Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Совокупная мощь страны как показатель ее возможностей обеспечения национальной безопасности
Основным субъектом обеспечения безопасности России является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Разработка мер обеспечения национальной безопасности должна начинаться с обоснования альтернативных сценариев, представляющих возможные варианты будущего. Основные различия альтернативных сценариев заключаются в неодинаковых пропорциях распределения экономических, информационных, людских ресурсов между видами НБ. Аппаратом взвешивания и объективного оценивания должны выступать комплексные модели и экспертные системы, эталонирование которых должны осуществлять экспертно-аналитические группы в составе как специалистов в этой области плюс представители высших должностных лиц страны. Страна обеспечивает национальную безопасность всей своей совокупной мощью, которая определяется ее геополитическим положением, морально-политическим состоянием населения, уровнем развития экономики, природными ресурсами и состоянием военной мощи. Поэтому чем сильнее страна, тем надежнее обеспечивается национальная безопасность. Как же оценить эту мощь и силу, от которой прямо зависит национальная безопасность? В ХХ веке и ранее, когда основной целью государства было обеспечение военного паритета с противостоящим лагерем и достижение военного могущества, на практике все сводилось к оценке соотношения вооруженных сил государств. В учебниках по военным дисциплинам соотношение сил и средств считается объективным показателем боевой мощи противоборствующих сторон, который позволяет определить степень превосходства одной из них над другой. Отмечается, что правильный подсчет соотношения сил и средств и его оценка способствуют принятию обоснованных решений, своевременному созданию и поддержанию необходимого превосходства над противником на избранных направлениях. На практике соотношение сил и средств определяется сопоставлением количественных характеристик частей, соединений, вооружения своих войск и противника. Однако это упрощенчество не учитывает духовного фактора. В XXI веке все более широко применяется системный подход к оценке сил и мощи страны, и ее государства. Так в мире широко распространено понятие «потенциал как совокупность матери альных и духовных сил страны и возможность их мобилизации для достижения целей войны». На этой основе определим совокупный потенциал страны как совокупность материальных и духовных сил страны и возможность их реализации для надежного обеспечения национальной безопасности.
Этот потенциал может быть реализован только при напряжении всех ресурсов страны в условиях войны, или же в предвоенной ситуации. В обычных условиях мирного времени такого уровня напряжения не бывает, поэтому реализуется лишь часть этого потенциала. В государственных бюджетах стран доля материальных ресурсов, направляемых на эти цели, отражается в разделе «национальная безопасность». Такая практика введена и у нас - статья «национальная оборона». В различных странах эта доля разная: в США – 4-5% ВВП, в Западной Европе - в среднем 1,5-2% ВВП, в Японии, в соответствии с ее конституцией, не более 1% ВВП. Во Второй мировой войне в СССР максимальная величина совокупного потенциала страны достигла 55% ВВП, и это было максимумом возможного. В период корейской войны США мобилизовали 13% ВВП, вьетнамской - 9% ВВП, в ходе операций в Персидском заливе и в Югославии мобилизация США была лишь частичной по отдельным, наиболее дефицитным видам вооружения и специалистов. Часть материальных и духовных сил страны, направляемая в данный момент на обеспечение национальной безопасности, называется совокупной мощью. Понятия «потенциал» и «мощь» по своему содержанию не идентичны, поскольку они соответствуют философским категориям действительности и возможности. Как действительность представляет собой реализацию существующих потенций бытия и практики как его социальной формы, так и мощь есть степень реализации потенциала при данных условиях. В США в качестве аналогичной категории используется понятие «национальная мощь». К примеру, прези дент США Б.Клинтон в «Стратегии национальной безопасности США в XXI веке», опубликованной в 1997 г., употребляет это понятие для обозначения всей совокупности материальных и моральных ресурсов нации, имеющих значение для интересов внешней политики страны, для расширения ее влияния и присутствия в мире с тем, чтобы получить в результате экономическую и политическую выгоду. В этом документе подчеркивается, что все без исключения элементы национальной мо щи страны должны быть эффективно использованы для прод вижения национальных интересов США в мире (A National Security Strategy for a New Century. Washington, 1997. P. 1-19).
Проблема комплексной оценки совокупной мощи государства необходима для обеспечения сравнительного анализа и выявления специфических особенностей отдельных стран – наших возможных врагов и союзников. Для описания и получения комплексной и обоснованной оценки совокупной мощи государства необходим определенный ряд показателей, характеризующих всю сложность и многоаспектность ее структуры. Набор взаимосвязанных показателей, дающих всестороннюю характеристику отображаемого объекта в аспекте определенной задачи, представляет собой систему показателей. В ней должна достигаться взаимная увязка и сопоставимость показателей по объему понятия и методологии измерения. При формировании системы показателей их число может разрастись до чрезвычайно больших масштабов, что сделает затруднительным и длительным процесс расчетных операций. Однако решение этой проблемы может быть упрощено, если из множества возможных показателей экспертно отобрать строго определенное количество наиболее представительных показателей. В качестве одного из возможных вариантов решения проблемы может быть исчислен интегральный показатель совокупной мощи страны – «Мг». Исходную систему показателей составляют три группы показателей, характеризующих в соответствии с определением понятия совокупной мощи страны: 1) силу государства, 2) силу общества и 3) силу вооруженных сил. Практика расчетов интегральных показателей свидетельствует, что рациональной является система из 18-20 исходных показателей. При таком количестве система устойчива и добавление дополнительных показателей не меняет общего тренда интегрального показателя, тогда как при меньшем количестве интегральный показатель чувствителен к дополнительным исходным показателям. Таким образом, в каждой из трех указанных групп достаточно иметь по 5-7 показателей. Материальная сила государства может быть выражена набором показателей: во-первых, характеризующих всю совокупность имеющихся в наличии материальных и людских ресурсов и, во-вторых, определяющих уровень их реализации, зависящий от характера общественного разделения труда, размещения производительных сил, внешнеэкономических связей и других факторов, обусловливающих вовлечение ресурсов в реальный экономический процесс и их использование. К таким показателям в России относят: 1) валовой внутренний продукт (руб.); 2) территория (км2); 3) население (человек); 4) расходы по государственному бюджету (руб.); 5) доля обрабатывающей промышленности в общем производстве (%); 6) численность занятых в обрабатывающей промышленности (человек). Наиболее общими показателями, характеризующими на определенный момент в стоимостной форме экономические возможности государства, следует считать национальное богатство и валовой внутренний продукт (ВВП).
Национальное богатство представляет собой сумму накопленного обществом овеществленного труда, т. е. совокупность наличных материальных объектов и продуктов, созданных трудом человека. Национальное богатство характеризует имеющиеся в наличии материальные ресурсы. В его состав входят основные производственные и непроизводственные фонды страны, оборотные фонды и природные ресурсы, вовлеченные в производство. Величина валового внутреннего продукта характеризует с той или иной степенью объективности именно реальное состояние экономики, т. е. это категория действительности. Поэтому ВВП характеризует экономическую мощь государства, тогда как национальное богатство в большей мере характеризует экономический потенциал. Для более строгой характеристики экономического состояния требуется в принципе такой показатель, который отражал бы имеющиеся в стране экономические возможности и не зависел бы от текущих факторов. Американскими экономистами в качестве такого показателя предложено понятие потенциального ВВП, под которым понимается стоимость товаров и услуг, которые могли бы быть произведены при существующей технологии в условиях высокоэффективного использования всех факторов производства. Величина потенциального ВВП регулярно рассчитывается в США. Однако сравнительный анализ динамики изменения реального и потенциального ВВП США за ряд лет показывает, что разница между этими величинами составляет в среднем за год менее 3%. Величина ВВП является достаточной мерой того, что общество получает в свое распоряжение, чем оно действительно располагает для удовлетворения своих потребностей, в том числе военных. Однозначной зависимости между численностью вооруженн ых сил и других войск в системе обеспечения национальной безопасности и площадью территории, а также численностью населения страны не прослеживается. Так, в 2001 г. в Канаде на 1 тыс. км2 территории приходилось 6 тыс., США - 23 тыс., в Израиле - 10 тыс. человек. Относительно населения страны различие в численности вооруженных сил составляет до 40 раз. В Индии численность вооруженных сил составляет 0,15% от общего числа населения, а в Израиле - 3,3%. Наибольшая милитаризация населения наблюдается в Ираке, Сирии, Северной Корее, Израиле и Греции, наименьшая - в Индии, Канаде, Китае и Японии. Если ориентироваться на средний планетарный уровень зависимости численности вооруженных сил от численности населения, то Во оруженные силы России должны иметь 1,4 млн. человек, на американский показатель - 1,2 млн. человек, на среднеевропейский – 0,8 млн. человек. Имеют примерно 1 млн. человек. Но добавим сюда примерно 400 тысяч бойцов Внутренних войск МВД РФ и 0,5 мил. гражданских лиц, непосредственно обеспечивающих деятельность ВС.
Материальная сила общества может быть выражена набором показателей: 1) численность трудоспособного населения (человек); 2) средняя ожидаемая продолжительность жизни населения (лет); 3) коэффициент рождаемости (человек/тыс. населения); 4) расходы на науку (руб.); 5) число студентов вузов (человек); 6) расходы на здравоохранение (руб.); 7) степень социального неравенства - индекс Джинни (соотношение в % 10% самых богатых и бедных). Материальная сила вооруженных сил может характеризо ваться показателями: 1) наличием и мощью оружия массового уничтожения, в 1-ю очередь термоядерного; 2) общая численность вооруженных сил; 3) расходы госбюджета на национальную оборону (руб.); 4) расходы на военные НИОКР (руб.); 5) наличие в боевом составе оружия 6-го поколения: современных боевых самолетов и вертолетов (ед.), танков (ед.), боевых кораблей (ед.), ракетного и артиллерийского вооружения (например калибром более 81 мм. (ед.); 6) экспорт вооружения и военной техники (руб.): 7) статус военнослужащего в стране, характер строительства ВС (призывная, учитывая форму призыва, профессиональная). Духовные силы государства, общества и вооруженных сил отражаются в зрелости самосознания и морального состояния народа и являются важным фактором достижения социальных, экономических, политических и военных целей. Этот фактор как бы пронизывает все три элемента совокупной мощи страны, оказывая существенное влияние на темпы развития и эффективность использования материальной силы и государства, и общества, и вооруженных сил. Он оп ределяет способность нации и ее вооруженных сил обеспечить в конкретных социально-политических условиях поддержание духовных сил на уровне, необходимом для достижения поставленных целей. Его можно представить в виде повышающего или понижающего коэффициента. Для того чтобы рассчитать интегральный показатель совокупной мощи страны, требуются специальные методические приемы, поскольку выполнять даже простейшие арифметические операции с разноплановыми абсолютными величинами невозможно. Поэтому необходимо осуществить переход к относительным показателям в виде абстрактных математических единиц. Единой методики в планетарном масштабе нет, поэтому в каждой стране возможна своя методика. При сравнительном анализе возможностей обеспечения НБ ряда государств по указанным 20 показателям определяется удельный вес каждого государства в общей сумме значений того или иного показателя по всей группе анализируемых стран. Интегральный показатель совокупной мощи государства «Мг» представляет собой средневзвешенное значение всех 20 параметров в условных единицах. Такой подход обеспечивает достаточную объективность при решении проблемы сравнительной оценки совокупной мощи различных стран.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 716; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.103.8 (0.014 с.) |