Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технология переговорного процесса: способы подачи позиции.

Поиск

Интересы участников переговоров всегда связаны с желанием что-либо получить (купить, присоединить, отвоевать) или передать (продать, перевести, реализовать иным путем) с наибольшей для себя выгодой и с сохранением репутации своей фирмы. Позиция каждой из сторон может при этом основываться как на фактических материалах, так и на сиюминутных преимуществах или искусственно выведенных приоритетах.

К серьезным просчетам, которые допускают партнеры, избегая взаимовыгодных вариантов решения и настаивая только на своих решениях, относятся преждевременные суждения о позиции другой стороны; поиск единственного ответа; убеждение в невозможности справедливого «деления пирогами», мнение, что «решение их проблем – их проблема».

Проще всего согласовать различия в интересах сторон, убеждениях, во временных ценностях, в прогнозах и нежелании рисковать. Так, интересы партнеров могут быть альтернативными, например:

 

Одну сторону больше привлекает Другую сторону больше привлекает
Ø Форма Ø Экономические соображения Ø Соображения внутреннего характера Ø Символические соображения Ø Ближайшее будущее Ø Сиюминутные результаты Ø Материальные вещи Ø Прогресс Ø Престиж, репутация Ø Политические моменты Ø Содержание Ø Политические соображения Ø Соображения внешнего характера Ø Практические соображения Ø Отдаленное будущее Ø Отношения Ø Идеология Ø Уважение к традиции Ø Результаты Ø Благосостояние организации

 

1. «Жесткий подход» (позиционный торг) изначально предопределяет излишне твердую позицию участника, изменить которую он готов лишь в самом крайней случае. Цель торга – реализовать позицию своей стороны наиболее полно при минимальных уступках партнеру. Как показывает практика, такой подход редко бывает эффективен. Он создает благоприятную почву для разного рода уловок, задерживающих принятие решения. Распри по поводу занимаемых позиций ведут к напряженности в отношениях сторон, а иногда и к разрыву. Переход от позиционного торга к дружелюбному, «мягкому» ведению переговоров тоже не всегда является выходом из положения.

2. «Мягкий подход» возможен тогда когда партнеры ведут себя «по-джентльменски», когда обсуждение происходит дружелюбно, без споров и конфликтов. Но этот подход не означает «сдачу позиций», бесконечные уступки в ущерб себе. Речь идет лишь о манере, форме, системе действий по достижению предметной цели.

3. Принципиальные переговоры, или переговоры «по существу», предполагают объективную оценку каждой позиции и вынесение согласованного решения, направленного на максимальное удовлетворение интересов сторон во имя общего дела. Их эффективность достигается при условии реализации следующих положений:

Ø Разделите личностные мотивы и деловые интересы.

Ø Сосредоточьтесь на интересах, а не на позициях.

Ø Прежде, чем решить, что делать, выделите круг возможностей.

Ø Настаивайте на том, чтобы результаты были соотнесены с объективными критериями и нормами.

 

Положения, конкретизирующие суть каждого из подходов к проведению переговоров, можно представить в виде таблицы.

Мягкий подход Жесткий подход Принципиальный подход
Участники-друзья Участники-противники Участники вместе решают проблему
Цель – соглашение Цель – победа Цель – разумный результат, достигнутый эффективно и дружелюбно
Делать уступки для культивирования отношений Требовать уступок для продолжения отношений Отделить людей от проблемы
Придерживаться мягкого курса в отношениях с людьми и при решении проблемы Придерживаться жесткого курса в отношениях с людьми и при решении проблемы Придерживаться мягкого курса в отношениях с людьми, стоять на жесткой позиции при решении проблемы
Доверять другим Не доверять другим Продолжать переговоры независимо от степени доверия
Легко менять свою позицию Твердо стоять на своей позиции Сконцентрироваться на интересах, а не на позициях
Делать предложения Угрожать Анализировать интересы
Обнаружить свою подспудную мысль Сбивать с толку в отношении своей подспудной мысли Избегать возникновения подспудной линии
Допускать односторонние потери ради достижения согласия Требовать односторонних дивидендов в качестве платы за соглашение Обдумывать взаимовыгодные варианты
Искать единственный ответ: тот, на который пойдут они Искать единственный ответ: тот, который примете вы Разработать многоплановые варианты выбора решать позже
Настаивать на соглашении Настаивать на своей позиции Настаивать на применении объективных критериев
Пытаться избежать состязания воли Пытаться выиграть в состязании воли Пытаться достичь результатов, руководствуясь критериями, не имеющими отношения к состязанию воли
Поддаваться давлению Применять давление Размышлять и быть открытым для доводов других, уступать доводам, а не давлению

 

Приведенная таблица свидетельствует о продуктивности подхода (метода) принципиальных переговоров.

Пример. После ряда рекламаций на поставленное оборудование фирма-потребитель и фирма-изготовитель решили провести переговоры с целью обсуждения возможности дальнейшего сотрудничества.

Действуя в манере, соответствующей более других сложившейся ситуации, нельзя забывать, что любой деловой диалог должны сопровождать следующие действия:

Ø Расположите к себе партнера (контакт, внимание, эмпатия, учет интересов, готовность выслушать и понять).

Ø Заинтересуйте партнера (представьте выгодные стороны, взаимные интересы, перспективы).

Ø Убедите партнера (логикой, аргументами, убежденностью, обоснованностью).

Ø Воздействуйте на партнера (активностью, искусством красноречия, мотивированностью).

Ø Завоюйте партнера (непоколебимостью доводов, достоверностью фактов, доверительностью тона обсуждения, достижением признания предлагаемых решений).

Возможные способы подачи позиции вытекают из логики соотношения интересов сторон. В процессе переговоров стороны редко воспринимают абсолютно точно объективную ситуацию. Ведя переговоры, каждый участник сознательно или бессознательно акцентирует внимание на тех проблемах, которые он считает первоочередными, и в то же время может умалчивать о других. Выдвигая свои предложения, аргументируя их, стороны соответствующим образом представляют свою позицию, стремясь при этом повлиять на партнеров, на их оценку возможных исходов переговоров. Ведя переговоры, участники могут указывать либо на то, что их объединяет, либо на то, что является различным. Кроме того, члены каждой делегации информируют своих партнеров по тем или иным вопросам собственной позиции, тем самым открывая ее, в то время как другая часть позиций по ряду соображений является закрытой.

Выделяются четыре основных способа подачи позиции, которые могут быть использованы участниками переговоров при их ведении:

Ø открытые позиции;

Ø закрытые позиции;

Ø подчеркивание общности в позициях;

Ø подчеркивание различий в позициях.

Использование способа подачи на конкретном этапе будет составлять тактический шаг.

В каждом выступлении участников переговоров может содержаться как один способ подачи позиции, так и все четыре. Соответственно и выступление может состоять из одного или нескольких тактических шагов. Подчеркивание общности и открытие позиции являются неким аналогом «мягкого», кооперативного поведения, а подчеркивание различий и закрытие позиций – аналогом жесткого, конкурентного типа ведения переговоров. Какую стратегию выбрать подсказывает логика ситуации. Как правило, используется пропорциональное соотношение использования позиций, универсального решения нет.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.241.191 (0.012 с.)