Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития учащихся. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития учащихся.



По каждому из заявленных направлений духовно-нравственного развития обучающихся планируется достижение следующих результатов:

- ценностное отношение к Родине, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, традициям, старшему поколению;

- опыт социальной и межкультурной коммуникации;

- представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений с людьми, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

- уважительное отношение к традиционным и обычаям;

- неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

- заботливое отношение к младшим;

- ценностное отношение к труду и творчеству;

- первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками и взрослыми;

- осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

- потребности и умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для подростка видах творческой деятельности;

- мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Тематический план

“Духовно-нравственное воспитание студентов техникума”

№ п/п Тема Основное содержание Формы работы
1 “Подари человеку радость” - прекрасное в жизни человека; - милосердие; - правила человеческого общежития 1. Акции «День добрых дел»; 2. Классные часы на тему: «Добросердечие», «Милосердность»; 3. Занятие «Тропинки к творчеству».
2 “Человек в поисках веры” - проблемы жизни и смерти; - вера в Бога; - вера в себя; - религии мира -пояснение значения таких понятий, как уважение, авторитет, почтение к старшему поколению на основе христианской педагогики; - формирование представления о призвании и воспитании души, о милости, радости и благодарении души 1. Беседа-размышление “Познаваем ли мир?”; 2. Беседа “Человек и его предназначение”; 3. Занятие «Крутится, вертится шар голубой».
3 “Вечные истины” - формирование представления о гражданском долге; - моральный закон каждого; - добро и зло в жизни человека; - в поисках красоты 1. Тест, беседа “В силах ли я искоренить зло в самом себе?”; 2. Классные часы: «Сострадание», «Совестливость», «Убежденность»; 3. «Урок Доброты» для студентов первого курса; 4. Акция «Ладошки помощи».
4 “Семья” - семейный союз; - правила жизни в семье; - примеры родительской любви -строгой, Разумной, Уважающей 1. Тест “Родители – моя опора”. 2. Деловая игра “Генеалогическое древо”. 3. Литературный этюд “Традиции моей семьи”. 4. Классные часы: «Верность», «Порядочность»
6 “Дружба или любовь?” - во сколько лет начинается взрослая жизнь?! 1.Беседа-размышление “А если это любовь?”; 2. Ролевая игра “Я+ТЫ”; 3. Классный час: «Искренность»; 4. Занятие «Карта нашей группы».
7 “Здоровый образ жизни” - правила поведения в местах общественного пользования; - правила собственной безопасности; как не стать жертвой преступления; - духовное и физическое здоровье; - вредные привычки 1. Диалог-размышление “Зачем нужна полиция?”. 2. Встреча с представителями внутренних органов правопорядка. 3. Деловая игра “Как обеспечить свою безопасность?”. 4. Беседа-тест “Здоровый образ жизни”. 5. Деловая игра “Вредные привычки – за и против”. 6. Классные часы: «Упорство»*, «Стойкость»*
8 “Моя Родина” - патриотическое и гражданское воспитание; - понятие патриотизма “Символика” в масштабах страны, области, города 1. Беседа-размышление “С чего начинается Родина?”. 2. Диалог-размышление “Что такое патриотизм и гражданственность”. 3. Деловая игра “Я гражданин России”. 4. Беседа-экскурс в историю “Для чего нужна символика?” 5. Классные часы: «Мужественность», «Отважность», «Патриотизм»
9 “Разрешаем конфликты конструктивно” - конфликты, типы их разрешения; - культура общения; - почему возникают ссоры 1. Беседа “Конфликтология. Для чего она нужна?”. 2. Беседа (тест) “Конфликтный человек”. 3. Классные часы: «Интеллигентность», «Порядочность»
10 “Мир прекрасен - экологическое просвещение учащихся; - проблемы экологической безопасности 1. Круглый стол по проблемам экологии. 2. Беседа (тест) “Я экологически воспитан…” 3. Классные часы: «Пытливость», «Настойчивость»*
11 “Труд и деньги” - деньги как общественный эквивалент; - роль труда в жизни человека; - нравственные нормы в мире денежных отношений 1. Беседа-тест “Что для меня деньги”. 2.Классные часы: «Образованность», «Вдохновенность»

      

Психологический тренинг

«Азбука нравственности»

Организация групповой работы со студентами

 

Иванова Оксана Рудольфовна,

педагог-психолог

Чебоксарский медицинский колледж Министерства здравоохранения

Чувашии

 

Цель: расширить знания обучающихся о правилах культурного поведения в повседневной жизни в коллективе, обществе.

Задачи:

- знать о категориях добра и зла;

- развивать умение правильно оценивать себя и других, анализировать, обобщать;

- воспитывать культуру общения друг с другом.

Форма проведения: поисковые, дискуссионные.

Ход тренинга:

Организационная часть.

Ведущий: Я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь мне и друг другу. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы, мы все здоровы. Вдохните в себя свежесть и красоту дня. Выдохните обиду, злобу, беспокойство. Добрый день уважаемые гости, добрый день ребята. Я рада приветствовать вас на тренинге «Азбука нравственности». Если человек первые буквы, слоги сливает, слова читает с азбуки, букваря, то мы с вами сейчас узнаем, что изучает азбука нравственности.

Цель нашей встречи, какие нормы поведения в классном коллективе, обществе, правила общения друг с другом нужно знать, также знать категории добра и зла.

Все мы считаем себя мыслящими людьми, личностями. Я личность? Какие качества присущи мне, как личности?

Ведущий: а сейчас выберите те качества характера, которые присущи вам (раздаются каж-дому участнику листы с готовыми качествами характера, ребята выбирают их для себя):

-Какая я Личность?

- творческая

 -милосердная

- справедливая

- честная

- целеустремленная

- вежливая

- умная

- доброжелательная

- доверчивая

- трудолюбивая

- спокойная

- злая

- мечтательная

 -слабая

- терпеливая

- расчетливая

- агрессивная

Это качества личности, определяющие поведение.

Ведущий: вопрос к аудитории: «Что такое “Нравственность”? Как вы понимаете значение слова нравственность?

Нравственность – это качества личности, которые определяют поведения, поступки человека.

Сколько в нашей азбуке нравственности хороших качеств!

Мы перечислили хорошие качества личности, которые определяют поведение человека. Есть качества характера противоположные этим качествам.

Назовите, какие они? Злость, лень, враждебность, грубость, безответственность, глупость, жадность и т.д.

Ведущий: вопрос к аудитории: «Что такое поведение»?

Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой облик» Гёте.

А сейчас постарайтесь перечислить хорошие и плохие качества характера человека. Сейчас, представьте перед вами зеркало - подумайте, посмотрите на себя со стороны: какие качества в вашем характере преобладают.

Народная мудрость гласит: Ни стыда ни совести; Покраснел от стыда;

Ведущий: вопрос к аудитории: «Как вы думаете что такое “совесть”?

Совесть – это психический механизм самооценки и самоконтроля с позиции добра и зла в том понимании, которое он для себя принял.

Сейчас я предлагаю вашему вниманию ситуации из повседневной жизни: определите свое отношение к нравственным нормам поведения. Как бы вы поступили, оказавшись в каждой из них?

1. Во время каникул, когда вы собрались ехать отдохнуть, мама неожиданно попросила помочь привести в порядок учебный комнату. Как вы поступите?

· а. Скажите, что согласны помочь, и отложите свой отъезд;

· б. Соберете ребят и вместе с ними сделаете всю работу за один день;

· в. Пообещаете выполнить работу после возвращения;

· г. Посоветуете привлечь на помощь того, кто остается в городе;

· д. Или...

2.Вам дали поручение, которое не по душе, но его выполнение срочно необходимо коллективу класса. Как вы поступите?

· а. Добросовестно выполните поручение;

· б. Привлечете к выполнению поручения товарищей;

· в. Попросите дать вам другое, более интересное для вас поручение;

· г. Найдете повод для отказа;

· д. Или...

3.Вы случайно услышали, как группа одноклассников высказывала справедливые, но неприятные замечания в ваш адрес. Как вы поступите?

· а. Постараетесь объяснить ребятам свое поведение;

· б. Переведете разговор в шутку, но постараетесь поскорее исправить те недостатки, о которых шла речь;

· в. Сделаете вид, что ничего не слышали;

· г. Скажете ребятам, что они сами не лучше вас, особенно потому, что говорят о вас в ваше отсутствие;

· д. Или...

 4.В трудовом лагере труда и отдыха во время прополки овощей у вас на руках образовались болезненные мозоли. Как бы вы поступите?

· а. Будете, превозмогая боль, выполнять норму, как все;

· б. Обратитесь к друзьям с просьбой помочь выполнить норму;

· в. Попросите освободить вас от этой работы и перевести на другую;

· г. Оставите работу незаконченной и пойдете отдыхать;

· д. Или...

5.Вы стали свидетелем того, как один человек незаслуженно обидел другого. Как вы поступите?

· а. Потребуете от обидчика извинений в адрес пострадавшего;

· б. Разберетесь в причинах конфликта и добьетесь его устранения;

· в. Выразите соболезнования тому, кого обидели;

· г. Сделаете вид, что вас это не касается;

· д. Или...

6. Случайно, не желая того, вы нанесли небольшой ущерб или причинили зло другому человек. Как вы поступите?

· а. Сделаете все возможное для устранения зла, ущерба;

· б. Извинитесь, объясните пострадавшему, что не хотели этого;

· в. Постараетесь, чтобы никто не заметил нанесенного вами ущерба, сделаете вид, что вы не виноваты;

· г. Свалите вину на того, кто пострадал: пусть не лезет, сам виноват.

Ведущий: Мы прослушали ваши мнения, поступка, ведь каждый поступок неосознанный ведет и несет за собой ответственность, поэтому будьте очень внимательны и бдительны по отношению к окружающим – это прописывается в азбуке нравственности.

- Я желаю, чтобы у каждого были хорошие качества характера, развивайте в себе эти качества, работайте над собой, трудитесь над собой, от этого зависит ваша жизнь, какой она будет: успешной или неудачной.

Ведущий: представьте время года зиму, мы ловим руками снежинки, и  представьте у вас в руках снежинки в левом кулачке, закройте глаза, улыбнитесь, обязательно от души, подумайте о том, что доброго, хорошего есть в вашей душе, за какие качества вы себя любите, цените, уважаете (звучит шум вьюги).

Ведущий: кто готов, откройте глаза. Мы знаем, что от добрых слов возникает прекрасное человеческое чувство - ДОБРОТА. Я смотрела на ваши улыбающиеся лица и заметила, что в зале стало светлее. Это, наверно, потому что вы такие добрые сердечные ребята.

Ведущий: и в завершении классного часа послушаем маленький рассказ “Осколки доброты” неизвестного автора: Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки на песке. Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. Ее седые волосы развеивались на ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их в сумку. Родители подозвали детей и велели им держаться подальше от старушки. Когда она проходила мимо, то и дело, нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто не ответил ей на приветствие. Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю жизнь посвятила тому, чтобы подбирать с пляжа осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги.

Ведущий:

- Какое у вас ощущение, что вы чувствуете после прочтения рассказа?

- Как вы думаете, почему старушка посвятила всю свою жизнь этому занятию?

- Как вы думаете, если бы люди узнали, чем на самом деле занималась старушка, что бы они сделали?

- Были ли в вашей жизни случаи, когда вам сначала не нравился какой-либо человек, потому что он был не похож на других, а позже вы узнавали что-то хорошее об этом человеке.

- Представьте себе что произошло бы с миром, если бы в нем не стало доброты?

- Ребята, кто скажет, что такое добро?

Ведущий:  в толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова «Добро это - все положительное, хорошее, полезное, противоположное злу». Доброта, милосердие вырабатывались человечеством в течение столетий, для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость. Ведь доброта - это солнце, которое согревает душу человека. Давайте мы все вместе прочитаем слова М. Пришвина. «Все хорошее в природе – от солнца, а все лучшее в жизни – от человека».

- Вы согласны с этим высказыванием?

- Как вы его понимаете? (Конечно, же, солнце согревает землю, все растет и цветет, а человек своими хорошими и добрыми поступками делает жизнь лучше.)

Ведущий: Конфуций: древний мыслитель и философ Китая «Только добро ведет к счастью».

Ещё издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в послови-цах, которые передаются из уст в уста.

Добро помни, а зло забывай.

Добрые дела красят человека.

Делай добро и жди добра.

Доброе дело без награды не остаётся.

Добрые дела дороже богатства.

Из этих пословиц мы видим, что добро всегда приносит радость окружающим людям. Первый шаг к доброте - это доброе слово.

Ведущий: р ебята, как вы думаете: А легко ли быть по - настоящему добрым, внимательным, отзывчивым?

Быть добрым одновременно легко, и совсем не просто. К сожалению, не всегда мы относимся друг к другу с вниманием.

Ведущий: а сейчас я хотела бы вам прочитать одну известную, восточную притчу.

« Эта история произошла давным-давно. В древнем городе жил один мудрец, слава о котором прошла по всему городу. Но в этом же городе жил злой человек, который завидовал его славе. И решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не мог на него ответить. Пошел он на луг, поймал бабочку, сжал ее между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу-ка я: о, мудрейший, какая у меня бабочка – живая или мертвая? Если он скажет, что мертвая, я раскрою ладони – бабочка улетит; а если скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет. Тогда станет ясно, кто из нас мудрее. Так завистник и сделал: поймал бабочку, посадил ее между ладоней, отправился к мудрецу и спросил его: “Какая у меня бабочка – живая или мертвая?”

Как вы думаете, как ответил мудрец?

Но мудрец ответил: “Все в твоих руках…”

Как вы думаете, почему так ответил мудрец? (Ответы студентов)

Ведущий: давайте я ознакомлю вас с золотым правилом нравственности:

· Относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.

· Твори добро, чтобы любя,

· Добро тебя нашло.

· Зла не сверши, чтоб и тебя

· Не погубило зло.

Ведущий: действительно все в наших руках. Добро сотворенное нашими руками принесет чудо. Итог занятия: вот такие элементарные правилами поведения в азбуке нравственности множество. Знайте и выполняйте их!

Ведущий: ребята, о чем мы сегодня с вами говорили на занятии? (обратная связь)

- Что вам больше всего запомнилось?

- Возьмитесь руками, сожмите, подумайте о том, что вы возьмете с собой в жизнь с классного часа. Будьте в жизни добрее и терпимее друг к другу, находите то доброе и хорошее, что есть в душе каждого из вас. Я хочу, чтобы вы были сплоченные и дружные, чтобы дружеские отношения у вас остались на долгие годы. 

Используемая литература:

1. Щуркова Н В. Классное руководство: игровые методики. – М.: Педагогическое общество России, 2004.

2. Байбаков А.М. Введение в педагогику толерантности: Для педагогов и старшеклассников, М., 2002.

3. Декларация принципов толерантности. ЮНЕСКО. 1995.

4. Конвенция о правах ребенка. 1989.

5. Кукушкин В.С. Воспитание толерантной личности в поликультурном социуме, Ростов–на–Дону, 2002.

6. Права человека. Книга для чтения. М., «Права человека», 2002.     

7. Преподавание прав человека. Книга для учителя. Т. 1-2, М., «Реал-А», 2000.

8. Хухлаева О.В. Тропинка к своему “Я”. – М., 2005.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.65.65 (0.074 с.)