Сексуальные извращения греков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сексуальные извращения греков



 

Насколько здоровы были сексуальные отношения греков, показывает тот факт, что те выражения сексуальных явлений, которые объединяются под названием «сексуальная психопатия», играли чрезвычайно малую роль в этих отношениях. Это утверждение было бы несостоятельным, если бы гомосексуализм считался у них сексуальным извращением; однако то, что подобное утверждение верно (о малой роли сексуальных извращений) – по крайней мере в отношении греческой гомосексуальности, – мы постараемся доказать.

Конечно, в Древней Греции существовали и извращенные формы любовных отношений, и с точки зрения научной логично рассмотреть их в книге по истории секса; тем не менее здесь я буду краток, поскольку уже существуют известные работы Розенберга, Блоха, Форберга и других, в которых собрано достаточное количество материала.

 

1. Миксоскопия [166]

 

Даже название этого извращения не является древнегреческим словом, так что самый факт, который состоит в том, чтобы стимулировать и удовлетворять половой акт с помощью подглядывания, был явлением редким в Греции, так что я не могу привести отрывка, его подтверждающего; также не могу сказать, существует ли графическое изображение тех, кто практиковал такое извращение. Когда Кандавл, как мы уже рассказывали, находил удовольствие в том, чтобы показывать другу свою обнаженную жену, мы можем говорить о миксоскопии в широком смысле, поскольку это не Гиг хотел получить удовлетворение от созерцания чужой жены, но муж, который побуждал его так поступить, и неизвестно, делал он это для удовлетворения своего полового инстинкта или просто из тщеславного желания похвастаться перед другим мужчиной своей красивой женой.

 

Трансвеститы

 

Для тех, кто находит сексуальное удовлетворение в том, чтобы наряжаться в платья противоположного пола, придуман термин «трансвеститы». Такого рода извращение, которое уходит корнями в эмбрионально‑андрогинную природу всякого человеческого существа, было не чуждо грекам, хотя об этом явлении сравнительно мало свидетельств античных авторов. Я часто упоминал об использовании этого явления в религиозных культах. На празднике Котиттий в Афинах, который проводился в честь Котитто, богини чувственной любви, имели место пляски мужчин в женских одеждах. На этом празднике церемониальные шествия, которые поначалу лишь символически имели отношение к сексу, постепенно перешли в оргии, так что, по свидетельству Синесия, «тот, кто участвовал в оргиях Котитто, приравнивался к кинеду». Сексуальное возбуждение мужчин, вероятно, усиливалось, если они носили парики, имитирующие женские прически в дополнение к женскому платью. Италийские празднества Котитто, о которых упоминает Гораций, особенно были знамениты, однако отмечены только женскими оргиями.

Эпиграмма Асклепиада рассказывает о красивой девушке по имени Доркия (Олененок), которая любила наряжаться мальчиком, и «в коротком плаще, обнажавшем ее бедра, она извергала из глаз любовный огонь».

Ктесий рассказывает о том, что правитель Вавилона Амар любил появляться в женском наряде и украшениях, и, когда он так наряжался, 150 певиц и танцовщиц сопровождали застолье (Аф., xii, 530).

 

Эксгибиционизм

 

Если под эксгибиционизмом понимать нарочитый показ половых органов перед своим или противоположным полом, легко понять, что такого рода извращение было в Греции явлением очень редким. В те времена была прекрасная возможность наблюдать совершенно обнаженных мужчин; таким образом, никому не приходило в голову из любопытства или из потребности удовлетворить собственное сладострастие частично обнажаться. Вопреки фактам, наблюдаемым в наши дни врачами и юристами, в древние времена в Греции следовало говорить о женском эксгибиционизме, если о нем вообще можно говорить. Самый древний пример – Баубона, жена Дисавла в Элевсине, у которой нашли приют маленький Иакх и Деметра, когда она искала свою дочь Персефону, украденную Гадесом. Чтобы как‑то отвлечь расстроенную мать, Баубона обнажилась, что привело Иакха в такой восторг, что Деметра невольно вынуждена была рассмеяться.

Намеренное обнажение в танце кордакс (см. с. 137) также отчасти носило эксгибиционистский характер.

Диодор пишет о женщинах Египта: «Когда после естественной кончины священного быка, посвященного Апису, появлялся другой, лишь женщинам позволялось смотреть на него в течение сорока дней; но они делали это, подняв свои одежды и показывая свои интимные части богу».

Большинство изображений Приапа и Гермафродита имели намеренно эксгибиционистскую направленность.

Все эти явления, о которых мы говорим, рассматриваются современной сексологией лишь косвенными проявлениями эксгибиционизма. Единственный известный мне отрывок, где можно говорить об истинном эксгибиционизме, принадлежит Феофрасту, когда он описывает характер «Нескромного» (Характеры, 11): «Этот бесстыдный, встречая женщин, любит задирать свой хитон и показывать им то, что находится под ним».

 

Пигмалионизм

 

Пигмалион, мифический царь Кипра, был настолько очарован статуей девушки, которую он изваял, что влюбился в свое произведение из слоновой кости и не успокоился до тех пор, пока Афродита, уступая его жарким мольбам, не оживила статую, после чего у них родился сын Пафос, по имени которого назван знаменитый город на Кипре. С тех пор любовь к статуе или изображению называется пигмалионизмом (см. Овид., Метам., х, 243, сл.).

Этот случай подробно описан в произведении Лукиана «Две любви». Юноша из знатной семьи, который влюбился в знаменитую статую Афродиты Книдской работы Праксителя, целые дни проводил в ее храме, и «утром, едва из постели, намного опередив рассвет, он приходил в храм и только после заката неохотно шел домой; целый день сидел он против богини, все время устремив на нее свой взгляд. При этом он шептал неясные слова и украдкой произносил любовные жалобы… А когда страсть его разгоралась еще сильнее, он покрывал надписями всю стену, и нежная кора каждого молодого дерева славила прекрасную Афродиту. Наравне с Зевсом чтил он Праксителя, и всякая прекрасная драгоценность, хранившаяся у него в доме, становилась приношением богине»[167].

Это не единственный случай, когда юноша влюбился в Афродиту Книдскую. Филострат пишет, что о подобном случае рассказал Аполлоний Тианский, который пригласил к себе юношу, излечив его от этой пагубной страсти. Он сказал ему, что не годится людям иметь любовную связь с богами, и, остерегая его, напомнил об Иксионе, который понес суровую кару в подземном мире за то, что возжелал Геру. «Вот так он сумел излечить это безумие, и юноша ушел и принес жертвоприношение богине, чтобы заслужить ее прощение».

Элиан рассказывает о молодом знатном афинянине, «который безумно влюбился в статую Агате Тюхе (Доброй Судьбы), что поставлена перед Пританеем. Он целовал, и обнимал ее, и сходил с ума от желания, моля власти города продать ему статую за деньги. Когда его предложениеотклонили, он украсил статую лентами, венками и ценными украшениями, совершил жертвоприношение и, рыдая, покончил с собой» (Пестрые рассказы, ix, 39).

Плиний передает, что юноша с Родоса влюбился в статую обнаженного Эрота работы Праксителя.

 

Бичевание, садизм, мазохизм

 

Бичевание обычно связывают с религиозными мотивами, поскольку наивное или перевозбужденное состояние ума допускает, что человек, поступающий так, особенно угоден богам, когда он добровольно уничижает себя, бичуя свое тело или даже отчасти себя калеча. Так объясняются бичевания и кастрация, которые мы уже обсуждали, они являются составной частью различных культов, таких, как шумные оргиастические праздники Кибелы. Такое самоуничижение нашло отражение в многочисленных эпиграммах «Палатинской антологии».

То, что такая жестокость, как бы странно это ни звучало, имеет корни в желании сексуального удовлетворения, было доказано современной сексологией, и здесь связь религии с сексуальностью находит удивительное подтверждение. Этим я могу объяснить широко известные наказания бичеванием спартанских мальчиков перед алтарем Артемиды Орфии и подобные же наказания девочек на празднике Диониса, называемом Скиерия в Алее в Аркадии, который назывался, как мы уже отмечали, праздником «нечестивой Афродиты».

В древнегреческой литературе я не встретил сцен садизма или мазохизма[168]. Это еще одно доказательство здоровой основы жизни греков, на чем вновь и вновь настаивает автор, и что, однако, непросто было бы утверждать, исходя из отрывков, например, латинских, а не греческих авторов.

Отчасти мазохистский характер носит история Геракла и Омфалы. Великий герой становится рабом лидийской царицы Омфалы, и свою унизительную службу он несет, даже переодеваясь в женское платье, а Омфала наблюдает за ним, надевая львиную шкуру. И все‑таки в данном случае вряд ли можно говорить о настоящем мазохизме, поскольку здесь не присутствует основная его характеристика – чувство сексуального удовлетворения от страданий партнера, о чем история Геракла и Омфалы вовсе не рассказывает.

Такжсе в рассказе Плутарха о Деметрии, где тот показывал послам следы от шрамов, оставленные на его теле гетерой Ламией, «которую Деметрий долго любил уже отцветшую и стареющую», нельзя усмотреть истинного проявления мазохизма.

 

Содомия

 

Содомия, в соответствии с абсолютно неверным, однако принятым определением – совокупление с животными, – нередко упоминается в греческой античности, однако только в мифах и романах или, как в случае с сицилийским пастухом Феокрита, как случайная импровизация.

О мифах, использующих содомские мотивы, я упомяну: Зевс в образе лебедя преследовал Леду, в образе змея – Персефону; Пасифая влюбилась в быка и имела с ним сексуальные сношения, плодом этих отношений стал Минотавр, «бык‑получеловек, человек‑полубык», как называет его Овидий (Наука любви, ii, 24).

 

Некрофилия

 

В доказательство насильственной практики обладания мертвым телом я могу привести лишь три случая из греческой античности, один из которых – Демоэт, который имел связь с утонувшей девушкой. Во втором отрывке речь идет не о греке, а о египтянине. Геродот передает: «Тела жен знатных людей отдают бальзамировать не сразу после кончины, точно так же, как и тела красивых и вообще уважаемых женщин. Их передают бальзамировщикам только через три или четыре дня. Так поступают для того, чтобы бальзамировщики не совокуплялись с ними. Действительно, говорят, был случай, что один из них совокупился со свежим трупом женщины и был пойман по доносу своего товарища»[169].

И наконец, тот же самый Геродот рассказывает, что известный правитель Коринфа Периандр осквернил тело своей умершей жены Мелиссы сразу после того, как – возможно, случайно – убил ее.

 

 

Глава VII



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.85.33 (0.014 с.)