Занятие с элементами тренинга на тему: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие с элементами тренинга на тему:



«Мужчина и женщина. Кто они?»

Организация групповой психокоррекционной работы со студентами.

Молева Татьяна Анатольевна,

педагог – психолог,

Чебоксарский машиностроительный техникум

Минобразования Чувашии

Актуальность

Весьма остро стоит проблема половой идентификации у подростков в современном обществе. Именно в подростковом возрасте подросток начинает активно вступать в социальные контакты, искать себя и свое место в обществе, пытаясь тем самым осознать свою особенность, свою социальную роль и личностные характеристики. Любые изменения в социуме влияют на чувствительного подростка и тогда происходят преобразования всех систем, таких как представление о себе как представителя определенного пола и принятие своей половой принадлежности. На этом фоне происходит выстраивание своего полоролевого поведения. Нарушения половой идентичности или присвоение искаженного типа могут повлечь за собой изменения в полоролевой структуре личности. Это отражается на характере социальных взаимодействий и отклонения в поведении.

Причиной искажения половой идентичности у подростков становятся размывающиеся с каждым годом половые стереотипы (в одежде, внешнем виде, манерах поведения), разрушения традиционного семейного уклада (большое количество неполных и возникновение однополых семей) и освоение профессий противоположного пола. Происходит постепенное вымывание из детского сознания и из сознания общества представление о «настоящих» мужчинах и женщинах.

В результате появляется все больше мужественных женщин и женственных мужчин. И, конечно же, это не может не отразиться на подрастающем поколении.

Предлагаемое занятие позволит сформировать у подростков адекватные стереотипы мужского/женского поведения и поможет им принять свое «физическое Я» для успешной жизни.

Цель: коррекция половой дезидентичности подростков с помощью обучения их адекватным стереотипам мужского/женского поведения, принятия своего «физического Я», развития самосознания и разрешения внутриличностных проблем.

Задачи:

· формирование представления понятия «гендер»;

· формирование стереотипов мужского/женского поведения;

· формирование представления о собственном «Я»;

· осознание своей индивидуальности.

Помимо основных задач решаются и дополнительные: формирование навыков релаксации, необходимые в повседневной жизни.

Время проведения: 2 – 2,5 часа

Форма проведения: групповая (юноши и девушки вместе).

Необходимые материалы:

· бейджики для каждого участника;

· карточки с написанными правилами тренинга;

· бланк с диагностикой «Полоролевой опросник (С.С.Бем)»;

· бумага для записей;

· ватман, журналы, газеты, книги с картинками;

· клей, ножницы;

· цветные карандаши, фломастеры;

· музыкальное сопровождение.

Ход занятия

«Знакомство»

Цель: знакомство, осознание необходимости тренинговой работы, снятие психологического дискомфорта.

Психолог:

Приветствие – Здравствуйте дорогие ребята! Я рада вас всех видеть на нашем занятии. А вы?

- Я хочу предложить вам занятие, в котором мы познакомимся с понятием «гендер», решим для себя, какими должны быть женщины, какими – мужчины, как они должны взаимодействовать друг с другом, чтобы меньше конфликтовать. Что вы об этом думаете?

Ребята делятся своим мнением, психолог, участвуя в дискуссии, нацеливает их на осознание необходимости работы. Когда цель достигнута, начинается «знакомство».

Упражнение 1

«Как должны здороваться мужчины и женщины»

Подростки делятся на две группы: юношей и девушек, встают напротив друг друга. Юноши передвигаются, а девушки стоят на месте. Ребята должны поздороваться с девушками, как здороваются в их понимании настоящие мужчины, а девушки должны ответить по-женски. Каждая девушка должна дождаться приветствия каждого юноши. После этого проводится обсуждение: кому было сложно, а кому просто, и причины этого.

Упражнение 2

«Автобиография»

- Каждый из вас должен выступить перед всей группой с краткой автобиографией. Вам нужно за 2 – 3 минуты рассказать о себе, выделяя самое важное для вас. Имейте ввиду – эта ваша первая заявка, от нее зависит очень многое, поэтому серьезно подумайте, о чем вы будете говорить, и не забудьте начать с имени. Задача – четко и ясно рассказать о себе и запомнить наиболее интересные моменты в биографиях друг друга.

После представления своих биографий участники оформляют бейджики, где указывается тренинговое имя, которое можно к нему обратиться.

Затем ребята делятся впечатлениями о том, что увидели и услышали.

 «Правила работы группы» (См. приложение 1)

Каждому участнику раздаются правила, затем психолог объясняет каждое из них, отвечает на вопросы участников.

Мини – лекция.

«Гендер: определение понятия»

Гендер – одно из основных понятий современной психологии, которое означает ролевые ожидания представителей разного пола друг от друга. Гендер в отличие от понятия пола касается не сугубо физических свойств, по которым отличаются мужчины и женщины, а психологических черт, присущих «женственности» и «мужественности».

Под «гендером» принято понимать социальный пол человека, который формируется в процессе воспитания личности. Гендер указывает на социальный статус личности и ее социально-психологические характеристики, которые связаны с полом человека и возникают в процессе взаимодействия с другими личностями в рамках определенной культуры. В понятие «гендер» также входят психологические, культурные и социальные отличия между женщинами (девочками) и мужчинами (мальчиками).

Гендер – социальный пол, который определяет поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается людьми.

Мужской гендер: доминирование, властность, навязывание своей воли, требование подчинения, активность.

Женский гендер: покорность, вторые-третьи роли, бесхарактерность, пассивность.

Принято считать, что «гендер» состоит из 3 компонентов:

- когнитивный или гендерное самосознание («Я знаю, что я мужчина/женщина»);

- эмоциональный или гендерная идентичность («Я ощущаю себя мужчиной/женщиной»);

- поведенческий или гендерные роли и специфика поведения («Я веду себя как мужчина/женщина»).

Выделяют 3 типа «гендерных» типа:

- маскулинность – выражение предпочтения инструментальных стилей деятельности, энергичность, напористость, способность к значительному, но кратковременному усилию;

- феминность – приверженность к видам деятельности, связанным с коммуникацией, восприятием нюансов, тонкостью чувств, способностью к поддерживанию активности, которая не требует значительных усилий длительное время;

- андрогенность – проявление маскулинных и феминных черт одновременно.

Диагностика «Полоролевой опросник (С.С.Бем)» (См.приложение 2)

Назначение теста: диагностика маскулинности – фемининности испытуемых.

Обсуждение результатов диагностики.

Упражнение 3

Цель: расширение представления участников о понятии гендерной идентичности, ее структуре и закономерностях развития.

Задачи:

· осознание участников своей индивидуальности;

· повышение самооценки участников;

· формирование представлений о гендерной идентичности.

1.«Поменяйтесь местами»

Ребята сидят на стульях в кругу. Водящий выходит на середину кругу и говорит фразу: - «Поменяйтесь местами те, кто … (умеет жарить картошку)». В конце называется какой-либо признак или умение. Задача тех, кто обладает умением или признаком меняется местами. Нужно успеть сесть на любое освободившееся место. Тот, кто не успел сесть, становится новым водящим.

2. «Постройся по росту!»

Участники становятся плотным кругом и закрывают глаза. Их задача состоит в том, чтобы построиться в ряд по росту с закрытыми глазами. Когда все участники найдут свое место в строю, надо дать команду открыть глаза и посмотреть, что же получилось. После упражнения можно обсудить, сложно ли было выполнить это задание (как себя чувствовали участники) или нет.

Примечание: Игра имеет несколько вариантов. Можно дать задание построиться по цвету глаз (от самых светлых до самых темных, разумеется, не закрывая глаза), по цвету волос, по теплоте рук и т.д.

После этого психолог просит поделиться впечатлениями.

Упражнение 4

«Коллаж»

Обсуждение.

- Какими должны быть мужчина и женщина? Мужчины – сильными, смелыми, умными, защитниками, зарабатывать деньги и т.д.; женщины – красивыми, женственными, заботливыми, мягкими, кокетливыми и т.д. Откуда мы это знаем?

Группа делится на две группы (юноши и девушки отдельно). На листах ватмана из предложенных материалов девушки составляют коллаж «Типичная женщина», а юноши – «Типичный мужчина».

Закончив работу, подгруппы представляют друг другу свои творения, рассказывая о том, что на них изображено.

Обсуждение: - Как вы думаете, бывают ли люди, которые подходят под описание «типичных» мужчин и женщин? Почему?

Упражнение 5

Цель: развивать способность видеть хорошее в другом человеке и учиться находить слова, выражающие восхищение, удивление, уважение.

Упражнение способствует проявлению интереса к другому человеку, учит видеть особые качества людей, которые являются ценностью: скромность, милосердие. Упражнение можно использовать и для коррекции самооценки обучающихся, указав на недостатки и недостойное поведение. В этом случае участники не угадывают, о ком идет речь, а должны отнести вопрос только к самим себе.

Ход: когда психолог называет качества участников, которые вызывают у него уважение, удивление или восхищение, другие должны узнать, о ком говорит психолог. Например: - «Меня восхищает умение этого человека играть на гитаре. Меня удивляет способность этого человека часто опаздывать. Меня поражает тактичность этого человека. Мне нравится аккуратность этого человека».

1-й вариант: Психолог говорит комплимент. Участники определяют, о ком идет речь. Важно, чтобы восхищение было высказано каждому участнику.

2-ой вариант: Восхищение и удивление высказывают сами участники, а тот, кто считает, что речь идет именно о нем, поднимает руку.

После этого психолог просит поделиться впечатлениями.

Упражнение 6.

«Свеча»

Цель: аккумулировать положительный опыт, полученный в тренинге, и нейтрализовать опыт отрицательный.

Участники сидят в кругу и передают друг другу зажженную свечу и при этом отвечают на следующие вопросы: - «Что нового вы узнали? Что запомнилось на занятии больше всего? Какие чувства вызвали эти события?»

 

Используемая литература:

1.Бендас Т.В. Гендерная психология. Учебник для вузов. – СПб., 2005. – 430 с.

2.Василькова Ю.В. Быть мужчиной. Быть женщиной. Тренинг полоролевой идентичности для подростков. – СПб.: Речь, 2010. – 126 с.

3.Микляева А.В. Я – подросток. Программа уроков психологии. – СПб.: Речь, 2006. – 335 с.

 

Приложение 1

Правила работы группы:

1.Доверительный стиль общения. Рассказывая другим о себе, мы надеемся на взаимность.

2.Искренность в общении. Если не будет искренности, мы не сможем общаться.

3.Конфиденциальность всего происходящего в группе. Никто не может говорить за пределами группы о том, что в ней происходит. Каждый должен быть уверен в том, что его личные откровения остаются в группе.

4.Группа оказывает поддержку каждому (советом, возможностью выслушать, добрым словом).

5.Предметом обсуждений являются проблемы мужчин и женщин.

 

Приложение 2

Инструкция.

«Ответьте на каждое утверждение "да" (+) или "нет" (-), оценивая тем самым наличие или отсутствие у себя названных качеств».

 

1. Верящий в себя. 31. Быстрый в принятии решений.
2. Умеющий уступать. 32. Сострадающий.
3. Способный помочь. 33. Искренний.
4. Склонный защищать свои взгляды. 34. Полагающийся только на себя (самодостаточный).
5. Жизнерадостный. 35. Способный утешать.
6. Угрюмый. 36. Тщеславный.
7. Независимый. 37. Властный.
8. Застенчивый. 38. Имеющий тихий голос.
9. Совестливый. 39. Привлекательный.
10. Атлетический. 40. Мужественный.
11. Нежный. 41. Теплый, сердечный.
12. Театральный. 42. Торжественный, важный.
13. Напористый. 43. Имеющий собственную позицию.
14. Падкий на лесть. 44. Мягкий.
15. Удачливый. 45. Умеющий дружить.
16.Сильная личность. 46. Агрессивный.
17. Преданный. 47. Доверчивый.
18.Непредсказуемый. 48. Малорезультативный.
19. Сильный. 49. Склонный вести за собой.
20. Женственный. 50. Инфантильный.
21. Надежный. 51. Адаптивный, приспособляющийся.
22. Аналитический. 52. Индивидуалист.
23. Умеющий чувствовать. 53. Не любящий ругательств.
24. Ревнивый. 54. Несистематичный.
25.Способный к лидерству. 55. Имеющий дух соревнования.
26. Заботящийся о людях. 56. Любящий детей.
27. Прямой, правдивый. 57. Тактичный.
28. Склонный к риску. 58. Амбициозный, честолюбивый.
29. Понимающий других. 59. Спокойный.
30. Скрытный. 60. Традиционный, подверженный условностям.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.28.197 (0.031 с.)