуждений, чтобы с ним ничего дурного не случилось, ведь вокруг столько всего, а он у нас такой…) приводит к тому, что у ребёнка не развивается самостоятельность и ответственность. 3 стиль – авторитарный. Это семьи, где повиновение и наказание являются высшими правилами воспитания. Здесь разговаривают стереотипными фразами: «ты должен», «делай, как тебе говорят». Ребёнка часто стыдят, а иногда и унижают оскорбительными словами. 4 стиль – всё допускающий, безразличный. В семьях с таким воспитанием родители часто заняты своим проблемами.
Причины не гармоничного воспитания весьма различны: определённые обстоятельства в жизни семьи, мешающие наладить адекватное воспитание. Но нередко основную роль в нарушении воспитательного процесса играют личностные особенности самих родителей. Пришло время более подробно остановиться на стилях родительского воспитания (Приложение 2; Презентация, сл. 3). Многие работы, посвящённые детско-родительским отношениям, выделяют 4 основных стиля семейного воспитания: Авторитарный стиль (в терминологии других авторов – «автократический», «диктант», «доминирование») – все решения принимают родители, считающие, что ребёнок во всём должен подчиняться их воле, авторитету. Родители ограничивают самостоятельность ребёнка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жёстким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность. Наиболее активные, сильные подростки бунтуют, становятся избыточно агрессивными и нередко покидают родительский дом, как только могут себе позволить. Робкие, неуверенные подростки приучаются во всём слушаться родителей, не сокращая попыток решать что-то самостоятельно. Если по отношению к старшим подросткам матери склонны реализовывать более «разрешающее» поведение, то авторитарные отцы твёрдо придерживаются избранного типа родительской власти (Презентация, сл. 4,5). Обсуждение. Родители делятся своими примерами и опытом друг с другом и психологом. (Работа в парах) При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины и страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение ребёнка может стать антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведёт к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим. Обсуждение. Родители делятся своими примерами и опытом друг с другом и психологом. (Работа в парах)
Демократический стиль (в терминологии других авторов – «авторитетный», «сотрудничество») – родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями. Дети включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твёрдость, заботясь о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение (Презентация, сл. 6,7). Обсуждение. Родители делятся своими примерами и опытом друг с другом и психологом. (Работа в парах) Попустительский стиль (в терминологии других авторов – «либеральный», «снисходительный», «гипоопека») – ребёнок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указания родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми. Становясь более взрослыми, такие дети конфликтуют с теми, кто не потакает им, они не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявления равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность (Презентация, сл. 8,9). Обсуждение. Родители делятся своими примерами и опытом друг с другом и психологом. (Работа в парах) Опекающий стиль (гиперопека, концентрация внимания на ребёнке) Стремление постоянно быть около ребёнка, решать за него все возникающие проблемы. Родители бдительно следят за поведением ребёнка, ограничивают его самостоятельное поведение, тревожатся, что с ним может что-то произойти. Несмотря на внешнюю заботу, опекающий стиль воспитания приводит, с одной стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости у ребёнка, с другой – к формированию у него тревожности, низкая самооценка, беспомощности, запаздыванию социальной зрелости, из-за не самостоятельности (Презентация, сл. 10,11). Обсуждение. Родители делятся своими примерами и опытом друг с другом и психологом. (Работа в парах) Помимо этих 4-х основных стилей семейного воспитания может присутствовать резкая смена приёмов воспитания.
Можно выделить ещё один стиль воспитания. Хаотический стиль (непоследовательное руководство) – это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определённых, конкретных требований к ребёнку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями.. Например, резкий переход от строгого стиля воспитания к либеральному – и наоборот. Подобное отношение родителей содействует формированию у ребёнка таких черт характера, как упрямство, тревожность, неустойчивая самооценка. При этом стиле воспитания подавляется одна из важных базовых потребностей личности – потребность в стабильности и упорядоченности окружающего мира, наличии чётких ориентиров в поведении и оценках. Непредсказуемость родительских реакций лишает ребёнка ощущения стабильности и провоцирует повышенную тревожность, неуверенность, импульсивность, а в сложных ситуациях даже агрессивность и неуправляемость, социальную дезадаптацию. При таком воспитании не формируются самоконтроль и чувство ответственности, отмечаются незрелость суждений, заниженная самооценка.
Обсуждение. Родители делятся своими примерами и опытом друг с другом и психологом. (Работа в парах) Факторы, создающие негармоничные стили семейного воспитания: · уровень протекции – количество сил, внимания и времени, которое родители уделяют воспитанию ребёнка. При гиперпротекции родители посвящают ребёнку крайне много времени, сил и внимания, его воспитание становится главным делом их жизни. При гипотротекции ребёнок оказывается на периферии внимания родителей, до него «не доходят руки», за воспитание берутся, лишь, когда случается что-то серьёзное; · степень удовлетворения потребностей ребёнка. При потворствовании родители стремятся к максимальному и некритичному удовлетворению любых потребностей ребёнка, балуют его. Игнорирование характеризуется недостаточным стремлением к удовлетворению потребностей ребёнка, причём чаще страдают духовные потребности, особенно потребность в эмоциональном контакте, общении с родителями. Устойчивые сочетания указанных параметров создают несколько характерных негармоничных стилей воспитания (Приложение 3). Психологи определили следующие типы неадекватного поведения родителей. a. Гиперпротекция: потворствующая и доминирующая. b. Гипопротекция: потворствующая и доминирующая. c. Повышенная моральная ответственность. d. Эмоциональное отвержение. e. Жестокое обращение. f. Воспитание в культе болезни. g. Противоречивое воспитание.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.176 (0.014 с.) |