Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ряд ролей Высоцкого – поэт Гудзенко, ГитлерСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Там царская ложа посредине. Я говорю: – Вот тут хорошо. – Вас не спрашивают! И вот потом я вышел его встречать, подъехала машина, вышел Микоян, я пошел за ним. Он поздоровался. Потом его повели в какую‑то отдельную комнату – они уже высмотрели, открыли, уже и чай накрыли. Я иду за ним, как они сказали, они – раз – дверь захлопывают. Меня не пускают. Я иду по фойе – ухожу, они меня хватают: – Да идите же вы туда! Позвали вас. Я – к ложе. – Стойте тут! Потом: – Идите в ложу, садитесь за ним, как спросит – отвечайте. А спросил он меня только, когда пантомима была: – Это кто? Я говорю: – Черные силы. – А вот эти руки, огонь? – Это революционный огонь. – Понятно. Потом в антракте пошли чай пить. Меня опять у дверей остановили. Он позвал. А я тогда курил. Я говорю: – Вы не разрешите закурить? – А зачем вам курить? Лучше пейте чай. Хотите рюмку коньяку? – Выпью, да. – Что с вами, что вы такой мрачный? И вот я ему рассказал про «Павших…» И он сказал: – А что им там не понравилось? Я говорю: – Ну, видимо, фамилии их смущали. – А почему, если еврей, что тут такого? – Ну, это я не могу вам сказать. Им не понравилось. Они, видимо, решили по фамилиям, что это все евреи. И вот тут у них что‑то в голове происходит, что – я понять не могу. – Ну как не можете? Что они вам предложили? – Ничего, они просто закрыли. Потом предложили заменить поэтов, но перепутали, кто еврей, а кто нет. Микоян подумал и через паузу сказал: – А вы их спросите – разве решения двадцатого съезда отменены? – Я, конечно, могу их спросить, если они меня спросят. Но лучше бы вы их спросили? И вот тут он единственный раз за всю встречу посмотрел на меня внимательно, на твоего отца, Петр. P.S. А Микоян тогда был Президентом СССР.
* * *
Я в полном отчаянии сидел дома, когда закрыли «Павших и живых» с диким скандалом. Нависла угроза, что выгонят они меня. И телефон умер, как у Юзовского. И вдруг звонок, и больной слабый голос, а он был в театре раза два – Паустовский – выражал всякие благожелательные мнения по поводу увиденного. Слабый голос, а мне говорили, что он болен тяжело, это было незадолго перед его смертью. – Юрий Петрович, я слышал, что у вас неприятности большие. Вы знаете что, мне тут сказали, что, оказывается, среди моих почитателей есть Косыгин. И вы знаете, я ему позвонил и меня соединили с ним, и я ему сказал свое мнение о вашем театре и о вас, что нельзя это делать, нельзя закрывать театр и нельзя лишать вас работы, что вы этим очень себе вредите, престижу своему. Я не знаю, что из этого выйдет, но он сказал, что будет разбираться и что он подумает о том, что я сказал, и постарается помочь. Но я дальше ничего не знаю, помогут они вам или нет. Кто их разберет. Вот такой был разговор. А дальше, действительно, я не знаю, от кого это шло, но это как‑то повернулось все. Пришел зам. завотделом культуры ЦК Куницын, который впоследствии чрезвычайно увлекся левизной, пострадал, бедный, и скорыми шагами стал уходить в диссидентство. Это был забавный господин такой, номенклатурщик партийный, который вдруг стал прозревать и очень удивляться всему, что он стал получать от книг, от бесед с людьми совершенно иного мира, чем партократия, и прозрение этого господина было, с одной стороны, наивным, а с другой – трогательным. Этот большой человек, бывший моряк, стал с удовольствием и с наслаждением открывать совершенно неведомый мир для себя. Наверно, у него было такое состояние, как когда я начал заниматься подводной охотой и впервые опустился под воду. И он положительно участвовал в судьбе «Павших…». Пришел, смотрел и начал говорить, что «не так все плохо, Юрий Петрович, мы с вами побеседуем, подправим, направим, и все пойдет». И все пошло. Ну, с некоторым ущербом, но не безнадежно. Кое‑что, конечно, вырезали. По ходу действия возникали идиотские сновидения. Но так как я не любил киноэффектов, то я это делал через театральные средства. Например, там по этим трем дорогам шла первомайская демонстрация совершенно идиотская: на плечах у здоровенного мужика сидел маленький Джабраилов, изображал приветствие мавзолею: «Ура!!!» От этого они просто белели и с опрокинутыми лицами говорили: «Вы что, с ума сошли, что вы делаете!» – и удивленно на меня смотрели, не могли понять: что такое?! Это, конечно, пришлось убрать. Потом убрали «Зеленую лампу» и «Дело Казакевича». Он получал ордена, а СМЕРШ шел за ним, чтоб его арестовать. Они приезжают арестовывать, а он в это время в разведке. Сперва они не разобрались. Думали, что я имею какие‑то указания, что позволяю себе такие вещи. И поэтому растерялись: «или он что‑то знает, чего мы не знаем, или же он просто идиот. Ему же хуже будет». P.S. Все, что происходило с «Павшими и живыми», должны были бы описать Орвелл или Кафка. Передаю дальше, уважаемый читатель, разговор с одним из моих бесчисленных начальников. Очень неглупый господин был. Хорошо играл в шахматы!
* * *
Вызывает меня начальник Управления культуры РСФСР Б. Родионов и просит спокойно, без командного тона: Он: – Юрий Петрович, вы бы не могли заехать для серьезного разговора? Я: – Когда? Он: – Да побыстрей, как вы можете. Я: – Случилось что‑нибудь? Он: – Нет‑нет, ничего. Это знаете, так, хотелось бы уточнить. Я: – Хорошо, я приеду, будем уточнять. Я приехал. Он ходит – он седой был, большой. Чай секретарша внесла, бублики. И он говорит: – Отключи‑ка ты все телефоны и никого не пускай. Я думаю, к чему это он? Ну, сели, начали чаек пить. И он ходит – здоровый, грузный шахматист. И говорит: – Ты можешь откровенно разговаривать? – Да стараюсь понемногу. – Ну давай с тобой поговорим откровенно. Я сказал, чтоб нас два часа никто не трогал. Но только ты говори откровенно. Или ты боишься? – А вы? – Я отключил все. И два часа не боюсь. Значит, условились, как в партии: два часа ничего не бояться. Мрачно раздумывая, он говорит: – Ну ты скажи мне, только ты не стесняйся. – Да я не стесняюсь. – Гм, я тоже. Скажи, ну вот за все руководство мое над тобой, ну неужели я тебе ничем не помог?! Ну мы же от хорошего тебе предлагали убрать, вставить. Ты не стесняйся. Я говорю: – Нет. Он был озадачен. Глубоко озадачен. – Ты что, серьезно? – Как мы договорились – совершенно серьезно. – Почему, – довольно растерянно, – почему, я же от хорошего тебе помогал. Я говорю: – Борис Евгеньевич, дорогой, я плохо играю в шахматы, вы – хорошо. Алехин еще лучше, как вы считаете? – Алехин лучше. – Ну вот даже если бы Алехин мне советовал, как вести партию, Алехин ведь выиграл бы, а не я. А тут, извините, ну как вы считаете, кто лучше в искусстве разбирается: вы или я? – Да я не разбираюсь. Я так, с моей точки зрения, предлагаю посоветовать или как мне подскажут умные люди. – Значит, как‑то странно: вы считаете, что вы лучше сообразите итог моей работы с театром, выпуск спектакля? Он походил, подумал, вызвал секретаршу, сказал: – Включай телефоны. – А мне сказал: – Идите, – без злобы. Так что вроде бы я его убедил, что они мне ничем не помогают.
* * *
И спектакль ведь очень долго шел и имел всегда успех. Потом пожарники хотели затоптать Вечный огонь, который был впервые зажжен мной в «Павших…» – еще не горел огонь у Кремлевской стены. Я сказал: – Попробуйте, затопчите… – Нет, вы сами погасите. – Я не погашу. Погасите вы при свидетелях, что вы вот затоптали павшим огонь. Потом генерал пожарной службы посмотрел спектакль и увидел, что весь зал встал минутой молчания, когда зажгли огонь на сцене павшим. И генерал сказал: – Пусть идет, я беру огонь на себя. И еще спросил: – Есть у тебя коньяк? Пойдем помянем.
«Жизнь Галилея» Б. Брехта, 1966
Мне захотелось через пару лет вернуться к Брехту, чтоб просто проверить мастерство театра – как он сейчас звучит. И еще мне казалось, что ситуация в мире была острая – начались атомные испытания страшные, взрывы, первый конфликт Сахарова с Хрущевым, когда взорвали огромной силы водородную бомбу… И Сахаров умолял не делать этого. И я начал ставить «Галилея». Но это было не столько вызвано какими‑то событиями… А это было опять интуицией. Моя интуиция мне подсказывала, что это надо делать, потому что мир все больше и больше скатывается к этому ужасу, и нужна какая‑то – как присяга врачей – так присяга ученых. Так что это пьеса о присяге ученого.
«Жизнь Галилея», 1966. Галилей – В. Высоцкий
Эта трагедия развивалась во всем мире, и это подтверждалось конфликтом, который был у Сахарова с правительством. У него был комплекс вины перед людьми. Потому что он дал им в руки страшное оружие, и так было с рядом крупных ученых: с Эйнштейном, с Бором – со всеми, кто был причастен к созданию этого страшного оружия. Но и тут не обошлось без скандала. Сперва были только долдоны‑монахи, потом пришлось их уравновешивать детьми, потом переделывать тексты. Пришел помощник Демичева, теперь академик, – у него была такая особенность, он все время краснел – так посмотрел и говорит: – Не кажется ли вам, что «солнце всходит и заходит – ничего не происходит», не надо, чтоб «долдоны», как вы их называете, – монахи пели? Получалось, что я их причислил к долдонам. Я говорю: – Ну, можно и подумать. И он пришел еще раз. А я переделал текст так: «Солнце всходит и заходит – очень много происходит». И вот тут он опять покраснел. – Вы что, Юрий Петрович, нас совсем идиотами считаете или частично? Я говорю: – Ну, оставим эти рассуждения. Вы же меня тоже как‑то считаете. Вы сказали – не нравится, мне хотелось найти взаимопонимание. Ну раз не нравится «ничего не происходит», я изменил.
* * *
Был в «Галилее» и такой случай. Я просил актера Высоцкого начинать спектакль, стоя на голове, и разговаривать. И когда пришло цензурное начальство, они сказали: Они: – Это что за безобразие, немедленно это убрать! Великий Галилей, такой ученый, стоит на голове. Я: – Почему? Только что был в Москве Неру, его так принимали. А вы знаете, что он каждое утро стоит полчаса на голове. Это знаменитое упражнение йогов, это очищает и просветляет мозги и изгоняет глупость из головы. Они: – Ну ладно. Мы это проверим. Если так, то оставим. Р.S. Не страна, а сплошная фантастика. Люди нашей страны очень даже странны.
* * *
Один раз был и такой эпизод – они играли «Галилея», а меня в это время молотили. Молотили меня часов шесть – насмерть: Они: – Вон!! Не место ему тут жить! Пусть катится, не отравляет атмосферу! – на полную железку, как в «старые добрые времена». Я: – Разрешите быть свободным? Они: – Идите! Я пошел, а там панели кругом и в них дверь – и после шести часов я как‑то не мог найти дверь и начал щупать, где дверь, – и они захохотали. А я дверь нащупал, повернулся и сказал: – Что вы лыбитесь?! Я найду выход, а вы – нет! – И я так дернул дверь, что дверь заклинило. И они действительно ломились и не могли открыть дверь. Но это я был уже, конечно, в невменяемом состоянии. И я приехал уже к концу спектакля, и мне сказали: – А ваши так играли, как никогда в жизни не играли, – то есть все приобрело чрезвычайную конкретность – выдержит он там, или нет. «Ему покажут орудия пытки – он сдастся, не сдастся», – и так далее. И актеры это почувствовали и играли сердечно чрезвычайно. Играли так по существу, что зал понял, что что‑то происходит другое – и затих и смотрел, затихший.
«Послушайте!» В. Маяковского, 1967
Ух, скандал был! Вот обсуждения‑то были! И Сельвинский, и Кирсанов, и Брик – там много было народу. На Маяковском была битва насмерть. Потрясающее обсуждение, где Чухрай орал, что «у вас патриотизм штатных проституток, которые ложатся под клиента», – вот на эту комиссию. Что‑то он зашелся – и тут такое пошло! Они говорили, что это не патриотический спектакль – ну, та же песня все время. Там была поэзия, стихи, факты и легенды о Маяковском. Он очень любил публичные выступления и часто очень остроумно полемизировал. Есть крылатые его фразы, которые носятся до сих пор. Я использовал такой театральный прием, прием для поэтического спектакля, когда Маяковского играло пять артистов. И некоторые артисты приходили ко мне и говорили: – А зачем нам впятером играть? Я и один смогу сыграть… Но там была главная мысль: как умирает по частям душа человека:
И мне агитпроп в зубах навяз, И мне приятней строчить романсы на вас, Доходней оно и прелестней. Но я себя смирял, становясь На горло собственной песне.
Вот и донаступался, что застрелился. И там есть диалоги: «Разговор с фининспектором» или идет Маяковский и какой‑то встречается писатель и говорит: «Маяковский, смотри, я купил „вечное перо“. Он говорит: „Дурак, вечное перо было у Шекспира, как ты мог его купить?“» – ну, когда появились ручки эти автоматические… Ручка появилась в Советском Союзе – это была диковина, очень трудно было ее купить. Ее назвали «вечное перо».
«Послушайте» 1967
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 63; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.10.152 (0.01 с.) |