Нарушение божественных прерогатив 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нарушение божественных прерогатив



 

Но и в мире богов тоже к этому времени не все было так уж благополучно. Как известно, владычество Олимпийцев во главе с Зевсом не раз находилось под угрозой, и только великое примирение Зевса и Прометея спасло Зевсов престол от посягательств возможного преемника. Однако границы твердо установленных божественных прерогатив постоянно нарушались, причем нарушали их герои, дети богов и смертных, те самые герои, которые пришли в мир, чтобы устроить его по прекрасным замыслам богов. И что же оказалось? Герои посягали на самый основной принцип мифологической системы жизни – принцип бессмертия, который создает недоступный людям мир богов, понимает его как некое идеальное высшее бытие, как лоно непознаваемой судьбы, управляющей по таинственным законам смертными и бессмертными.

 

276. Шлем гладиатора со сценами Троянской войны из Геркуланума. I в. н. э. Неаполь. Национальный музей

 

Любимые сыновья Зевса Геракл и Дионис завоевали себе бессмертие вопреки установленному миропорядку, а уж каким путем это происходит – через труды, страдания, мучительную смерть – это их дело, дело героев, в чьих жилах течет алая человеческая кровь, а не бесцветный божественный ихор.

Сын Аполлона Асклепий – тот и вовсе задумывает воскрешать людей, но не хитрит со смертью, не обманывает ее, как это сделал Сизиф (которого она все равно настигла).

 

277. Леда с лебедем. Римская копия со статуи Тимофея. Около 380 г. до н. э. Рим. Капитолийские музеи

 

Асклепий, став божеством, и другим хочет уделить дар вечной жизни. Человек неуемен в своем самоутверждении. Да ведь и сами боги заложили в нем эту страсть, и в своих земных делах они опираются на нее, способствуют ей и незаметно для себя уступают людям часть своей собственной сущности, и эта потеря страшней и безвозвратней, чем битва с титанами или сумрак Тартара, где еще есть надежда на борьбу.

В этой борьбе боги побеждали и вытесняли других богов, сохраняя незыблемым строй вещей, уготованный судьбой.

 

278. Гермес и Парис. Фрагмент росписи амфоры Мастера Алкимаха. V в. до н. э. Ленинград. Государственный Эрмитаж

 

В конце мифологического развития герои делают попытку вытеснить богов – сами становятся богами. И даже мудрый провидец Прометей, благодетель человечества, не может предвидеть, что его дары укрепят и закалят дух, разум, силу и чувства некогда жалких людей до такой степени, что они сочтут себя достаточно мудрыми и великими, чтобы обойтись без божественной воли, и станут скептически посмеиваться над небожителями, внушавшими когда‑то страх и преклонение.

И наконец происходит небывалое и удивительное событие.

 

279. Парис и Елена. Фрагмент римского рельефа. I в. н. э. Рим. Галерея Спада

 

Мудрый кентавр Хирон, сын Кроноса, тяжко страдавший от случайно попавшей в него стрелы Геракла, отравленной ядом Аернейской гидры, принял решение возвратить свое бессмертие Зевсу, чтобы освободиться от мук.

Мифограф Аполлодор сообщает нам два странных факта. Один говорит о том, что Прометей предложил себя Зевсу в обмен на Хирона. Тот сделал Прометея бессмертным, а Хирон скончался (II 5,4). Другой сообщает, что Геракл, освободив Прометея по воле Зевса, представил ему Хирона, который согласился стать смертным вместо Прометея (II 5,11). В обоих случаях, видимо, используется версия о смертной сущности Прометея, что было характерно для архаической мифологии демонов и богов. Вместе с тем в обоих случаях возвеличивается роль олимпийского Зевса, который один способен даровать и отнимать бессмертие.

 

280. Похищение Елены. Фрагмент росписи кампанской ситулы. Около 350 г. до н. э. Лондон. Британский музей

 

Но нам здесь важна еще одна идея, исполненная чисто человеческих, мы бы сказали, высокогуманных чувств.

Прометей исполнен готовности обменяться бессмертием с Хироном, страдающим невинно и бесцельно. А эта неопределенность мук как раз и лишает кентавра силы сопротивления и мужества, которые помогают выносить муки, осознанные высокой необходимостью.

Но вместе с этой помощью близкому родичу Прометей взваливает на себя нелегкую ношу славы страдающего за людей бессмертного бога.

Если Хирон мог в отчаянии отбросить бесценный дар вечной жизни, то Прометей с гордостью и терпением, с сознанием правоты и необходимости остался на веки вечные "первым мучеником" (Маркс), посвятившим свое бессмертие человечеству.

Итак, бессмертный бог добровольно уходит в царство смерти, расставшись с самой сутью своей божественности. И если смертные герои добивались бессмертия через страдания и муки, то Хирона, сына титана Кроноса, страдания заставили отринуть вечную жизнь.

Но и в том и в другом случае важно одно – нарушены привычные принципы и гармония мифологического миропорядка. Открываются пути для дальнейших необратимых процессов, в том числе и сомнения в его устойчивости.

Лик мира, с такими трудами завоеванного и охраняемого олимпийцами, преображается невиданным образом.

Человечество прощается с наивной мудростью мифологических чудес, чтобы с помощью знания, дарованного Прометеем, преобразовать жизненную реальность, утверждая в ней свое подлинное бессмертие неустанными трудами, стремлениями, а значит, и неизбежными страданиями.

 

281. Ахилл, перевязывающий Патрокла. Роспись килика Сосия. Около 500 г. до н. э. Берлин. Государственные музеи

 

Второе тысячелетие до н. э. кончалось кровавыми войнами и катастрофами. Греция стояла на пороге дорийского завоевания. Откуда‑то с севера на Пелопоннес шли племена, вожди которых называли себя потомками Геракла.

В первой четверти I тысячелетия до н. э. бедная, разоренная страна погрузилась во мрак "темного времени". Но и там уже зрели новые силы, жили воспоминания о былом величии ахейского мира. Странствующие поэты пели о походах в заморские земли, о богатой добыче, о прекрасных девах, о божественных предках. В муках столетий рождались песни, те самые "славы героям", о которых мечтали воины, отваживаясь на гибельный бой.

И уже семь городов спорят о родине поэта. Создан великий греческий эпос, где древние мифы стали бессмертной поэзией, а поэзия – и доныне неразгаданным мифом о вдохновленном богами Гомере.

 

 

Приложение. Аполлодор. Мифологическая библиотека. Эпитома [16]

 

V 3. Мемнон, сын Тифона и Эос, с большим войском эфиопов прибыл под Трою, чтобы принять участие в сражении против эллинов. Он убил многих из эллинов, в том числе и Антилоха, но погиб и сам от руки Ахиллеса. Преследуя троянцев, Ахиллес был поражен в лодыжку стрелой Александра и Аполлона у Скейских ворот. 4. Из‑за тела Ахиллеса началось сражение: Эант убил Главка и дал отнести вооружение Ахиллеса к кораблям, сам же поднял тело и вынес его из сечи, в то время как Одиссей отбивал натиск врагов. 5. Смерть Ахиллеса повергла все войско в уныние. Похоронили его на Белом острове вместе с Патроклом, смешав их кости. Говорят, что Ахиллес после смерти, находясь на Островах Блаженных, женился на Медее. В его честь устроили состязания, в которых Эвмел одержал победу на колеснице, Диомед – в беге, Эант – в метании диска, Тевкр – в стрельбе из лука. 6. Было решено все вооружение Ахиллеса отдать в награду самому доблестному, и из‑за него вступили в спор Эант и Одиссей. В качестве судей выступили троянцы, а по иным сообщениям – союзники, и предпочтение было отдано Одиссею. Обиженный Эант задумал ночью напасть на свое войско, но Афина, вселив в него безумие, направила его, уже поднявшего меч, на стадо скота. В своем безумии он стал убивать животных и пастухов, принимая их за ахейцев. 7. Позднее к нему вернулся рассудок, и он покончил самоубийством. Агамемнон запретил предавать его тело огню, и Эант единственным из всех, кто погиб под Троей, был похоронен в гробу. Могила его находится в Ройтее.

 

282. Менелай с телом Патрокла. Римская копия с греческой статуи. Около 230 г. до н. э. Флоренция. Лоджия деи Ланци

 

8. Когда уже прошло десять лет войны и эллины пали духом, Калхант вещал, что Троя не может быть взята без помощи лука и стрел Геракла. Услышав это, Одиссей в сопровождении Диомеда отправился к Филоктету на Лемнос, овладел при помощи хитрости луком и стрелами Геракла и убедил Филоктета отплыть под Трою. Филоктет отправился туда и, после того как его исцелил Подалирий, выстрелом из лука убил Александра. 9. После смерти Александра Гелен и Деифоб заспорили из‑за права жениться на Елене. Так как предпочтение было отдано Деифобу, Гелен оставил Трою и поселился на горе Иде. Но когда Калхант сообщил, что Гелен знает оракулы, охраняющие город Трою, Одиссей подстерег его из засады, захватил в плен и привел в лагерь.

 

283. Жертвоприношение пленников на погребальных играх в честь Патрокла. Фрагменты гравированного рисунка на бронзовой цисте III – II вв. до н. э. Париж. Лувр

 

10. Здесь Гелена заставили рассказать, как можно взять Илион, и он сообщил следующее: во‑первых, если осаждающим будут доставлены кости Пелопса, во‑вторых, если в сражениях будет участвовать Неоптолем, в‑третьих, если будет выкраден из города упавший с неба Палладий, при нахождении которого в городе взять Трою невозможно.

 

284. Облачение Гектора перед битвой с Ахиллом. Слева Приам, справа Гекуба. Фрагмент росписи амфоры Евфимида. 510‑500 гг. до н. э. Мюнхен. Государственные античные собрания

 

11. Услышав это, эллины привезли кости Пелопса, а Одиссея и Феникса отправили на остров Скирос к Аикомеду; там они убедили Ликомеда отпустить Неоптолема. Неоптолем прибыл к войску, вязл у Одиссея добровольно им отданное оружие отца и убил множество троянцев. 12. Позднее на помощь троянцам прибыл Эврипил, сын Телефа, приведя с собой большое войско мисийцев. После того как Эврипил совершил ряд подвигов, Неоптолем его убил. 13. Одиссей же вместе с Диомедом ночью отправился к городу и оставил здесь Диомеда, сам же обезобразил себя и надел нищенский наряд: не узнанный никем, он вошел в город под видом нищего. После того как Елена его узнала, он с ее помощью выкрал Палладий, убил многих из числа охранявших его троянцев и вместе с Диомедом доставил Палладий к кораблям.

 

285. Битва Ахилла и Гектора. Фрагмент росписи кратера Берлинского мастера. Около 490 г. до н. э. Лондон. Британский музей

 

14. Позднее он придумал построить деревянного коня и предложил изготовить его Эпею, который был строителем. Тот заготовил лес на горе Иде и сделал коня, полого изнутри и с отверстием в боку. Одиссей убедил пятьдесят (а как сообщает автор "Малой Илиады", три тысячи) лучших воинов войти в коня; остальные же воины должны были с наступлением ночи сжечь свои палатки, выплыть в море к Тенедосу и стать там на якорь в засаде. С наступлением следующей ночи они должны были вернуться обратно. 15. Те повиновались и посадили лучших из воинов внутрь коня, поставив во главе последних Одиссея, а на коне начертали следующую надпись: "Благополучно возвратившись домой, эллины посвятили это благодарственное приношение богине Афине". Сами же они зажгли свои палатки и отплыли ночью к Тенедосу, где стали на якорь в засаде. На месте прежней стоянки они оставили Синона, который должен был подать им знак зажженным факелом.

 

286. Разрушение Трои. Роспись апулийского кратера. Около 375 г. до н. э. Лондон. Британский музей

 

16. Когда наступил день, троянцы увидели лагерь эллинов опустевшим; сочтя, что враги убежали, они, обрадованные, втащили коня и, поставив его у дворца Приама, стали совещаться о том, что надлежит с ним сделать. 17. После того как Кассандра сказала, что внутри него сидят вооруженные воины и к ней присоединился прорицатель Ааокоонт, некоторые предложили его сжечь, другие же советовали сбросить его в пропасть. Но большинство троянцев решило посвятить его богам и, принеся жертву, они стали пировать. 18. Аполлон, однако, подал им знамение: с близлежащих островов две змеи переплыли море и поглотили сыновей Ааокоонта. 19. Когда же наступила ночь и все погрузилось в сон, эллины от Тенедоса подплыли ближе и Синон зажег для них факел на могиле Ахиллеса. Елена же, подойдя к коню, стала звать витязей, подражая голосу жены каждого из них, и, когда Антикл захотел ответить, Одиссей зажал ему рот. 20. Затем, убедившись, что враги заснули, сидевшие внутри коня воины открыли отверстие и в полном вооружении стали выходить. Первым выпрыгнул Эхион, сын Портея, и сразу же погиб; остальные же, обвязавшись веревкой, взобрались на стены и, открыв ворота, впустили приплывших от Тенедоса эллинов. 21. Войдя в город с оружием в руках, они стали заходить в дома и убивать спящих. Неоптолем убил Приама, прибегнувшего к защите алтаря Зевса Отрадного. Главка, сына Антенора, укрывшегося в своем доме, опознали и спасли Одиссей и Менелай, зайдя туда с оружием в руках. Эней бежал, неся на спине Анхиса, своего отца, и эллины пропустили его, уважая его благочестие. 22. Менелай, убив Деифоба, повел Елену к кораблям. Этру, мать Тесея, увели сыновья Тесея Демофонт и Акамант; как говорят, они тоже позднее прибыли под Трою. Кассандра искала защиту, охватив деревянную статую Афины, но подверглась насилию локрийца Эанта. По этой причине, говорят, эта статуя имеет глаза, обращенные к небу.

 

287. Троянский конь. Рельефное горло протоаттической амфоры. VII в. до н. э. Миконос. Музей

 

23. Перебив троянцев, эллины зажгли город и поделили между собой добычу. После этого они принесли жертвы всем богам и сбросили Астианакса с башни, а Поликсену закололи на могиле Ахиллеса. В качестве почетной награды Агамемнон взял себе Кассандру, Неоптолем получил Андромаху, а Одиссей – Гекабу. Но некоторые рассказывают, что ее взял Гелен и переправился с ней в Херсонес. Там он похоронил ее после того, как она превратилась в собаку: поэтому это место теперь зовется Киноссема. Лаодику, которая была самой красивой из дочерей Приама, поглотила земля у всех на глазах. Когда эллины, опустошив Трою, уже собирались отплыть, их задержал Калхант, сказавший, что Афина разгневана на них вследствие святотатства Эанта. Они едва не убили Эанта, но он прибегнул к защите алтаря, и его пощадили.

 

288. Лаокоон. Фрагмент росписи кратера. Около 525 г. до н. э. Базель. Музей античного искусства

 

VI. 1. После всего этого было созвано собрание, на котором вступили в спор Агамемнон и Менелай. Менелай требовал немедленного отплытия, тогда как Агамемнон настаивал на том, чтобы остаться и принести жертву богине Афине. Диомед, Нестор и Менелай вместе выплыли в открытое море. Плавание нестора и Диомеда было счастливым. Менелай же попал в бурю и, потеряв почти весь свой флот, только с пятью судами прибыл в Египет. <...> 5. Агамемнон, принеся жертву, отплыл и причалил к Тенедосу; Неоптолема же появившаяся Фетида убедила подождать еще два дня и принести жертву, и тот остался. Другие, выплыв в открытое море, попали в бурю у Теноса, ибо Афина упросила Зевса наслать бурю на эллинов. Многие корабли эллинов пошли ко дну.

 

289. Троянская война. Фрагмент росписи килика Мастера Брига. Около 490 г. до н. э. Париж. Лувр

 

6. Афина метнула перун в корабль Эанта. Судно разрушилось, сам же Эант спасся, уцепившись за скалу. При этом Эант сказал, что спасение пришло к нему против воли Афины. Тогда Посейдон ударил трезубцем в скалу и расколол ее, Эант же упал в море и погиб. Тело его, выброшенное волнами, предала погребению Фетида на Миконе. 7. Когда флот остальных эллинов приблизился ночью к Эвбее, Навплий зажег факел на горе Каферее. Эллины решили, что это сделали некоторые из числа тех, кто спасся после бури, и стали подплывать. Но у Каферейских скал корабли разбились, и многие погибли. <...>

 

290. Обожествление Гомера. II в. до н. э. Лондон. Британский музей

 

Список сокращений

 

Сокращение имен авторов и названий произведений соответствует принятому в русских изданиях античных текстов. Названия, упоминаемые в тексте один‑два раза, не сокращались. При упоминании классического памятника или отсылке к нему указывается принятая во всех изданиях рубрикация – первая (римская) цифра означает самую крупную единицу текста (книгу или песнь), вторая и третья (арабские) – соответственно, главу, параграф или стих. Например, Ил. XI V 351‑353 означает: "Илиада", песнь XI V, стихи с 351 по 353. Русские переводы античных авторов указаны в списке литературы.

Аполлод. – Аполлодор "Библиотека"

Аполлод. Эпит. – Аполлодор. "Эпитома"

Аполл. Род. – Аполлоний Родосский " Аргонавтика"

Верг. Эн. – Вергилий "Энеида"

Гес. Теог.  – Гесиод "Теогония"

Гес. Труд. – Гесиод "Труды и дни"

Гом. гимн. – "Гомеровские гимны"

Диодор – Диодор Сицилийский "Историческая библиотека

Еврип. Ифиг. А. – Еврипид "Ифигения в Авлиде"

Еврип. Вакх. – Еврипид "Вакханки"

Ил. – Гомер "Илиада"

Каллим.  – Каллимах "Гимны"

Од. – Гомер "Одиссея"

Овид. Мет. – Овидий "Метаморфозы"

Павс. – Павсаний "Описание Эллады"

Пиндар. Нем. – Пиндар "Немейские оды"

Пиндар. Пиф. – Пиндар "Пифийские оды"

Плутарх – Плутарх "Сравнительные жизнеописания"

Орф. гимн. – "Орфические гимны"

Страбон – Страбон "География"

Эсх. Пром. – Эсхил "Прометей прикованный"

Эсх. Эвм. – Эсхил "Эвмениды"

фрг. – фрагмент

 

Литература

 

1. Маркс К.. Формы, предшествующие капиталистическому производству. М., 1940.

2. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 21.

3. Лафарг П. Очерки по истории культуры. 2 изд. М., 1928.

4. Францев Ю. П. У истоков религии и свободомыслия. М. ‑Л., 1959.

5. Коккьяра Дж. История фольклористики в Европе. М., 1960.

6. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М., 1976.

7. Мифология древнего мира. Сб. статей. Пред. И. М. Дьяконова. Пер. с англ. М., 1977.

8. Кагаров Е. Культ фетишей, растений и животных в древней Греции. Спб., 1913.

9. Штоль Г. В. Мифы классической древности. I‑II. М" 1899‑1904.

10. Зелинский Ф. Античный мир. 1‑3. Пг., 1922‑1923.

11. Радциг С. И. Античная мифология. М. ‑Л., 1939.

12. Альтман И. Греческая мифология. М. ‑А., 1937.

13. Тренчени‑Вальдапфель И. Мифология. М., 1959.

14. Парандовский Ян. Мифология. М., 1971.

15. Кун И. Легенды и мифы древней Греции. М., 1975.

16. Лосев А. Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М., 1957.

17. Лосев А. Ф. Олимпийская мифология в ее социально‑историческом развитии. – "Уч. зап. МГПИ им. Ленина", т. 72. М" 1953.

18. Лосев А. Ф. Гесиод и мифология. – "Уч. зап. МГПИ им. Ленина", т. 83. М" 1954.

19. Лосев А. Ф. Гомер. М" 1960.

20. Лосев А. Ф. Мифология. – Философская энциклопедия, т. III, М., 1964.

21. Лосев А. Ф. Античная философия истории. М., 1977.

22. Любкер. Реальный словарь классической древности. М., 1884, 1887.

23. Мифологический словарь. Сост. М. Н. Ботвинник и др. М., 1961.

24. Мифы народов мира. Энциклопедия, т. 1‑2. М., 1980‑1982. 2 изд. 1987‑1988.

25. Гомер. Илиада, пер. Н. Гнедича. М. ‑Л., 1935. Пер. В. Вересаева. М.‑Л., 1949.

26. Гомер. Одиссея, пер. В. А. Жуковского. М. ‑Л., 1935. Пер. В.В.Вересаева. М., 1953.

27. Гомеровские гимны. Пер. В. В. Вересаева. – Полн. собр. соч., т. X. М., 1929. Сб. Эллинские поэты. М., 1963.

28. Гесиод. Работы и дни. Теогония. – Там же.

29. Каллимах. Гимны. – В сб. Александрийская поэзия. Сост. М. Е. Грабарь‑Пассек. М., 1972.

30. Аполлоний Родосский. Аргонавтика. Там же.

31. Аполлодор. Мифологическая библиотека. М., 1972.

32. Павсаний. Описание Эллады. I‑II. М. 1940.

33. Roscher IV. Н. Lexicon der griechischen und romischen Mythologie, I‑VII, 1884 – 1937; I‑VII, 1965.

34. Qraves R. The Greek Myths. I‑II. Baltimore, 1957. (Пересмотренное издание с 1960 и далее).

35. Rose Н. С. Griechische Mythologie. Miinchen, 1961, 2 Aufl.

36. Hunger H. Lexikon der griechischen und romischen Mythologie. Wien, 1959.

37. Crimal P. Dictionnaire de la mythologie grecque et romaine. Paris, 1958.

38. Carnoy A. Dictionnaire etymologique greco‑romaine. Louvaine, 1957.

Room's Classical Dictionary. London, 1983.

 


[1]  См. энциклопедическое издание "Мифы народов мира" (т. 1‑2. М., 1980‑1982), особенно статью А. Ф. Лосева "Греческая мифология", где приводится самая существенная литература на эту тему. См. также "Философскую энциклопедию" (т. 3. М., 1964) со статьей А. Ф. Лосева "Мифология", где приводятся теории происхождения мифа и его развития. В нашей работе мы придерживаемся историко‑теоретических принципов, сформулированных А. Ф. Лосевым в его книге "Античная мифология в ее историческом развитии" (М., 1957) и проводимых в его многочисленных трудах. Факты греческой мифологии, представленные нами в строго продуманной системе, основаны только на подлинных текстах античных источников и не содержат никаких привнесенных извне домыслов

 

[2]  Далее греческое написание не приводится. Древнегреческие слова передаются в латинской графике

 

[3]  Подробнее см: Тахо‑Годи А. А. Миф у Платона как действительное и воображаемое. – В кн.: Платон и его эпоха. М., 1979

 

[4]  Мы говорим здесь и далее о греках и Греции в условно‑обобщенном плане. Ни о единой Греции, ни о едином греческом народе или языке не может быть и речи в те древние времена, когда существовали отдельно племена со своими особыми наименованиями и своими диалектами (эолийцы, ионийцы, дорийцы, эоло‑ахейцы и ионийско‑аттическая общность. Ср. мифы об Эллине и его сыновьях Эоле, Ионе и Доре – родоначальниках эллинских племен. – Аполлод. I 7, 3)

 

[5]  Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 29, с. 329‑330

 

[6]  Глиптика – искусство резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях

 

[7]  Торевтика – искусство рельефной обработки изделий из метала

 

[8]  Маркс К., Энгельс Ф., Соч., т. 12, с. 737

 

[9]  Там же, с. 736

 

[10]  Прекрасную классификацию мифологических комплексов, ядра, рудиментов и ферментов дает А. Ф. Лосев в своей книге "Античная мифология в ее историческом развитии" (М., 1957, с. 17‑32)

 

[11]  Нартекс – вид тростника, у которого, наподобие стволов бамбука, есть внутренние перегородки, так что, разделенный на части, он представляет собой некое вместилище. Пастухи Греции и Италии в таких полых частях тростника переносили тлеющие угли, сохраняя огонь

 

[12]  Corpus Fabularum Aesopicarum, ed. A. Hausrath, H. Hunger, vol. I. fasc. 1 – 2, Leipzig, 1959‑1970

 

[13]  Плетр равен 0,095 гектара, или 950 кв. м. Таким образом, Арес покрыл собой поверхность в 6650 кв. м

 

[14]  Hesiodi carmina ed. A. Rzach. Lipsiae, 1913

 

[15]  Anthologia lyrica graeca. Ed. E. Diehl. Lipsiae, 1925. Vol. 2, p. 206, frg. 46

 

[16]  Эпитома – сокращенное изложение. В нашем издании приведены выборки из повествования (гл. V‑VI) о событиях после гибели Гектора, о взятии Трои и отплытии победителей

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.218.184 (0.116 с.)