Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
А Вот рассказ об этой истории в феврале 1997 года, когда она пришлась к слову на репетиции «братьев карамазовых» в театре на ТаганкеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
(Разговор идет о падучей у Алеши.) Я видел один раз, когда человек за обедом упал в падучей. Ужас. Но просто мы знали умом, что надо салфетку в зубы засунуть. (Актеру): Играй нервную дрожь. Я помню, пришел я поступать в артисты мальчишкой, и меня начала бить нервная дрожь. Мальчишкой я совсем был – пришел во Второй МХАТ сдавать. Меня вызывают, а у меня вот так нога ходит, колотит меня. Я ее держу, тогда вторая начинает. Вот так сижу, а меня всего колотит. И я думаю, а как же я пойду сейчас? Бьет озноб, и я не могу ничего прочесть. Вышел я – дрожь пропала. Вся труппа сидит – они себе же набирали. Значит, я вышел и первой объявил басню. «Из дальних странствий возвратясь, какой‑то дворянин, а может быть, и князь, с приятелем своим гуляя в поле…» – дальше забыл. Они так… Бирман вообще скептически – мальчишка же я, длинная шея такая была – ну нелепый человек, непонятно еще, какой голос, знаете, когда ломается. И Бирман говорит; не надо, непонятно же, что из него выйдет. Нельзя ж только одного Керубино играть, – они же так: кого играть – иначе зачем готовить‑то. Ну, и так они вроде подхихикнули на басне, и Чебан – или Берсенев – говорит: – Юноша, а что же вы нам прочтете? – Я прочту очень важное: речь Юрия Олеши на Первом съезде писателей. Тут они как‑то так очень повеселели: – У‑у! А вы что же, интересуетесь речами? Я довольно мрачно сказал: – Я многим интересуюсь. Это мы с братом решили, когда думали, что бы такое взять. Мы речи читали на Первом съезде писателей, и мне очень понравилась речь Юрия Олеши, что вот он шел, шел, ничего он этого не принимает. А потом он вышел за город, там солнце светит на красный кирпич – мне это так запомнилось, что я в «Матери» сделал стену Таганки знаменитую красным кирпичом. И, значит, я начал читать. А, видно, я обладал очень конкретным воображением. И поэтому, когда я начал говорить, от Юрия Олеши, конечно: – И вот выхожу я в какой‑то двор запущенный, там трава, коза какая‑то ходит, – я так очень все конкретно, – и вот я увидел молодую кожу рук, – я начал сдирать кожу на ладонях… Короче говоря, дикая ржа была. Видимо, с таким я увлечением сдирал кожу с рук, озирался кругом: «Солнышко всходит, заливает все», – заливался я. Очнулся я от своих грез от дикого хохота. Я, как упавший с небес, посмотрел на них и мрачно сказал: – Ничего смешного тут нет. Еще больший хохот. Я тогда сказал: – Мне жаль вас. И ушел. И участь моя была решена. Но я все‑таки на следующий день приехал. И, видимо, я так был «свободен», что я не увидел себя в списке. Читал‑читал, но я себя не увидел. Потому что я не верил, что меня возьмут. И так тихонечко на всякий случай вошел. И там уже ходили какие‑то наглые: Юра Месхиев, из актерской среды, его, конечно, приняли – он меня догнал и говорит: – А чего вы? Вас же приняли, а вы такой мрачный. Я говорю: – Меня не приняли. – Так вот же ваша фамилия в списке. Вот вы. И вот тут я вышел на Театральную площадь, а там ходил трамвай. Я вскочил на трамвай, чтобы ехать домой и сказать брату: «Приняли!» Я же должен был работать монтером, уже лазил в мороз на столбы, долбил шлямбурами стены, гнул трубы – когда провода к моторам подводят – работал. И мне нужно было еще три года отработать. А если б я поступил в учебное заведение, то я мог продолжать учебу – такие были тогда правила – можно было и не отрабатывать. И я выскочил из трамвая, потому что мне казалось, он медленно идет. Трамвай этот ходил по Театральной площади, где был МХАТ Второй, прямо на Плющиху, в Земледельческий переулок Мимо Гранд‑отеля бывшего, где теперь гостиница «Москва», – взорвал Гришин – там был Дуглас Фэрбенкс, когда приезжал с Мэри Пикфорд. И вся Москва была там, и мы с братом были, чтоб поглядеть – он меня с собой брал. И вот там на балконе Мэри Пикфорд посылала воздушные поцелуи, все кричали – у нас же публика благодарная. Тогда шел «Багдадский вор», «Поцелуй Мэри» – широко шли фильмы – не так, как в более поздние советские годы. Чаплин шел. Я помню, как мы с братом ходили смотреть его комедии: «Золотую лихорадку». Я плакал от смеха. Я вставал, а там были откидывающиеся стулья, я садился мимо, падал на пол, и уже хохотал весь зал. Я хохотал до слез, рыдал и через пять минут я опять вставал от хохота, просто умирал. И уже публика шикала, потому что я опять падал мимо стула. Конечно, на меня очень сильное впечатление произвела совершенно другая форма, другой стиль, другая эстетика – вот то, что поразило меня потом у Брука в «Гамлете». Но, видно, эта детская любовь к Чаплину, к гротеску, к условности осталась. Я до сих пор всегда в спорах с актерами, когда они начинают говорить, что это неудобно, что это они не могут понять. Я говорю: – А вы это можете понять, что в Чаплина стреляют, а он уворачивается от пуль, – помните? Чаплину почему‑то удобно! А анекдот? Когда у нас рассказывали про покойного Микояна. Предлагают ему зонтик. – Анастас Иванович, зонтик. Он говорит: – А мне не надо зонтика, я между струйками, между струйками, между струйками. А при Сталине – ни‑ни. Уже потом Чаплина никакого мы не видели. А уж о «Диктаторе»‑то и помянуть страшно. Жизнь была такая сложная. Даже Наташа моя мне теперь говорит: – А ты помнишь, как мы карточки потеряли? – ветер унес у нее, что ли, – а ты помнишь, как ты маме не говорил? У нас же семья такая… никогда нас не били. И при этом какая была трагедия и как боялись сказать, что мы потеряли карточки. Мама многие вещи в Торгсин носила. И, конечно, благодаря этому как‑то нас кормила.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.173.197 (0.006 с.) |