Совокупная мощь страны как показатель ее возможностей обеспечения национальной безопасности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Совокупная мощь страны как показатель ее возможностей обеспечения национальной безопасности



Основным субъектом обеспечения безопасности России является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Разработка мер обеспечения национальной безопасности должна начинаться с обоснования альтернативных сценариев, представляющих возможные варианты будущего.

Основные различия альтернативных сценариев заключаются в неодинаковых пропорциях распределения экономических, информационных, людских ресурсов между видами НБ. Аппаратом взвешивания и объективного оценивания должны выступать комплексные модели и экспертные системы, эталонирование которых должны осуществлять экспертно-аналитические группы в составе как специалистов в этой области плюс представители высших должностных лиц страны.

Страна обеспечивает национальную безопасность всей своей совокупной мощью, которая определяется ее геополитическим положением, морально-политическим состоянием населения, уровнем развития экономики, природными ресурсами и состоянием военной мощи. Поэтому чем сильнее страна, тем надежнее обеспечивается национальная безопасность. Как же оценить эту мощь и силу, от которой прямо зависит национальная безопасность?

В ХХ веке и ранее, когда основной целью государства было обеспечение военного паритета с противостоящим лагерем и достиже­ние военного могущества, на практике все сводилось к оценке соотношения вооруженных сил государств.

В учебниках по военным дисциплинам соотношение сил и средств считается объективным показателем боевой мощи противоборствующих сторон, который позволяет определить степень превосходства одной из них над другой. Отмечается, что правильный подсчет соотношения сил и средств и его оценка способствуют принятию обоснованных решений, своевременному созданию и поддержанию необходимого превосходства над противником на избранных направлениях. На практике соотношение сил и средств определяется сопоставлением количественных характеристик частей, соединений, вооружения своих войск и противника.

Однако это упрощенчество не учитывает духовного фактора. В XXI веке все более широко применяется системный подход к оценке сил и мощи страны, и ее государства. Так в мире широко распространено понятие «потенциал как совокупность матери альных и духовных сил страны и возможность их мобилизации для достижения целей войны». На этой основе определим совокупный потенциал страны как совокупность материальных и духовных сил страны и возможность их реализации для надежного обеспечения национальной безопасности.

Этот потенциал может быть реализован только при напряжении всех ресурсов страны в условиях войны, или же в предвоенной ситуации. В обычных условиях мирного времени такого уровня напряжения не бывает, поэтому реализуется лишь часть этого потенциала. В государственных бюджетах стран доля материальных ресурсов, направляемых на эти цели, отражается в разделе «национальная безопасность». Такая практика введена и у нас - статья «национальная оборона». В различных странах эта доля разная: в США – 4-5% ВВП, в Западной Европе - в среднем 1,5-2% ВВП, в Японии, в соответствии с ее конституцией, не более 1% ВВП.

Во Второй мировой войне в СССР максимальная величина совокупного потенциала страны достигла 55% ВВП, и это было максимумом возможного. В период корейской войны США мобилизовали 13% ВВП, вьетнамской - 9% ВВП, в ходе операций в Персидском заливе и в Югославии мобилизация США была лишь частичной по отдельным, наиболее дефицитным видам вооружения и специалистов.

Часть материальных и духовных сил страны, направляемая в данный момент на обеспече­ние национальной безопасности, называется совокупной мощью.

Понятия «потенциал» и «мощь» по своему содержанию не идентичны, поскольку они соответствуют философским категориям действительности и возможности. Как действительность представляет собой реализацию существующих потенций бытия и практики как его социальной формы, так и мощь есть степень реализации потенциала при данных условиях.

В США в качестве аналогичной категории используется понятие «национальная мощь». К примеру, прези дент США Б.Клинтон в «Стратегии национальной безопасности США в XXI веке», опубликованной в 1997 г., употребляет это понятие для обозначения всей совокупности материальных и моральных ресурсов нации, имеющих значение для интересов внешней политики страны, для расширения ее влияния и при­сутствия в мире с тем, чтобы получить в результате экономиче­скую и политическую выгоду. В этом документе подчер­кивается, что все без исключения элементы национальной мо­ щи страны должны быть эффективно использованы для прод вижения национальных интересов США в мире (A National Security Strategy for a New Century. Washington, 1997. P. 1-19).

Проблема комплексной оценки совокупной мощи государства необходима для обеспечения сравнительного анализа и выявления специфических особенностей отдельных стран – наших возможных врагов и союзников.

Для описания и получения комплексной и обоснованной оценки совокупной мощи государства необходим опреде­ленный ряд показателей, характеризующих всю сложность и многоаспектность ее структуры. Набор взаимосвязанных пока­зателей, дающих всестороннюю характеристику отображаемого объекта в аспекте определенной задачи, представляет собой систему показателей. В ней должна достигаться взаимная увязка и сопоставимость показателей по объему понятия и методологии измерения.

При формировании системы показателей их число может разрастись до чрезвычайно больших масштабов, что сделает затруднительным и длительным процесс расчетных операций. Однако решение этой проблемы может быть упрощено, если из множества возможных показателей экспертно отобрать строго определенное количество наиболее представительных показателей.

В качестве одного из возможных вариантов решения проблемы может быть исчислен интегральный показатель совокупной мощи страны – «Мг».

Исходную систему показателей составляют три группы показателей, характеризующих в соответствии с определением понятия совокупной мощи страны: 1) силу государства, 2) силу общества и 3) силу вооруженных сил.

Практика расчетов интегральных показателей свидетельствует, что рациональной является система из 18-20 исходных показателей. При таком количестве система устойчива и добавление дополнительных показателей не меняет общего тренда интегрального показателя, тогда как при мень­шем количестве интегральный показатель чувствителен к дополнительным исходным показателям. Таким обра­зом, в каждой из трех указанных групп достаточно иметь по 5-7 показателей.

Материальная сила государства мо­жет быть выражена набором показателей: во-первых, характери­зующих всю совокупность имеющихся в наличии материальных и людских ресурсов и, во-вторых, определяющих уровень их ре­ализации, зависящий от характера общественного разделения труда, размещения производительных сил, внешнеэкономичес­ких связей и других факторов, обусловливающих вовлечение ре­сурсов в реальный экономический процесс и их использование.

К таким показателям в России относят: 1) валовой внутренний продукт (руб.); 2) территория (км2); 3) население (человек); 4) расходы по государственному бюджету (руб.); 5) доля обрабатывающей промышленности в общем произ­водстве (%); 6) численность занятых в обрабатывающей промышлен­ности (человек).

Наиболее общими показателями, характеризующими на оп­ределенный момент в стоимостной форме экономические возможности государства, следует считать национальное богатство и валовой внутренний продукт (ВВП).

Национальное богатство представляет собой сумму накопленного обществом овеществленного труда, т. е. совокупность наличных материальных объектов и продуктов, созданных тру­дом человека. Национальное богатство характеризует имеющи­еся в наличии материальные ресурсы. В его состав входят основ­ные производственные и непроизводственные фонды страны, оборотные фонды и природные ресурсы, вовлеченные в произ­водство.

Величина валового внутреннего продукта характеризует с той или иной степенью объективности именно реальное состояние экономики, т. е. это категория действительности. Поэтому ВВП характеризует экономическую мощь государства, тогда как национальное богат­ство в большей мере характеризует экономический потенциал. Для более строгой характеристики экономического состояния требуется в принципе такой показатель, который отражал бы имеющиеся в стране экономические возможности и не зависел бы от текущих факторов.

Американскими экономистами в качестве такого показателя предложено понятие потенциального ВВП, под которым понимается стоимость товаров и услуг, которые могли бы быть произведены при существующей технологии в условиях высокоэффективного использования всех факторов производства. Вели­чина потенциального ВВП регулярно рассчитывается в США. Однако сравнительный анализ динамики изменения реального и потенциального ВВП США за ряд лет показывает, что разни­ца между этими величинами составляет в среднем за год менее 3%.

Величина ВВП является достаточной мерой того, что общество получает в свое распоряжение, чем оно действительно располагает для удовлетворения своих потребностей, в том числе военных.

Однозначной зависимости между численностью вооруженн ых сил и других войск в системе обеспечения национальной безопасности и площадью территории, а также численностью населения страны не прослеживается. Так, в 2001 г. в Канаде на 1 тыс. км2 территории приходилось 6 тыс., США - 23 тыс., в Израиле - 10 тыс. человек. Относительно населения страны различие в численности во­оруженных сил составляет до 40 раз. В Индии численность во­оруженных сил составляет 0,15% от общего числа населения, а в Израиле - 3,3%. Наибольшая милитаризация населения наблю­дается в Ираке, Сирии, Северной Корее, Израиле и Греции, наименьшая - в Индии, Канаде, Китае и Японии.

Если ориентироваться на средний планетарный уровень зависимости численности вооруженных сил от численности населения, то Во оруженные силы России должны иметь 1,4 млн. человек, на американский показатель - 1,2 млн. человек, на среднеевропейский – 0,8 млн. человек. Имеют примерно 1 млн. человек. Но добавим сюда примерно 400 тысяч бойцов Внутренних войск МВД РФ и 0,5 мил. гражданских лиц, непосредственно обеспечивающих деятельность ВС.

Материальная сила общества может быть выражена набором показателей: 1) численность трудоспособного населения (человек); 2) средняя ожидаемая продолжительность жизни населения (лет); 3) коэффициент рождаемости (человек/тыс. населения); 4) расходы на науку (руб.); 5) число студентов вузов (человек); 6) расходы на здравоохранение (руб.); 7) степень социального неравенства - индекс Джинни (соотношение в % 10% самых богатых и бедных).

Материальная сила вооруженных сил может характеризо ваться показателями: 1) наличием и мощью оружия массового уничтожения, в 1-ю очередь термоядерного; 2) общая численность вооруженных сил; 3) расходы госбюджета на национальную оборону (руб.); 4) расходы на военные НИОКР (руб.); 5) наличие в боевом составе оружия 6-го поколения: современных боевых самолетов и вертолетов (ед.), танков (ед.), боевых кораблей (ед.), ракетного и артиллерийского вооружения (например калибром более 81 мм. (ед.); 6) экспорт вооружения и военной техники (руб.): 7) статус военнослужащего в стране, характер строительства ВС (призывная, учитывая форму призыва, профессиональная).

Духовные силы государства, общества и вооруженных сил отражаются в зрелости самосознания и морального состояния народа и являются важным фактором достижения социальных, экономических, политических и военных целей. Этот фактор как бы пронизывает все три элемента совокупной мощи страны, оказывая существенное влияние на темпы развития и эффективность использования материальной силы и государства, и общества, и вооруженных сил. Он оп ределяет способность нации и ее вооруженных сил обеспечить в конкретных социально-политических условиях поддержание духовных сил на уровне, необходимом для достижения поставленных целей. Его можно представить в виде повышающего или понижающего коэффициента.

Для того чтобы рассчитать интегральный показатель совокуп­ной мощи страны, требуются специальные методические приемы, поскольку выполнять даже простейшие арифме­тические операции с разноплановыми абсолютными величинами невозможно. Поэтому необходимо осуществить переход к относительным показателям в виде абстрактных математических единиц. Единой методики в планетарном масштабе нет, поэтому в каждой стране возможна своя методика.

При сравнительном анализе возможностей обеспечения НБ ряда государств по указанным 20 показателям определяется удельный вес каждого государства в общей сумме значений того или иного показателя по всей группе анализируемых стран. Интегральный показатель совокупной мощи государства «Мг» представляет собой средневзвешенное значение всех 20 пара­метров в условных единицах.

Такой подход обеспечивает достаточную объективность при решении проблемы сравнительной оценки совокупной мощи различных стран.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 716; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.103.8 (0.014 с.)