Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Распри между Зевсом и Аполлоном
На заговоре против Зевса попытки противостоять его власти не прекратились. Характерна в этом плане знаменитая история распрей между Зевсом и Аполлоном. Первая из них является следствием участия Аполлона в заговоре на Олимпе. Разгневанный Зевс жестоко наказал Аполлона и Посейдона, заставив их в унизительном рабском виде служить троянскому царю Ааомедонту. Аполлон пас царские стада на склонах Иды (здесь сказалась его древняя функция покровителя стад), а Посейдон один или с помощью все того же Аполлона возводил мощные троянские стены (для Посейдона строительство не характерно и может служить только наказанием). Боги работали целый год за условленную плату. Но когда пришел срок платежа, Ааомедонт плату удержал и выгнал богов, угрожая связать их по рукам и ногам да еще обрезать уши, как это делали жалким рабам. Боги, претерпевшие невиданную несправедливость, ушли без вознаграждения (там же XXI 441 – 457). За это Аполлон наслал на город чуму, а Посейдон – морское чудовище, на съедение которому отдали царевну Гесиону, дочь Лаомедонта, затем спасенную Гераклом (Аполлод. II 5, 9). Однако распри с Зевсом на этом не кончились.
136. Асклепий и больные. 1‑я половина IV в. до н. э. Афины. Национальный археологический музей
Аполлон от Корониды, дочери Флегия – царя племени лапифов (а может быть, и нимфы), имел сына Асклепия. Мать, уличенную в измене, Аполлон убил, но из чрева Корониды, сжигаемой на погребальном костре, успел спасти сына (Гигин 202) и отдал его на воспитание кентавру Хирону (Овид. Мет. II 534 – 632), где Асклепий усовершенствовал полученный от отца дар врачебного искусства, которое привело юношу к мысли воскрешать людей. Зевс увидел в такой дерзости Асклепия, во‑первых, чрезмерную помощь людям (а мы знаем, что один из принципов царства Зевса именно мера), во‑вторых, полное нарушение извечной гармонии жизни и смерти и, главное, в‑третьих, покушение на основную прерогативу богов – бессмертие, распознав здесь, несомненно, попустительство Аполлона, тоже знаменитого своим целительным искусством. В гневе Зевс поразил Асклепия молнией, которую выковали ему Киклопы. Но Аполлон решил отомстить за сына и отважился на поединок с Зевсом. Он выступил как бог‑стреловержец, бог‑губитель. Своими стрелами он перебил Киклопов – ковачей Зевсова оружия. В ответ Зевс решил ввергнуть Аполлона в Тартар, но тронутый просьбами его матери, богини Лето, отослал Аполлона уже вторично и снова в человеческом виде идти в услужение к царю Адмету в Феры (Фессалия, на севере Греции), где Аполлон ровно год пас царские стада, приумножив их, так как коровы приносили постоянно двойню (Аполлод. III 10, 4).
Находясь у Адмета, Аполлон помог Гераклу побороть Смерть и спасти от нее жену царя, самоотверженную Алкесту. В баснях Эзопа (106 Hausrath)[12] есть еще один любопытный факт – о соперничестве Аполлона и Зевса в стрельбе из лука. Оказалось, что когда Аполлон натянул лук и пустил стрелу, то Зевс в это же время прошел то самое расстояние, на которое стрелял Аполлон. Этот сюжет имеет нравоучение: достойны смеха те, которые состязаются с сильнейшими (ср. у Гесиода в поэме "Труды и дни" 210: "Разума тот не имеет, кто меряться хочет с сильнейшим"). Все эти посягательства Аполлона на непререкаемую власть Зевса указывают на ранние формы мифологии классического периода, на неустойчивость олимпийской семьи, в которую к этому времени вошли боги, по происхождению своему совсем негреческие (Аполлон, Гефест, Афродита имеют малоазийские корни, Арес, видимо, фракиец) или догреческие (Прометей, Посейдон, Афина, Гера), сохраняющие остатки своей самостоятельности и в распрях с Зевсом. Но возможно, что в случае с Аполлоном здесь фигурируют также позднеолимпийские отношения, когда сын постепенно перенимает все отцовские функции, намереваясь его в конце концов вытеснить. Следует вспомнить при этом ряд пророчеств Геи о наступлении конца Зевсова могущества. Да и вообще регулярная смена поколений богов неизбежна, иначе остановится мифологическая история, отражающая реальные социально‑исторические сдвиги родового общества. Кроме того, небезынтересен мотив служения людям как наказания божества за тяжкий проступок. Такой мотив в мифологии Аполлона, несомненно, связан с идеей периодического ухода и возвращения божества, с временным оставлением божественных функций и их обретением. Для бога вообще, и Аполлона в частности, рабское служение человеку равносильно уходу бога света в мрачное небытие, приобщению к смерти. Но так как боги бессмертны, то подобная смерть обязательно чревата возрождением, напоминая о всеобщей текучести, о постоянных изменениях в самой природе, о ее увядании и цветении, как это видно по мифу о насильственном пребывании Персефоны в царстве смерти и о периодическом ее возврате на землю, к матери Деметре.
Перед нами исконное в древнем мифологическом сознании чередование жизни и смерти, света и мрака, дня и ночи, ухода и возвращения, то есть целостная картина природного бытия, на которое опирается и из которого вырастает человек общинно‑родовой формации.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.120 (0.005 с.) |