Процедура принятия решений в области обеспечения НБ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Процедура принятия решений в области обеспечения НБ



 

В методологии исследования проблем национальной безопасности особое место среди базисных понятий занимает процедура выработки и принятия решений. Система национальной безопасности функционирует и может постоянно возвращаться в устойчивое состояние благодаря определенным управляющим воздействиям. В этой области специалисты имеют дело со сложными конструкциями, ибо механизм принятия решений касается таких важных проблем, как критическое состояние окружающей среды; неблагоприятное для страны развитие демографических процессов; наличие в мире сверхразрушительных средств вооруженной борьбы; вооруженные конфликты в различных регионах планеты и т. п.

От выработки и реализации продуманных решений государства, органов и средств обеспечения НБ во многом зависит безопасность нации.

Что касается управления организациями и учреждениями, то эти вопросы входят в компетенцию специальной теории организационного управления. В соответствии с этой теорией, поскольку каждая организация является системой, имеющей множество направлений (целей) деятельности, в ее управление входит выбор целей (задач) как видов целеустремленной дея­тельности и управление деятельностью в соответствии с выбранной целью. Любая организационная система состоит из двух подсистем: управляющей (орган управления) и управляемой (объект управления). Эти подсистемы связаны между собой каналами передачи информации прямым каналом и каналом обратной связи. По прямому каналу передаются указания, задачи, планы действий в соответствии с решениями органа управле­ния. По каналу обратной связи снизу поступает информация о степени достижения цели, о состоянии дел и выполнении стоящих задач.

Орган управления имеет возможность получать информацию также из внешних источников, однако он не может располагать полной информацией по объективным причинам: временные задержка в поступлении информации, а также информационные каналы подвержены воздействию активных и пассивных помех.

В процессе принятия решений в области национальной безопасности достоверность информации имеет важное значение, поскольку решения, основанные на ложных предпосылках, всегда чреваты неприятностями.

Искажения информации появляются не всегда преднамеренно. Нужно учитывать и морально-психологические качества работников. Установлено, что люди стремятся узнать те факты, которые подтверждают их мнение, и игнорируют факты, противоречащие их взглядам. В итоге человек воспринимает ту информацию, которую хочет воспринимать, а ту, которую не хочет, сознательно или подсознательно отвергает. Инерция приводит к стремлению одинаково разрешать различные ситуации, осуществлять схожие действия, следовать стандартным формам поведения.

Система управления сверху требует от центра четкого знания возможностей нижестоящих органов управления и налаженно­го поступления от них необходимой информации. В этом случае решения принимаются только наверху, а подчиненные структуры выступают как исполнители, с которыми осуществляется согласование задач и выясняется их готовность к решению этих задач. В то же время исполнители сохраняют значительный простор для проявления собственной инициативы, творчества при выборе путей решения поставленных сверху задач. Но такой подход требует высокого уровня информационно-аналити­ческой деятельности в центральном органе управления.

Принятие решений - один из элементов в общей теории управления. Интересы, трансформирующиеся в цели политики, выносятся институтами на внутреннюю и внешнюю арену, где и формируется внутренняя и внешняя политика и проявляется конфликтность. В случае, когда состояние страны характеризуется нестабильностью политического, экономического, социального и духовного базиса, нечеткостью и противоречивостью интересов различных социальных групп, слоев, течений, проявляется внутренняя конфликтность. В результате этих противоречий возникают реальные угрозы тем или иным интересам, вызывающие напряженность в политике. Причем в силу объективности и неизбежности разнообразия интересов личности, общества и государства возникают противоречия, которые могут явиться источниками потенциальных угроз безопасности.

Принятие решений включает в себя цепочку последовательных действий, организаций, органов и конкретных лиц, которые являются субъектами власти.

Под организациями понимаются общественные структуры, политические партии, общественные движения, любые объединения людей, преследующих конкретные цели в государственной политике. Под органами понимаются структурные подразделения различных ветвей публичной власти, задействованные в процедуре подготовки, выработки и принятия решений в области НБ на регулярной и функциональной основах. К официальным должностным лицам относятся личности, несущие юридическую ответственность за определенные решения.

Возможна и ситуация, при которой официальные институты и должностные лица, на первый взгляд, несущие ответственность за процесс принятия решений, на самом деле лишь марионетки, подвергающиеся манипуляциям. При изучении этого процесса можно ответить на вопрос: кто оказы­вает влияние на процедуру принятия решений или даже в целом контролирует весь процесс в области национальной безопасности, в частности.

В самом общем виде механизм принятия решений в области национальной безопасности можно представить в виде схемы 4.1.

 

Сбор информации и анализ

Схема 4.1. Механизм принятия решений

 

Постановка проблемы требует дать ответ на три вопроса: 1) Каков разрыв между существующим положением и желае­мым результатом? 2) Каковы главные и побочные причины такого разрыва? 3) Каков диапазон возможных решений?

Схема 4.2. Алгоритм процесса принятия решений

 

На первой стадии воспринимается и признается проблема, например, захоронения чужих радиоактивных отходов. Возможна интерпретация и формулирование проблемы, определение критериев успешного решения. Исходя из требований, предъявляемых к управленческим решениям, каждое из них должно иметь ясную цель; быть обоснованным, адресным и выполненным в указанный срок, быть непротиворечивым; правомочными и своевременным.

Схему 4.2. подкрепим определением: «Управленческое решение - это развернутый во времени логи ко-мыслительный, эмоционально-психологический, организа ционно-правовой и социальный процесс, осуществляемый в пределах компетенции субъекта управления, результатом которого является определенным образом зафиксированный проект каких-либо изменений в организации; это социальная норма, вырабатываемая субъектом управления для целенаправленного воздействия на управляемый объект, основной «продукт» … труда руководителей и специалистов, реализующих взаимоувязанные функции управления, документ, содержащий постановку целей, а также указания способов и сроков их осуществления» (Социальное управление: Курс лекций. М., 2000. С. 14.).

Из функций управленческих решений выделяются основные: направляющая; обеспечивающая; организационная; координирующая и стимулирующая.

В области национальной безопасности выделяют 3-и типа решений: фундаментальные решения, принимаемые в наиболее ответственных ситуациях жизни страны конституционным или революционным методом; законодательные, касающиеся системы законодательных актов, они затрагивает статус и права сообщества, новые приемы и процедуры принятия решений в стране; административные, включающие решения административного или юридического характера, относительно групп людей. Они практикуется в области внутренней безопасности.

Общим для всех трех типов решений является то, что они подчинены определенным правилам их принятия. К ним относятся голосование с учетом большинства, единогласное голосование, необходимое число слушаний законопроекта.

Особое место в механизме принятия решений в области НБ отводится анализу результатов реше­ ний. Он требует дать ответ на следующие вопросы: что происходит с решением, когда оно реализуется на практике в жизни? Благоприятное или негативное воздействие оказывает оно, и на какие группы людей? На что влияет принятое решение - на укрепление национальной безопасности страны, или на повышение благосостояния общества и личности?

В соответствии со Стратегией национальной безопасности РФ до 2020 г. формирование и реализацию политики защиты национальных интересов обеспечивают Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание РФ, Правительство России, Совет Безопасности России, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов России.

Президент России является главой государство и отвечает за все. Федеральное Собрание РФ по представлению Президента РФ формирует законодательную базу в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Все участники процесса обеспечения НБ оформляют свои действия в виде соответствующих решений. Круг решений, принимаемых государственными органами, определяется их компетенцией и полномочиями. Решения имеют разную правовую форму в зависимости от органа, принимающего их. Решения Президента РФ оформляются указами и распоряжениями. Решения Правительства РФ - постановлениями и распоряжениями. Все решения, относящиеся к ведению палат Федерального Собрания РФ, принимаются в форме постановлений.

Решениями часто называются акты, принимаемые органами местного самоуправления, общественными объединениями идолжностными лицами. Среди этих решений, как и нормативно-правовых актов, различаются: а) общие федеральные; б) общие субъектов Федерации; в) ведомственные; г) местные, в том числе органов местного самоуправления; д) локальные.

Правовой механизм принятия решений в области национальной безопасности включает все многообразие тех форм, которые присущи правовому регулированию общественных процессов вообще.

Решения Совета Безопасности по тем или иным вопросам в области обеспечения национальной безопасности принимаются на заседании постоянными членами Совета простым большинством голосов их общего количества и вступают в силу после утверждения Председателем Совета Безопасности.

По основополагающим вопросам обеспечения национальной безопасности оформляются Указы Президента Российской Фе­дерации, по организационно-техническим и информационным проблемам обеспечения деятельности Совета Безопасности готовятся распоряжения Президента России.

Подготовка решений Совета Безопасности осуществляется последовательно: министерствами и ведомствами России, органами управления субъектов Федерации; межведомственными комиссиями и аппаратом СБ; членами СБ. Руководители федеральных министерств и ведомств, органов управления на местах обязаны принимать исчерпывающие меры по выполнению решений Совета Безо­пасности РФ в части, их касающейся, оформляя соответствующие распорядительные документы в двухдневный срок после получения решений Совета Безопасности.

В России механизм принятия решений в области национальной безопасности сводится к узкому кругу должностных лиц и органов, облеченных особой властью и полномочиями и это неэффективно.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 337; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.228.40 (0.016 с.)