Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В формировании правовых знаний обучающихся
Организация групповой просветительской работы со студентами
Петрова Ольга Михайловна, социальный педагог, Канашский строительный техникум Минобразования Чувашии
«Майндмеппинг» можно отнести к одному из довольно новых, интересных и полезных приемов объяснительно-наглядного метода обучения и воспитания. Название приема происходит от английского «mind mapping». на русский язык это словосочетание можно перевести как «интеллект-карта», «ментальная схема» или «карта разума», «карта памяти», «карта ума». Майндмэппинг – это принципиально иной способ аналитического представления информации, основанный на графическом отображении ассоциативных (а не обязательно логических) связей, изображение мыслей человека по какой-нибудь теме графически на листе бумаги, на учебной доске или на экране компьютера. Эта запись мыслей представляет собой как бы сердцевину с радиально развевающимися от нее ветвями. Ветви отображают ассоциативные связи от главной темы по принципу от большего к меньшему, от более крупного понятия к более мелким деталям. Именно поэтому майндмэпы не надо путать с обыкновенными диаграммами.
Термин "интеллектуальные карты" (ментальные карты) придумал Тони Бьюзен - британский психолог, автор методики запоминания, творчества и организации мышления. Бьюзен пришел к мысли, насколько важны рисунки и ассоциации при оформлении и передаче мыслей. Следует отметить, что и до Бьюзена существовали и до сих пор существуют различные схемы и таблицы при передаче информации, но все они обычно располагаются привычным, скучным и монотонным для нас образом - линейно по горизонтали или по вертикали. Новшество метода Бьюзена состоит в том, что при создании «майнд-карт» он предлагает задействовать оба полушария мозга. А чтобы были задействованы оба полушария, то при создании «майнд-карт» Бьюзен предлагает изображать не только форму радиальных лучей, подобно нейронам, но и раскрашивать ветви, расходящиеся от главной темы, в разные цвета. Тогда мозг лучше воспринимает, понимает и запоминает информацию. При таком подходе у человека активизируется так называемое радиантное мышление, когда мысли, подобно ветвям на дереве, расходятся в стороны от своей сердцевины - от центра к периферии, от центральной (главной) идеи (темы) - к ассоциативным идеям (подтемам) и далее - к более мелким ассоциациям (деталям).
Существуют определенные правила создания «майнд-карт». Во-первых, нужно начинать с центра. В центре помещается название общей (главной) темы (мысли, идеи). Во-вторых, во всех «майнд-картах» первое радиальное ответвление принято начинать с верхнего правого угла и далее распологать все ветви по часовой стрелке. В-третьих, при создании «майнд-карты» каждую новую «ветвь-идею» необходимо изображать другим цветом. Тогда лучше привлекается внимание к ней, и мозг лучше понимает и запоминает информацию. Ветви от середины рисуются толще, затем к периферии они утоньшаются, как бы показывая направление развития мысли. Если не рисуются утолщения, то необходимо рисовать стрелки при переходе к каждой последующей мысли. В-четвертых, на каждом ответвлении - и большом и малом - пишется только одно-два ключевых слова и/или рисуется один рисунок. Писать слова рекомендуется печатными буквами, так как читать строчные буквы даже своего почерка сложно и неудобно. Рисунки даже предпочтительнее, так как они лучше развивают воображение и лучше создают ассоциативные связи, причем качество рисунков не имеет никакого значения - они все равно выполняют свою функцию. То есть не надо бояться, что кто-то не умеет рисовать. Лучше всего при создании «майнд-карты» комбинировать слова с рисунками.
В-пятых, ветвей на «майнд-карте» рекомендуется рисовать не более девяти, так как мозгу будет сложно запоминать информацию. Оптимальное число ветвей, которое способствует лучшему восприятию и запоминанию, это пять-семь (7±2). Надо учитывать, что от каждой ветви пойдут еще разветвления и информация будет добавляться. При создании «майнд-карты» не обязательно рисовать и дополнять ветви одну за другой, заполнять «майнд-карту» можно в разных местах, по мере прихода в голову мыслей и идей. Лист бумаги должен быть не меньше размера А4, и он должен быть просто белым, без клеточек и линеек, так как они могут мешать расположению слов и рисунков на «майнд-карте».
Сейчас в двадцать первом веке существует множество майкрософт программ и приложений по созданию «майнд-карт» (популярные бесплатные и простые в освоении mindmapping-ресурсы: сайты Coggle. it, Mind 42. com и программа Xmind с сайта Xmind. net, однако, специалисты и педагоги отмечают, что лучше всего создавать «майнд-карты» вручную на листе бумаги, используя цветные карандаши или маркеры. Установлено, что когда человек рисует сам, то у него лучше работают и радиантное мышление, и воображение, и ассоциативные связи. Он учится лучше мыслить, развивает свою креативность, лучше запоминает информацию, а наличие разных цветов и рисунков позволяет ему дольше помнить любую информацию.
«Mind mapping» может широко применяться и в нашей личной жизни, и на работе, и в учебно-воспитательном процессе. Например, с помощью составления «майнд-карты» мы можем планировать как свой один день, так и следующую неделю, месяц, год и даже жизнь. О возможностях данного приема для педагогов говорит следующая «майнд-карта»
Создание «майнд-карт» и их использование помогает и обучающимся. Педагоги могут использовать «майнд-карты» не только на уроках теоретического обучения, но и для подготовки и проведения собраний, а также для составления любой речи. Используя «mind mapping», можно подготовить и блестяще провести презентацию перед коллегами, Составление «майнд-карты» поможет разработать и выполнить какой-либо проект, однако и социальный педагог может использовать его при проведении группового внеклассного мероприятия в форме майндчаса на тему: «Правомерное поведение. Правонарушение. Ответственность». Цель мероприятия: формирование правового сознания, правовой культуры обучающихся и предупреждение правонарушений. В начале майнд-часа соцпедагог проверяет уровень знания понятий «право», «правомерное поведение», «правонарушение», «ответственность», ставит перед обучающимися цели и задачи с помощью карты ума. Далее все вышеперечисленные понятия объясняет обучающий(ая)ся также с использованием ментальной карты.
Педагог знакомит обучающихся с технологией майндмеппинга, делит участников мероприятия на подгруппы и предлагает им разъяснить основные виды юридической ответственности (дисциплинарной, гражданско-правовой, административной, уголовной, материальной) с использованием интеллект-карт.
Далее представители от каждой подгруппы рассказывают об одном из видов юридической отвественности. Для закрепления полученных знаний подгруппы разыгрывают ситуации, определяют вид отвественности и меры наказания. Рефлексия также проходит с использованием ментальной карты. Видео мероприятия «Правомерное поведение. Правонарушение. Ответственность» можно просмотреть по ссылке https://youtu.be/nQLLoq_Rl0A. Итак, подводя итог о значении такой технологии, как «майндмеппинг», можно сказать, что она является инновационной, доступной, креативной и интересной как для педагогов, так и для обучающихся, служит для организации и наглядного выражения наших мыслей, развития мышления и легко используется для формирования правовых знаний. Электронные ресурсы 1. Как построить планы на целый год: сайт. [Электронный ресурс].URL: https://www.youtube.com/watch?v=bHm_Vg3Wy3M(дата обращения 01.05.2019 г.) 2. Что такое майндмеппинг и карты мыслей?: сайт. [Электронный ресурс].URL: http://free-psycho.ru/chto-takoe-majndme-pping-i-karty-my-slej/ (дата обращения 01.05.2019 г.)
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.86.172 (0.01 с.) |