Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Природа и состав функций менеджментаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Функция менеджмента представляет собой действие, обеспечивающее выполнение специфического вида управленческой деятельности. Функции характеризуют общие задачи и направления управленческих работ. Состав и содержание этих работ в наименьшей степени зависят от специфики конкретной организации, ее отраслевой принадлежности, размера, организационно-правовой формы, иными словами, функции менеджмента универсальны для любой сферы деятельности и для любого менеджера, будь то мастер на производстве, главный врач больницы, управляющий банком или командир полка. Функции менеджмента характеризуются однородностью целей, действий или объектов их приложения. Выделение функций менеджмента позволяет регламентировать правила и процедуры выполнения задач и видов управленческой деятельности. Выделение функций менеджмента позволяет разрабатывать инструментарий для выполнения каждой из функций и анализировать степень развития этого инструментария в каждой конкретной организации. Такой анализ позволяет выделить проблемы в управлении конкретной организацией и определить направление совершенствования менеджмента. Состав функций менеджмента различается по различным научным школам. Как известно, впервые функции менеджмента выделил А.Файоль [49], и согласно его концепции, к функциям управления относятся: · Предвидение (в современной трактовке –планирование) · Организация · Распорядительство · Координирование · Контроль Современное представление о функциях менеджмента у большинства авторов выглядит следующим образом: · Планирование · Организация · Мотивация · Контроль Это – так называемые базовые или первичные функции. Некоторые авторы [28] дополняют этот перечень так называемыми связующими процессами, относя к ним коммуникации и управленческие решения. На основе такого представления о функциях менеджмента формируется процессный подход в менеджменте. Автор данного учебника считает возможным и необходимым внести некоторые дополнения в имеющуюся систематику функций менеджмента. Целесообразно все функции менеджмента разделить на две группы: · общие, основные (формирование целей, планирование, организовывание, контроль, регулированиие) · фоновые, связующие (мотивация, установление коммуникаций, принятие управленческих решений) В процессе выполнения общих или основных функций менеджмента любой менеджер устанавливает коммуникации, то есть определяет кто, когда, как и откуда получает информацию, необходимую и достаточную для выполнения своей задачи и куда, когда, как и кому передает информацию о выполненной работе. Менеджер, планируя, организуя, контролируя и регулируя процессы достижения цели, обязательно продумывает меры по мотивированию сотрудников, чтобы цели организации возможно более плотно совмещались с целями сотрудников. Выполняя основные или общие функции менеджмента, менеджер постоянно принимает как глобальные решения, так и множество мелких «проходных» решений, иными словами, он постоянно решает, что в данный момент делать, как реализовать наилучшим образом ход процесса. Перечисление общих функций практически регламентирует последовательность процесса управления. Процесс управления начинается с формирования целей. Цели могут быть как стратегическими, определяющими логику действий на продолжительный период времени (определение целевых параметров развития, разработка стратегической концепции), так и тактическими, ориентированными на решение проблем сегодняшнего дня. Сформированные цели должны быть осуществлены. После того, как цели сформулированы, необходимо определить, сколько и каких ресурсов (материальных, трудовых) понадобится для достижения этих целей, и когда по времени они могут быть достигнуты (формирование производственной программы, разработка календарного графика работ, сметы затрат, штатного расписания, финансового плана, плана реализации и т.п.). Процесс достижения целей в рамках выполнения функции планирования описывается с помощью отдельных операций, которые увязываются друг с другом. Запланированные действия должны быть организационно обеспечены: должны быть разработаны организационные структуры, привлечены исполнители, скоординирована их работа во времени и пространстве (выбор организационной формы выполнения работ, разработка организационной структуры, положений о службах и функционерах, должностных инструкций, нормативных актов, регламентов и т.п.). Необходимо определить, кто будет выполнять те или иные операции, как будет организовано взаимодействие тех, кто эти операции будет выполнять. Организовывание означает построение организационной схемы и выделение организационных взаимодействий между сотрудниками в процессе достижения сформулированных целей. Очень важно установить права и ответственность сотрудников или подразделений организации в процессе выполнения работ. После выполнения функции организовывания становится ясно, кто взаимодействуя с кем и как взаимодействуя, должен выполнять запланированные работы или операции. Выполнение первых трех функций означает, что процесс достижения целей запущен, работа пошла. Однако, выполняя первые три функции, менеджер не застрахован от ошибок: возможно он что-то упустил в планировании достижения целей (не учел все необходимые ресурсы, не заметил вовремя воздействий со стороны внешней среды, не предусмотрел резервов времени или ресурсов). Возможно, он не вполне адекватно организовал процесс, и подчиненные не поняли как, с кем и на каких основаниях они должны взаимодействовать, за что они отвечают и что они могут требовать от других. Необходимо контролировать процесс, осуществляя функцию контроля. Контроль предполагает не просто наблюдение за ходом процесса (в крупных организациях непосредственное наблюдение просто невозможно), а сбор информации о ходе процесса (организованный учет) и анализ этой информации. В результате учета и анализа, менеджер в состоянии оценить правильность хода процесса, насколько он отличается от того, что было запланировано, и как организовано, то есть менеджер видит отклонения от хода процесса. Выявленные в результате контроля отклонения становятся основанием для выполнения функции регулирования. Разрабатываются меры, корректирующие ход процесса и приводящие к совпадению ожидаемого и фактического состояния. Регулирование может быть направлено как на исправление хода процесса, так и на корректировку исходных целей, плановых заданий и организационных отношений. Планирование и его виды.
Планирование – “одна из функций управления, представляющая собой процесс выбора целей организации и путей их достижения”[1], то есть функция, связанная с определением целей и задач организации, а также ресурсов, необходимых для достижения этих целей. Планирование, по сути, это один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению ее общих целей. То есть, посредством планирования руководство организации стремится установить основные направления усилий и принятия решений, которые обеспечат единство целей для всех ее членов. В управлении планирование занимает основное место, воплощая в себе организующее начало всего процесса реализации целей организации. Сущность планирования состоит в обосновании целей и способов их достижения на основе выявления комплекса задач и работ, а также определения эффективных методов и способов, ресурсов всех видов, необходимых для выполнения этих задач и установления их взаимодействия. Впервые общие принципы планирования сформулированы А. Файолем. В качестве основных принципов планирования выделяют – принцип единства, принцип участия, принцип непрерывности, принцип гибкости и принцип точности[2]. Принцип единства заключается в том, что организация - это целостная система, ее составные части должны развиваться в едином направлении, то есть, планы каждого подразделения должны быть связаны с планами всей организации. Принцип участия означает, что каждый член организации становится участником плановой деятельности независимо от занимаемой должности, т.е. процесс планирования должен привлекать всех тех, кого он затрагивает. Планирование основанное на принципе участия называется “парситипативным”. Принцип непрерывности означает, что процесс планирования на предприятиях должен осуществляться постоянно, что необходимо в силу того, что внешняя среда организации неопределенна и изменчива, и, соответственно, фирма должна корректировать и уточнять планы с учетом этих изменений. Принцип гибкости заключается в обеспечении возможности изменять направленности планов, в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств. Принцип точности заключается в том, что любой план должен быть составлен с такой степенью точности, какая только возможна. Часто к данным принципам добавляют принцип комплексности (зависимость развития организации от комплексной системы плановых показателей - уровня развития техники, технологии, организации производства, использования трудовых ресурсов, мотивации труда, доходности и других факторов), принцип эффективности (разработка такого варианта производства товаров и услуг, который при существующих ограничениях используемых ресурсов обеспечивает получение наибольшей эффективности деятельности), принцип оптимальности (необходимость выбора лучшего варианта на всех стадиях планирования из нескольких возможных альтернатив), принцип пропорциональности (сбалансированный учет ресурсов и возможностей организации), принцип научности (учет последних достижений науки и техники) и другие[3]. Планирование можно классифицировать по различным направлениям: По степени охвата сфер деятельности выделяют: - общее планирование (планирование всех сфер деятельности предприятия); - частное планирование (планирование определенных сфер деятельности). По содержанию (видам) планирования выделяют: - стратегическое планирование (поиск новых возможностей, создание определенных предпосылок); - оперативное (реализация возможностей и контроль текущего хода производства); - текущее планирование (планирование, в котором увязываются все направления деятельности предприятия и работы всех его структурных подразделений на предстоящий финансовый год). По объектам функционирования выделяют: - планирование производства; - планирование сбыта; - планирование финансов; - планирование кадров. По периодам (охвату отрезка времени) выделяют: - краткосрочное или текущее (от месяца до 1 года) - среднесрочное, (от 1 года до 5 лет) - долгосрочное планирование (больше 5 лет). По возможности внесения изменений выделяют: - жесткое (не предполагает внесения изменений); - гибкое (при таком планировании внесение изменений возможно). Весь процесс планирования многие авторы делят на три основные стадии: процесс стратегического планирования; процесс оперативного планирования; процесс текущего планирования. Стратегическое планирование — “это построение системы управления, обеспечивающей долгосрочное конкурентное преимущество организации в области менеджмента”[4]. То есть, стратегическое планирование ставит целью дать комплексное научное обоснование проблем, с которыми может столкнуться предприятие в предстоящем периоде, и на этой основе разработать показатели развития предприятия на плановый период. Стратегическое планирование задает направления для деятельности организации и позволяет ей лучше понимать структуру маркетинговых исследований, процессы изучения потребителей, планирования продукции, ее продвижения, и сбыта, а также планирования цен. Оперативное планирование чаще всего охватывает пятилетний срок, как наиболее удобный для обновления производственного аппарата и ассортимента продукции и услуг. В них “формулируются основные задачи на установленный период, например, производственная стратегия предприятия в целом и каждого подразделения; стратегия продажи услуг; финансовая стратегия кадровая политика; определение объема и структуры необходимых ресурсов и форм материально-технического снабжении”[5]. Такое планирование предусматривает разработку в определенной последовательности мероприятий, направленных на достижение целей, намеченных долгосрочной программой развития. Текущее планирование осуществляется путем детальной разработки (обычно на один год) оперативных планов для компании в целом и ее отдельных подразделений, в частности, программ маркетинга, планов по научным исследованиям, планов по производству, материально-техническому снабжению.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 446; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.82.60 (0.009 с.) |