В формировании правовых знаний обучающихся 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В формировании правовых знаний обучающихся



Организация групповой просветительской работы со студентами

 

Петрова Ольга Михайловна,

социальный педагог,

Канашский строительный техникум

Минобразования Чувашии

 

«Майндмеппинг» можно отнести к одному из довольно новых, интересных и полезных приемов объяснительно-наглядного метода обучения и воспитания.

Название приема происходит от английского «mind mapping». на русский язык это словосочетание можно перевести как «интеллект-карта», «ментальная схема» или «карта разума», «карта памяти», «карта ума».   Майндмэппинг – это принципиально иной способ аналитического представления информации, основанный на графическом отображении ассоциативных (а не обязательно логических) связей, изображение мыслей человека по какой-нибудь теме графически на листе бумаги, на учебной доске или на экране компьютера. Эта запись мыслей представляет собой как бы сердцевину с радиально развевающимися от нее ветвями. Ветви отображают ассоциативные связи от главной темы по принципу от большего к меньшему, от более крупного понятия к более мелким деталям. Именно поэтому майндмэпы не надо путать с обыкновенными диаграммами.

 

 

    Термин "интеллектуальные карты" (ментальные карты) придумал Тони Бьюзен - британский психолог, автор методики запоминания, творчества и организации мышления. Бьюзен пришел к мысли, насколько важны рисунки и ассоциации при оформлении и передаче мыслей. Следует отметить, что и до Бьюзена существовали и до сих пор существуют различные схемы и таблицы при передаче информации, но все они обычно располагаются привычным, скучным и монотонным для нас образом - линейно по горизонтали или по вертикали.

Новшество метода Бьюзена состоит в том, что при создании «майнд-карт» он предлагает задействовать оба полушария мозга. А чтобы были задействованы оба полушария, то при создании «майнд-карт» Бьюзен предлагает изображать не только форму радиальных лучей, подобно нейронам, но и раскрашивать ветви, расходящиеся от главной темы, в разные цвета. Тогда мозг лучше воспринимает, понимает и запоминает информацию. При таком подходе у человека активизируется так называемое радиантное мышление, когда мысли, подобно ветвям на дереве, расходятся в стороны от своей сердцевины - от центра к периферии, от центральной (главной) идеи (темы) - к ассоциативным идеям (подтемам) и далее - к более мелким ассоциациям (деталям).

Существуют определенные правила создания «майнд-карт». Во-первых, нужно начинать с центра. В центре помещается название общей (главной) темы (мысли, идеи). Во-вторых, во всех «майнд-картах» первое радиальное ответвление принято начинать с верхнего правого угла и далее распологать все ветви по часовой стрелке. В-третьих, при создании «майнд-карты» каждую новую «ветвь-идею» необходимо изображать другим цветом. Тогда лучше привлекается внимание к ней, и мозг лучше понимает и запоминает информацию. Ветви от середины рисуются толще, затем к периферии они утоньшаются, как бы показывая направление развития мысли. Если не рисуются утолщения, то необходимо рисовать стрелки при переходе к каждой последующей мысли. В-четвертых, на каждом ответвлении - и большом и малом - пишется только одно-два ключевых слова и/или рисуется один рисунок. Писать слова рекомендуется печатными буквами, так как читать строчные буквы даже своего почерка сложно и неудобно. Рисунки даже предпочтительнее, так как они лучше развивают воображение и лучше создают ассоциативные связи, причем качество рисунков не имеет никакого значения - они все равно выполняют свою функцию. То есть не надо бояться, что кто-то не умеет рисовать. Лучше всего при создании «майнд-карты» комбинировать слова с рисунками.

 

В-пятых, ветвей на «майнд-карте» рекомендуется рисовать не более девяти, так как мозгу будет сложно запоминать информацию. Оптимальное число ветвей, которое способствует лучшему восприятию и запоминанию, это пять-семь (7±2). Надо учитывать, что от каждой ветви пойдут еще разветвления и информация будет добавляться. При создании «майнд-карты» не обязательно рисовать и дополнять ветви одну за другой, заполнять «майнд-карту» можно в разных местах, по мере прихода в голову мыслей и идей. Лист бумаги должен быть не меньше размера А4, и он должен быть просто белым, без клеточек и линеек, так как они могут мешать расположению слов и рисунков на «майнд-карте».

Сейчас в двадцать первом веке существует множество майкрософт программ и приложений по созданию «майнд-карт» (популярные бесплатные и простые в освоении mindmapping-ресурсы: сайты Coggle. it, Mind 42. com и программа Xmind с сайта Xmind. net, однако, специалисты и педагоги отмечают, что лучше всего создавать «майнд-карты» вручную на листе бумаги, используя цветные карандаши или маркеры. Установлено, что когда человек рисует сам, то у него лучше работают и радиантное мышление, и воображение, и ассоциативные связи. Он учится лучше мыслить, развивает свою креативность, лучше запоминает информацию, а наличие разных цветов и рисунков позволяет ему дольше помнить любую информацию.

 

«Mind mapping» может широко применяться и в нашей личной жизни, и на работе, и в учебно-воспитательном процессе. Например, с помощью составления «майнд-карты» мы можем планировать как свой один день, так и следующую неделю, месяц, год и даже жизнь.

О возможностях данного приема для педагогов говорит следующая «майнд-карта»

 

Создание «майнд-карт» и их использование помогает и обучающимся.

    Педагоги могут использовать «майнд-карты» не только на уроках теоретического обучения, но и для подготовки и проведения собраний, а также для составления любой речи. Используя «mind mapping», можно подготовить и блестяще провести презентацию перед коллегами, Составление «майнд-карты» поможет разработать и выполнить какой-либо проект, однако и социальный педагог может использовать его при проведении группового внеклассного мероприятия в форме майндчаса на тему: «Правомерное поведение. Правонарушение. Ответственность».

Цель мероприятия: формирование правового сознания, правовой культуры обучающихся и предупреждение правонарушений. В начале майнд-часа соцпедагог проверяет уровень знания понятий «право», «правомерное поведение», «правонарушение», «ответственность», ставит перед обучающимися цели и задачи с помощью карты ума.

Далее все вышеперечисленные понятия объясняет обучающий(ая)ся также с использованием ментальной карты.

 

Педагог знакомит обучающихся с технологией майндмеппинга, делит участников мероприятия на подгруппы и предлагает им разъяснить основные виды юридической ответственности (дисциплинарной, гражданско-правовой, административной, уголовной, материальной) с использованием интеллект-карт.

 

Далее представители от каждой подгруппы рассказывают об одном из видов юридической отвественности.

Для закрепления полученных знаний подгруппы разыгрывают ситуации, определяют вид отвественности и меры наказания. Рефлексия также проходит с использованием ментальной карты.

Видео мероприятия «Правомерное поведение. Правонарушение. Ответственность» можно просмотреть по ссылке https://youtu.be/nQLLoq_Rl0A.

Итак, подводя итог о значении такой технологии, как «майндмеппинг», можно сказать, что она является инновационной, доступной, креативной и интересной как для педагогов, так и для обучающихся, служит для организации и наглядного выражения наших мыслей, развития мышления и легко используется для формирования правовых знаний.

Электронные ресурсы

1. Как построить планы на целый год: сайт. [Электронный ресурс].URL: https://www.youtube.com/watch?v=bHm_Vg3Wy3M(дата обращения 01.05.2019 г.)

2. Что такое майндмеппинг и карты мыслей?: сайт. [Электронный ресурс].URL: http://free-psycho.ru/chto-takoe-majndme-pping-i-karty-my-slej/ (дата обращения 01.05.2019 г.)

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.86.172 (0.01 с.)