Расставьте ударения в словах согласно акцентологическим нормам русского литературного языка. Помните, что чистота речи – важное качество профессиональной речи сотрудников овд. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Расставьте ударения в словах согласно акцентологическим нормам русского литературного языка. Помните, что чистота речи – важное качество профессиональной речи сотрудников овд.



По написанию практикума

по дисциплине «Русский язык в деловой документации»

курсантами очной формы обучения,

специальность 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности»,

 

 

 

Подготовлены

доцентом кафедры, кандидатом

педагогических наук

Г.И. Боинчан у

 

 

Рассмотрены и одобрены

на заседании кафедры

«28» января  2020 г. 

Протокол № 6

 

 

Калининград, 2020

ОГЛАВЛЕНИЕ

Вступление.

1. Организационно-методический раздел.

2. Задания практикума.

Вариант 1

Вариант 2

3. Справочно-вспомогательный аппарат.

4. Список основной и дополнительной литературы.

 

ВСТУПЛЕНИЕ

Практикум является важным средством самостоятельного изучения дисциплины. Его выполнение способствует формированию умений  и навыков применения теоретических знаний при решении профессиональных задач сотрудников ОВД по составлению служебных документов, редактированию их, при выполнении функциональных обязанностей (компетенций) сотрудника органов внутренних дел, а также отражает уровень научной, интеллектуальной и творческой активности курсантов.

Цели практикума – организация самостоятельной работы обучающихся по углубленному изучению дисциплины; формирование практических умений и навыков профессиональной деятельности, реализация компетентностного подхода к обучению.

Практикум – форма отчётности по всем разделам дисциплины «Русский язык в деловой документации», представляющий собой совокупность практических заданий, ориентированных на применение теоретических знаний при решении профессиональных задач. Он носит проблемно-поисковый характер.

Курсант, выполняющий задания практикума, должен продемонстрировать умение осуществлять анализ текста с точки зрения нормативности литературного современного языка и его стилистики, показать уровень сформированности речевой и языковой компетенций, проявить элементы научной творческой деятельности.

    

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

 

Подготовка письменной работы состоит из нескольких этапов:

· ознакомление с заданиями практикума, подбор словарей, учебников, учебных пособий;

· выполнение заданий, их проверка; 

· оформление работы, в том числе составление библиографии.

Работу над практикумом нужно начинать с изучения и усвоения соответствующих разделов учебников, учебных пособий и другой литературы, представленной ниже в данных методических рекомендациях. Работая с учебниками и другой научной литературой, необходимо делать пометки, обязательно записывать выходные данные изучаемых источников. Также необходимо использовать материалы лекционных, практических занятий и занятий по самоподготовке.

Как выбрать номер варианта практикума?

Если фамилия выполняющего практикум начинается с буквы А, В, Д, Ё, З, И, Л, Н, П, С, Н, Х, У, Х, Э, Я, вы выполняете вариант № 1.

Если фамилия выполняющего практикум начинается с буквы Б, Г, Е, Ж, К, М, О, Р, Т, Ф, Ц, Ч, Ш, Щ, Ю, вы выполняете вариант № 2.

Практикум по дисциплине «Русский язык в деловой документации» состоит из 8 заданий. Задания практикума пишутся

· собственноручно,

· разборчивым почерком,

· чернилами синего цвета,

· с сохранением полей (поля: нижнее и верхнее – 2 см, левое – 3 см, правое – 1 см),

· с шириной между строк 1,5 см;

· со сквозной нумерации страниц (отсчет начинается с титульного

листа),

· на бумаге формата А-4 (выполнение контрольных работ на листах школьных или общих тетрадей не разрешается).

Номера заданий и их условия надо записывать обязательно.

Вставленные буквы и знаки препинания в заданиях практикума подчеркиваются простым карандашом.

Ударения расставляются ручкой синего цвета.

Завершая работу над заданиями, следует внимательно сверить трудные случаи написания слов с их словарными дефинициями.

Нормативные требования к оформлению практикума по «Русскому языку в деловой документации» соответствуют общим требованиям, предъявляемым к письменным работам в образовательной организации высшего образования.

Кроме выполненных соответствующим способом практических заданий, практикум должен иметь титульный лист (см. раздел III. Справочно-вспомогательный аппарат), куда надо впечатать собственные данные. Строки, относящиеся к проверке практикума (кто проверил, когда), заполнять не надо. Титульный лист в рукописном варианте не принимается.

В библиографический список (оформленный должным образом) курсанты обязаны включить все использованные источники, в том числе Интернет-ресурсы, электронные словари, выделив их в отдельную рубрику.

Практикум помещается в стандартную папку-скоросшиватель.Практикум подписывается курсантом на последней странице («Практикум выполнил подпись и расшифровка подписи») и сдается на кафедру. Там работа регистрируется и передается преподавателю для проверки. Во время проверки преподаватель лишь указывает количество допущенных курсантом ошибок, но не указывает на них. 

Срок представления готовой работы определяется графиком учебного

процесса, но не позднее, чем за 1 месяц до начала сессии.

     Практикум, признанный рецензентом удовлетворяющим предъявляемым требованиям, оценивается записью «зачтён». Возвращенный для переработки практикум оценивается записью «не зачтён».

Курсант, который не выполнил или не представил к установленному сроку работу, не допускается к сдаче зачета.

Не подлежат зачёту практикум:

— не сданный своевременно на проверку;

— выполненный не в соответствии с указанным вариантом;

—  написанный небрежно, неразборчивым почерком, с орфографическими

или пунктуационными ошибками (более 6).

 

При выполнении задания № 1 курсантам следует списать слова, расставить в них ударения, проявив знание современных акцентологических норм русского литературного языка. В данном задании рекомендуется использовать Орфоэпический словарь русского языка.

Задание № 2 направлено на проверку знания стилистической системы русского литературного языка, умения определить стилистическую принадлежность текстов и навыка отбора языковых средств согласно требованиям стиля. Сначала записываются предложения из задания, в них указываются особенности того или иного стиля речи, затем записывается широко известная конструкция пословицы или поговорки.  

Задание № 3 выполняется в строгом соответствии с образцом документа, представленным в разделе III.

Выполнение задания № 4 позволит оценить уровень владения курсантами лексическими нормами русского литературного языка. Задание состоит из двух частей. Пример оформления первой части:

Адекватный – от лат. adaequatus (приравненный) Адекватный – равный, тождественный, вполне соответствующий. Адекватное поведение.

Выполнение задания № 5 выявит уровень владения курсантами грамматическими нормами русского литературного языка. При оформлении задания следует записать отредактированный вариант представленных предложений.

    Задания № 6, 7 позволят курсантам продемонстрировать уровень владения нормами орфографии и пунктуации на примере текстов профессиональной направленности. При оформлении задания № 7сначала необходимо озаглавить текст и записать название. Затем надо списать текст, вставляя буквы и расставляя знаки препинания. Вставленные буквы и знаки подчёркиваются. При оформлении задания № 7 сначала следует записать отредактированный текст, затем указать его жанр.

    Приступая к работе над заданием № 8, курсанты должны внимательно прочитать его условие. Форма ответа – письменное монологическое высказывание, позволяющее выявить уровень грамотности письменной речи, а также интеллектуальный, творческий потенциал обучающегося. Задание носит интегративный характер и нацелено на упрочение междисциплинарных связей. 

 

 

II. ЗАДАНИЯ ПРАКТИКУМА

Вариант № 1

Задание № 1

Задание № 2

Вспомните основные особенности официально-делового стиля. Прочитайте представленные пословицы и поговорки, укажите стиль (ОДС, научный, публицистический и т.д.), в котором они написаны. Замените данные конструкции известными вам пословицами и поговорками.

1. Некоторые  последствия остеохондроза успешно компенсируются в процессе ритуального погребения покойника.

2. Производительный труд не является хищным животным и не может переместиться в обычную для этого животного среду обитания.

3. Определённая категория людей, способных в процессе общения с потусторонними силами нанести себе черепно-мозговую травму.

4. Сравнение некоторого филологического понятия с мелкой зерноядной птицей, из данного сравнения какой вытекает вывод.

 

Задание № 3

Задание 4

Важное качество культуры речи сотрудников ОВД – это ясность речи, которая достигается пониманием говорящим точного значения слов выбранной профессии. Выявите этимологию каждого представленного слова, укажите их лексическое значение. Соблюдая правила сочетаемости слов, составьте с данными словами словосочетания.

    Ападри́д, аффе́кт, конъюкту́ра, ксенофо́бия, менталите́т, обстру́кция, остраки́зм, охлокра́тия, пабли́сити, преа́мбула, превенти́вный, проба́ция, протекциони́зм, реноме́, стату́т.

    2. Выпишите только те словосочетания, которые являются плеоназмами.

Вернуться обратно, в конечном итоге, долговое обязательство, прейскурант цен, час времени, монументальный памятник, своя автобиография, кивнуть головой, наследие прошлого, практика работы.

   

Задание № 5

В должностные обязанности юриста входит не только составление служебных документов, но и их редактирование. Найдите и исправьте ошибки, связанные с нарушением синтаксических норм современного литературного русского языка. Запишите отредактированные предложения.

1. Завод руководит и координирует деятельность смежных предприятий.

2. За компьютером принадлежит будущее!

3. Она была на сто процентов уверена в свои силы.

4. Главной своей задачей мы видим в пропаганде знаний.

5. А в чем они различаются?

6. Первоклассники уже отличают букву и звук.

7. Общественность широко готовится отметить юбилей города.

8. Взяв без разрешения это оборудование на складе, у него на­чались неприятности с начальством.

9. Я приехал поздно, застав квартиру пустой.

10.  Молодой фельдшер Заболотная принял непростое решение.

11.  За четыре последних года произошли три ограбления.

12.  Столько людей погибли в тюрьмах!

Задание № 6

Задание № 7

Юридически ничтожными могут быть признаны документы, которые содержат большое количество нарушений норм правописания. Укажите, какие орфограммы и пунктограммы пропущены в данном тексте. Озаглавьте его.

Главной задачей рас..ледования являет…ся об…ективное полное и (все)стороннее уст…новление и д…казывание (в)соответстви… с требованиями за­кона всех обст…ятельств пр…ступления. Эта задача решается с помощ…ю  дост…верных  (научно)обоснован..ых средств и методов познания. Одним из таких средств является построение и проверка версий. Версия это обоснован..ое предпол…жение о происхождени… фактов их сущности взаимной связи.

(Не)обходимость в версиях возникает в тех случаях когда для об…яс­нения фактов разрешения пр…блемной ситуации нет достаточных осн…ва­ний. Их надо отыскивать и пров…рять. Но для этого (не)обходимо иметь (не)который первоначальный ориентир руководствуясь которым ведется поиск и ис..ледование информации. Версия играет роль ориентира она пом…гает определить напр…вление поиска и решить возн…кающие в конкретной ситуации задачи.

Рас..ледование пр(е,и)ступлений представляет собой такую деятельность в которой версия является одним из средств познания и об…яснения фак­тов.

Как правило, нач…ная рас..ледование следователь (не)ра…пол…гает информацией о событи… достаточной для безошибочных выводов относительно всех обст…ятельств подл…жащих доказыванию. В любом случае на первом этапе рас..ледования (не)избежны пробелы и противоречия в доказа­тельствен..ой и иной информаци...

Сама версия (не)является док…зательством. Версия это ориентир для соб…рания ис..ледования оценки и использования док…зательств. Версия выполняет функцию средства познания потому что она продукт мышле­ния результат изучения и оценки фактов. Её ф…рмирование базируется на восприятии фактов последствий пр..ступления обстановки в которой оно совершилось уча…стников криминальной ситуации. Решающее значение при этом имеют опыт профес..ионализм общая и специальная эрудиция суб…екта выдвижения версии его умение мыслен..о вос..оздать (р(е,и)конст­руировать) криминальную ситуацию механизм пр…ступления.

Версия должна быть принципиально проверяемой ясно и (не)противоречиво сформулирован..ой.

Если возбуждению уголовного дела предше…вовала оп(е,и)ративно(р…з…скная) деятельность первоначально возн…кают оп(е,и)ративно(р…з…скные) версии. Их сод…ржание обусл…вливает…ся характером изучаемого события особен..остями источ…ников информации. При определен..ых условиях эта версия "переходит" в следствен..ую которая затем может быть принята для проверки следователем. Экспертная версия в ряде случаев, например, при даче вероятного заключения прин…мает…ся следователем и пров…ряется им. Суд также (в)праве строить свои версии по делу и проверять их в судеб­ном зас…дании или обязать следователя провести их проверку отдать дело на доследование. Такого рода "переходы" версий из одной сферы деятель­ности в другую (в)полне правомерны они являются выражением (взаимо­)действия между следователем экспертом органом дознания отражают стадийность (уголовно)процессуальной деятельности.

 (Из учебного пособия "Криминалистика").

 

 

Задание 8

Прочитайте текст. Согласны ли вы с позицией автора? Аргументируйте свои размышления ссылками на законодательные акты, примеры из жизни и художественной литературы.

ОРФОГРАФИЯ КАК ЗАКОН ПРИРОДЫ

    Вопрос о том, зачем нужна грамотность, обсуждается широко и пристрастно. Казалось бы, сегодня, когда даже компьютерная программа способна выправить не только орфографию, но и смысл, от среднестатистического россиянина не требуется знания бесчисленных и порой бессмысленных тонкостей родного правописания. Я уж не говорю про запятые, которым не повезло дважды. Сначала, в либеральные девяностые, их ставили, где попало или игнорировали вовсе, утверждая, что это авторский знак. Школьники до сих пор широко пользуются неписаным правилом: «Не знаешь, что ставить, − ставь тире». Не зря его так и называют – «знак отчаяния». Потом, в стабильные нулевые, люди начали испуганно перестраховываться и ставить запятые там, где они вообще не нужны. Правда, вся эта путаница со знаками никак не влияет на смысл сообщения. Зачем же тогда писать грамотно?

    Думаю, это нечто вроде тех необходимых условностей, которые заменяют нам специфическое собачье чутьё при обнюхивании. Сколько-нибудь развитый собеседник, получив электронное сообщение, идентифицирует автора по тысяче мелочей: почерка, конечно, он не видит, если только послание пришло не в бутылке, но письмо от филолога, содержащее орфографические ошибки, можно стирать, не дочитывая.

    У нас сегодня почти нет шансов быстро понять, кто перед нами: способы маскировки хитры и многочисленны. Можно сымитировать ум, коммуникабельность, даже, пожалуй, интеллигентность. Невозможно сыграть грамотность – утончённую форму вежливости, последний опознавательный знак смиренных и памятливых людей, чтущих законы языка как высшую форму законов природы.                                                                                     (Д. Быков)  

 

Вариант № 2

Задание № 1

Задание № 2

Вспомните основные особенности официально-делового стиля. Прочитайте представленные пословицы и поговорки, укажите стиль (ОДС, научный, публицистический и т.д.), в котором они написаны. Замените данные конструкции известными вам пословицами и поговорками.

1. Эмпирическое определение ареала разброса репродуктивного фонда отдельных фруктовых деревьев.

2. Домашнее парнокопытное животное, способное при любых метеорологических условиях отыскать некую полужидкую субстанцию.

3. Во избежание негативных последствий биологическим особям не следует осуществлять моментальные выбросы выделений желез наружной секреции с вектором скорости, противоположным вектору воздушных потоков.

4. Условием успешного выживания биологической особи является её способность постоянно перемещаться по криволинейной замкнутой траектории.

Задание № 3

Задание 4

Важное качество культуры речи сотрудников ОВД – это ясность речи, которая достигается пониманием говорящим точного значения слов выбранной профессии. Выявите этимологию каждого представленного слова, укажите их лексическое значение. Соблюдая правила сочетаемости слов, составьте с данными словами словосочетания.

    Ге́незис, верифика́ция, бипатри́д, инсинуа́ция, контрафакция, конъекту́ра, креати́в, криминоге́нный, лобби́зм, нуллифика́ция, одороло́гия, прелимина́рный, преюдициа́льный, электора́т, юрисди́кция.

Задание № 5

В должностные обязанности юриста входит не только составление служебных документов, но и их редактирование. Найдите и исправьте ошибки, связанные с нарушением морфологических норм современного литературного русского языка. Запишите отредактированные предложения.

1. Мы ждали приезда на церемонию вручения премии «Оскар» Элизабету Тейлора, Дженифферу Лопес, Джейн Фонда, Арнольда Щварценеггер, Мариса Лиепа, Кристину Орбакайте, Жан-Клод Ван Дамм.

2. ФСБ заявило протест, а ЦРУ промолчал.

3.  «Мне один плацкарт!» — сказал мужчина, протянув деньги кассиру.

4. Авторитетный жюри определит победителя.

5. По обеим берегам реки раскинулся город.

6. В городе много грузинов, болгар, цыганов, чех.

7. Напиши свою резюме.

8. Солнечное Тбилиси всегда радо гостям.

9. У нас всегда свежие торта, сыра, соуса.

10. В кружке работали трое аспирантов и двое студенток.

11. У нее в коллекции двадцать две духи, а у него − тридцать три шахмат.

12. Очередь начала двигаться несколько побыстрее.

Задание № 6

Задание № 7

Юридически ничтожными могут быть признаны документы, которые содержат большое количество нарушений норм правописания. Укажите, какие орфограммы и пунктограммы пропущены в данном тексте. Озаглавьте его.

Наиболее развитой (разно)видностью д…агностики долгое время явля­лась м(е,и)дицинская. Первоначально понятие д(е,и)агноза связывалось именно с м(е,и)дициной с методом расп…знавания болезни. По мере развития науки и техники инт…грации знаний и методов их перен…сения из одной области знания в другую появляются и р(е,и)ализуются понятия д…агностики т(е,и)хнической ботанической зоологической психологической и др.

Например, психологическая д..агностика широко используется в (судебно)психологической эксп(е,и)ртизе и включает методы распозн…вания (разно)образных психологических свойств и сост…яний человека д…агностика индивидуальных различий личнос…ного развития детей и подрост­ков интел…екта умствен..ой отсталости и т.п. Т(е,и)хническая д…агностика широко прим…няется в (судебно)(авто)т(е,и)хнической эксп(е,и)ртизе. Широкий спектр областей знаний в которых в настоящее время используется метод д…агностирования позволяет (щ, сч)итать что дан…ый термин утратил свое (не)­когда сугубо м(е,и)дицинское значение.

С учетом этого (в)полне правомерным и достаточно кор…ектным было появление понятий "криминалистическая д…агностика" и "экспертная криминалистическая д…агностика". Введению дан…ых понятий предшес…вовало выделение т(е,и)оретических аспектов позн…вательной деятельности (не)решающих ид(е,и)нт(е,и)фикацион..ых задач и имеющих самостоятельное на­правление в криминалистике.

Для создания научных основ криминалистической д…агностики понадобилось вы…вление и изучение закономерностей м(е,и)ханизма воздействия типичных ситуативных условий события на материальную среду и изб…ра­тельного отображения последствий такого воздействия. Потребовалось проанализировать и систематизировать большое число типичных ситуа­ций характеризующих как состояние и свойства отдельных об…ектов так и целые криминальные ситуации. Выявляемые при этом закономерности легли в основу создаваемых методик д…агностического и…ледования лю­бого вида ситуативных условий будь то обстановка сост…яние или м(е,и)ха­низм происшествия в целом. Во всех случаях опр…деляющим является зна­ние о возникновении изучаемых условий их функционировании измене­нии закономерностях их влияния на различного рода об…екты.

Следует разл…чать час…ные методики построен…ые не по видам пр(е,и)ступлений установлен..ых законом а по другим основаниям. Так, в качестве оснований могут быть взяты место совершения пр…ступления лич..ность преступника лич..ность пот…рпевшего время проше…шее с момента совершения пр..ступления и др. В криминалистической литературе

из­вес…ны методики ра…ледования пр…ступлений на (железно)дорожном, вод­ном и воздушном транспорте методики ра…ледования пр..ступлений      со­верше…ых (не)совершеннолетними и р…ц…дивистами методики ра…ледо­вания (не)раскрытых пр…ступлений прошлых лет и пр.

По уровню конкретизации методики ра…ледования пр…ступлений могут быть (одно)ступенчатыми, (двух)ступенчатым и большей детализации. (На)пример методика ра…ледования краж включает в себя (не)только об­щ… рек…мендации по их ра..ледованию но и методики ра…ледования краж государственно…о или обществе…ого имущества а также методику ра…ледования краж лично…о имущ…ства граждан.

В свою очередь, методика рас..ледования краж лич..ного имущества граждан подразд(е,и)ляется на методику рас..ледования квартирных краж методику рас..ледования карман…ых краж методику рас..ледования краж (авто)машин и т.д. Соответственно, к методике рас..ледования краж государствен..ого или обществен..ого имущества относятся методика рас..ледова­ния краж из магазинов методика рас..ледования краж на предприятиях, в учреждениях и организациях методика рас..ледования краж на транспорте и т.п.

По об..ему час…ные методики рас..ледования пр..ступлений подразд(е,и)ляются на полные и сокращен..ые. В большинстве случаев разрабатываются методические рекомендации для пров…дения всего процес..а рас..ледования того или иного вида пр..ступлений. Иногда же и…ледова­ния ограничивают..ся разработкой методических рекомендаций по органи­зации и осуществлению какого(либо) одного этапа рас..ледования. Так до­вольно широкое распростран..ение имеют криминалистические методиче­ские рекомендации по проведению первоначальных следствен..ых дейст­вий.

    (Из учебного пособия "Криминалистика")

 

Задание № 8

Практикум

Вариант № ___

по дисциплине 

«Русский язык в деловой документации»

 

 

Выполнил (-а)

курсант__   курса, ___ взвода,

набора 201… г.,

специальность «__________»,

рядовой полиции

________________________

(фамилия, имя, отчество)

 

 

Проверил  _______________________________________

                                                                         должность, звание, Ф.И.О.

Практикум проверен ______________                    ___________________

                                                          дата,                                                                               оценка, зачет

 

                                                                                ___________________

подпись проверяющего

 

 

Калининград, 2020

Образец автобиографии

 

Автобиография

 

Я, Иванов Иван Иванович, родился 12 апреля 1982 г. в г. Кронштадт Ленинградской области РФ в семье военнослужащего, русский, родной язык – русский, также владею немецким (свободно) и китайским языками (читаю и перевожу со словарём).

С 1989г. по 1999г. учился в средней школе №1 г. Уфы.

(Если необходимо. здесь указывается служба в армии, работа или учёба после школы) В 2007 г. поступил на дневное отделение Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД РФ по специальности «Правовое обеспечение национальной безопасности (ПОНБ)».

В настоящее время являюсь курсантом 1 курса, 2 взвода данного университета.

Отец, Иванов Иван Петрович, 19… года рождения, является работником АОЗТ «Алмаз» г. Санкт – Петербурга.

Сведений о матери не имею.

Брат, Иванов Петр Иванович, 1980 года рождения, проходит службу в рядах вооруженных сил РФ (ученик гимназии № 117 г. Санкт – Петербурга; воспитанник детского сада № 44 г. …).

Семья проживает по адресу: г. Санкт- Петербург, ул. Чёрная речка, дом 2, кв.3.

Проживаю отдельно от семьи по адресу: г. Калининград, ул. Багратиона, д. 24, кв. 1.

Судим не был. Никто из родственников под судом и следствием не находился.

Холост. Детей не имею. (Не замужем. Детей не имею.)

За границей был: в 2006 г. в Польше как турист. (За границей не был.)

 

19 декабря 2012г.                                                     Подпись

 

 

 

СПИСОК ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные правовые акты

1. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (в ред. от 03 августа 2018 г. (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.12.2018 г.)) // СПС «КонсультантПлюс».                            

Основная литература

1. Воронцова, Ю.А. Русский язык в деловой документации. Культура речи: Учебное пособие/ Ю.А. Воронцова, Е.Ю. Хорошко. – М.: ДГСК МВД России, 2015. – 256 с.

2. Профессиональное обучение сотрудников органов внутренних дел (профессиональная подготовка полицейских): учебник в 2 ч. / под общ. ред. В.Л. Кубышко. Часть 1. – М.: ДГСК МВД России, 2015. – 232 с.

3. Профессиональная подготовка полицейских: учебник в 2 ч. / под общ. ред. В. Л. Кубышко. Часть 1. – ДГСК МВД России, 2017.– 264 с.

Дополнительная литература

       1. Профессиональная подготовка полицейских. Альбом структурно-логических схем: учебное наглядное пособие: в 2 ч. / под общ. ред. В.Л. Кубышко. – Часть 1: Общепрофессиональный цикл. ‒ М.: ДГСК МВД России, 2016 – Гл. 6, С. 193 – 226 с.

       2. Кравцова В. Ю. Язык и стиль деловых и процессуальных документов (практический курс формирования лингвистической компетенции): практикум. [Электронный ресурс] – Ростов н/Д: ФГКОУ ВО РЮИ МВД России, 2016. – 68 с.

По написанию практикума

по дисциплине «Русский язык в деловой документации»

курсантами очной формы обучения,

специальность 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности»,

 

 

 

Подготовлены

доцентом кафедры, кандидатом

педагогических наук

Г.И. Боинчан у

 

 

Рассмотрены и одобрены

на заседании кафедры

«28» января  2020 г. 

Протокол № 6

 

 

Калининград, 2020

ОГЛАВЛЕНИЕ

Вступление.

1. Организационно-методический раздел.

2. Задания практикума.

Вариант 1

Вариант 2

3. Справочно-вспомогательный аппарат.

4. Список основной и дополнительной литературы.

 

ВСТУПЛЕНИЕ

Практикум является важным средством самостоятельного изучения дисциплины. Его выполнение способствует формированию умений  и навыков применения теоретических знаний при решении профессиональных задач сотрудников ОВД по составлению служебных документов, редактированию их, при выполнении функциональных обязанностей (компетенций) сотрудника органов внутренних дел, а также отражает уровень научной, интеллектуальной и творческой активности курсантов.

Цели практикума – организация самостоятельной работы обучающихся по углубленному изучению дисциплины; формирование практических умений и навыков профессиональной деятельности, реализация компетентностного подхода к обучению.

Практикум – форма отчётности по всем разделам дисциплины «Русский язык в деловой документации», представляющий собой совокупность практических заданий, ориентированных на применение теоретических знаний при решении профессиональных задач. Он носит проблемно-поисковый характер.

Курсант, выполняющий задания практикума, должен продемонстрировать умение осуществлять анализ текста с точки зрения нормативности литературного современного языка и его стилистики, показать уровень сформированности речевой и языковой компетенций, проявить элементы научной творческой деятельности.

    

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

 

Подготовка письменной работы состоит из нескольких этапов:

· ознакомление с заданиями практикума, подбор словарей, учебников, учебных пособий;

· выполнение заданий, их проверка; 

· оформление работы, в том числе составление библиографии.

Работу над практикумом нужно начинать с изучения и усвоения соответствующих разделов учебников, учебных пособий и другой литературы, представленной ниже в данных методических рекомендациях. Работая с учебниками и другой научной литературой, необходимо делать пометки, обязательно записывать выходные данные изучаемых источников. Также необходимо использовать материалы лекционных, практических занятий и занятий по самоподготовке.

Как выбрать номер варианта практикума?

Если фамилия выполняющего практикум начинается с буквы А, В, Д, Ё, З, И, Л, Н, П, С, Н, Х, У, Х, Э, Я, вы выполняете вариант № 1.

Если фамилия выполняющего практикум начинается с буквы Б, Г, Е, Ж, К, М, О, Р, Т, Ф, Ц, Ч, Ш, Щ, Ю, вы выполняете вариант № 2.

Практикум по дисциплине «Русский язык в деловой документации» состоит из 8 заданий. Задания практикума пишутся

· собственноручно,

· разборчивым почерком,

· чернилами синего цвета,

· с сохранением полей (поля: нижнее и верхнее – 2 см, левое – 3 см, правое – 1 см),

· с шириной между строк 1,5 см;

· со сквозной нумерации страниц (отсчет начинается с титульного

листа),

· на бумаге формата А-4 (выполнение контрольных работ на листах школьных или общих тетрадей не разрешается).

Номера заданий и их условия надо записывать обязательно.

Вставленные буквы и знаки препинания в заданиях практикума подчеркиваются простым карандашом.

Ударения расставляются ручкой синего цвета.

Завершая работу над заданиями, следует внимательно сверить трудные случаи написания слов с их словарными дефинициями.

Нормативные требования к оформлению практикума по «Русскому языку в деловой документации» соответствуют общим требованиям, предъявляемым к письменным работам в образовательной организации высшего образования.

Кроме выполненных соответствующим способом практических заданий, практикум должен иметь титульный лист (см. раздел III. Справочно-вспомогательный аппарат), куда надо впечатать собственные данные. Строки, относящиеся к проверке практикума (кто проверил, когда), заполнять не надо. Титульный лист в рукописном варианте не принимается.

В библиографический список (оформленный должным образом) курсанты обязаны включить все использованные источники, в том числе Интернет-ресурсы, электронные словари, выделив их в отдельную рубрику.

Практикум помещается в стандартную папку-скоросшиватель.Практикум подписывается курсантом на последней странице («Практикум выполнил подпись и расшифровка подписи») и сдается на кафедру. Там работа регистрируется и передается преподавателю для проверки. Во время проверки преподаватель лишь указывает количество допущенных курсантом ошибок, но не указывает на них. 

Срок представления готовой работы определяется графиком учебного

процесса, но не позднее, чем за 1 месяц до начала сессии.

     Практикум, признанный рецензентом удовлетворяющим предъявляемым требованиям, оценивается записью «зачтён». Возвращенный для переработки практикум оценивается записью «не зачтён».

Курсант, который не выполнил или не представил к установленному сроку работу, не допускается к сдаче зачета.

Не подлежат зачёту практикум:

— не сданный своевременно на проверку;

— выполненный не в соответствии с указанным вариантом;

—  написанный небрежно, неразборчивым почерком, с орфографическими

или пунктуационными ошибками (более 6).

 

При выполнении задания № 1 курсантам следует списать слова, расставить в них ударения, проявив знание современных акцентологических норм русского литературного языка. В данном задании рекомендуется использовать Орфоэпический словарь русского языка.

Задание № 2 направлено на проверку знания стилистической системы русского литературного языка, умения определить стилистическую принадлежность текстов и навыка отбора языковых средств согласно требованиям стиля. Сначала записываются предложения из задания, в них указываются особенности того или иного стиля речи, затем записывается широко известная конструкция пословицы или поговорки.  

Задание № 3 выполняется в строгом соответствии с образцом документа, представленным в разделе III.

Выполнение задания № 4 позволит оценить уровень владения курсантами лексическими нормами русского литературного языка. Задание состоит из двух частей. Пример оформления первой части:

Адекватный – от лат. adaequatus (приравненный) Адекватный – равный, тождественный, вполне соответствующий. Адекватное поведение.

Выполнение задания № 5 выявит уровень владения курсантами грамматическими нормами русского литературного языка. При оформлении задания следует записать отредактированный вариант представленных предложений.

    Задания № 6, 7 позволят курсантам продемонстрировать уровень владения нормами орфографии и пунктуации на примере текстов профессиональной направленности. При оформлении задания № 7сначала необходимо озаглавить текст и записать название. Затем надо списать текст, вставляя буквы и расставляя знаки препинания. Вставленные буквы и знаки подчёркиваются. При оформлении задания № 7 сначала следует записать отредактированный текст, затем указать его жанр.

    Приступая к работе над заданием № 8, курсанты должны внимательно прочитать его условие. Форма ответа – письменное монологическое высказывание, позволяющее выявить уровень грамотности письменной речи, а также интеллектуальный, творческий потенциал обучающегося. Задание носит интегративный характер и нацелено на упрочение междисциплинарных связей. 

 

 

II. ЗАДАНИЯ ПРАКТИКУМА

Вариант № 1

Задание № 1

Расставьте ударения в словах согласно акцентологическим нормам русского литературного языка. Помните, что чистота речи – важное качество профессиональной речи сотрудников ОВД.

Валовой, вероисповедание, дактилоскопия, договоров, сосредоточие, усугубить, феномен, ходатайство, намерение, премированный, заключенный, осужденный, средства, красивее, некролог, обеспечение, облегчить, осведомить, похороны, на похоронах, сироты, умерший, звонят, квартал, мастерски.

 

Задание № 2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.85.76 (0.177 с.)