Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Из речи депутата кпч К. Готвальда в палате депутатов национального собрания чср

Поиск

ДОКУМЕНТЫ

ПО ИСТОРИИ

МЮНХЕНСКОГО

СГОВОРА

1937-1939

Москва

Издательство политической литературы

1979


63 3(0)61 Д63

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ:

С советской стороны —

B. Ф. МАЛЬЦЕВ (председатель)

А. П. БОНДАРЕНКО

M. M. ЛЕЕВ

А. И. НЕДОРЕЗОВ

И. Д. ОСТОЯ - ОВСЯНЫП

C. И. ПРАСОЛОВ

С. Л. ТИХВИНСКИЙ

С чехословацкой стороны •

Д. СП A4 И Л

(председатель)

П. СТРИЖЕНЕЦ

(заместитель

председателя)

Е. ГРОЗИЕНЧИК

Я КАШЕ

В КРАЛ

И КРЕМПА

Я МУСИЛЕК

Я. CT РАКА

Б. ШИМАЧЕК

Документы по истории мюнхенского сговора. Д 63  1937 — 1939 /М-во иностр. дел СССР, М-во иностр. дел ЧССР—М.: Политиздат, 1979. — 471 с.

Д

11101—335 079(02) — 79

БЗ— 45 — 8 — 7» 0506000000

М)71

© ПОЛИТИЗДАТ, 1979 г.

 

 

Документы по истории мюнхенского сговора. 1937 - 1939


ПРЕДИСЛОВИЕ

Есть события, которые оставляют в истории глубокий след и долгое время служат уроком не только для тех, кто был их современником, но и для новых поколений. К их числу относятся события, связанные с мюнхенским соглашением 1938 г.

29 сентября 1938 г. в Мюнхене главы правительств Великобритании и Франции Чемберлен и Даладье подписали соглашение с фашистскими диктаторами Германии и Италии Гитлером и Муссолини о передаче значительной части Чехословацкой республики гитлеровской Германии.

Вошедшее в историю как символ позорного предательства, мюнхенское соглашение имело трагические последствия для Чехословацкой республики. Оно привело к ликвидации государственной самостоятельности Чехословакии и фашистскому порабощению чешского и словацкого народов.

Мюнхенский сговор стал кульминационным моментом в политике «умиротворения» фашистских агрессоров, проводившейся правящими кругами Англии и Франции при поддержке США. Цель этой политики заключалась в том, чтобы добиться сговора с агрессивными государствами, и в первую очередь с фашистской Германией, за счет стран Центральной и Юго-Восточной Европы, отвести от себя угрозу агрессии и направить ее на Восток— против Советского Союза. Характеризуя позицию западных держав того времени, Генеральный секретарь ЦК КПСС, Председатель Президиума Верховного Совета СССР Л. И. Брежнев говорил: «Антисоветская направленность гитлеровской политики активно поддерживалась реакционными кругами Запада... Они бросали под ноги Гитлеру новые и новые жертвы, лелея надежду,

3


что он двинет свои полчища на Восток, против страны социализма. Сговор в Мюнхене, выдавший фашистской Германии Чехословакию, был наиболее позорным проявлением этого коварного замысла империалистов» *.

Западные державы полагали, что в Мюнхене ценой предательства Чехословакии им удалось договориться с Гитлером. Однако последующие события опрокинули эти расчеты. Ослепленные антисоветизмом, правящие круги западных держав фактически расчистили гитлеровской Германии путь к развязыванию второй мировой войны и оказались сами перед лицом фашистской агрессии.

О мюнхенском соглашении изданы документальные сборники и материалы, написано немало книг, мемуаров. Однако до сих пор не утихает идеологическая борьба вокруг трактовки этих событий. Современная буржуазная историография продолжает предпринимать настойчивые попытки оправдать мюнхенский сговор, исказить подлинные цели его организаторов, скрыть его роль как существенного звена в цепи событий, приведших к началу второй мировой войны.

Историография социалистических стран, и прежде всего СССР и ЧССР, внесла большой вклад в достоверное освещение истории мюнхенского соглашения, его причин, целей и последствий, разоблачила истинный характер политики «умиротворения» агрессоров, ее антисоветскую, антикоммунистическую направленность, раскрыла правду о виновниках второй мировой войны. Спустя 20 лет после мюнхенских событий, в сентябре 1958 г., министерства иностранных дел СССР и Чехословацкой Республики опубликовали совместный сборник «Новые документы из истории Мюнхена». Это небольшое по объему издание давно уже стало библиографической редкостью.

Настоящий сборник, выпускаемый в свет МИД СССР и МИД ЧССР по истечении 40 лет со времени подписания мюнхенского соглашения и в год 40-летия оккупации Чехословакии гитлеровской Германией и начала второй мировой войны, представляет собой наиболее полное собрание документов из советских и чехословацких архивов, многие из которых публикуются впервые.

* Брежнев Л. И. Ленинским курсом. Речи и статьи. М., 1970, т. 1, с. 122.

4


В сборнике содержатся убедительные доказательства предательства Чехословакии правящими кругами западных держав, которые шаг за шагом добивались сделки с агрессором за счет чехословацкого народа. Наибольшую активность проявляла при этом Англия. Правительство Чемберлена стремилось к соглашению с гитлеровской Германией с тем, чтобы добиться от нее обязательства не покушаться на Великобританию и ее колониальную империю. За это оно готово было удовлетворить требование Гитлера о признании Центральной и Восточной Европы «сферой влияния» фашистского рейха. Движимые страхом перед коммунизмом и растущим влиянием в мире Советского Союза, английские правящие круги пытались использовать нацистскую Германию в качестве ударной силы против первого в мире социалистического государства.

Английское правительство считало, что после удовлетворения притязаний Гитлера в отношении Судетской области откроется возможность для широкого соглашения с Германией. Поэтому оно, по сути дела, содействовало гитлеровской Германии в осуществлении ее захватнических планов, направленных против Чехословакии, имея в виду, однако, не доводить дело до войны, в которую могла бы быть втянута Франция, а за ней Англия.

Позиция французского правительства в связи с чехословацким кризисом в конечном итоге совпадала с английской позицией. Несмотря на то что агрессивные действия гитлеровской Германии представляли для Франции непосредственную опасность, французские правящие круги, руководствуясь теми же, что и Англия, недальновидными политическими расчетами, также проводили политику «умиротворения» агрессора. Правительство Даладье, пришедшее к власти в апреле 1938 г., проявляло полное безразличие к своему союзнику Чехословакии. Правда, время от времени под давлением общественности оно выступало с заявлениями о верности Франции заключенным договорам, однако его подлинные намерения были далеки от этих публичных деклараций. Франция поддержала инициативу Лондона об оказании сильного нажима на правительство Чехословакии, с тем чтобы постепенно склонить его к капитуляции перед территориальными требованиями Гитлера.

Из документов сборника видно, с каким цинизмом западные державы предавали интересы чехословацкого

5


народа и готовили сговор с агрессорами, нашедший свое завершение в подписании мюнхенского соглашения, которое было навязано Чехословакии под угрозой применения силы.

Правительство США официально не участвовало в мюнхенской конференции, но оно поощряло ее созыв и полностью одобрило ее решения.

Предательская роль западных держав в отношении Чехословакии проявилась и после Мюнхена. Английское и французское правительства не выполнили своих обязательств в отношении гарантии новых границ ЧСР. Полгода спустя, в марте 1939 г., гитлеровская Германия, не встретив сопротивления западных держав, захватила всю Чехословакию и ликвидировала ее государственную самостоятельность.

В трагические дни Мюнхена единственным государством, выступившим в защиту чехословацкого народа, был Советский Союз. Документы настоящего сборника свидетельствуют о последовательной и настойчивой политике КПСС и Советского правительства, направленной на создание коллективного фронта защиты мира и предотвращение агрессии.

Когда в марте 1938 г. после аншлюса Австрии возникла непосредственная угроза для Чехословакии, Советское правительство четко изложило свою позицию в отношении организации коллективных действий всех заинтересованных государств в защиту независимости ЧСР. Возможность обуздать агрессора в то время представлялась вполне реальной. Однако западные державы не поддержали советскую инициативу.

Позиция Советского Союза в период чехословацкого кризиса определялась также его интернациональным долгом, готовностью оказать помощь рабочему классу и трудящимся Чехословакии, спасти их от угрозы фашистского порабощения.

Советское правительство неоднократно заявляло о своей неизменной верности союзническому долгу в отношении Чехословакии. Оно выступало за то, чтобы обязательства, зафиксированные в трех двусторонних договорах о взаимопомощи, участниками которых являлись СССР, Франция и ЧСР, подкрепить и материализовать с помощью конкретных военных мероприятий по оказанию своевременной помощи Чехословакии. В мае 1938 г. народный комиссар иностранных дел СССР

6


M. M.. Литвинов по поручению Советского правительства выдвинул предложение о проведении совещания французского, советского и чехословацкого генеральных штабов для обсуждения необходимых мер в защиту Чехословацкой республики.

В связи с дальнейшим обострением обстановки в Центральной Европе, вызванным военными приготовлениями в Германии, Советское правительство в начале сентября 1938 г. предложило широкую программу проведения неотложных мероприятий в целях обеспечения безопасности Чехословакии. Эта программа включала: немедленный созыв совещания СССР, Франции и Англии и опубликование от имени трех держав декларации с предупреждением, что в случае германской агрессии против Чехословакии последней будет оказана помощь; срочное обращение к Лиге наций на основании статьи 11 Устава для констатации факта угрозы германской агрессии в отношении Чехословакии; созыв совещания представителей генеральных штабов Советского Союза, Франции и Чехословакии для разрешения практических вопросов взаимодействия вооруженных сил трех государств в целях борьбы против агрессии. Выдвигая эти предложения, Советское правительство еще раз подтвердило, что исполнено решимости выполнить все обязательства по советско-чехословацкому договору, используя все доступные для этого пути. Советские предложения при условии их выполнения могли стать эффективным средством обуздания агрессора. Тем не менее и на этот раз правительства Франции и Англии отказались их поддержать.

Согласно советско-чехословацкому договору СССР, должен был оказать Чехословакии помощь только в том случае, если ей будет оказана помощь со стороны Франции. Такая оговорка была включена в текст договора по настоянию Э. Бенеша. Однако Советское правительство было готово пойти дальше своих формальных договорных обязательств и оказать военную помощь ЧСР и без участия Франции при условии, что сама Чехословакия будет защищаться и попросит о советской помощи.

Советский Союз в период чехословацкого кризиса провел важные военно-мобилизационные мероприятия для обеспечения быстрой и эффективной помощи своему союзнику Чехословакии. Из документов сборника явствует, что мероприятия по повышению мобилизационной

7


и оперативной готовности Советской Армии охватили не только западные области, но и глубинные районы, вплоть до Волги и Урала. О них были поставлены в известность как чехословацкое, так и французское правительства.

Когда мюнхенское соглашение было подписано, Советское правительство решительно осудило эту позорную сделку, как незаконную с самого начала.

Правящие круги буржуазной Чехословакии, как видно из публикуемых документов, не захотели воспользоваться помощью Советского Союза. Чехословацкие буржуазные лидеры, и в первую очередь президент Бенеш, даже когда на карту была поставлена свобода и независимость чехословацкого государства, всеми своими действиями игнорировали решительную позицию СССР и рассматривали советско-чехословацкий договор о взаимопомощи лишь как козырь в торге с гитлеровской Германией. Они также игнорировали готовность своего народа с оружием в руках бороться против фашистской агрессии.

В своей внешней политике чехословацкое правительство продолжало всецело ориентироваться на Францию и Англию. Оказавшись перед выбором: либо опереться на народ и помощь Советского Союза и дать отпор агрессору, либо стать на путь капитуляции, правительство ЧСР предпочло последнее. В нарушение конституции и вопреки воле подавляющего большинства населения чехословацкие буржуазные лидеры согласились с мюнхенским диктатом империалистических держав. Они пожертвовали национальными интересами, отдав страну на произвол фашистской агрессии. Так в период Мюнхена проявилась предательская антинародная политика чехословацких правящих кругов, и прежде всего реакционной, профашистски настроенной буржуазии Чехословакии.

Единственной политической партией в Чехословакии, выступившей в тот период с четкой программой защиты республики от угрозы фашизма, была Коммунистическая партия. С трибуны парламента, на митингах трудящихся, на страницах своего органа «Руде право» руководители чехословацких коммунистов предупреждали о фашистской опасности, подвергали острой критике курс английского и французского правительств, выступали за союз с СССР, который они справедливо считали единственным надежным гарантом целостности и независи-

8


мости чехословацкого государства. КПЧ выступала с призывами к единству действий всех демократических сил страны перед лицом опасности, выражая готовность до конца защищать национальные интересы чехов и словаков.

Позиция Коммунистической партии Чехословакии находила широкую поддержку у чехословацкого народа. Помещенные в сборнике резолюции митингов и собраний, письма и телеграммы трудящихся Чехословакии свидетельствуют об их твердой решимости бороться против агрессора. Солидарность с чехословацким народом выражала прогрессивная общественность Европы и всего мира.

Чехословацкие коммунисты и после Мюнхена, в условиях оккупации, продолжали вести решительную борьбу с фашизмом, во время которой отдали свои жизни десятки тысяч членов КПЧ.

В результате разгрома германского фашизма во второй мировой войне странами антигитлеровской коалиции, главной силой которой являлся Советский Союз, были вновь восстановлены национальная независимость и суверенитет чехословацкого государства.

Объединенные усилия стран социалистического содружества в послевоенное время, направленные на то, чтобы добиться юридического признания недействительности мюнхенского соглашения, увенчались успехом. В договоре между ЧССР и ФРГ, подписанном 11 декабря 1973 г., мюнхенское соглашение объявляется ничтожным. Оценивая значение этого факта, Генеральный секретарь ЦК КПЧ, Президент ЧССР Г. Гусак в отчетном докладе на XV съезде КПЧ 12 апреля 1976 г. констатировал: «В договоре о взаимоотношениях между ЧССР и ФРГ был окончательно признан недействительным мюнхенский диктат 1938 г., навязанный Чехословакии под угрозой применения силы, и принято обязательство взаимно уважать территориальную целостность и нерушимость границ между Чехословакией и ФРГ» *.

Однако уроки Мюнхена актуальны до сих пор. Эти уроки говорят о том, что реакционные представители правящих кругов империалистических держав, исходя из своих узкоклассовых интересов, могут не задумываясь торговать суверенитетом других государств, идти на

* XV съезд Коммунистической партии Чехословакии. Прага, 12—16 апреля 1976 г. М, 1977, с. 86.

9


сделку с агрессором и принести в жертву мир, свободу и независимость народов. Уроки Мюнхена свидетельствуют о том, какую огромную опасность для дела всеобщего мира таит в себе политика антикоммунизма и антисоветизма, которая в истории всегда играла и играет на руку наиболее агрессивным, милитаристским и шовинистическим элементам.

Чехословацкий народ сделал свои выводы из трагических событий Мюнхена. Дружба и прочный союз с СССР и другими странами социалистического содружества являются надежной гарантией национальной независимости Чехословацкой Социалистической Республики. «Жизнь подтвердила прочность советско-чехословацкого союза,— говорится в совместном заявлении, подписанном Л. И. Брежневым и Г. Гусаком 2 июня 1978 г. во время визита партийно-правительственной делегации СССР в ЧССР,— который надежно служит делу защиты национальных интересов обеих стран, упрочения единства и сплоченности социалистического содружества, укрепления европейского и всеобщего мира» *.

Документы, включенные в сборник, охватывают период с ноября 1937 г. по март 1939 г. Многие документы публикуются впервые. В сборнике содержатся выступления руководящих деятелей Коммунистической партии Советского Союза и Советского правительства, а также Коммунистической партии Чехословакии, заявления и призывы КПЧ, документы переписки правительства СССР и правительства ЧСР с правительствами других стран, переписка Народного комиссариата иностранных дел СССР и министерства иностранных дел ЧСР со своими дипломатическими представительствами за границей, ноты, записи бесед, резолюции митингов и письма трудящихся Чехословакии и другие документы.

Документы расположены в сборнике в хронологическом порядке. В конце сборника помещены советские и чехословацкие официальные документы, относящиеся к периоду 1970—1974 гг. и касающиеся вопроса об аннулировании мюнхенского соглашения.

Документы воспроизводятся, как правило, полностью. Ряд документов публикуется с опущением некоторых

* Правда, 1978, 3 июня.

10


частей, не имеющих прямого отношения к теме издания; такие опущения обозначаются тремя точками в квадратных скобках. Различного рода служебные пометки на документах не воспроизводятся. Редакционная правка отдельных неточностей в тексте (пропуск букв, опечатки и другие орфографические погрешности), не имеющих смыслового значения, не оговаривается.

Тексты документов публикуются по экземплярам, хранящимся в советских и чехословацких архивах. При этом после текста документа указывается: «Печат. по арх.» (печатается по архиву). Если документ был ранее опубликован, то там же указывается название соответствующего издания. Документы, не имеющие ссылки на архив, печатаются по указанным изданиям.

Заголовки и расположение дат документов принадлежат редакции.

Издание снабжено примечаниями и указателем имен.

Работу по выявлению документов и подготовке сборника к печати, а также по составлению предисловия и научно-справочного аппарата выполнили:

с советской стороны — сотрудники Историко-дипло-матического управления и IV Европейского отдела МИД СССР В. И. Гладнева, Ю. С. Дедов, Н. П. Павлова (руководитель), Р. В. Сушкина;

с чехословацкой стороны — сотрудники Архивно-до-кументационного отдела и I Территориального отдела МИД ЧССР Т. Гладка, Э. Кубу, П. Стриженец (руководитель), И. Фурдик.


Вы помните, как в тяжелые дни позорной мюнхенской сделки только Советский Союз предложил реальную помощь Чехословакии. Но чехословацкая буржуазия предпочла национальную измену союзу со страной социализма. Чехословакия была расчленена и оккупирована гитлеровцами. Вырвать родину из неволи, отстоять ее единство и вернуть ей независимость — эти задачи легли на плечи трудящихся, и прежде всего рабочего класса Чехословакии и его авангарда — Коммунистической партии.

Из речи Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева на митинге советско-чехословацкой дружбы в Москве 27 октября 1969 г.

Мы знаем, что в дружбе с Советским Союзом чехословацкий рабочий класс и его авангард— Коммунистическая партия всегда видели путь к обеспечению прочной независимости и свободы Чехословацкого государства. В трагические дни Мюнхена чехословацкие коммунисты призывали страну к прочной опоре на Советский Союз, который ясно продемонстрировал свою верность союзническому долгу. В годы испытаний второй мировой войны этот курс коммунистов стал ориентацией всего чехословацкого народа.

Из речи Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева на митинге чехословацко-совет-ской дружбы в Праге по случаю подписания Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между СССР и ЧССР 6 мая 1970 г.

12


Фашизм и война суровой страницей вписаны в историю наших народов. Позорный мюнхенский диктат, путем которого реакционные представители империалистических стран без нашего участия и вопреки воле нашего народа решили нашу судьбу, стал началом ликвидации республики, фашистского порабощения наших народов, самого тяжелого периода в нашей новейшей истории.

Ответственность за шестилетние страдания нашего народа несут также правящие круги чешской и словацкой буржуазии. Они отступали перед нажимом международной и внутренней реакции, отметали помощь, предложенную Советским Союзом, игнорировали голос народа, который был полон решимости не поддаваться агрессору и защищать республику. В итоге они капитулировали; многие из них довершили предательство национальных и государственных интересов, вступив в прямое сотрудничество с нацистами.

За близорукую политику реакционных кругов Запада вскоре расплатились и народы этих стран. Они стали жертвами фашистского нападения и должны были отчаянно сражаться за свою свободу и существование. Человечеству угрожала опасность, которой оно до сих пор не переживало.

На пути к полному осуществлению планов Гитлера стояла последняя крепость — надежда человечества, Советский Союз, подвергшийся тяжелым испытаниям. Нацистская Германия сосредоточила против него крупнейшую за всю историю войн агрессивную военную силу и военно-промышленный потенциал почти всей Европы.

Советский Союз, его героический народ и армия вынесли на своих плечах главную тяжесть второй мировой войны...

Коммунисты, которые еще до Мюнхена последовательно выступали в защиту республики от фашизма и никогда не признавали мюнхенский диктат, в ходе Сопротивления приносили наибольшие жертвы и, вопреки

13


всем преследованиям и террору, на весь период войны остались главной политически организованной антифашистской силой. Своей борьбой в это роковое для нашего народа время они доказали свой высокий патриотизм. Чешские и словацкие коммунисты вели борьбу за объединение на основе революционной программы всего движения Сопротивления в единый мощный антифашистский поток. Борьбу за национальную свободу они неразрывно связывали с требованиями социального освобождения, стремились к тому, чтобы Чехословакия стала государством, где у власти находятся трудящиеся, которые осуществят глубокие общественные преобразования и сделают опорой своей безопасности союз и дружбу с Советским Союзом.

Из доклада Генерального секретаря ЦК КПЧ Г. Гусака на торжественном заседании в Праге, посвященном 30-летию Победы над фашизмом и 30-летию освобождения Чехословакии, 7 мая 1975 г.


Печат. по арх.

1 — при условии (нем).

2 В декабре 1937 г. министр иностранных дел Франции И. Дель-бос посетил ряд государств Центральной и Восточной Европы, с которыми Франция имела союзные договоры. С 15 по 18 декабря он находился в Праге (см. док. № 5).

3 Имеется в виду выступление Дельбоса 27 октября 1937 г. в Лилле на проходившем там 34-м ежегодном съезде партии радикал-социалистов, где он отметил, что советско-французский союзный договор и другие союзнические обязательства Франции сохраняют свою силу.

Печат. по арх

1 Речь идет о состоявшемся в Германии съезде немцев, живущих?а границей, на котором судетские делегаты выступили с планами присоединения Судетской области к Германии.

21


Крофта

Печат. но арх.

1 В телеграмме миссии ЧСР во Франции в МИД ЧСР от 23 марта 1938 г. за № 33 говорилось, что представители МИД Франции интересуются, как «вел себя СССР в отношении Чехословакии в условиях нынешнего кризиса»,

71


Б


4 25 июля 1938 г. чехословацкое правительство приняло английское предложение о назначении «независимого посредника» в переговорах с представителями судето-немецкой партии (см. док № 84). Таким посредником был назначен лорд Ренсимен

6 Стремясь добиться отмены договоров о взаимопомощи, заключенных ЧСР с Францией и СССР, Галифакс 25 мая 1938 г. предложил английскому правительству идею создания из ЧСР нейтрального государства по типу Швейцарии Тем самым союзнические договоры автоматически прекратили бы свое действие

6 В июле 1938 г в Лондон с секретной миссией приезжал адъютант Гитлера капитан Ф. Видеман 18 июля состоялась его встреча с Галифаксом

7 Беседа между премьер-министром Великобритании H Чембер-леном и германским послом в Лондоне Г Дирксеном состоялась 22 июля 1938 г Чемберлен заявил, что английское правительство готовит планы, которые удовлетворят Германию в случае, если переговоры чехословацкого правительства с судето-немецкой партией о статуте национальных меньшинств окажутся безрезультатными.

Печат. по арх.

ш


1 Беседа состоялась 4 сентября 1938 г. в г. Аш после встречи Ген-лейна с Гитлером в Берхтесгадене. Лидер судетских немцев продолжал настаивать на полном осуществлении карловарской программы.

2 В своем так называемом третьем плане чехословацкое правительство в значительной степени шло навстречу требованиям ген-лейновцев, но делало еще попытку сохранить целостность государства. 2 сентября 1938 г. этот план был официально отвергнут судето-немецкой партиен.

113. Запись беседы заместителя народного комиссара иностранных дел СССР с временным поверенным в делах Франции в СССР

5 сентября 1938 г.

Пайяр сказал, что зашел ко мне после встречи с Фир-лингером. Последний передал ему содержание моих сообщений о заявлении, сделанном наркомом в ответ на вопрос, официально поставленный перед ним Пайяром по поручению Бонне. В передаче Фирлингера имелись пункты, которые Пайяру хотелось бы еще уточнить, дабы внести в понимание ответа наркома полную ясность. Пункты эти следующие:

1. Нарком указывал на желательность, в случае угрозы нападения Германии на Чехословакию, немедленного созыва Совета Лиги наций согласно ст. 11 Устава. Пайяр вспоминает, что он указал наркому на сомнительность единодушного решения Совета по вопросу о признании Германии агрессором. На это нарком возразил, что достаточно было бы положительного решения большинства, чтобы произвести надлежащее воздействие на международное общественное мнение и, быть может, заставить Румынию и Польшу изменить свою нынешнюю позицию в отношении советской помощи Чехословакии. Пайяр спросил, правильно ли он воспроизвел эту часть заявления наркома?

Я ответил, что он совершенно точно изложил сущность ответа, данного ему наркомом по этому вопросу. Я добавил, что и в Париж, и в Прагу мы телеграфно передали как вопрос французского правительства, так и ответное наше заявление. Пайяр выразил по этому поводу свое удовлетворение.

2. Для предупреждения военного конфликта правительство СССР предлагает созыв совещания трех держав— СССР, Франции и Англии. Пайяр хотел бы знать, возможно ли организовать такое совещание в Женеве во время сессии Совета или Ассамблеи Лиги?

192


Я ответил, что это совещание трех держав предлагалось правительством СССР без уточнения места и времени. Мы считаем, что о том и другом легко было бы договориться, если бы имелось принципиальное согласие всех трех держав на организацию упомянутого совещания.

3. По вопросу о конкретных формах помощи Чехословакии в ответе Советского правительства предлагался созыв совещания представителей генштабов Франции, СССР и Чехословакии. Пайяр осведомляется, представляем ли мы себе такое совещание с непременным и единовременным участием представителей всех трех поименованных стран?

Я ответил, что точный смысл нашего ответа именно таков. Я должен сказать, что с трудом мог бы себе объяснить, почему было бы предпочтительнее вместо совещания соответствующих представителей трех стран ограничиться попарными консультациями.

4. Пайяр спросил, какую позицию занял бы СССР, если бы Чехословакия подверглась нападению Польши? Я напомнил Пайяру, что точно такой же вопрос применительно к позиции Франции мы ставили французскому правительству. Мы знаем, что Франция обязана по договору оказывать помощь Чехословакии против любого агрессора. Что касается СССР, то формально условия советско-чехословацкого пакта не обязывают нас к оказанию помощи Чехословакии в случае нападения на нее Польши. Само собой разумеется, что, не принимая на себя формально обязательства такой помощи, СССР вовсе не лишил: себя тем самым права принимать по своему усмотрению то или иное решение, если Польша нападёт на Чехословакию.

Пайяр спросил, кого из глав иностранных миссий в Москве мы осведомили о запросе французского правительства и данном на него ответе.

Я сказал, что такую информацию я дал только Фир-лингеру. Если бы к нам обратился английский посол, я счел бы целесообразным сообщить и ему о вышеупомяну-Тых переговорах. Пайяр полностью с этим согласился. Что касается Румынии и Польши, то он высказался за то, чтобы не посвящать их в это дело,

В. Потемкин

Печат. по арх. Опубл. в сб. «Новые документы из истории Мюнхена». M., I958. с. 73—75.

193


114. Телеграмма министра иностранных дел ЧСР миссиям ЧСР в Великобритании, Франции и СССР

6 сентября 1938 г.

Комитет политических министров на вчерашнем заседании у президента республики принял текст окончательного предложения, которое является ответом на последние возражения судето-немецкой партии '. Правительство делает дальнейшие значительные уступки. В сущности это означает принятие наибольшей части требований, содержащихся в шести карловарских пунктах. Большая часть требований, содержащихся в седьмом пункте, удовлетворена; и в последнем пункте, в вопросе о юридическом лице национальности, мы практически идем навстречу. Таким образом, ни один из карловарских пунктов не остается не затронутым. Проведено настоящее равноправие, принят принцип создания областей с широкими административными полномочиями. Сегодня вечером или завтра утром дело будет передано судето-немецкой партии и наверно будет опубликовано коммюнике с кратким обзором всего его содержания. Все документы, касающиеся дела, вместе с объяснениями получите завтра авиапочтой. Президент республики говорил с де Лакруа и обратил его внимание на далеко идущие уступки, о которых сегодня еще нельзя сказать, не затруднят ли они внутреннее развитие государства и не ослабят ли они его. Однако нажим Англии и Франции был таков, что нельзя было ему противостоять; в интересах Франции и Чехословакии является то, чтобы они внимательно следили за дальнейшим развитием и противостояли возможным опасным последствиям. Поэтому президент республики настойчиво требовал, чтобы сейчас Франция полностью и без компромисса встала на точку зрения Чехословакии, чтобы она прежде всего обратилась в Лондон и защищала там не только Чехословакию, но также и свои интересы в соответствии с нотой, которую Бонне направил в Лондон по вопросу миссии Ренсимена2.

Ясно, что дело не во внутриполитических вопросах, а в борьбе между Берлином и Прагой. В случае, если и сейчас Франция не поймет ситуацию, это будет иметь тяжелые последствия для дальнейшего развития Европы.

Крофта

Печат. по арх. Опубл. в сб. «Новые документы из истории Мюнхена». М„ 1958. с. 76—77.

194


1 5 сентября 1938 г чехословацким правительством был принят так называемый четвертый план решения судето-немецкого вопроса. По существу, он означал принятие требований судето-немецкой партии об автономии, содержавшихся в карловарской программе. Основные положения этого плана стали известны общественности из печати лишь 8 сентября 1938 г

2 30 августа 1938 г министр иностранных дел Франции Ж- Бонне поручил французскому послу в Великобритании Ш Корбену сообщить министру иностранных <дел Великобритании Э Галифаксу, что французское правительство высоко ценит позицию Англии, однако считает, что значение миссии Ренснмена с каждым днем уменьшается.

115. Телеграмма полномочного представителя СССР в ЧСРв НКИД СССР

7 сентября 1938 г

Вызывал к себе Бенеш и сообщил, что Англия и Франция производят бешеный нажим с прямыми угрозами оставить Чехословакию на произвол Гитлера. На угрозу плебисцита Бенеш ответил, что для него плебисцит—это война. Была бурная сцена с Ньютоном, Ренси-меном и французом де Лакруа '. Бенеш считает свои уступки последними и сам высказывает сомнение, уж не зашел ли он слишком далеко. Он еще не знает, удовлетворит ли Англию сделанное, и сомневается, примет ли уступки Генлейн. Утверждает, что уступки еще не нарушают рамки существующей конституции, но сам же подчеркивает, что при уточнении соответствующих законов рамки легко будут нарушены, что приведет к острой борьбе в парламенте, где у правительства тогда не будет большинства. Наибольшую опасность представляет вопрос о разграничении компетенции в области законодательства между общегосударственными и кантональными парламентами. Бенеш сознает, что его уступки повлекут за собой еще большую, чем теперь, гитлеризацию немецких и смешанных районов Чехословакии. Несмотря на все, намерен обороняться и не выпускать из рук армию, жандармерию, финансы и заграничную политику, которая остается без изменений. В случае прямого нападения намерен воевать, для чего вчера и сегодня приняли меры совместно с генеральным штабом. Какие именно, не сказал, за исключением общих замечаний, что в подготовке ударение ставится на этнографически чешской территории, что не обозначает готовности сдать Судетскую область

195


без боя, а скорее наоборот. Просил заверить, что готов на крайние жертвы для сохранения мира, но сейчас это от него уже не зависит. Никакого совместного коммюнике с Генлейном не будет. Бенеш отказался от первоначального намерения и не будет выступать по радио до речи Гитлера. За коалиционную партию он спокоен, но несколько опасается, чтобы масса не потеряла терпение раньше конца нюрнбергского съезда. Считает, что речь Гитлера, что бы он ни сказал, принесет успокоение. Просил передать в ответ на прошлое мое сообщение ему о французских вопросах в Москве по поводу помощи в случае нападения Германии, что Франция приняла практические меры для разработки технических проблем. Бенеш не знает точно, но думает, что Кулондр получил соответствующие инструкции. По поводу применения ст. 11 Статута Лиги наций полагает, что нужно присмотреться к обстановке, которая будет в Женеве, и тогда решить, имеет ли смысл. Крофта получит нужные инструкции.

Александровский

Печат. по арх. Опубл. в сб. «Документы внешней политики СССР», т. XXI. М., 1977, с. 480—481.

1 2 сентября 1938 г. в беседе с президентом ЧСР Э. Бенешем лорд Ренснмен предупредил, что если перед Чехословакией встанет проблема выбора между принятием карловарской программы и войной, то президент не должен питать никаких иллюзий относительно того, какой будет позиция Великобритании. Подобного рода заявления президенту Бенешу в последующие дни были сделаны французским и английским посланниками в Праге.

116. Телеграмма министра иностранных дел ЧСР посланникам ЧСР во Франции и Великобритании

7 сентября 1938 г.

Г-н президент сообщает для вашего сведения.

1. Предложения, с которыми правительство обратилось к судето-немецкой партии, были приняты под непреодолимым нажимом Анг<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.207.11 (0.013 с.)