Государственная система обеспечения НБ России: понятие и методика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственная система обеспечения НБ России: понятие и методика



Ведущим государственным органов в области безопасности является Совет Безопасности Российской Федерации (далее – СБ) осуществляющий подготовку решений Президента РФ по вопросам стратегии развития России, обеспечения безопасности жизненно важных интересов нации от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения национальной безопасности.

Положение о Совете Безопасности утверждается Президентом России. Его правовую основу деятельности составляют Конституция Российской Федерации, федеральные зако­ны, законы РФ, международные договоры Российской Федерации, указы и распоряжения Президента России, а также его Положение.

Основные задачи Совета Безопасности:

- обеспечение условий для реализации Президентом РФ его полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета и целостности России, организации взаимодействия органов государственной власти, определению основных направлений внутрен­ней и внешней политики страны;

- разработка основных направлений стратегии развития государства, обеспечения национальной безопасности и конкурентоспособности России;

- подготовка предложений Президенту России для принятия главой государства решений по вопросам внутренней и внешней политики России в области обеспечения национальной безопасности;

- подготовка решений по нейтрализации внутренних и внешних угроз безопасности, по предотвращению чрезвычайных ситуаций и ряд других.

Основные функции Совета Безопасности:

- рассмотрение вопросов внутренней, внешней и военной политики Российской Федерации в области обеспечения национальной безопасности;

- подготовка проектов решений Президента Российской Федерации по вопросам внутренней, внешней и военной политики в области обеспечения национальной безопасности;

- рассмотрение законопроектов по вопросам внутренней, внешней и военной политики в области обеспечения национальной безопасности;

- подготовка проектов указов Президента России по вопросам обеспечения национальной безопасности, контроля деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих обеспечение национальной безопасности;

- организация и координация разработки стратегии в области внутренней, внешней и военной политики России, оценка внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам личности, общества и государства и ряд других.

Для осуществления практической деятельности по реализа­ции данных функций создана система обеспечения национальной безопасности, основу которой составляют органы, силы и средства, осуществляющие меры политического, правового, организационного, экономического, военного и иного характера, направленные на защиту национальных интересов.

К силам обеспечения национальной безопасности относятся:

1) Вооруженные силы и другие войска Российской Федерации;

2) воинские формирования федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная служба;

3) органы ФСБ, органы внутренних дел России, органы внешней разведки;

4) органы государственной охраны высших ор­ганов государственной власти России и должностных лиц; органы налоговой службы;

5) органы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны; пограничные войска, внутренние войска;

6) органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве;

7) службы обеспечения безопасности средств связи и информации, таможни, природоохранные органы, органы охраны здоровья населения;

8) другие государственные органы обеспечения безопасности, действующие на основании федерального законодательства.

К средствам обеспечения национальной безопасности относятся материальные, технические, имущественные и ресурсные объекты, которые непосредственно используются для обеспече­ния национальной безопасности.

Совет Безопасности России в себя включает: Председателя, Секретаря, постоянных членов и членов Совета Безопасности.

Работой Совета Безопасности руководит его Председатель - Президент Российской Федерации. Заседания Совета проводятся, как правило, один раз в квартал. Повестку дня и порядок рассмотрения вопросов на заседаниях Совета Безопасности определяет Председатель Совета по представлению Секретаря. Ведет заседание Председатель Совета либо по его поручению один из постоянных членов.

Постоянные обладают равными правами при принятии решений, члены Совета Безопасности принимают участие в его работе с правом совещательного голоса.

В целях оперативного обсуждения вопросов обеспечения НБ Председатель СБ проводит оперативные совещания с постоянными членами Совета Безопасности, как правило, раз в неделю.

Секретарь Совета Безопасности является должностным ли цом Российской Федерации, подчиненным непосредственно Президенту, входит в число постоянных членов Совета Безопасности, назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации, обеспечивает деятельность Совета Безопасности, руководит его аппаратом.

Основные обязанности Секретаря Совета Безопасности:

- информирует Президента России по проблемам обеспечения национальной безопасности;

- подготавливает планы работы Совета Безопасности и вносит их на утверждение Председателя Совета Безопасности, фор­мирует повестку дня заседаний Совета Безопасности;

- координирует работу межведомственных комиссий Совета Безопасности, научного совета при Совете Безопасности, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов России по подготовке необходимых материалов к заседаниям Совета Безопасности;

- представляет Председателю Совета Безопасности на утверждение решения Совета Безопасности, а также представляет проекты правовых актов и поручений Президента Российской Федерации по реализации этих решений;

- осуществляет контроль за исполнением решений Совета Безопасности;

- организует работу, направленную на формирование стратегии развития государства по различным направлениям и аспектам обеспечения национальной безопасности;

- организует представление Президенту РФ об обеспечении национальной безопасности при подготовке ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию России;

- участвует в выработке и реализации внешнеполитическо­го курса Российской Федерации;

- координирует научно-исследовательские работы и работу по подготовке федеральных программ обеспечения националь­ной безопасности и осуществлению контроля за их реализацией в порядке, установленном Президентом Российской Федера­ции;

- участвует в выработке государственной кадровой политики, политики в области государственной и военной службы в интересах обеспечения национальной безопасности и ряд других.

Секретарь Совета Безопасности несет ответственность за обеспечение деятельности Совета Безопасности и исполнение принятых им решений.

Совет Безопасности в соответствии с основными задачами и направлениями его деятельности образует межведомственные комиссии.

Межведомственные комиссии Совета Безопасности являются основными рабочими органами Совета Безопасности. В зависимости от возлагаемых на них задач они могут создаваться по функциональному или региональному признаку на постоянной или временной основе. Вопрос об образовании и упразднении межведомственных комиссий решается Советом Безопасности.

Постоянные межведомственные комиссии Совета Безопасности осуществляют подготовку предложений и рекомендаций Совету Безопасности по основным направлениям внутренней и внешней политики в области обеспечения национальной безопасности, способствуют координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации федеральных программ в области обеспечения НБ.

В случае необходимости выработки предложений по предотвращению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий, отдельным проблемам обеспечения стабильности и правопорядка в обществе и государстве, защите конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России Советом Безопасности могут создаваться временные межведомственные комиссии.

Положения о межведомственных комиссиях Совета Безопасности, председатели этих комиссий и их составы по должностям утверждаются Президентом Российской Федерации по представлению Секретаря Совета Безопасности.

Персональный состав каждой межведомственной комиссии Совета Безопасности утверждается Секретарем Совета Безопасности по представлению руководителей федеральных органов государственной власти, должностные лица которых включены в ее состав.

Заседания межведомственных комиссий Совета Безопасности проводятся по плану на регулярной основе. В случае необходимости могут проводиться их внеочередные заседания. Постоянные и временные межведомственные комиссии Совета Безопасности в своей работе взаимодействуют с аппаратом СБ.

На аппарат Совета Безопасности Российской Федерации возлагаются обязанности:

- информационно-аналитическое обеспечение деятельности Президента Российской Федерации и Совета Безопасности Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности жизненно важных интересов нации от внутренних и внешних угроз, оценки этих угроз, выявление их источников, а также подготовка аналитических материалов по указанным вопросам, прогнозов изменения внутренних и внешних условий и факторов, влияющих на обеспечение НБ;

- обеспечение деятельности СБ по разработке стратегии развития России и обеспечения национальной безопасности, организации подготовки федеральных программ обеспечения национальной безопасности и осуществление контроля за реализацией этих программ;

- подготовка предложений СБ по вопросам обеспечения национальной безопасности, а также по вопро­сам деятельности федеральных органов исполнительной власти, связанной с реализацией федеральных программ обеспечения национальной безопасности и решений СБ;

- обеспечение деятельности СБ по осуществлению контроля за реализацией федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Росси решений СБ и ряд других.

Так как у нас суперпрезидентская республика, абсолютная власть в стране реально принадлежит одному человеку – ее президенту. Он является главой государства, гарантом Конституции и суверенитета России, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, является одним из законодателей страны, представляет интересы России на международной арене. Он является Верховным Главнокомандующим и руководит строительством Вооруженных сил. С согласия Государственной Думы Федерального Собрания Президент назначает Председателя Правительства. Единолично назначает заместителей Председателя Правительства. Он представляет Совету Федерации судей высших судебных инстанций государства, а также кандидатуру Генерального прокурора. Президент формирует и возглавляет СБ, утверждает военную доктрину, назначает и отзывает дипломатических представителей России в иностранных государствах.

Президент Российской Федерации обладает высшей компе­тенцией в области обеспечения национальной безопасности и реализует свои полномочия, опираясь на сеть органов государственной власти, а также на консультативные и совещательные органы. Пределы компетенции Президента чрезмерны, и в мирное время не соответствуют общепризнанным нормам международного права. Такой набор властных полномочий создает ситуацию отсутствия системы разделения властей и чрезмерной зависимости нации от воли и желаний одного человека.

Современные политические процессы в России характеризуются лоббированием интересов отдельных политических сил, выражающих интересы той или иной социальной группы, того или иного региона. Ориентация не на установившиеся интересы всего общества, а на интересы отдельных его групп зачастую приводит к принятию решений, снижающих уровень национальной безопасности, к неэффективности и сбоям в работе всей государственной системы обеспечения национальной безопасности.

Одним из недостатков существующей системы обеспечения национальной безопасности является отсутствие должной целевой и ресурсной координации социально-политических, экономических, экологических, военных и информационных мероприятий, направленных на практическую реализацию си­стемного подхода к решению взаимосвязанных проблем безопасности и простой координации действий многочисленных элементов системы.

Не отлажен в достаточной мере механизм подготовки и принятия решений в области национальной безопасности, ослаблены контроль и проверка выполнения таких решений. Совет Безопасности Российской Федерации не имеет в полном объеме задач по координации и межведомственному взаимодействию в обеспечении национальной безопасности.

Пока же большая часть усилий силовых структур направлена на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций. Люди ждут решительных действий по недопущению террористичес­кой деятельности, борьбы не со следствиями и последствиями, а с причинами подобной деятельности. Безусловно, для активи­зации профилактической и превентивной работы потребуется определенный пересмотр ряда законодательных и норматив­ных положений.

Для России предотвращение локальных войн и мирное разрешение назревающих вооруженных конфликтов является важной задачей.

В то же время среди специалистов и ученых ведущих стран мира ширится понимание ограниченности силовых мер как инструмента раз­решения конфликтных ситуаций, растет убежденность в необходимости и целесообразности преимущественного применения в этих целях несиловых мер.

Важным инструментом достижения взаимопонимания и доверия могут стать их совместные усилия: 1) по изучению последствий возможных войн с примене­нием современного оружия и технических средств; 2) по контролю за нераспространением ядерного оружия, за сокращение обычных вооружений и огра­ничением военной и военно-морской деятельности; 3) по участию в совместных миротворческих операциях в различных регионах мира.

В настоящий период вооруженные конфликты остаются неизменным атрибутом межгосударственных отношений. За последние 40 лет ХХ и первое десятилетие XXI века имели место 259 локальных войны и вооруженных конфликтов. Военная сила продолжает оставаться одним из основных средств при разрешении межгосударственных и межнациональных противоречий. Но возможности в разрешении конфликтов военной силы не безграничны, это требует исследования природы вооруженных конфликтов и разработки нетрадиционных путей их разрешения.

С одной стороны, наличие военной силы, возможные угрозы ее применения могут спровоцировать вооруженный конфликт, но, с другой стороны, военная сила в руках политиков может стать инструментом сдерживания, предуп­реждения различного рода вооруженных столкновений и вооруженного насилия и других проявлений агрессивности в межго­сударственных и межнациональных отношениях.

Остановимся на закономерностях спада и подъема военной активности. В конфликтологии одним из показателей опыта человечества считаются войны, непосредственными участниками которых являются великие державы. С 1495 г. таких войн было 64 (с интервалом 8 лет), за два последних столетия - 11 войн (с интервалом 19 лет), за последние три года - две такие войны.

В реальной жизни все чаще конфликтуют общности, которые принадлежат к разным цивилизациям и «запрограммированы» на разные стратегии отношений. При этом возникают «асимметричные» конфликты, в которых одна сторона, будучи на одном уровне цивилизационного развития, исходит из одних представлений о мире, о ходе и исходе возможной войны, а вторая, будучи на другом уровне развития - из прямо противоположных.

В модели меняющегося мира такого рода конфликты, особенно имеющие идеологические корни, представляются наиболее вероятными и опасными с точки зрения угроз национальной безопасности Российской Федера­ции и миру в целом. Если воспроизвести на карте районы наиболее значительных вооруженных конфликтов прошлого и сопоставить их с крупнейшими военными и военно-морскими базами развитых стран мира, сохраняющими до настоящего времени свою готовность к использованию в соответствии с их предназначением, можно заметить своеобразную дугу «нестабильности».

Отмечается закономерность: в своем подавляющем большинстве инициаторами и участниками локальных войн и вооруженных конфликтов были государства с нестабильной эк ономикой, резким сокращением общественного производства, а иногда и находящиеся в состоянии общего кризиса их систем. Отсутствие экономической стабильности общества и государства способствовало появлению лидеров, которые прибегали к авантюрным мерам, к развязыванию локальных войн и вооруженных конфликтов. Опыт имевших место вооруженных конфликтов позволяет утверждать, что государствам, имеющим слабую экономику, неустойчивый политический строй, необходимо в первую очередь заботиться о создании своих вооруженных сил, их укомплектованности, обученности и боеготовности.

Морально-политические факторы являются важными в вооруженных конфликтах. Они во многом зависят от созданной государственной системы и связаны с готовностью не только вооруженных сил, но и всего народа или нации выстоять в борьбе за суверенитет страны.

Военные факторы, которые определяются возможностью страны поддерживать и непрерывно совершенствовать свою военную мощь, также являются весьма важными. Это фактически та общая военная сила, которая, кроме вооруженных сил, включает в себя пограничные и внутренние войска, а также другие войска, созданные государством на правовой основе.

Важным для государства является научный фактор, определяющий способность науки, и в частности военной науки, решать научные проблемы, связанные с вооруженными конфликтами на любой фазе их зарождения, ведения и разрешения.

Очевидно, что каждой фазе вооруженного конфликта требуется конкретный набор мер по его локализации и разрешению, применение которых должно носить комплексный характер и соответствовать фазе развития конфликта.

Политические меры: 1) встречи глав стран и политических делегаций; 2) переговоры и консультации по активизации межгосударственных отношений; 3) проведение совещаний руководства воен­но-политических союзов по выработке рекомендаций для совместных действий; 4) объявление ультимативных требований государствам-агрессорам; 5) использование международных институтов для принятия санкций по отношению к государствам, дестабилизирующим мир.

Дипломатические меры: 1) активизация переговоров по вопросам, вызвавшим на­пряженность во взаимоотношениях государств; 2) укрепление мер доверия; 3) организация или перенос визитов политических лидеров, государственных делегаций; 4) передача руководству государств, дипломатическим службам нот, требований, меморандумов, разъяснений в связи с создавшейся ситуацией; 5) сокращение численности персонала посольств, консульств и представительств, вывоз членов семей дипломатов; 6) разрыв дипломатических отношений.

Экономические меры: 1) прекращение или расширение внешнеэкономических связей, проведение переговоров по торгово-экономическим проблемам; 2) заключение долгосрочных договоров на взаимовыгодной основе; 3) прекращение переговоров о расширении торгово-экономического сотрудничества; 4) уменьшение кредитов, инвестиций, введение эмбарго на поставку сырья; 5) разрыв экономических отношений.

Правовые меры: 1) подписание двусторонних и многосторонних договоров и соглашений по урегулированию правовых взаимоотношений; 2) использование юридических средств (переговоры, по­средничество, примирение, судебные разбирательства,); 3) использование международных правовых институтов.

Военные меры: 1) демонстрация перевода регулярных вооруженных сил на штаты военного времени; 2) демонстрация перевода резерва на военное положение; 3) формирование новых соединений и частей; 3) перебазирование и рассредоточение сил и средств ВВС; 4) перебазирование и рассредоточение сил и средств флота; 5) демонстрация оперативного развертывания соединений и частей вдоль границы; 6) вывод войск из пунктов постоянной дислокации и раз­вертывание войск прикрытия вдоль государственной границы; 7) заявление о повышении степени боевой готовности войск; 8) наращивание состава дежурных сил и средств; 9) организация целенаправленного сбора разведданных в приграничных районах; 10) приведение стратегических ядерных сил в высшую сте­пень боевой готовности.

Информационно-психологические  и идеологические меры: 1) активизация пропаганды о необходимости соблюдения международных договоров; 2) информационно-психологическое воздействие на государства с целью удержания их от оказания помощи странам, готовящим конфликт; 3) осуществление идеологического, пропагандистского и психологического воздействия на конфликтующие стороны; 4) информирование населения и войска (силы) о причинах и истинных целях конфликта; 5) психологические операции по предотвращению разжигания национальной вражды, шовинистических и других деструктивных настроений; 6) срыв психологических операций на международном уровне и внутри страны.

Трудность их выбора заключается в том, что границы фаз развития конфликта размыты и определить качественный переход в его динамике достаточно трудно. Поэтому задачами органов государственного управления являются: отслеживание обстановки, вскрытие причин зарождения конфликта и выработка эффективных военно-политических мер несилового характера.

Решение проблемы формирования стратегии управления конфликтами должно основываться на принципах, которые позволяли бы реализовать усилия по последовательному ограничению насилия в сфере отношений как между конфликтующими сторонами, так и между участниками конфликта и стороной-арбитром. В качестве основных из них принципы: 1) ограничения и исключения применения силовых средств в процессе управления конфликтом; 2) расширения применения несиловых средств, использующихся для решения задачи управления конфликтами; 3) альтернативности вариантов выхода из ситуа­ции конфликтного развития; 4)  изменения интересов участников конфликта, влияющих на процесс развития конфликтных отношений между ними; 5) непосягаемости на суверенитет.

Реализация этих принципов и формирование на их основе стратегии государственного управления конфликтными отношениями между различными субъектами должна обеспечить прекращение активного использования силовых средств сторонами конфликта. Это первоочередная стратегическая задача, решение которой может открыть возможности для налаживания общения между соперниками с целью последовательного компромиссного урегулирования спора.

По отношению к еще не возникшим, но возможным конфликтам важнейшая задача состоит в создании условий в системе взаимодействий субъектов, способствующих исключению возможности использования силовых средств в назревающей ситуации конфликтного развития отношений между соперниками, а также в реализации мер, направленных на устранение предмета спора изменения отношения к нему со стороны соперников с целью предотвращения конфликта.

Под предотвращением конфликтов следует понимать, с одной стороны, деятельность, направленную на обеспечение возможности мирного развития отношений между субъектами возможных конфликтных взаимодействий, а также заблаговременное снятие причин, способствующих обострению этих отношений, и с другой стороны, создание специальных механизмов, гарантирующих соблюдение определенных норм поведения участниками назревающей конфликтной ситуации.

Решать поставленную проблему можно посредством объединения усилий политических субъектов. Во-1-ых, путем создания эффективно функционирующих структур коллективной безопасности, позволяющих ограничивать, а в перспективе, возможно, и полностью исключить насилие из практики политического взаимодействия и, во-2-ых, путем форми­рования условий, позволяющих обеспечить контроль за соблюдением норм непровоцируемого поведения субъектов системы во взаимоотношениях друг с другом (уровень оперативного управления).

Диапазон мер может быть самый широкий - от предупреждений, ультиматумов и экономической блокады до вооруженных десантов, ракетно-артиллерийских и бомбо-штурмовых ударов.

В системе мер государственного управления конфликтными ситуациями важны меры экономического воздействия. В их числе стоит задача применения экономических санкций либо одной стороны по отношению к другой, либо третьих сторон по отношению к тому, кто ими определен в качестве виновника конфликта.

Урегулирование конфликтов - это целенаправленная деятельность как субъектов конфликтного процесса, так и заинтересованных в урегулировании данного конфликта сил и сторон. Цель данной деятельности - создание условий для перехода от стадии несостоявшегося диалога между участниками спора к поиску взаимоприемлемого компромисса. Урегулирование конфликтных ситуаций редко достигается без участия посредников, третьей стороны, выступающей в спо­ре в качестве арбитра. В соответствии с принципами доклада ООН «Повестка дня для мира» основной акцент в осуществлении миротворческих акций изна­чально делается на местные возможности урегулирования, при необходимости с участием миссии наблюдателей ООН; в случае неуспеха, на 2-м этапе включаются усилия региональных ор­ганизаций и при полном исчерпании избранных средств в действие, по решению Совета Безопасности, могут вводиться войска ООН.

Первой задачей оперативного управления в разрешении конфликта является заключение перемирия и достижение прекращения огня. После того как активные боевые действия удалось прекратить, следующей важнейшей задачей является разделение и отвод конфликтующих сторон, создание коридора безопасности.

Третья сторона при разделении противоборствующих сил должна обеспечить: 1) контроль за соблюдением границ, рубежей отвода, а так­же условий пользования общими угодьями, источниками водопользования.; 2) патрулирование зоны (коридора) безопасности и пресечение в соответствии с законодательством или оговоренными соглашением способами нарушений ее режима; 3) посредничество в урегулировании возникающих споров и конфликтов, примирение сторон, содействие в предоставлении гуманитарной помощи.

Разъединение конфликтующих сторон и дистанцирование противников создает предпосылку для решения следующей за­дачи оперативного управления - отвод орудий и оружия крупных калибров с исключением возможности их применения по территории «противника», что создает новую ситуацию для продолжения переговорного процесса о взаимном снижении уровня вооружений в целом.

Одновременно необходимо добиться соглашения между противоборствующими сторонами - сначала об «эквивалентном» размене «наиболее важными персонами», затем - «зачетном» размене живыми и мертвыми и, наконец, о полном размене заложниками и официальном закрепленном в договоре взаимном отказе от использования заложничества.

На следующем этапе процесса урегулирования необходимо установить уровни снижения вооруженности, а также определить конкретные субъекты обеспечения гарантии безопасности.

Процесс урегулирования не может быть полноценным без решения задачи государственного управления конфликтом - возвращение беженцев в места постоянного проживания, оказание им и другим пострадавшим от конфликта помощи, выплата компенсаций, восстановление пострадавшей от междоусобицы социальной и хозяйственной инфраструктуры региона.

В оперативном плане важно вовремя уловить процесс массового возвратного движения беженцев, который символизирует начало этапа перехода конфликта к фазе угасания. С данного момента серия мер по обустройству возвращающихся, восстановлению социальной среды и хозяйственной жизни должна идти упреждающими темпами и во все увеличивающихся масштабах. Заключительной фазой урегулирования конфликта является заключение договора согласия.

В целом сложный процесс разрешения конфликтов требует согласованной работы не только непосредственно в зоне самого противостояния, но и за его пределами, со сторо­ны третьих сторон и международных организаций, участвую­щих либо заинтересованных в ликвидации конфликтной ситуа­ции.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.174 (0.055 с.)