Наука, инновации и общество «знание» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наука, инновации и общество «знание»



 

Не скрою, некоторые стороны нашей сегодняшней жизни тревожат и беспокоят. Однако как ученый, свыше 50 лет проработавший на развитие фундаментальной, оборонной и прикладной науки, видевший не только результаты блестящих мировых научных достижений, но и разочаровывающие неудачи, хотел бы сразу сказать уважаемому читателю, что являюсь оптимистом – верю в счастливое будущее нашей Родины и ее народа. И дело не только в том, что наши недра пока еще достаточно полны, а слой материальной и духовной культуры, на котором стоит страна, удалось хотя и с потерями, но сохранить, и он начинает постепенно прирастать.

Наблюдения за обществом в последние годы приводят меня к выводу, что большая часть моих соотечественников быстро учится понимать и ориентироваться в новых условиях. По многим признакам видно, что в этой школе жизни, несмотря па все глупости и пошлости, которые исходят не только снизу от невежества, но и сверху – от власти, многие граждане научились с математической точностью проводить границы между добром и злом, добродетелью и пороком.

 

О СТРЕМЛЕНИИ К ЗНАНИЯМ

 

Есть старая житейская аксиома, что отцы плохо понимают своих детей, их устремления и идеалы. Беру в руки недавно вышедший российский статистический ежегодник и вижу, что число студентов, принятых в вузы страны за 1990–2001 гг., увеличилось в 2,5 раза. Эти цифры говорят о многом. Точно так же мои сверстники после Великой Отечественной войны, несмотря на трудности восстановительного периода, буквально хлынули в студенческие аудитории, создав в обществе уникальную духовную обстановку – жажду знаний. Такая ситуация была подготовлена объективной необходимостью – переходом страны на мирный путь развития. Обществу и государству стали нужны фундаментальные знания о новой жизни. Сейчас страна также решает непростые задачи восстановления и развития. Идет поиск новых знаний о месте и роли государства, общества, каждого гражданина в новом глобальном мире XXI века, ускоренное освоение новых технологий. Инновации буквально врываются в дверь каждого дома. Огромная потребность и тяга к знаниям тогда и сейчас поддерживают интеллектуальный потенциал и нравственный запас прочности российского общества на будущее. И это совпадение тенденций не может нс радовать! Общество, его молодое поколение хочет учиться, больше знать, идти в открытый мир, счастливо устраивать свою и своих близких жизнь. Тяга к знаниям – это тяга к сохранению и продолжению жизни.

Конечно, я был бы безрассудным оптимистом, если бы закрыл глаза на индикаторы демографической ситуации, рост беспризорности и неграмотности детей. Да, все эти явления – реальность сегодняшней жизни. Они далеко не преодолены, а некоторые усугубляются. Однако за тягой молодежи к научным знаниям просматривается мощное в своей жизненной силе движение общества к оздоровлению, к истине и правде. Эта позитивная общественная тенденция особенно заметна на фоне довольно осторожного и даже критического отношения многих граждан к результатам проводимых реформ, к власти и ее институтам.

В непростой противоречивой ситуации стратегически важно, на мой взгляд, разглядеть и воспользоваться одним обстоятельством. Власть и общество, особенно его молодая часть, едины в своем стремлении к новому. Нужно соединить эту бьющую снизу социальную энергию и идущую сверху политическую волю к инновациям в единый поток. Этот синтез создает позитивную мотивацию для выхода страны из системного кризиса. Однако сделать это не просто. И главное тому препятствие – невежество и лженаука.

 

УГРОЗА НЕВЕЖЕСТВА

 

Наше общество захлестнула волна некомпетентности и дилетантства. Радикальные реформы, ликвидация мобилизационной модели развития раскрепостили социальную инициативу. Но, к сожалению, бездумное разрушение или замалчивание вечных на все времена традиций и ценностей российского и советского общества и государства привели к хаосу и беспорядку. Вновь в который раз амбиции и корысть разорвали культурную связь времен. Потрясения оказались настолько фундаментальными, что на поверхность были подняты глубинные пласты невежества. В политике, экономике, общественной жизни стало возможным появление множества мошенников. Государство утратило или ослабило научные критерии анализа социальной реальности, и тонкий, трудно настраиваемый на фундаментальные научные критерии и интересы общества механизм выработки и принятия государственных решений был подменен примитивной политикой, в основе которой можно было увидеть личные и групповые интересы, верхоглядство, догматизм, глупость.

Воспользовавшись тем, что им вовремя со стороны общества и государства не был дан отпор, проходимцы, выдавая себя за экспертов и ученых, заполонили страницы сомнительных изданий, телеканалы и радиоэфир, оказались даже в министерствах и ведомствах. В ноябре 1998 г. Президиум Российской академии наук был вынужден создать специальную Комиссию по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований для того, чтобы дать отпор шулерам и наперсточникам. К чести комиссии, в которую вошли авторитетные ученые, представители различных наук, и ее председателя академика Э. П. Круглякова она заняла активную позицию и успешно справляется со своей работой, особенно на ниве естественнонаучных знаний. Однако атаки на академию продолжаются. Некоторым «деловым» людям мешает принципиальная позиция академического сообщества. В ход идут все средства: слухи, запугивание, попытки снизить статус академии, отобрать здания, дорогостоящие приборы, сооружения, ухудшить и без того нелегкие условия труда и быта. Но я уверен, что главные трудности позади. Не удалось развалить академическое сообщество в 1991 г. Было бы безумием сейчас лишать страну академии – эффективно работающего инструмента фундаментальной науки, которая действительно превращается в реальную производительную силу и меняет мир вокруг каждого из нас.

Будущее сегодня возникает в научных лабораториях и учебных аудиториях. Мир стремительно вошел в информационную эпоху. Один из ее главных социальных признаков – непрерывное образование населения на основе фундаментальных научных открытий, стремительно обновляющегося знания о мире, внедрения информационных технологий. Убежден, что на этом направлении, для того, чтобы обеспечить будущее наших детей и внуков, должны быть сосредоточены усилия и ресурсы общества и государства. Для всей страны, ее будущего необходимы поворот в сторону фундаментальной пауки и фундаментальных знаний, овладение новыми технологиями. Одним из эффективных центральных общественных институтов, помогающих выполнению этой задачи, является общество «Знание» России.

 

ТРАДИЦИИ И ОПЫТ

 

Общество «Знание» было задумано в целях продолжения и развития традиций российских ученых и интеллигенции, всегда считавших распространение новых знаний, просветительство своим нравственным долгом. После открытия по инициативе Ломоносова Московского университета в России стали появляться различные общества, деятельность которых была направлена на пропаганду знаний. Крупнейшим из них стало «Вольное экономическое общество», организованное в 1765 г. Оно сразу включилось в дело внешкольного образования взрослых через организацию циклов публичных лекций. Кстати, первое упоминание о публичной лекции в России относится к 1788 г. и организовало ее именно «Вольное экономическое общество».

Огромное значение в истории развития науки в России имела просветительская деятельность выдающихся ученых В. И. Вернадского, С. М. Соловьева, Н. Е. Жуковского, А. С. Попова, И. М. Сеченова, К. А. Тимирязева и многих других, часто выступавших с публичными лекциями.

Весь XX век был отмечен быстрым ростом фундаментальных знаний о мире. Государство и общество должны были выработать инструменты, каналы его усвоения и использования в практической деятельности. 1 мая 1947 г. в печати было опубликовано обращение к интеллигенции группы ученых, общественно‑политических деятелей и работников искусства с предложением о создании Общества по распространению политических и научных знаний.

В своем выступлении на открытии Учредительного собрания Общества 7 июля 1947 г. первый его председатель президент Академии наук СССР Сергеи Иванович Вавилов говорил: «Какова же должна быть цель Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний? Весь ход истории нашей страны, все наши стремления ясно показывают, что было бы ошибочно ограничить деятельность нашего Общества научной средой, специальными учеными объединениями. Не меньшей ошибкой, однако, было бы полагать, что Общество, если пользоваться терминологией Н. Е. Жуковского, должно распространять нашу науку только для «простолюдинов». Наше Общество должно быть проводником и посредником настоящих, высоких передовых научных знаний от специалистов к народу». Именно в этом направлении пропаганды инноваций, новых знаний и стала развиваться самая массовая в мире просветительская организация – Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний, впоследствии Общество «Знание».

Бескорыстная целенаправленная деятельность по укреплению и развитию Общества, его руководителей, академиков А. И. Опарина, В. А. Кириллина, И. И. Артоболевского, Н. Н. Семенова, Н. Г. Басова, К. В. Фролова и И. Ф. Образцова, труд десятков тысяч лекторов и штатных работников позволили Обществу «Знание» на протяжении почти всей второй половины XX века занимать особое место в системе просветительской, информационной и образовательной деятельности.

К сожалению, в начале девяностых годов в процессе приватизации и внедрения рыночных отношений Общество «Знание» понесло существенные материальные и кадровые потери. Многие отделения на местах лишились лекционных аудиторий и помещений для работы.

В центре Санкт‑Петербурга, на Невском проспекте, еще с 20‑х годов действовал Дом научно‑технической пропаганды. Банковские структуры выжили из здания просветительское учреждение, занимавшееся стратегически важным для общества делом.

В Москве распоряжением тогдашнего заместителя мэра С. Станкевича особняк на улице Володарского, 16, принадлежавший Обществу, был передан туристической фирме. Большинству организаций Общества плата за арендуемые помещения была установлена на уровне коммерческих учреждений. Резко сократился объем выпуска популярной литературы в издательстве «Знание», из Общества «ушли» журналы и газеты, в том числе такие популярные, как «Аргументы и факты», «Наука и жизнь», «Знание – сила». Из‑за отсутствия заказов на несколько порядков сократился объем лекционной работы.

По существу в то время реально встал вопрос о выживании организаций Общества. Однако в абсолютном большинстве регионов они все же не погибли. Несмотря на все трудности, общество «Знание» России, в отличие от некоторых родственных организаций в странах СНГ и Балтии, сохранилось и продолжает действовать как общенациональная общественно‑просветительская организация.

 

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ

 

Жизнедеятельности Общества содействовало то, что оно не спасовало перед внешними обстоятельствами, а предприняло шаги, чтобы как можно быстрее и эффективнее адаптироваться к изменившимся условиям. Утратив из‑за экономических трудностей аудитории слушателей на предприятиях, региональные организации Общества перешли от массовой лекционной работы к созданию целостной системы непрерывного образования граждан России, к формированию обучающих семинаров, курсов повышения квалификации, изучения иностранных языков, освоения компьютерной техники. Кстати, это помогло выжить не только нашим организациям, но и тысячам наших сограждан, получившим на курсах новую, востребованную временем специальность.

Экономическому выживанию в значительной мере помогло подписание 10 лет назад Договора о совместной деятельности по образованию взрослых с Немецкой ассоциацией народных университетов. За эти годы осуществлен ряд проектов: организация семинаров, изучение опыта работы высших народных школ в ФРГ, выпуск учебной и методической литературы. В рамках этого Договора в 20 региональных центрах России были оборудованы классы компьютерного обучения. На данный момент в проекте «Компьютерное образование взрослых», инициированном «Знанием», участвуют более 100 аккредитованных центров от Сахалина до Калининграда.

Общество «Знание» России как просветительско‑образовательное объединение завоевало международное признание и в 1996 г. было принято в Европейскую ассоциацию по образованию взрослых. Новым для общества «Знание» стало развитие на его базе негосударственных высших учебных заведений. Они или их филиалы открыты в 29 региональных и городских организациях. Самый крупный из «знаньевских» вузов – Санкт‑Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права – занял третье место в рейтинге российских негосударственных высших учебных заведений. В целом хочу сказать: Общество всегда было связано с высшей школой, а вузовские преподаватели и сотрудники НИИ составляли и составляют ныне костяк наших организаций.

В целом государственные органы власти на всех уровнях признают важность деятельности общества «Знание». Это нашло свое отражение в распоряжении Президента Российской Федерации «О поддержке деятельности общества «Знание» России» от 9 сентября 1994 г. и постановлении Государственной Думы о государственной поддержке общества «Знание» России и мерах по развитию дополнительного образования граждан.

Отрадно, что в регионах есть конкретные примеры положительного решения подобных вопросов. Так, в Красноярском крае общество «Знание» совместно с властными структурами края и местным самоуправлением в течение ряда лет осуществляет программу гражданского образования, нацеленную на повышение политико‑правовой культуры населения. В Тверской области общество «Знание» при активной поддержке и помощи со стороны администрации активно занимается патриотическим воспитанием молодежи, осуществляет другие социально значимые проекты.

В последние годы общество «Знание» и его актив сосредоточили усилия на трех основных направлениях развития.

Первое направление работы – создание межрегиональных бюро Общества, совпадающих по территории с федеральными округами, образованными по решению Президента России В. В. Путина. В каждом округе создано бюро со своим руководителем. Введение таких структур позволило дать большую самостоятельность региональным отделениям. Такая система помогает решать многие конкретные задачи, свойственные регионам и входящим в них организациям. Решение о таком преобразовании было первоначально принято президентским советом общества «Знание» в Санкт‑Петербурге для Северо‑Западного округа. Затем последовало образование бюро в Центральном и других федеральных округах. В этих структурах учитываются местные региональные условия и специфика. Вопросы, которые не могут быть решены в федеральных округах, решаются центральным органом «Знания» в Москве.

Второй важной составляющей является более тесное взаимодействие общества «Знание» с органами власти в субъектах Федерации в округах. Общество «Знание» никогда не финансировалось госбюджетом – ни при советской власти, ни в наши дни, все прошедшие десятилетия оно работало на условиях самофинансирования. Однако это не означает, что мы против социального заказа. Со многими областными администрациями оформлены договорные отношения о ведении просветительской работы по распространению фундаментальных знаний, выполнению информационно‑разъяснительной работы, связанной с жизнедеятельностью регионов. И на это выделяются и впредь должны выделяться средства.

На сегодняшний день договорные отношения между организациями общества «Знание» и органами исполнительной и законодательной власти установлены почти в сорока регионах. Тесное взаимодействие Общества с республиканским руководством налажено в Якутии. Благодаря поддержке администрации здесь даже в самых отдаленных местах проводятся лекции, беседы, семинары.

Стабильные договорные отношения с органами власти сложились у наших коллег в Республике Коми, Ставропольском, Краснодарском и Приморском краях, Орловской, Ленинградской, Саратовской, Курганской, Курской, Белгородской, Новосибирской, Ульяновской, Омской и ряде других областей и республик. Это нас радует.

Мы и впредь будем работать в направлении поиска партнеров, союзников не только в органах власти, но и среди организаций некоммерческого сектора. Так, руководители фонда «Регионы России» и Фонда комплексных прикладных исследований оказали помощь обществу «Знание» России в восстановлении организации Общества в Томской области.

В последнее время появились примеры взаимодействия общества «Знание» с коммерческими структурами, например в Смоленской области. Региональные организации активизируют работу по привлечению на взаимовыгодных условиях подобных структур к реализации, прежде всего, таких перспективных и социально значимых проектов, как «Компьютерное образование взрослых» и «Образование пожилых граждан». Тем более что здесь имеется положительный опыт, получивший признание нс только в России, но и за рубежом.

Третье направление работы – это восстановление лекционной деятельности для граждан. Главная задача, как и 200 лет назад, нести в аудитории научное знание, не давать царствовать невежеству, эксплуатирующему общество и транжирящему ресурсы государства. Мои поездки в организации Общества Сибири,

Северо‑Запада, Северного Кавказа еще раз подтвердили: люди ждут открытых дискуссий, прямых и честных ответов на возникающие острые вопросы общественной жизни, в том числе в период подготовки к выборным кампаниям и другим крупным событиям в жизни страны и регионов. В республике Башкортостан, например, организуются и направляются в районы лекторские группы из сотрудников министерств и. ведомств, активистов Общества. По словам лекторов из Уфы, большинство из них возвращается с твердым убеждением в необходимости регулярного общения с людьми на местах, возрождения лекционной работы.

Было бы наивно, а может, и неверно ставить перед нашей организацией задачу восстановления былых масштабов просветительской деятельности.

Вместе с тем нельзя перечеркнуть ту позитивную и благородную миссию, которую осуществляли ученые и специалисты, выступая в рабочих и молодежных аудиториях, в народных университетах и лекториях, выезжая по путевкам Общества в самые отдаленные районы страны. Просветительская составляющая – лекционная деятельность, своеобразная «визитная карточка» Общества – не должна исчезнуть.

 

СИЛА ЖИВОГО СЛОВА

 

Общество аккумулирует в себе огромный интеллектуальный потенциал: научный, культурный, духовный. Он заложен в памяти людей, овеществлен в их практике, в произведениях искусства, достижениях науки и техники. Каждый народ имеет свои исторические традиции, наследие культуры, искусства – именно общество хранит и передает эти ценности из поколения в поколение.

В эпоху бурного технического прогресса, глобальной социальной интеграции проблемы устойчивости, сохранения культурной идентичности и разнообразия приобретают особое значение. Главным средством для научного осмысления и понимания происходящих сложных процессов является, конечно, живое общение. В институте, трудовом коллективе это семинар, лекция, в масштабах страны – симпозиумы и конференции, в международном масштабе – научные съезды, конгрессы, рабочие группы ученых, объединенных общей идеей. Почему? Не только потому, что человек общается там с нужными ему людьми, способными говорить на одном и том же профессиональном языке и понимать одни и те же проблемы, но прежде всего потому, что каждое выступление на таких форумах содержит освобожденную от всего второстепенного самую суть проблемы, ее квинтэссенцию. И какие бы сложные теории в будущем ни создавались, в умах крупных ученых они получают в конечном итоге такую простую трактовку, которая будет доступна широким слоям граждан в аудиториях общества «Знание». В этом сила живого слова. Те страны, которые эффективно решают задачи передачи нового фундаментального знания, инноваций в массы быстро и без искажений, высокими темпами наращивают свои материальные и духовные, в конечном итоге, жизненные ресурсы.

Начавшийся XXI век, несомненно, будет временем достаточно быстрого роста интеллектуального потенциала человечества. Отсюда резко возрастает значение постоянного накопления и обновления фундаментальных знаний, непрерывного образования, проведения социальной экспертизы. Без этого невозможно дальнейшее цивилизованное развитие России. И я полагаю, что обществу «Знание», накопившему богатый практический опыт в просветительстве и образовании взрослых и перестраивающему свою работу в новых условиях, вполне по силам внести весомый вклад в решение этой благородной задачи.

 

ГЛОБУС

 

П. П. Супруненко,

Ю. П. Супруненко

ЧЕМ ЗАГАДОЧЕН СИНАЙ?

 

ПОЧЕМУ СОРОК ДНЕЙ?

 

Восхождение на Синай больше, пожалуй, символическое, чем реальное. Для этого не надо быть альпинистом и даже туристом в настоящем значении этого слова. Ибо, как толкуется слово, туризм – это путешествие, сочетающее отдых с элементами спорта. А тут предстоит одолеть несколько сот выложенных добротными камнями ступенек. Те, кто по ним проходил с «познавательными задачами», считали эти ступеньки и утверждают, что их ровно две тысячи и что подниматься по ним приходится «со стонами и оханьем»…

Но вот даже такие тяготы преодолены, и восходители на вершине. Они не только вознаграждены прекрасным видом, по и тем, что находятся в том месте, ради которого совершалось паломничество. Чтобы не гадать, где именно стоял, сидел или лежал Моисей в долгом ожидании многозначительной ответственной аудиенции, здесь, на просторной площадке, построена молельня Моисея‑пророка, как будто заранее предусмотренная для паломников, которые будут подниматься сюда не одиночками, а группами. Для христианских «антиподов», мусульман – рядом мечеть. Гора‑то ведь находится на территории Египта.

Учитывая все запросы путешествующих по нашим плюралистическим временам и веяниям, надо бы здесь объективности ради соорудить еще и какой‑то памятник. Хотя, если быть совершенно последовательным, то лучше было бы для романтики восхождения, чтобы па вершине не было никаких строений вообще.

Для повышения туристического эмоционального накала гиды – для такого места их лучше назвать поводырями – ведут паству к расположенной чуть ниже пещере. Лучше бы, наверное, ее посетить перед вершиной, чтобы быть более подготовленным. Дело в том, что в этой пещере останавливался Моисей. Гостиниц тогда еще не было и других построек тоже, а погода доставляла неудобства восходителям, и природа как бы позаботилась о путниках. По библейской версии, Моисей провел в пещере 40 дней.

Почему именно сорок? Гид‑поводырь объясняет, что это как раз то среднее время, которое, по мнению древних, необходимо было звездам, чтобы снова появиться в лучах солнца. Христианство – да, наверное, не только оно, – изначально, было религией звездной и имело в виду в первую очередь небо и его чудеса. Это уже со временем его все более и более приземляли.

Как полагают, и название Синай пошло от имени древневавилонско‑ассирийского «Син» – лунного бога. Священным животным этого бога был бык, символом – серп луны. «Отсюда становится ясно, – замечает автор «Библейских холмов» археолог Э. Цереи, – почему в библейском рассказе гора законов Синай так тесно связана с событиями, касающимися Золотого тельца.

Золотого тельца создали еще у горы Синай из золотых даяний народа: «И сказал им Аарон: выньте золотые серьги, которые в ушах ваших жен, ваших сыновей и ваших дочерей, и принесите мне… Он взял их из рук их, и сделал из них литого тельца, и обделал его резцом. И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!» Сияние лунного диска вывело народ Израиля из Египта».

 

КАКАЯ ИЗ ВЕРШИН?

 

Итак, восхождение совершено – и многими паломниками, и теми, кто читал об их подъеме. И даже вроде выяснено происхождение таких древних звучных наименований. Все, как в лучших фольклорных традициях, можно закончить благополучным концом. Но… надо же сохраниться и тому зернышку сомнения, которое издревле разделяет людей на верующих оптимистов и сомневающихся пессимистов. (Началось это задолго до того, как Демокрит бросил клич – подвергать все сомнению, а современные толкователи довели до логического определения разницы – «пессимист – это информированный оптимист».)

Так вот, оказывается, что все восхождения на Синай вовсе и не восхождения на этот Синай… Гора давно уже задавала загадки ученым. Как пишет тот же археолог Э. Церен: «Библия считает, например, что она представляла собой время от времени просыпающийся вулкан. В то же время на Синайском полуострове во времена Моисея уже не было действующих вулканов. К моменту открытия надписей, на стенах египетских шахт в районе скал Серабит‑эль‑Хадема, обнаруженных в конце XIX века, уже не существовало ни одной возвышенности, начиная от Южной Палестины и до Египта, которую нс считали бы той самой горой, на которой израильтяне получили свои законы. Религия, конечно, придерживается предания и считает – правда, с уверенностью начиная лишь с VI века, – что гора, на которой Моисей получил 10 законов, – гора Моисея – это Джабель Муза, расположенная между Суэцем и Акабой».

Допустим, согласимся на Джабель Музу. Хотя вообще‑то для уточнения вершины есть и другие ориентиры в пределах этой особо отмеченной историей северо‑восточной части Африки. Почему не выбрана была гора Катерин – самая высокая точка Синайского плато (2637 м над уровнем моря)? Это, кстати, и самая высокая точка в рельефе нынешнего Египта.

Ладно, обойдем Оливет, трехвершинную резиденцию взявшего верх над другими богами Яхве – может, у него были особые причины засекречивать свое местопребывание. Говорят, он вообще был скитальцем – «ни друга, ни супруги», – и не было у него постоянной «прописки» на земле (отсюда, мол, и странническая судьба сынов Израилевых). И только в случае крайней надобности выбирал он места пустынные – бесплодные возвышенности. Тут не обойти вниманием на Синае гору Хорив. Это ведь близ нее посланник верховного Яхве окликнул Моисея, когда тот пас овец своего тестя. Случай произошел до исхода, нужно полагать, еще на заре туманной юности чудотворца. Тогда у Хорива его предупредили, что ему будет поручено вывести из Египта сынов Израилевых. Когда же исход свершился и подошли к Синаю, Моисею было уже за восемьдесят. Как он одолевал крутоватые склоны, овладевал техникой восхождения, не уточняется. Тем более что велено было взойти одному Моисею.

Да и не один раз. В первый день его вернули с горы. Потом назначили аудиенцию через три дня. Наконец, в установленный срок – разразилась гроза, гора дымилась и колебалась. Но Моисею уже как вождю, пророку и наставнику другого выбора не было – надо было идти. Во мраке, в дыму, охваченный страхом, он и получил от неведомого Яхве те знаменитые десять заповедей. Но и этим еще дело не закончилось. После спуска снова ушел на гору – уже на целых сорок дней для получения дополнительных инструкций и наставлений. Этот момент даже красочно запечатлен в храмовой живописи и мозаике итальянскими мастерами для лучшего, так сказать, усвоения. Хотя и при самом впечатляющем методе и наглядности, скептики не переводились во все времена.

Опять же для внушительного убеждения сторонников Фомы неверующего па склонах Синая в одном из ущелий красуется монастырь, напоминающий больше крепость, чем монашескую обитель. Как водится для таких мест, имелся здесь и монастырский сад, возделываемый на почвах, привозимых на верблюдах с берегов Нила. Построен монастырь давно – в IV в. н. э., и вот по какому поводу. Моисею тут пришлось уступить часть славы женщине.

Святая Екатерина прослыла такой пропагандисткой христианства, что диспута с ней не выдержали полсотни отборных философов‑мужиков. Из язычества она их, как овечек, ввела в свою веру. Такой дерзостью возмутились приближенные императора Масенция и добились для нее смертельного приговора. Привязанной к колесу, ей предстояли жестокие мучения. Но тут, как и положено, свершилось чудо – колесо распалось. Не понятно почему, только чудо осталось половинчатым. Екатерина оказалась женщиной скромной: когда ей отрубили голову, она просила, чтобы тело ее хорошо спрятали, и никто не мог его найти. С божьей помощью она и оказалась здесь на Синае. А со временем находчивым монахам не стоило особого труда разыскать останки. Правда, только частично – череп и руку. Но разве этого мало для доказательства и присвоения имени монастырю и одной из вершин?

 

КОГДА ЭТО СЛУЧИЛОСЬ?

 

Теперь о времени, когда мог совершить Моисей восхождение на Синайские высоты. Ну, допустим не сам Моисей, а его единоплеменники. Нет, не только по библейским источникам, но и по исследованиям и гипотезам авторитетных ученых. Такого, к примеру, как Тур Хейердал. Он обращает особое внимание на извержение вулкана Санторин. Это в группе греческих островов в Эгейском море, в Кикладском архипелаге, где и сейчас еще дает о себе знать действующий вулкан Каймени. А этак с три тысячи лет назад этот Санторин наделал много шуму и беды – «отразился на истории культуры, как ни одна последующая катастрофа». (Кое‑кто в поисках Атлантиды отождествляет с нею Санторин.) С ним связывают всеобъемлющее крушение цивилизаций Восточного Средиземноморья. Тур Хейердал, между прочим, в связи с этим упоминает и Синай.

«Примечательно, что к этой хаотической поре относят и так называемый исход иудеев из Египетского плена и возвращение их в Израиль. Поскольку рассказы о той поре были записаны, не исключена возможность коллективного воспоминания о чудовищной приливной волне, послужившей причиной бегства из Египта в горы Синайские. Как говорят предания, египетское войско со всадниками и колесницами было накрыто стеной воды. Псалом 76 подчеркивает, что море взволновалось до самого дна, лил дождь, гремела гроза, дули вихри, и озаряемые молнией люди бежали между стенами воды, и земля содрогалась».

Независимо от того, произошла ли санторинская катастрофа около 1400 или 1200 г. до н. э., она, конечно же, должна была нанести урон низменноетям Египта, и напрашивается вывод, не принадлежат ли иудейские сведения «очевидцам геологического катаклизма».

 

КТО ПОМОГАЛ МОНАХИНЕ?

 

Ну а что касается не библейских, а реальных посещений Синая, то и тут история сохранила как бы для вдохновляющего энтузиазма туристов один примечательный пример.

С некоторых пор, а точнее с утверждением христианства, маршруты путешествий начали простираться и в места библейские, евангельские. Были одержимые паломники и среди монашествующей братии и среди просто богомольцев. И, как правило, в нелегкий далекий путь отправлялся сильный пол. Но, видимо, эмансипация, пусть не всесторонняя, по хотя бы туристская, зарождалась еще тогда, на заре нашей эры. Как выясняется, где‑то около 395 г. в путь отправилась дама решительная, любознательная и целеустремленная. Звали ее Эферией и, как предполагают, было у нее и другое имя – Сильвия Аквитанская.

Нужно отдать ей должное, она была альтруисткой: не только сама получила удовольствие, но и позаботилась, чтобы подобное путешествие пережили и ее преподобные сестры, оставшиеся на родине в Испании. Из сохранившихся (можно сказать, чудом, – ведь прошли полторы тысячи лет!) описаний видно, что она побывала в Иерусалиме, Иордане, поднималась на гору Нево, в Моабе, в современной Трансиордании обозревала «землю обетованную», посетила могилу невинного страдальца Иова… И тут еще раз признаем мужество путешествующей писательницы: она не стала кривить душой, поддерживать легендарный флер, а честно призналась, что соляного столба, в который была превращена жена Лота, она не видела. Согласимся, что глубоко верующая дама, имеющая право сказать «Христос мне дорог, но истина дороже», осталась на позициях реализма. Так вот эта Эферия‑Сильвия с «Библией» в руке поднималась тогда и на гору Синай. Помогал ей, конечно, и бог, но еще более реальная подмога была от осла, на котором одолевала она священные склоны.

Но первовосходителем была все же не она.

«…И Моисей взошел на гору». Одни его склонны считать чуть ли не первым альпинистом, другие, как немецкий ученый Ф. Бошке, даже «любителем‑вулканологом». Не без иронии цитирует ученый Ветхий завет, согласно которому Моисей вел свои наблюдения: «На третий день, при наступлении утра, были громы и молнии, и густое облако над горою, и трубный звук весьма сильный» (Стих 16). «Гора же Синая вся дымилась, и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась» (Стих 18). «И звук трубный становился все сильнее и сильнее» (Стих 19).

Ирония по поводу Моисеевых познаний по вулканологии не мешает обратить внимание на это одно из самых ранних и, в то же время, весьма точно датируемых описаний извержения. Нужно полагать, это извержение было далеко не рядовое, если так запало в человеческую память.

 

О ЧЕМ НАПОМИНАЛО ЭХО?

 

Есть еще одно место на Синае, которое святые отцы не прочь были связать с Моисеем. Его именем даже называли «розовый город» с вырубленными храмами, дворцами, гробницами в монолитных скалах. Это, мол, то самое место расщелины Сик с узкой долиной, где Моисей разрубил посохом гору, и откуда хлынула вода к жаждущим евреям во время исхода.

Начало выяснению истины положил швейцарский путешественник Иоганн Буркхардт. Он отправился в «однообразные и бесконечные» Синайские горы в 1812 г. Это было время, когда, можно сказать, вспыхнула лихорадка интереса к Востоку, к библейским местам. Пилигримы, миссионеры, шпионы после наполеоновской экспедиции в Египет присоединились к купеческим караванам. Перевоплотившись в мусульманина, швейцарец сделал даже рискованную попытку подняться на священную Синайскую гору Гарун. Если бы раскрылось, кто он, не сносить бы ему головы – восхождение разрешалось только правоверным служителям Аллаха.

После Буркхардта началось изучение и раскопки. Оказалось, что этот «мертвый город» в горах появился задолго до исхода евреев из Египта – римляне называли его Петрой (по‑гречески «скала»), а еще раньше горцы эдомиты – Селой (VI в. до н. э.). Моисей здесь ни при чем. Теперь эта долина с чудесными вырубленными сооружениями в скалах оживлена археологами и туристами.

Дух прошлого возрождался еще и звуковыми эффектами. В том треугольнике, окруженном отвесными известняковыми скалами, была одна особенность. Стоило произнести слова даже тихим голосом, как слабые звуки отражались многократным эхом. Прекрасные отклики, казалось, уносились куда‑то вверх к небу…

Плохо сохранились петринские храмы, обвалились многие пещеры. А вот звучание скал, их отзыв на человеческий голос остался. Кажется, греческая нимфа Эхо посетила и это место, оставила и здесь о себе напоминание людям. Мол, не будьте болтливы… Но разве шли впрок чужие назидания? Скорее только служили забавой.

А эхо все‑таки не устает напоминать…

 

* * *

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.137.17 (0.064 с.)