Ходил ли Александр македонский 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ходил ли Александр македонский



В ИНДИЮ?

 

Читала я как‑то одну книгу по археологии и поразилась очень красочному описанию некоей стоянки. На берегу реки, против большого острова, возвышались кручи, заросшие густым лесом. Поэтому обитатели стоянки были совсем не видимы с противоположного берега. Представила я себе эту стоянку и занервничала: где‑то я уже встречалась с подобным местом, и происходило там большое сражение. Взяла книгу Арриана «Поход Александра». Речь в ней идет о том, как Александр Македонский завоевал полмира. Открыла книгу в нужном месте, читаю: «Над Гидаспом поднималась гора как раз в том месте, где река образует сильный изгиб; гора эта густо заросла всяким лесом, напротив нее находился остров, лесистый и совершенно безлюдный. Александр, заметив, что остров расположен прямо против горы, что оба этих места заросли лесом и могут служить прикрытием при переправе, решил, что войско переправится здесь». А переправиться ему было необходимо, так как на противоположном берегу Гидаспа стоял со всем своим войском индийский царь Пор, твердо решивший не пустить македонян через реку. Александр, естественно, переправился, но попал не на противоположную сторону реки, а на остров, оказавшийся недалеко от другого берега. Правда, расположение стоянки, с которой я начала повествование, напоминает топографию места битвы Александра с Пором? В таком случае нам следует познакомиться с этой стоянкой поближе.

В 1966 г. ленинградский археолог Л. П. Хлобыстин создал Заполярный отряд, вскоре переросший в Заполярную экспедицию, которая многие годы вела раскопки на Таймыре. Одной из самых интересных оказалась работа экспедиции на р. Хета, где были обнаружены чрезвычайно важные стоянки. Приведу описание того места из книги Хлобыстина, которое меня заинтересовало: «Стоянки Маймеча I и IV расположены на правом высоком берегу р. Хета, ниже пос. Катырык, выше устья впадающей в Хету р. Маймеча, соответственно в 3 и 2 км. Правый берег, высота которого 11–13 м, густо зарос даурской лиственницей и в районе стоянок отделен от основного русла реки неширокой поймой, пересыхающей протокой и большим, затопляемым в половодье намывным о. Боро. Берег расчленен оврагами и долинами многочисленных ручьев. На его мысовидных выступах и располагаются древние стоянки».

В 17 км выше пос. Катырык археологи обнаружили еще одну, не менее интересную стоянку Абылаах I, местоположение которой сходно с вышеназванными стоянками. Л. П. Хлобыстин ее описывает так: «Стоянка расположена в самом широком и ровном месте мыса, в 100 м от уреза воды. Место стоянки с реки незаметно, поскольку правый берег ее зарос лиственничным лесом, который, несмотря на то, что район находится в 500 км к северу от Полярного круга, поражает своей густотой, развитым подлеском и крупными размерами деревьев».

Само название реки Гидасп‑Гедасп могло произойти от имени таймырской Хеты: первая часть гидронима Гид‑Гед – это озвонченное «хет», а «асп» – ираноязычное название коня. Древние часто сравнивали быстробегущего воду с конем или колесницей. Вот и получается, что Гедасп – это Хета‑конь. Кстати, язык хеттов – индоевропейский. Значит, предки индийцев с их царем Пором вполне могли обитать на р. Хета. Позднее Хету назовут и Евфрат‑Пырат. В этом случае Пыр – это Пор, а «ат» – «конь», но уже в тюркских языках.

Что же касается названия острова – Боро, оно может быть озвонченным именем Пора. Кто такой Пор? По‑видимому, это вообще титул правителя. Египтяне и евреи своих царей называли почти так же: египтяне – рег‑о, а евреи – раг‑о. Слово же «фараон» – греческое, правда, тоже включающее в себя этот корень: ф: р, п: р. Если копнуть глубже, то окажется, что корень этого понятия надо искать в санскрите, где per значит «чудо». Цари и вправду считали себя обладателями чуда – божественного света, харизмы, которую древние иранцы называли хварно (позднее – фарр).

Как же могло случиться, что Александр Великий, собравшись в Индию, оказался на Таймыре? Попробуем проследить его путь. Сначала македонский царь одерживал победы в западном Средиземноморье, как это описано во всех учебниках. Отклонения в его маршруте обнаруживаются после победы над персидским царем Дарием. Он направляется в Гирканию, т. е. в юго‑восточную часть Гирканского, т. е. Каспийского моря. Арриан сообщает: «Страна эта лежит влево от дороги, ведущей в Бактрию. Ее закрывают высокие лесистые горы; равнина за ними простирается до самого Великого моря». Великое море – это Северный Ледовитый океан, к которому действительно ведет огромная равнина, тянущаяся до самого океана. Туда‑то и направился со своей армией Александр. Первым делом он напал на мардов. Историки, уверенные, что македонский царь отправился в Индию, помещают мардов в Индии и Гиркании. Но поведение этого народа очень странно для обитателей региона, богатого войнами. Арриан говорит, что «с давних пор никто не вторгался войной в их землю. Они не боялись, что Александр вторгнется к ним, даже и тогда, когда он подошел совсем близко». Когда же македонское войско у них появилось, многие из мардов бежали в высокие горы, где их продолжали преследовать завоеватели».

Кто же такие марды, встретившиеся Александру на пути к Северному океану? Это вполне могли быть предки мордвы и марийцев, населявшие Поволжье и Приуралье с глубокой древности. И бежали они от оккупантов в Уральские горы, куда за ними последовала и македонская армия. Далее, по‑ви‑димому, Александр перебрался на Обь, вернее, на правый приток Оби, реку Кеть, где до самого Енисея селились ке‑тоязычные народы ар, ара, ары, которых позднее русские называли арины, аринцы. Так Александр оказался в Арии». Подавив сопротивление здешних народов, македонский царь направил свою армию на зарангов. До этого народа Александру пришлось добираться по Енисею, из устья которого перейти к устью Пясины, где и находятся два острова Бол. и Мал. Зарзар. Заранги – это «зары, обитающие в устье», так как «анга» значит «пасть», «рот» (эвенк.). Как бы подтверждая мои слова, немного западнее устья Пясипы протекает р. Зырянка. Похоже, что эти заранги (их называли и сарангами) – предки и зырян, и сирийцев. В Библии рассказывается о сирийском полководце Неемане, который упоминал одну из «рек дамасских» по названию Фарфар. Видимо, это и есть Зарзар в устье Пясины.

Далее летописец походов Александра буднично сообщает: «Он пришел к народу, который в древности звался ариаспами, а потом был переименован в эвергстов». Ариаспы Арриана это, конечно, аримаспы, буйный лохматый народ с одним глазом, обладающий большими стадами. Древние исследователи оставили нам довольно точное описание их местожительства: «… Недалеко от места возникновения Аквилона и так называемой его пещеры, называемой Гекмитрон (т. с. Земная дверь или темной запор) обитают… аримаспы…». Ниже мы подробнее поговорим об этой земной двери, а теперь скажу вам, что это узкое ущелье, которое пробивает Верх. Таймыра, с севера несущая свои воды мимо гряды Ая‑Бырранга и затем поворачивает на запад, огибая эту гряду. Вот это‑то ущелье («пещера» Плиния Ст.) и было центром обитания аримаспов.

Интерес к этому народу породил огромную литературу уже в древности. Одни говорили, что с аримаспами тождественны гипербореи, другие – что «гипербореи заселили под холодным дуновением Борея землю царя Аримаспа», третьи – территориально отделяют гипербореев от аримаспов и сообщают, что «за аримаспами находятся Рипей‑ские горы, с которых дует Борей и никогда не сходит снег, а за этими горами живут гипербореи до другого моря». По‑видимому, речь идет о разных периодах в истории этих народов. Если «другим морем» считать Северный Ледовитый океан, то населяли гипербореи огромную территорию от истоков Верх. Таймыры до Ледовитого океана.

Гипербореи прославились своим справедливым образом жизни. Этот блаженный народ жил без войн и раздоров, предаваясь молитвам и прославлению своего любимого бога Аполлона, отвечавшего взаимностью. Жили гипербореи столько времени, сколько хотели, а наскучив жизнью, бросались со скалы.

Судя по всему, Арриан спутал гипербореев с аримаспама‑ариаспами. Он пишет: «Убедившись, что их общественная жизнь вовсе непохожа на жизнь других местных варваров, что и они блюдут справедливость наравне с лучшими людьми Эллады, он (Александр. – М. С.) оставил им их независимость и прибавил им соседней земли, сколько они захотят, хотели же они немного, да и попросили не сами». Все заслуги гипербореев он приписал аримаспам!

Где же посетил Александр гипербореев? Во‑первых, мы сразу же отметем предположение тех античных ученых, которые считают гипербореев и аримаспов одним народом. Приблизительно в VI в. до н. э. Аристей из Проконнеса, последователь Аполлона, отправился на север, чтобы посетить любимый Аполлоном народ. Правда, до них он не добрался, но исседоны, до которых он дошел, рассказали ему о местном населении. О своем путешествии Аристей написал целую поэму «Аримаспейя».

Сама поэма до нас не дошла, но Геродот поместил сведения из нее в своей «Истории». Вот что он сообщает: «По его (Аристея. – М. С.) рассказам, за исседонами обитают аримаспы – одноглазые люди; за аримаспами – стерегущие золото грифы, а еще выше за ними – гипербореи на границе с морем». Геродот сообщал, что все эти народы постоянно воюют (кроме гипербореев, конечно), причем первыми войну начали аримаспы.

Из сообщений Аристея‑Геродота можно сделать следующие выводы. Во‑первых, нельзя путать воинственных аримаспов с мирными гипербореями. Во‑вторых, искать местожительство гипербореев следует на берегу Северного Ледовитого океана. В‑третьих, Рипейскими горами древних греков является хр. Быррапга, протянувшийся по всей северной части Таймыра с юго‑запада на северо‑восток.

На многих средневековых картах отмечается, что гипербореи жили на полуострове, на берегу Океана. Значит, форсировав Пясину, македоняне отправились вдоль восточного берега Пясинского залива на север и дальше – на восток по берегу Харитона Лаптева. Там, ближе к Таймырскому заливу, между заливами Миддендорфа и Таймырским находится полуостров Заря, окруженный мелкими островами. Есть на этом полуострове и мыс Борей. Думаю, что именно здесь и жили гипербореи.

Арриан сообщил, что Александр добавил воинственным аримаспам земли. Может быть, эту землю он добавил гипербореям? Для решения этого вопроса нам необходим труд Флавия Филострата «Жизнь Аполлония Тианского». Герой этого произведения, получив прекрасное образование, решил познакомиться с мудростью других народов. Для этого он отправился в трудное путешествие к вавилонским магам и индийским брахманам. Нс доходя до Вавилона, он оказался в Киссии. На некоторых средневековых картах указана река Kossih, текущая с юга на север и впадающая в Северный Ледовитый океан. Думаю, что она и была р. Киссон, давшая имя стране. Думаю, что Киссоном была Ниж. Таймыра. Как выяснил Аполлоний, в Киссии живут еретрияне, которых переселили с о. Эвбея. Их основное занятие – земледелие. Почва в этих местах была совершенно не пригодна для посевов, так как была пропитана смолой. Поселян кормил лишь один возвышенный участок, приподнятый над зараженной округой. Причем один склон этого холма они использовали как каменоломню для устройства эллинских святилищ и алтарей.

Но самой главной бедой этих несчастных переселенцев было враждебное окружение конных кочевников. Эретрияне свое поселение окружили от них глубокой рекой, русло которой прорыли сами. Но это мало помогало. С наступлением лета, когда созревал хлеб, обитавшие около холма дикари «разбойным набегом разоряли нивы, обрекая земледельцев на голод». Увидев страдания эретриян, Аполлоний при свидании с вавилонским царем попросил его, чтобы эретриян не изгоняли с холма и чтобы им прибавили земли. Царь обещал выполнить просьбу мудреца. В труде Арриана эту землю им дал сам Александр Македонский, между прочим, завоевавший Вавилон.

Но ведь об этих же несчастных пел еще Гомер. В «Илиаде», рассказывая о построении друг против друга вражеских войск, поэт повествует:

 

Так лишь на битву построились

оба народа с вождями,

Трои сыны устремляются,

с говором, с криком, как птицы:

Крик таков журавлей раздается

под небом высоким,

Если, избегнув и зимних бурь

и дождей бесконечных,

С криком стадами летят через

быстрый поток Океана,

Бранью грозя и убийством

мужам низкорослым, пигмеям,

С яростью страшной на коих

с воздушных высот нападают.

 

Из вышеизложенного явствует, что Арриан смешал не только аримаспов с гипербореями, но и с эретриянами‑пигмеями. Именно последним прибавил земли Александр. Придется нам разобраться и с последними. Эретрияне – выходцы с о. Эвбея, название которой в переводе с греческого означает «(Страна) Хорошей погоды». Речь явно идет о прародине, о которой мы подробно поговорим ниже. Сейчас лишь укажу, что на карте прародины точно указано место, где обитали пигмеи. А уж эретриянами (правильнее, эритреянами) они стали, оказавшись после потопа в устье Пясины. Их этноним означает «красные», а в указанном месте мы найдем и сопку Красная, и реку, и остров Красносопочные. Потом их кто‑то изгнал в Киссию. Античная Киссия располагалась по обеим сторонам р. Евлайя, другое название которой – Керха. Есть на Таймыре р. Кельха, с востока впадающая в залив Толля. Может быть, Киссия была там, хотя я не исключаю, что эретрияне жили ближе к гипербореям. Таймырская топонимика часто повторяется. Может быть, р. Керха (Кельха), существовала и в бассейне Нижней Таймыры.

Вспомним также журавлей античности, которые до сих пор населяют наш Север. По‑эвенски и эвенкийски «журавль» – «туруя», а у эвенков есть род Туруягир. И еще я надеюсь, что пигмеи давали серьезный отпор зарвавшимся журавлям. Иначе откуда бы у предков якутов появилась поговорка: «Ох! Отлетели, оторвались девять журавлиных голов!»

Познакомившись с жизнью ариаспов‑эвергетов, Александр направился в Бактрию‑Балх. По дороге он подчинил дрангов, гадросов и арахотов. По моим расчетам, которые заняли бы здесь слишком много места, таймырская Бактрия располагалась в районе левого притока Пясины, р. Агапа. Именно здесь предки индийцев упоминают народ бахлики, которые отличались разнузданностью в поведении. Похоже, что они и населяли Балх‑Бактрию. С названием реки Агапа связана и жизнь первых христиан, устраивавших совместные трапезы, порой принимавшие экстатический характер. Кстати, по‑гречески «агапэ» значит «любовь».

Что же касается подчиненных по дороге дрангов, это, по‑видимому, обитатели побережья р. Дрыген, слева впадающей в Пясину, как раз против устья Ду‑дыпты. Возможно, что гадросы, гадросы – это таинственный народ Севера, баруси. Они оставили много следов в топонимике западного Таймыра: левый пр. Пясины – Баруоитари, Баруанима – гряда восточное устья Пясины, Баруа – река в бассейне притока Пясины, реки Мокоритто, озера Баруа – южнее правого пр. Пясины, Янгоды. Когда‑то баруси играли очень значительную роль в этих местах. Утверждают даже, что потоп произошел потому, что Бог Воды «за смерть своего человека баруси всем установил смерть в воде». Как только ни называли этот народ и их земли: и Brucie, и Prucia, и Bruges, и Phryges. Создается впечатление, что эти гадросы участвовали в генезисе и фригийцев, и прусов, и бригов, и трус(к)ов‑этрусков, и даже русов.

Что же касается арахотов, то они получили свое имя по реке Пясина. Древние индийцы ее называли Араке. В «Упанишадах», древнейшем индийском памятнике, упоминаются два океана в мире Брахмана: Нья и Ара. Нья – это озеро Пясино. Старое название сохранил хр. Ньяпаи, т. е. «Голова (озера) Нья», а Ара – это море, окружающее Полярную ось. «Ара» и значит «спица (колеса)». Предки якутов тоже знают море Араат. Глагол «акс» на санскрите означает «достигать, наполнять» и т. п. Значит, Араке – «река, достигающая моря Полярной оси». Жителями побережья этой реки и являлись арахоты.

Какие только реки ни называли Араксом: и современный Араке, и Яксарт, и Сыр‑ и Аму‑Дарью, и Узбой, и даже низовья Волги. Но ни одна из них не отвечает полностью описаниям древних авторов. В частности, Геродот уверяет, в дельте Аракса жители носили шкуры тюленей. Можно не сомневаться, что в дельте Пясины так и было. Мое предположение поддерживает и Страбон, который сообщает, что Аракс впадает большей частью рукавов в море, лежащее на севере.

Итак, Александр с берегов Северного Ледовитого океана, от гипербореев, двинулся к Араксу‑Пясине. Для этого ему пришлось перевалить через Кавказ (все ту же Быррангу). Двигаться было чрезвычайно трудно. Арриан пишет: «Войско истомилось, проходя по этим землям: лежал глубокий снег и не хватало еды». Пришлось молодому полководцу остановиться в Драбсаке. Наверное, лагерь был организован в верховьях Верхней Таймыры, где есть р. Дербабигай и оз. Дерба. «Дерб» по‑арабски – «горный перевал, проход, вход, ущелье». Очень похоже, что в том месте, где Верх. Таймыра пробила себе узкое ущелье в горах Бырранга, располагался таймырский Дербент. Когда жители Таймыра прибыли в Малую Азию, там, в Ликаонии они тоже построили значительный укрепленный населенный пункт и назвали его тоже Дерба.

То, что Дербент располагался в ущелье Верх. Таймыры, подтверждает и речка Фалабигай, немного севернее впадающая в Таймыру: ведь одним из названий Дербента было Филян. Вот здесь‑то и находился Гекмитрон Плиния Ст.

В этом месте бушевали такие страсти, какие Шекспиру и не снились. Гидронимы Дерба и Дербабигай, Дяра и Дярга вопиют к нам о том, что здесь находились владения могучей и ужасной сирийской богини Деркето. Эта северная красавица соблазнила молодого сирийца, родила от него дочку, мужа убила, дочку выбросила в пустынном месте, а сама бросилась в озеро и превратилась в полурыбу‑полудеву.

Причину подобного поведения нам помогут выяснить якутские олонхо. Предки якутов знали эту деву‑соблазнительницу по имени Кыыс Туйгун. Певцы олонхо не знали, что имя этой богатырской девы говорящее, но на эвенкийском языке. Кыыс – слово якутское и означает «богатырка», а в общем ее имя переводится как «Богатырка, кричащая при эпилептических припадках». Мы даже можем себе представить, как она «ухаживала» за молодым сирийцем:

 

Не давая

Опомниться шаманам и шаманкам,

Кыыс Туйгун

Богатыря схватила

За основанье крепкой‑толстой шеи

И, девять раз хвостом

обвившись рыбьим,

 

Все дальше увлекала‑уносила

 

В ту преисподнюю,

Страшней которой нет.

 

Естественно, подобная «красавица» не могла остаться незамеченной и в греческом мифе. Это полуженщина‑полузмея, Ехидна. Ее необузданный характер настолько пугал олимпийских богов, что они поселили ее «от себя в отдаленье». Устроилась эта дама в мрачной пещере, в Аримах, т. е. в столице аримаспов, которых посещал Александр Македонский.

Аримы… Этот город оставил след в мифологии многих народов. В Библии слово «арим» используется как множественное число от «ир» – «город». В Священном писании названия населенных пунктов часто даются во множественном числе. А вот в Коране этот же пункт назван Ирам, «многоколонный Ирам». Но этот город имел еще одно очень знакомое нам название. Как‑то уже в Средиземноморье распространилась молва, «будто издалека, от гипербореев, пришло войско и захватило греческий город Рим, лежащий где‑то в тех краях, на берегу Великого моря». Видимо, в руки античных историков попали материалы о том, как Аполлон, возглавлявший гипербореев, захватил находящееся неподалеку святилище, убив Дельфиния Пифона. Меня совсем не удивляет, что город, находившийся у захода в ущелье, назывался Рим. Ведь «ри‑ма» и значит «трещина, щель, лазейка, выход» (лат.). Да и эвенки близким по звучанию словом «эрэ» называли дно и подошву горы.

Неподалеку от Арим обосновался и другой страшный змей Тифон. Он родился в Корикийской пещере. По‑видимому, эта пещера находилась западнее Арим, в горах Белый Камень, из которых вытекает речка Коруалахбигай. Этот злодей осмелился восстать против самого Зевса и других олимпийских богов, которые так испугались, что, приняв вид различных животных, бежали до самого Египта. Потом, правда, одумались, Зевс пустил в ход свой кремневый серп, которым в юности оскопил отца‑Крона, Тифон бежал на г. Касий, на север Сирии, т. е. к родной Корикийской пещере на речке Коруалахбигай. Зевс продолжал его преследовать. Пришедший в себя Тифон отобрал у него серп и вырезал у царя богов сухожилия, которые отдал на сохранение своей змеехвостой сестре Дельфине.

Но ведь змеехвостая Дельфина эта и есть Ехидна. Значит, она была Тифону не только женой, но и сестрой. Не вдаваясь в подробности, поспешу вас успокоить: в конечном счете Зевс победил Тифона и завалил его горой.

Не дает мне покоя мысль, что тем же прозвищем, что и сестра‑жена Тифона, звался еще один змей, Дельфиний Пифен, убитый Аполлоном в борьбе за Дельфийское прорицалище. Похоже, что эта «сладкая парочка» носила это имя потому, что в этих местах находился Дельфийский оракул, которым они владели, пока его не отобрал Аполлон. Попробую предположить, где находилось это святилище. В малоазиатской Сирии был священный город – Гиераполь, который раньше назывался Бамбика, а западнее Верх. Таймыры, в самой восточной части гряды Хенка‑Бырранга, рядом с оз. Пемпил, возвышается одноименная гора, немного севернее которой как раз и протекает речка Фалабигай. Похоже, что Пемпил это и есть Бамбика и что святилище находилось именно здесь. Топоним Пемпил по‑гречески означает «Ворота жертвенной лепешки». Речь явно идет об ущелье, где приносились жертвы.

Название хребта, в восточной оконечности которого находилось святилище Хенка‑Бырранга, навевает приятные воспоминания. Первая часть этого омонима эвенкийская. «Хэнгкэ» – это и «слово», и «язык, речь», и даже «пение птиц». В общем, это место связано с молитвами и пророчествами. Для нас особенно важно последнее значение этого слова. Оно вызывает в памяти рассказ Элиана, относящийся ко времени, когда Аполлон победил Пифона и стал владыкой Дельфийского святилища. Пришел сюда солнечный бог не один, а с любимыми гипербореями, которые и организовали в этом святилище все необходимое для службы. Гипербореи Пагас и Агией построили великолепный храм сферической формы, а первым пророком Аполлона стал гиперборей Олен, сочинивший первую эпическую песнь. Богослужение в храме проводили сыновья Борея. После этого неудивительно, что гипербореи стали называться дельфами.

Так вот, по рассказу Элиана, «когда сыновья Борея совершают в честь названного бога установленное богослужение в обычное время, с так называемых у них Рипейских гор прилетают необозримые по величине тучи лебедей; облетев кругом храма и как бы очистив его своим полетом, они потом спускаются в ограду храма, отличающуюся огромной величиной и необычайной красотой. В то время, как певцы запоют туземные песни в честь бога, а кифаристы присоединяют к хору чрезвычайно гармоничную игру, тут вместе с ними запевают лебеди; они поют очень согласно и никогда не издают ни одного нестройного или несогласованного с пением звука, будто получив такт от регента хора и спевшись с местными творцами священных напевов». Так что недаром гряда получила название «Пение птиц».

Конечно же, в этих героических местах не мог не побывать и Геракл. Пока он спал, у него пропали кони, которых он обнаружил в пещере полуженщины‑полузмеи. Эта Ехидна держала его у себя до тех пор, пока он не подарил ей трех сыновей.

Самое интересное, что портрет этого героя (Тифона, Пифона, Геракла и др.) нам оставили предки якутов. Зовут его Алып Хара Аау Могойдоон (Черный Волшебник Именитый Змей). Там, где он обитал – «в ущелье горя и мук», находилось урочище Ледяной Хотуи (видимо, Ехидны). У меня нет портрета Алып Хары, но его младшего братика герой олонхо увидел таким:

 

У края Средней земли

(т. е. на севере. – М.С.),

Под гранью слоистых небес,

У подножья западных гор

(зап. часть Бырранги. – М.С.)

На арангасе большом

Богатырь‑исполин лежит на боку.

В восемь сажен, примерно,

ростом он,

Шестислойная кольчуга на нем –

Из сплошного железа броня.

Длинная шея богатыря

Львиной шкурой затянута по кадыку,

На каменной крепкой макушке его

Расплющенная железная шапка…

 

Арангас – высокий помост с возлежащим на боку героем, железная кольчуга, железная шапка – шлем… По‑моему, это готовый портрет греческого воина. Ну а львиная шкура, завязанная на шее, равносильна подписи: это – Геракл. Имя героя, Геракл‑Ираклий по‑эвенкийски означает «царь» – «иракта». В каких краях не встретишь старых знакомых…

 

(Продолжение следует)

КАК ЖИВЕШЬ, HOMO?

 

Владимир Царев

ТАНЦУЮТ ВСЕ?

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.111.24 (0.055 с.)