Люди населяют землю. Благодетельные силы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Люди населяют землю. Благодетельные силы



 

Но и в этом несчастном мире, готовом погибнуть в змеиных объятиях, среди ночи, где бродят спутники демона войны – Страх и Бледность, все‑таки ждут своего часа и таятся благодетельные силы. Лесной Пан не только наводит ужас, но и охраняет стада, играя на свирели. Загадочная в своем уединении Мать зверей, их питательница и кормилица, обитает в горных пещерах. Но кто знает, не сама ли это гора Дикта (или Ида) на острове Крит, изобильная пастбищами и холодными родниками.

Морской старец Нерей, хотя он родной брат чудовищных Тавманта и Форкия, обладает доброй душой и подает благие советы. Океан по своему мирному нраву совсем не похож на братьев‑титанов. Среди мрака ночи для земнородных людей, а не только для бессмертных льет сладостный свет титанида Тейя. Водные просторы населяют не только стихийные, но и благодетельные нереиды, среди которых выделяется Немертея с правдивой душой. Все ее сестры большие искусницы и мастерицы.

 

28. Сфинкс. VI в. до н. э. Терракота

 

В лесных чащобах Фессалии среди буйного племени кентавров – Хирон и Фол – воплощение мудрости и благожелательности. Оба – миксантропичные полулюди‑полукони, оба – дети древесных нимф. Первый – сын Филиры (Липы), второй – Мелии (Ясеневой) (Аполлод. I 2, 4; II 5, 4). Один – от титана Кроноса, другой – от мудрого Силена, внук Пана.

Дети Земли – куреты помогают приручать животных, разводить пчел и строить жилища (Диодор V 65), а живущие в недрах гор демонические дактили (Страбон X 3, 20) обучают ремеслу и работе с железом. Но если есть помощники и наставники среди обитателей хтонического мира, целиком зависящего от порождающих сил Земли, должно найтись место и для человека.

Да, человеческое естество там и сям проскальзывает среди звериной сущности архаики, скорее всего, начало женское и чаще всего в змеином обличье или в виде кровожадного хищника.

 

29. Потниа Терон ('Владычица зверей') с головой‑горгонейоном, характерным для Медузы Горгоны

 

Первые люди как бы вырастают из самой природы, они не то фитоморфны, не то зооморфны, наподобие растений и животных, сопряженных с человеческими членами. И происходят они иной раз прямо из земли. Известен миф (Аполлод. III 4, 1) о том, как из попавших в землю зубов погибшего дракона, того самого, что оберегал в Беотии источник, появились на свет в полном вооружении люди, немедленно истребившие друг друга, так что осталось их всего пять. Их так и прозвали – спарты, то есть "посеянные". Эти пятеро хтонических, рожденных землей братьев носили характерные имена: Эхион (Змеиный), Удей (Почвенный), Хтоний (Земляной), Пелор (Исполин), Гиперенор (Гордый силой). Они и дали начало лучшим фиванским семьям.

 

29. Потниа Терон ('Владычица зверей') с головой‑горгонейоном, характерным для Медузы Горгоны. Блюдо с острова Родос. Конец VII – начало VI в. до н. э. Лондон. Британский музей

 

Таким образом, родоначальники тех, кто правил Фивами, мыслились автохтонами, то есть рожденными самой местной землей.

Представления о первых властителях Афин тоже связаны с мифом об их автохтонном происхождении. Так, Эрихтоний (В высшей степени земляной), один из первых аттических царей, был рожден Землей (там же III 14, 6) и обладал полузмеиным‑получеловеческим телом.

 

30. Горгона с Пегасом. Фрагмент акротерия храма Афины в Сиракузах. 1‑я половина VI в. до н. э. Сиракузы. Археологический музей

 

Другие, более ранние аттические властители, Кекропс и Кранай, тоже были автохтонами и полузмеями (там же III 14, 1. 5).

У знаменитого трагика Эсхила в его "Прометее прикованном" (447‑453) рассказывается история жалкого существования первых людей, живших в темных пещерах наподобие муравьев, не знавших огня, имевших глаза и уши, но слышавших не слыша и видевших не видя, то есть бессмысленно влачивших подобие жизни. Может быть, это были одни из первых человекоподобных существ, вылепленных из земли и воды сыном титана Иапета Прометеем, а может быть, они сами выросли из земли, как вырастали деревья.

 

31. Сирены и Одиссей. Фрагмент росписи стамноса. Около 475 г. до н. э. Лондон. Британский музей

 

Судя по древнейшим мифам, первые люди были столь же дикими, как сама природа, и наделены звериной силой. Некоторым воспоминанием о них являются мифы о кентаврах, обитателях гор и лесов, отличавшихся буйным нравом и невоздержанностью. Они вечно воюют со своими соседями – лапифами, похищая для себя жен из этого племени (Овид. Мет. XII 210‑535).

Однако, как мы говорили выше, исключением среди них являются Хирон и Фол, которым суждено в дальнейшем перейти в мир более поздней классической мифологии.

 

32. Титан Океан. Мозаика из Сабраты. II в. н. э. Сабрата. Музей

 

Но и племя лапифов не лучше кентавров (Диодор IV 69 – 70). Живут они по соседству с последними среди гор, лесов и диких утесов Оссы и Пелиона. Даже название этого племени означает людей "каменных", "горных". Имена лапифов тоже связаны с растительным и животным миром, что неудивительно, так как первый лапиф и первый кентавр были родными братьями. Так, среди лапифов известны Элат (Ель) и Коронида (Ворона), Леонтей (Львиный), Форбант (Пасущий скот), Гипподамия (Укротительница коней), Исхий (Мощный). Многие имена связаны со стихией огня: Флегий, Пирифой, Перифат, Авгий, Стильба указывают на пламя и сияющий яркий свет.

Есть среди лапифов и великан оборотень Кеней, принимавший то мужской, а то и женский вид (Аполл. Род. I 57 – 64).

Буйные кентавры и дерзкие лапифы, грубые, неотесанные, выросшие среди горных лесов и скал, дикие, как сама фессалийская природа, обречены на изгнание из родных мест, то есть, собственно говоря, на исчезновение именно благодаря своей архаичности. Поэтому в дальнейшем будут созданы мифы о том, как Геракл истребил кентавров (Хирон и Фол – единственные, кто обладал среди них бессмертием), или возникнут предания о том, как племя дорийцев, наступая на Фессалию, вытеснит оттуда навсегда "каменных людей" – лапифов.

 

33. Прометей создает людей. Интальо, перстень. I в. до н. э. Вена. Художественно‑исторический музей

 

Будут также созданы мифы и о том, как Зевс пытался уничтожить первых людей, примитивная субстанция которых состояла из земного праха и воды (Аполлод. I 7, 1).

И то, что люди в конце концов выжили, не их заслуга, а заслуга Прометея, пожалевшего бедное человечество и одарившего его искрой огня – творческого и действенного первоначала, преобразившего и внутренний и внешний строй жизни древнего человека.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.42.164 (0.006 с.)