Организация работы социального педагога 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация работы социального педагога



 ПО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ СТУДЕНТОВ

Организация групповой просветительской работы со студентами

 

Гусева Лилия Федоровна,

социальный педагог,

Романова Надежда Александровна,

социальный педагог

Чебоксарский техникум «ТрансСтройТех»

Минобразования Чувашии

 

«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» – это методологическая основа инновационного поиска в сфере воспитания. Впервые на государственном уровне представлен современный национальный воспитательный идеал, на достижение которого должна быть нацелена воспитательная работа в образовательной организации.

Сегодня нравственное воспитание подростков осложнено негативными процессами, происходящими в нашем обществе: нарастание экономической нестабильности, криминализация жизни, ухудшение экологической обстановки, падение нравственности и т.д.

Еще одной причиной является средовая дезадаптация, стремление подростка утвердить себя любым способом в группе. Подростки в своем самоутверждении заинтересованы в поиске нестандартных и рискованных форм поведения в деятельности. Они перерастают детские правила поведения, пытаются создать новые, часто альтернативные как взрослой, так и детской субкультуре. И эти определенные нормы порой более жестокие, чем в среде взрослых. Все это характерные признаки того, что можно обозначить как потерю нравственных ориентиров, которая возникает при ослабленной «иммунной», ценностной системе общества.

Опыт работы социального педагога показывает, что семья – основной социальный институт – зачастую не выполняет свои воспитательные функции, не говоря уже о неблагополучных семьях, во многих не достает элементарной духовной близости между родителями и детьми.

Сегодня на долю социального педагога выпадает немаловажная роль по нравственному воспитанию обучающихся. Социальный педагог является духовным посредником между обществом и ребенком в освоении им культуры, накопленной человечеством, организующим в детском коллективе систему гуманистических отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности, создающим условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и осуществляющим индивидуальное корректирование его развития.

Повысить эффективность работы по формированию мотивов нравственного поведения у детей можно, если выполнять следующие условия:

- знать уровень психической зрелости ребенка, особенности мотивационной сферы подростков;

- стимулировать нравственное поведение обучающихся;

- использовать разнообразные методы и приемы воспитания.

Воспитательная система должна создаваться усилиями не только социального педагога, куратора, но и преподавателями и родителями. Только в процессе их взаимодействия можно добиться оптимального процесса обучения и формирования личности подростка.

Основным инструментом, посредством которого педагог направляет и организует деятельность обучающегося, являются обычно задачи, которые он ставит перед ним. Для их эффективности нужно, чтобы они были внутренне приняты подростком. Иными словами, внешние воспитательные воздействия способствуют формированию положительных черт характера и нравственных качеств только при условии, если они побуждают у обучающихся положительное внутреннее отношение и стимулируют их собственное стремление к моральному развитию.

Учитывая особенности наших студентов, мы, как социальные педагоги, в своей работе ставим цель: формирование социально-активной личности, сочетающей в себе нравственные качества, деловитость, творческую активность, гуманистическое отношение к миру.

Работа по нравственному воспитанию личности строится на основе принципов, изложенных в Концепции. Это нравственный пример педагога; социально-педагогическое партнерство; индивидуально-личностное развитие; интегративность программ духовно-нравственного воспитания; социальная востребованность воспитания.

Наблюдения за обучающимися часто показывают невысокую культуру общения подростков между собой, неуважительное отношение друг к другу, неумение сопереживать, неумение понять и почувствовать настроение другого человека. Для решения этих проблем можно использовать разнообразные методы и формы воспитания.

Разъяснение – метод эмоционально-словесного воздействия на обучающихся (на группу или отдельную личность). Применение этого метода основывается на знании особенностей группы и личностных качеств членов коллектива. Разъяснение применяется только тогда, когда подростку действительно необходимо что-то объяснить, сообщить о новых нравственных положениях, так или иначе повлиять на его сознание и чувства. Разъяснение применяется:

а) чтобы сформировать или закрепить новое моральное качество или форму поведения;

б) для выработки правильного отношения обучающихся к определенному поступку, который уже совершен.

Пример – воспитательный метод исключительной силы. Пример дает конкретные образцы для подражания и тем самым активно формирует у обучающихся сознание, чувства, убеждения, активизирует деятельность. Когда используется этот метод, подразумевается, прежде всего, пример конкретных людей – педагогов, родителей, друзей, одноклассников.

Ситуационные часы общения (работа в группах) позволяют выявить проблемы, с которыми сталкиваются ребята. Эта форма работы выводит на доверительный разговор, помогает лучше узнавать друг друга, учит ребят не только быть услышанными, но умению слушать, приучает к самостоятельности суждений, дает возможность самим перейти к решению проблем. Для формирования нравственной позиции обучающихся проводятся классные часы: «Мои качества», «Моя жизненная позиция», «Культура общения», «Мой мир, и я в нем».

Метод недописанного тезиса – студентам предлагается закончить предложение, например: «Самое главное в жизни – это…»; «Когда я встречаю вежливого человека, то всегда…»; «Нельзя позволять оскорблять кого-то, ведь…» и т.д.

Метод самооценки – студенты оценивают в себе наличие в баллах от 0 до 10 определенных качеств: положительных (терпение, искренность, оптимизм, уверенность в себе, уравновешенность и т.д.), отрицательных (агрессивность, ворчливость, эгоизм, жадность, зависть и т.д.), а также отвечают на вопросы «Что в себе вы больше всего цените?» и «От каких качеств вы хотели бы избавиться?»

Метод определения приоритетов жизненных ценностей – ученики выбирают наиболее значимые ценности из предложенного перечня, например, «семья», «здоровье», «нравственность», «патриотизм», «учеба», «общение». Как показывают результаты анкетирования, основными приоритетами подростков являются «семья», «нравственность», «общение».

В нашей деятельности используются различные формы работы: беседа, тестирование, анкетирование, консультация, контроль, вовлечение в мероприятия и др.

Одной из важнейших форм работы является работа с семьей (родительские собрания, консультации, беседы, приглашение на Совет профилактики). Социальный педагог при работе с семьей выступает в трех основных ролях:

- советник – информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье; рассказывает о развитии ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей.

- консультант – консультирует по вопросам семейного законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; информирует о существующих методах воспитания, ориентированных на конкретную семью; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье.

- защитник – защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности родителей (алкоголизм, наркомания, жестокое отношение к детям) и вытекающими из этого проблемами неустроенности быта, отсутствие внимания, человеческого отношения родителей к детям.

Формирование нравственных основ, гражданской ответственности, воспитание чувства патриотизма у обучающихся также во многом определяется степенью их участия в творческих делах в группе, техникуме и за его пределами, которые проходят по направлениям: «Экологическое» (субботники, благоустройство территории); «Интеллектуальное» (олимпиады, экскурсии, интеллектуальные игры); «Трудовое» (трудовые десанты); «Нравственное» (часы общения, встречи с интересными людьми, круглый стол «Я в этом обществе»); «Спорт и здоровье» (спортивные внутритехникумовские и городские соревнования, участие в акциях «Мир без наркотиков», «Должен знать» и др.); «Патриотическое» (встречи с ветеранами, участниками боевых действий); «Досуг» (посещение городских библиотек, кинотеатров, музеев, проведение праздников).

Результатами работы стали изменения в положительную сторону поведения отдельных обучающихся (за 2017-2019 г.г. в нашем учреждении сняты с профилактического учета в связи с исправлением – 12 человек). Благодаря разнообразным формам работы с обучающимися, вовлечению их в различные виды деятельности, сотрудничеству с преподавателями и родителями снижается количество правонарушений, обучающиеся активнее принимают участие в творческих делах, повышается занятость ребят во внеурочное время.

Таким образом, социальный педагог способствует формированию у подрастающего поколения того стержня, на котором основывается жизнедеятельность любого человека, гражданина, а значит - и страны в целом. Ведь «воспитание человека, формирование свойств духовно-развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России».

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.100.34 (0.008 с.)