Методология и методика оценок уровня национальной безопасности и социального развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методология и методика оценок уровня национальной безопасности и социального развития



 

Жизненно важные интересы нации находят свое отражение в политике страны в различных конкретных сферах жизнедеятельности. Политика определяет цели деятельности по реализации этих интересов, а вытекающая из этой политики стратегия определяет практику их реа­лизации, достижения поставленных целей.

Однако на практике поставленные цели не достигаются в полной мере из-за изменения различных факторов внешней и внутренней среды, из-за противодействия, порождаемого угрозами безопасности, которые и возникают только в процессе реализации социальных интересов. Поэтому уровень защищенности интересов в процессе их реализации определяет степень достижения поставленных целей и в конечном итоге эффективность управления в целом. В этом и проявляется роль функции безопасности в общественном развитии, что позволяет считать обеспечение безопасности залогом человеческого развития.

При этом возникает задача разработки методов измерения уровня национальной безопасности. Это необходимо для решения задачи создания механизма заблаговременного обнаружения и раннего предупреждения угроз безопасности.

Сейчас применяются два основных направления решения этой задачи в нашей стране. Ряд специалистов предлагает определять пороговые значения набора социально-экономических показателей. Другая группа специалистов для оценки уровня национальной безопасности и отдельных ее видов разрабатывает методы оценки степени опасности угроз безопасности. Желательно сформировать набор измеряемых показателей по каждой угрозе безопасности и регулярно осуществлять мониторинг состояния окружающей среды по этим показателям. На основе репрезентативной выборки полученных данных и анализа информации создасться возможность количественно оценить уровень угрозы и степень ее воздействия на состояние безопасности.

Нам обоснованным представляется метод определения уровня защищенности жизненно важных инте ресов от угроз.

Решение этой задачи представляет собой ступенчатый процесс.

Алгоритм решения этой задачи в самом общем виде ( схема 4.3. ) выражает последовательность операций и взаимосвязанных расчетов. При этом выделяются три блока расчетных операций: 1 - блок жизненно важных интересов; 2 - блок угроз жизненно важным интере­сам; 3 - блок рисков безопасности.

Блок жизненно важных интересов

Блок угроз жизненно важным интересам


Блок рисков безопасности

Схема 4.3. Алгоритм решения задачи оценки уровня национальной безопасности и ее видов

 

Важнейшей исходной базой для оценки уровня национальной безопасности является разработка системы количественных показателей, отражающих содержание конкретного жизненно важного интереса личности, общества, государства. В России подобной системы показателей пока нет.

Однако без отражения интересов в конкретных количественно-качественных показателях невозможно перейти к государственному управлению через интересы. Без этого нельзя измерить безопасность и осуществлять оптимальное управление безопасностью, ориентированное на предупреждение воздействия угроз.

Простой перечень интересов сам по себе не может лечь в основу политики и останется декларацией, если не наполнить каждый интерес кон­кретным содержанием. Необходимо сформировать структуру жизненно важных интересов - систему показателей, совокупность которых выражает содержательную сторону интереса. По мере увеличения числа показателей в системе повышается точность отражения содержания интереса, достаточной для практических нужд представляется система из 15-20 показателей в денежной или не денежной форме по каждому интересу. Например, к жиз ненно важным интересам личности отнесем: 1) высокий уровень жизни; 2) высокое качество жизни; 3) гарантированность прав и свобод.

Предложенная в таблице 1 структура жизненно важных интересов личности представляет собой один из возможных вариантов решения этой проблемы.

Таблица 1. Структура жизненно важных интересов личности

Жизненно важный интерес

Уровень жизни Качество жизни Гарантированность прав и свобод Социальная справедливость Стабильность жизнедеятельности
Доход на 1 чел. Расход на 1 чел. Средний уровень реальной зар/ платы Доля расходов на питание Среднее количество дней оплачиваемого отпуска Продолжительность рабочей недели Доля пенсионеров в населении Чистая миграция (прибыло - убыло) Доля доходов, направленных на сбережение Величина официального прожиточного минимума Доля оплаты жилья в доходах семьи Общая жилая площадь на душу населения Количество легковых автомобилей на 1000 чел. Количество граждан, совершивших турпоездки за границу на 1000 чел. Количество музеев на 10000 человек Среднее количество свободного времени в неделю Количество больничных коек на 1000 чел. Доля расходов на образование/ науку в расходной части бюджета Средняя продолжительность жизни Уровень рождаемости Количество детских садов на 1000 человек Доля газифицированных жилых домов Доля безработных в трудоспособном населении Доля бездомных людей Число обращений с жалобами к Президенту РФ Число обращений в Прокуратуру РФ о нарушении их прав Число постановлений судов об отмене противозаконных решений органов исполн. власти Число обращений граждан в Верховный Суд РФ о нарушении их прав Число обращений граждан РФ в Международный суд в Страсбурге Разница в доходах богатых и бедных (коэффиц. Джинни) Разница в доходах на душу населения по регионам страны Разница в зарплате мужчин и женщин Число не обучающихся лиц школьного возраста Доля женщин в парламенте/ в государственном управлении Доля женщин в численности безработных Разница в оплате труда по сферам деятельности Доля работающих пенсионеров в их общем количестве Количество совершенных преступлений на 10 000 человек Количество транспортных происшествий на 100000 чел. Количество ЧС природного характера и численность пострадавших от них Доля занятых, получивших профессиональные заболевания/ производственные травмы Доля детской преступности в общем количестве преступлений Уровень смертности Уровень детской смертности Доля больных людей в общем количестве населения Доля заключенных в населении Соотношение разводов и браков

 

 

Специалистами ООН предложен показатель «индекс человеческого развития» (ИЧР). Он представляет собой интегральный показатель, обобщающий три исходных показателя, характеризующих развитие человека - долголетие, образованность и уровень жизни.

Долголетие измеряется ожидаемой продолжительностью жизни, образованность - комбинацией грамотности взрослых и среднего количества лет обучения. Уровень жизни определяется объемом реального Валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения с поправкой на местную стоимость жизни - Паритет покупательной способности (ППС).

Важной особенностью ИЧР является то, что, в отличие от ВВП, он позволил выйти за рамки чисто стоимостных значе­ний, объединить показатели, измеряемые в различных едини­цах, и выработать для них единую меру измерения. По методологии расчета ИЧР каждый исходный показатель входит в него не в абсолютных значениях, а в виде относительного индекса, характеризующего место конкретной величины данного показателя в шкале между минимальным, принимаемым за «0», и максимальным, принимаемым за «1», его значениями.

Так, при расчете ожидаемой продолжительности жизни за минимум принято 25 лет («0»), за максимум- 85 лет («1»). Тогда для страны или региона с фактической ожидаемой продолжительностью жизни в 55 лет ее индекс составит 0,5.

Уровень образованности рассчитывается как среднеарифметическое значение двух показателей: грамотности взрослых в пределах от 0 до 100% (всеобщая грамотность) с весом в 2/3 и средней продолжительности учебы от 0 до 15 лет, принимаемой за максимум, с весом в 1/3.

Для расчетов индекса уровня жизни приняты за минимум 200 долл. США («0»), а за максимум - 40 тыс. долл. США («1»). Для учета влияния на величину ИЧР резкого неравенства в уровне материального благополучия в различных странах или регионах в расчет данного индекса введены некоторые коэффи­циенты эластичности по прогрессивной шкале. Если величина реального ВВП на душу населения с поправкой на ППС превышает среднемировой уровень, то величина этого коэффициента уменьшается, так как считается, что дальнейшее увеличение дохода на душу населения рассматривается как излишество.

В результате считается, что страны с ИЧР ниже 0,5 имеют низкий уровень, страны с ИЧР в диапазоне 0,5-0,8 - средний уровень, а страны с ИЧР свыше 0,8 - высокий уровень человеческого развития. Начиная с 1990 г., ООН ежегодно проводит расчеты ИЧР для различных стран. Показатель ИЧР позволяет проводить более наглядные и доказательные сравнения уровня развития между различными странами, в том числе и в динамике. Так, расчеты в ретроспективе свидетельствуют, что уровень человеческого развития Южной Кореи в 2005 г., например, аналогичен уровню развития Великобритании 20-летней давности.

Сравнение показателей ВВП и ИЧР подтвердило высокую степень корреляции между ними, т. е. более богатые страны с большим ВВП, естественно, имели и большее значение ИЧР. Однако во многих случаях эта взаимосвязь не прослеживается. Более того, за исследованный период ни у одной страны величина ИЧР не уменьшилась, в то время как объем ВВП в ряде стран в этот период периодически снижался. Иными словами, показатель ИЧР более устойчив в оценке состояния и тенденций развития человека и общества.

Несмотря на сравнительно небольшой срок практического использования показателя ИЧР, он оказал заметное влияние на процесс принятия решений в области человеческого развития во многих странах.

Важной особенностью всех этих индикаторов является то, что они, будучи выраженными в индексной форме, позволяют измерить все виды социальной деятельности общества и даже те, для которых трудно или вообще невозможно найти общую единицу измерения.

После завершения формирования структуры жизненно важных интересов необходимо провести мониторинг и, собрав всю информацию, количественно выразить все показатели по каждому интересу. Полученные данные, отражая текущее состояние окружающей среды, позволят более объек­тивно оценить достигнутый уровень развития человека и обще­ства. Но эти данные не выражают количественную суть интере­сов, они являются только исходной информационной базой для выработки количественной оценки всей совокупности жизненно важных интересов.

Количественная оценка интересов - научно обоснованная перспективная величина каждого показателя в параметрической структуре интересов, которую необходимо достичь в процессе будущей практической деятельности нации. Только при таком осознании людьми сущности и содержания интересов они становятся движущей силой развития и основной причиной социальной активности людей.

В качестве таких значений по результатам сравнительного анализа и после широкого обсуждения с конкретными людьми и общественными организациями следует выбирать абсолютно реальные, уже фактически реализованные показатели, достигнутые в странах Европы и в ряде регионов России.

Такими ориентирами могут быть: 1) наилучшие результаты среди регионов России; 2) средние европейские значения отобранных показателей; 3) среднемировые значения этих показателей; 4) наилучшие их значения в странах Европы; 5) наилучшие их значения в мире.

Формирование матрицы таких показателей наполнит на всех уровнях живым, конкретным содержанием всю систему жиз­ненно важных интересов личности, общества и государства, раскроет перед людьми и обществом фактические цели их дея­тельности. Когда же эти показатели будут положены в основу государственной политики и люди осознают, что их личные ин­тересы совпадают с государственными, они сделают все возможное для скорейшего достижения этих целей.

За рубежом такой подход осуществлен в практике государственного индикативного планирования, широко распространившегося под влиянием успехов Советского Союза в послевоенный период во многих странах. В качестве целей этих планов социально-экономического развития чаще всего выдвигались многие ориентиры, характеризующие жизненно важные интересы личности и общества. Особенно показатель­ным в этом отношении является японский «План удвоения на­ционального дохода на 1961 - 1970 гг.», в ходе выполнения которого темпы развития японской экономики были не ниже советских темпов развития в 30-е гг., и в результате Япония одним рывком уже в 1968 г. обогнала США по основному показателю уровня жизни народа - величине национального дохода на душу населения. А в 80-е гг. ХХ века в Японии один из пятилетних планов социально-экономического развития был посвящен решению задач повышения качества жизни.

После завершения процедуры количественной оценки жиз ненно важных интересов следующим этапом является выявле ние угроз безопасности и привязка их к конкретным интересам. Практика показывает, что одна и та же угроза безопасности может представлять опасность одновременно для нескольких интересов.

По завершении распределения всей совокупности угроз безопасности по интересам можно переходить к оценке уровня за­щищенности этих интересов от угроз. Поскольку процесс реализации интересов подвержен воздействию множества самых разнообразных факторов, то все возможные методы этой оценки неизбежно должны иметь вероятностный характер. Такой характер в значительной степени объясняется неопределенностью и нелинейностью изменений окружающего мира в ходе общественного развития. В этой связи наиболее приемлемым направле­нием решения данной задачи представляется использование методов теории управления рисками.

Применительно к поставленной задаче риск - это возможность отклонения фактических результатов деятельности от ожидаемых значений. Причины, порождающие эти отклонения, могут иметь самую различную природу. Отклонение фактического результата деятельности человека и общества по реализации своих интересов от намеченных целей, вызываемое угрозами безопасности, есть риск безопасности. Мерой риска безопасности является вероятность воздействия угрозы, умноженная на возможную величину отклонения от цели.

Рассчитав таким образом уровень риска безопасности по каждой угрозе, находим средневзвешенное значение уровня риска безопасности по каждому интересу. Эта величина и выражает степень защищенности интереса от угроз безопасности. Обобщая аналогичным путем значения рисков безопасности, можно количественно оценить степень защищенности совокупности жизненно важных интересов от угроз по тем или иным объектам безопасности или по сферам жизнедеятельности в зависимости от поставленной задачи.

Но для этого необходимо освоить конкретные технологии расчета уровня рисков безопасности, что позволит ранжировать на основе объективных количественных оценок угрозы безопасности по степени их опасности и своевременно выявить наиболее опасные угрозы. В теории управления рисками детально разрабо­таны многие методы оценки рисков в различных сферах челове­ческой деятельности.

Ряд этих методов вполне можно приспособить к решению задачи расчета уровня рисков безопасности. К ним отнесем: 1) методы математической статистики; 2) расчетно-аналитические методы; 3) методы экспертных оценок; 4) методы экспертных систем; 5) методы математического моделирования при измерении рисков.

Наиболее доступным является метод экспертных оценок как комплекс логических и математических процедур, направлен­ных на получение от специалистов-экспертов информации, ее анализ и обобщение с целью выбора рационального значения оценки. При правильном формировании группы экспертов и грамотной организации всей работы экспертные оценки уровня риска безопасности могут с достаточно высокой степенью точности отра­жать реальную ситуацию.

Выбор этих методов зависит от многих факторов, но в значительной степени от количества и качества исходной информа­ции. Чем больше массив достоверных данных, тем достовернее оценка уровня риска безопасности, но практически всегда приходится оперировать с неполной информацией и часто не вполне достоверной.

Управление рисками безопасности - это целенаправленная деятельность системы обеспечения национальной безопасности по снижению уровня рисков безопасности путем заблаговременной нейтрализации угроз безопасности и снижения масштабов негативных последствий в случае их реального воздействия на процесс реализации жизненно важных интересов личности, общества и государства.

К методам управления рисками безопасности относятся:

1) метод мониторинга окружающей среды, позволяющий оперативно отслеживать все изменения обстановки, заблаговременно планировать и организовать действия по снижению веро­ятности проявления угроз безопасности и меры по снижению величины возможного ущерба от них, а также оперативно скор­ректировать приоритетность выполнения стоящих задач;

2) метод стратегического планирования деятельности системы обеспечения НБ, предусматривающий заблаговременное предвидение действий источников угроз безопасности, прогнозирование динамики развития событий, упреждение фактов реального проявления угроз безопасности;

3) метод использования механизма международных систем безопасности, позволяющий нейтрализовать многие угрозы безопасности, особенно внешние, за счет возможностей мирового сообщества на основе норм международного права.

Но необходим универсальный метод обработки исходной информации, характеризующей разнообразие жизненно важных интересов людей, который позволил бы более объективно отразить существующее положение и показать приоритетные направления деятельности.

Все социальные интересы делятся на две группы - интересы благосостояния населения и интересы стабильности и безопасности.

Для количественной оценки обеих групп интересов и степени их взаимовлияния может быть использован метод расчета трех интегральных индексов: индекса благосостояния населе ния, стабильности и социального развития. Технология их расчета состоит из трех последовательных этапов, на каждом из которых решаются свои специфические задачи.

На первом этапе рассчитываются частные индексы интересов благосостояния населения и интересов стабильности и безопасности и выстраивается их ранговая шкала.

На втором этапе осуществляется конструирование интегральных индексов групп интересов благосостояния населения, а также интересов стабильности и безопасности. Эти группы интересов прямо противоположны. Показатели, выражающие содержательную сторону интересов благосостоя­ния, для повышения уровня развития требуют своего количественного увеличения, роста от «0» до максимума. Показатели же, выражающие содержательную сторону интересов стабильности и безопасности, для повышения уровня развития требуют своего ко­личественного уменьшения до минимума, т.е. до «0». Совокупность конкретных значений показателей благосостояния населения и показателей стабильности и безопасности объективно отражает содержание и процесс реализации интересов людей в ходе социального развития.

На третьем этапе проводятся расчеты интегрального индекса социального развития и ранжирование объектов изучения по уровню развития.

 

Данная методика в России уже отрабатывалась на основе статистических данных по Центральному федеральному округу (ЦФО) и в Курской об­ласти. Приведем в сокращенной форме процедуру ее проведения.

I -ый этап. В результате обработки официальной статистики формируется совокупность социально значимых показателей, отражающих содержание указанных выше обеих групп интересов людей.

Показатели интересов благосостояния населения ЦФО

1. Валовой региональный продукт на душу населения (тыс. руб.).

2. Среднедушевые денежные доходы (в месяц, руб.).

3. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата (млн. руб. на 1000 населения).

4. Ожидаемая продолжительность жизни (лет).

5. Уровень рождаемости (на 1000 населения).

6. Охват детей дошкольными учреждениями (% от численности детей соответствующего возраста).

7. Число больничных коек (на 10 тыс. населения).

8. Численность студентов вузов (на 1000 населения).

9. Площадь жилищ, приходящаяся в среднем на одного жи­теля (м2).

Показатели интересов стабильности и безопасности населения ЦФО

1. Число зарегистрированных преступлений (на 100 тыс. на­селения).

2. Уровень зарегистрированных безработных (на 1000 насе­ления).

3. Уровень смертности (на 1000 населения).

4. Уровень младенческой смертности (на 1000 родившихся).

5. Уровень разводов (на 1000 населения).

6. Удельный вес убыточных предприятий (%).

После завершения формирования совокупности показателей интересов благосостояния и интересов стабильности и безопасности необходимо обеспечить сопоставимость социально-экономических показателей. Обычные статистические данные излагаются в виде абсолютных значений, не позволя­ющих видеть подлинную сущность явления. Так, к примеру, показатель общей численности студентов в тысячах человек, показываемый в официальных статистических документах, не дает возможности сделать какие-то выводы. Но пересчет этих данных в относительную величину, отнесение численности студентов к общему населению региона, свидетельствует о состоянии образования в этом регионе.

Эффективным является использование индексных показателей - безразмерных величин, получаемых как отношения показателей одинаковой размерности при их сопоставле­нии.

Частные индексы получаются путем деления значений по­казателей на максимальные значения аналогичных показателей, фактически достигнутые в том или ином регионе ФО или страны и принимаемые за «1». В итоге получаем ряд (в данном случае девять) индексных показателей, характеризующих интересы благосостояния населения в каждом регионе. Для Курской области эта совокупность выглядит так: 0,626; 0,663; 0,582; 0,963; 0,530; 0,964; 0,763; 0,568; 0,895 (табл. 2).

Следующей операцией является упорядочение полученной совокупности индексов по определенным правилам и с определенной целью. Каждый из частных индексов вносит свой вклад в формирование общего интегрального показателя.

Таблица 2. Индексы интересов благосостояния населения

 

Индексы 1990 г. 1995 г. 1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г.
ВРП - 0,645 0,760 0,794 0,797 0,704 0,626 0,626
Доходы 0,840 0,710 0,726 0,788 0,69 0,702 0,660 0,663
Зарплата     0,887 0,772 0,729 0,679 0,715 0,668 0,641 0,582
Продолжительность жизни - 0,974 0,962 0,970 0,968 0,965 0,963 0,963
Детсады 0,690 0,560 0,536 0,519 0,516 0,508 0,533 0,530
Рождаемость 0,908 0,904 0,955 0,975 0,988 1,0 0,988 0,964
Больничные койки 0,980 0,828 0,802 0,805 0,827 0,838 0,794 0,763
Студенты 0,675 0,772 0,744 0,654 0,596 0,580 0,556 0,568
Жилье 1,0 0,951 0,947 0,939 0,939 0,922 0,919 0,895

 

В данной методике для решения этой проблемы используется метод шкалирования предпочтений. Ее можно выразить в виде определенного порядка тех или иных величин. Это так называемая порядковая полезность.

Предпочтение - это задание того или ино го выбора между альтернативами, в частности, в процессе при нятия решений и формирования приоритетов. На практике выявить истинные предпочтения достаточно сложно. Для этого используются различные методы шкалирования: шкалы личных или общественных предпочтений и т. п. Порядковая шкала предпочтений формируется путем расположения изучаемых объектов в определенной последовательности по признаку «больше - меньше», но без указания, насколько больше или меньше. Эту шкалу называют ранговой, а место изучаемых объектов представляет собой ранг объекта.

 Избрано предпочтение, у которого ценность имеющегося набора значений частных индексных показателей опреде­ляется «наихудшими» их значениями. Это связано с тем, что фактический ход развития определяется «узкими местами» в различных сферах общественной жизни. Так в движении каравана судов его общая скорость определяется скоростью самого тихоходного судна, так и в обществе: общий уровень его развития определяется не отдельными показателями мирового масштаба, а отста­лостью в тех или иных областях.

Ранжирование показателей по мере возрастания значений их индексов позволяет определить приоритетность и последова­тельность практических действий при формировании эффективной политики управления регионами.

Табл. 3. Приоритетность интересов благосостояния

при формировании социальной политики Курской обл.

 

Ранг Социальный интерес и направление деятельности Значение индексов Примечание
1 Увеличение количества детских дошкольных учреждений 0,530 Отставание от лидера в ЦФО в два раза
2 Форсирование развития системы образования и увеличение количества студентов вузов и колледжей 0,568  
3 Наращивание объема производства и услуг и, как следствие, рост: - зарплаты - валового регионального продукта - доходов населения     0,582 0,626 0,663  
4 Увеличение больничного фонда и числа больничных коек 0,763  
5 Увеличение жилищного фонда 0,895  
6 Повышение продолжительности жизни населения 0,963  
7 Увеличение уровня рождаемости 0,964  

 

Аналогичные расчеты частных индексов проводятся и для показателей интересов стабильности и безопасности, но по­скольку эти показатели для повышения уровня развития требуют своего количественного уменьшения, в данном случае в каче­стве эталона для сопоставления показателей приняты минимальные значения, фактически достигнутые в том или ином регионе Центрального федерального округа, принимаемые за «1». В результате расчетов получаем совокупность частных индексов (в данном случае шесть): 1,46; 1,72; 1,13; 1,20; 1,13; 1,99, характеризующих интересы стабильности и безопасности населе­ния Курской области (табл. 4).

 

Таблица 4. Индексы интересов стабильности и безопасности населения

Индексы 1990 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001
Преступления   1,60 1,65 1,40 1,54 1,43 1,56 1,46
Безработица 1,0 1.67 1,63 1,44 2,07 2,90 1,50 1,72
Смертность 1,14 1,13 1,17 1,13 1,15 1,17 1,17 1,13
Младенческая смертность 1.40 1,43 1,40 1,40 1,50 1,28 1,36 1,20
Разводы 1,36 1,0 1,17 1,24 1,17 1,35 1,30 1,13
Убыточные предприятия   1,88 1,54 1,62 1,67 1,65 1.72 1,99

 

Далее показатели указанных интересов ранжируются, но в этом случае в силу особенностей интересов предпочтение отда­ется не наименьшим, а наибольшим значениям полученных ин­дексных показателей. В результате ранжирование необходимых действий по их нейтрализации и снижения остроты негативного воздействия на процессы социального развития (табл. 5)

Таблица 5. Приоритетность угроз безопасности

и действий по борьбе с ними при формировании социальной политики

 

Ранг Угрозы безопасности и направления борьбы с ними Значение индексов Примечание
1 Снижение удельного веса убыточных предприятий в их общем количестве 1,99 Превышение показателя лучшего региона в 2 раза
2 Борьба с безработицей 1,72  
3 Борьба с преступностью 1,46  
4 Сокращение уровня младенческой смертности 1,20  
5 Сокращение уровня общей смертности населения 1,13  
6 Замедление процесса распада семей и снижение числа разводов 1,13  

II этап. На этом этапе на основе полученных совокупностей частных индексов интересов благосостояния и интересов безопасности конструируются интегральные индексы благосостояния населения (ИБН) и интегральные индексы стабильности и безопасности (ИСБ). Для 1-ой группы выбираем совокупность частных индексов со значениями: 0,53; 0,568; 0,582; 0,626; 0,663; 0,763. Для 2-ой группы все индексы: 1,99; 1,72; 1,46; 1,2; 1,13; 1,13. Вопрос заключается в том, каким образом агрегировать эту совокупность показателей и преобразовать в 1-н показатель.

Все интегральные и промежуточные комплексные показатели рассчитываются по формуле средних показателей:

                                                                          Pi = ∑ Р i / N                          (1)     

где Pi - отдельные показатели; i =1, 2,...п.

 

Это один из методов и идеально упрощенный метод распределения.

Необходи­мость отхода от равномерного распределения ис­ходной информации вызывается вероятностным характером всех общественных процессов. В данной методике для решения этой задачи использована количественная шкала предпочтений с интервальным шагом в один порядок: 100,0; 10,0; 1,0; 0,1; 0,01; 0,001. Умножая последо­вательно частные индексы обеих групп на величину предпочте­ний данной шкалы, получаем модифицированные значения частных индексов. Сумма новых значений частных индексов для обеих групп интересов равна 59,332 и 217,792.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 784; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.213.209 (0.08 с.)