Кастрация, обрезание, перетяжка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кастрация, обрезание, перетяжка



 

О самокастрации жрецов культа сирийской богини Галлоты Лукиан (О сирийской богине, 50) рассказывает следующее: «В определенные дни толпа собиралась в храме; многие жрицы и жрецы, посвятившие себя богам, о которых я говорил, справляют мистерии, режут себе руки и бьют друг друга по спинам. Это действо сопровождается многочисленными звуками флейт, барабанов, а иные распевают гимны и священные песни. Все это происходит вне пределов храма, и участвующие в этих церемониях не заходят внутрь. В эти дни жрицы безумствуют; когда обрываются звуки флейт и церемония заканчивается, многие становятся неистовыми, безумие охватывает и некоторых пришедших посмотреть на церемонию, после чего происходит то, о чем я собираюсь рассказать. Юноша, чья очередь выпала на этот раз, сбросив одежды, с громким криком врывается в середину толпы и поднимает меч – один из тех, что здесь хранятся многие годы именно для этой цели. Крепко зажав меч, он мгновенно оскопляет себя и бежит по городу, неся результат содеянного в руке. В том доме, куда он бросит то, что он отрезал, он получает женское платье и украшения». Так происходила кастрация. Когда проходит восторженное возбуждение от самооскопления, многие жертвоприношения «великой матери» приносятся теми, которые кастрировали себя, среди них кимвалы и трещотки, ножи, которыми было совершено нечестивое деяние, и «нежные волосы, которые юноша столь горделиво прежде откидывал назад». Об этом свидетельствуют анонимная эпиграмма в «Антологии» и другие авторы.

Хотя оргиастические культы имели восточное происхождение, родственный культ Реи Кибелы весьма рано проник в Грецию, хотя и в более мягкой форме, поэтому самооскопление здесь было крайне редко, если действительно такие вещи случались.

Самооскопление могло происходить и по другим причинам, как это описал Виланд в своем произведении «Com‑babus», который основывался на античных источниках.

Лукиан приводит следующий рассказ жреца сирийской богини. «Когда Стратоника, жена ассирийского царя, предприняла паломничество для строительства храма, царь пожелал, чтобы в пути ее охранял его близкий друг Комбаб. Напрасно молодой человек, опасавшийся столь долгое время находиться наедине с красивой женщиной, умолял его отказаться от этой затеи. Все, что он получил, – это отсрочку на семь дней, после чего в присутствии нескольких свидетелей он вручил царю небольшую запечатанную шкатулку, чтобы тот верно хранил ее, поскольку в ней содержится самая дорогая вещь из всех, что он имеет. Царь также опечатал шкатулку и поручил ее на хранение хранителю царской сокровищницы. Итак, они отправились в путешествие, и случилось то, чего опасался Комбаб. Стратоника, которая за долгое время привыкла к радостям супружества, влюбилась в красивого молодого человека, однако ее притязания были отвергнуты и повторилась история Потифара или Федры. Отвергнутая женщина в письме к царю обвинила ее скромного спутника, или, как полагает Лукиан, что более вероятно, другие донесли об этом царю, который приказал Комбабу вернуться и бросил его в темницу, обвинив в совращении своей жены. Когда настал день суда, Комбаб попросил царя вскрыть шкатулку, которую он вручил царю перед тем, как отправиться в путь, для доказательства своей невиновности. После того как царь убедился в целостности печати, он ее вскрыл и обнаружил там забальзамированные гениталии своего несчастного друга. Царь в слезах обнял его и почтил самыми высокими почестями. Позже показывали бронзовую статую Комбаба в мужском одеянии, но с женской фигурой. От этого, говорят, пошел обычай многих галлов оскоплять себя, после чего носить женское платье и исполнять женские обязанности» (Лукиан. О сирийской богине, 19, сл.).

Гераклид Понтийский в своей книге «Об удовольствиях» пишет, что некий Дейний, владелец парфюмерной лавки, вел беспорядочный образ жизни и промотал свое состояние. Когда он истощил все физические возможности, он отрезал себе инструмент своей похоти, сожалея о том, что тот не может более быть ему полезен.

Как рассказывается в «Одиссее», в древние времена жил некий царь по имени Эхет (деспот), «всех людей истребитель». Бродяг и нищих грозили отослать к этому деспоту, который отрежет им нос и уши, оторвет интимные части и бросит на съедение собакам.

Был ли Эхет исторической личностью, неизвестно. Однако определенно известно, что в Древней Греции кастрация применялась также и в качестве наказания. Одиссей подобным образом наказал неверного козопаса Меланфия, отрезав ему нос, уши и руки и бросив его гениталии на съедение собакам.

Если в случае с Меланфием нельзя говорить о кастрации в полном смысле слова, скорее речь идет о жестоком искалечении перед убийством, существует в то же время немало примеров действительной кастрации, особенно мальчиков, которые вынуждены были прожить жизнь в таком состоянии. Конечно, это скорее относится к Востоку, а не к Греции. Например, Гелланик рассказывает, что вавилоняне были первыми, кто ввел в обычай эту жестокую процедуру, а Ксенофонт считает, что в Персии ее ввел Кир Старший. В соответствии с широко распространенным мнением, у истоков такой практики стояла женщина, и не кто иная, как ассирийская царица Семирамида.

Евнухов использовали в качестве прислужников в святилищах Кибелы и Артемиды в Сардах и в Эфесе. Под угрозой кастрировать ионийских мальчиков персы перед морским сражением у острова Леда сумели привлечь на свою сторону ионийцев, а после одержанной победы привели свою угрозу в исполнение.

Иногда кастрацию предпринимали и по причинам сластолюбивым; ничего такого, однако, не было в Греции, но известно о Меде, который, в соответствии с Клеархом (Аф., xii, 514д), «кастрировал многих из тех, кто его окружал, чтобы усилить сексуальное удовлетворение».

То, что сексуальное влечение – которое, разумеется, берет начало в голове, а не в интимных органах, – ни в коей мере не исчезает при кастрации, было хорошо известно грекам, как показывает эпиграмма Стратона (Ант. Пал., xii, 236), в которой говорится о евнухе, который держал целый гарем мальчиков.

В романе Филострата «Жизнь Аполлония Тианского» читаем: «Евнухам также присуще чувство любви, и желание, которое зарождается в них через глаза, ни в коем случае не исчезает, но остается и разгорается».

Иногда выхолащивали женщин, чтобы остановить деторождение. Разумеется, это тоже не чисто греческое изобретение. Например, Ксанф в своей «Истории Лидии» сообщает, что «лидийский царь Адрамитт был первым, кто кастрировал женщин, чтобы использовать их вместо мужчин‑евнухов». Этот отрывок не совсем понятен, здесь речь может идти об удалении яичников, чтобы женщина не могла зачать.

Замечание Страбона о том, что «египтяне делали обрезание новорожденным младенцам и удаляли женскую часть, как это делали иудеи», кажется, имеет другое значение; речь, очевидно, идет об обрезании крайней плоти клитора – этот обычай до сих пор сохраняется у некоторых арабов, коптов, эфиопов и персов, а также среди племен Центральной Африки. В некоторых случаях такая практика была достаточно разумна, поскольку, например, «у африканских женщин клитор может быть слишком большим, как кожаный клапан».

В результате всего сказанного можно утверждать, что кастрация была известна грекам, однако предпринималась среди них лишь в крайне редких случаях. Эллинское чувство прекрасного восставало против такого варварства, и они не ценили, как на Востоке, последствия кастрации, как это описано у Лукиана (Две любви, 21): «Их дерзость дошла до такого тиранического насилия, что даже железом оскверняют они природу: истребив в мужчине его пол, они находят более обширные пределы для своих наслаждений. А те, жалкие и несчастные, чтобы дольше быть мальчиками, перестают быть мужчинами: двусмысленная загадка двойственной природы, они не остались теми, кем родились, и не приобрели качеств того пола, в который перешли. И то, что делается, дабы продлить им цветение юности, заставляет их чахнуть и преждевременно стариться. Они считаются детьми – и одновременно успели стать стариками, даже недолгое время не побыв мужчинами. Так нечистое сластолюбие – наставник всяческой мерзости, – изобретая одно бесстыдное наслаждение за другим, доходит до такого порока, который и назвать прилично нельзя; лишь бы ни один вид беспутства не остался неиспытанным!»[173]

Разумеется, есть противоположное мнение Ксенофонта, который высказывает иную точку зрения. В «Киропедии» Кир приходит к заключению о том, что нет на свете более преданных и верных друзей, чем евнухи. Я не хочу углубляться в подробности этого очень интересного поворота мысли, поскольку это привело бы нас к обсуждению восточных, а не греческих представлений.

С другой стороны, «перетяжка» была весьма обычной вещью в Греции. Крайняя плоть оттягивалась, заводилась вперед за кончик пениса и завязывалась шнуром или узкой лентой. Это делалось с той целью, чтобы предохранить головку от повреждения в случае, если крайняя плоть соскользнет назад при выполнении гимнастических упражнений или других активных движений.

Когда сатиры изображались на вазовой живописи «перетянутыми», это делалось намеренно в качестве шутки, вроде «пояса невинности», если можно так выразиться. У римлян, как часто упоминается, на крайнюю плоть прикреплялась своеобразная застежка (fibula), чтобы сделать совокупление невозможным, однако я не могу припомнить, чтобы я читал об этом у греческих авторов.

 

Афродизиаки

 

В античности было известно множество средств, способных вызвать эрекцию или излечить от импотенции. Классическим и самым старым примером может служить отрывок из Еврипида, где Медея говорит старому Эгею, что у нее есть снадобье, которое даже ему позволит произвести на свет потомство. Древние обладали средствами, способными продлить частые совокупления, в их число, например, входил satyrion (видимо, разновидность ятрышника), или толченый перец, смешанный с крапивным семенем, или винный уксус, в который добавляли растертый в порошок pyrethron (пиретрум девичий). На эти средства указывает Овидий (Наука любви, 415) как на вредные для организма; а безвредные средства – лук, дикая капуста (brassica erica), яйца, мед и шишки пинии.

Все эти и другие возбуждающие сексуальное влечение средства были известны и грекам. В греческих любовных папирусах сохранилось много рецептов, усиливающих эрекцию. Вряд ли стоит здесь приводить в подробностях эти возбуждающие средства, которые использовали греки, но можно привести несколько примеров.

Pyrethron – название растения, которое «разжигает пламя любви». Чаще всего среди эротических возбудителей упоминается лук, а также двустворчатая раковина, крабы, улитки и яйца, о них говорит и комик Алексид как об особенно действенных. Дифил произносит: «Луковицы трудно усваиваются, хотя полезны и укрепляют желудок; они очищают, но ослабляют зрение, а также стимулируют сексуальное влечение».

В эпиграмме Лукиана некий киник, о котором идет речь, отказывается от люпина и редиски, «поскольку настоящий мужчина не может быть рабом своего желудка». Но когда на столе появляется крепкий белоснежный лук, он с жадностью его поедает. Виланд, возможно, прав, когда интерпретирует эту сцену как высмеивающую чувственность киников.

В 414 г. до н. э. Аристофан поставил на сцене комедию «Амфиарей», где вывел «очень жалкого старика», который с молодой женой идет к оракулу Амфиарея в Оропе на границе Беотии и Аттики, к помощи которого прибегали люди в разных прискорбных обстоятельствах. Этим двоим во сне было явлено желаемое откровение. В комедии старик просит о возврате ему желания и молодой силы. Как именно это произошло, фрагменты не дают удовлетворительного объяснения; однако, соединяя разрозненные фрагменты, мы узнаем, что в качестве лекарства перед стариком ставится блюдо из чечевицы, которое, очевидно, считалось стимулирующим половую активность[174].

Старыми авторами в качестве стимулирующего и лечебного средства часто упоминается местный массаж – во все времена излюбленное, хотя и не всегда действенное средство.

Врач Феодор Присциан в IV в. н. э. написал медицинский трактат, сохранившийся до наших дней. В этом трактате он перечисляет и средства, излечивающие мужскую импотенцию. Там, в частности, сказано: «Пациента должны окружать красивые девушки и юноши; также полезно читать эротические книги, которые возбуждают желание и в которых откровенно описываются любовные истории».

 

Непристойности

 

Греческий язык обладает большим количеством непристойных слов и более или менее истинными непристойностями, основанными на игре слов, большинство которых собраны Морицем Шмидтом в большом издании Гезихия (v, 88). Естественно, много таких слов можно встретить в комедии, так что я позволю себе здесь несколько дополнительных замечаний.

Во «Всадниках» Аристофана (1384 сл.) встречаем:

 

Колбасник

 

Прими ж за это от меня скамеечку.

Входит мальчик со скамеечкой.

И мальчика, чтоб за тобой носил ее.

А пожелай, так встанет сам скамеечкой.

 

Народ

 

Счастливец я, былое возвращается.

 

Колбасник

 

Что скажешь ты, как мир я поднесу тебе

На тридцать лет? Эй, нимфы мира, выгляньте!

Выбегают танцовщицы, нимфы мира[175].

 

Однако у Аристофана и вообще в старой комедии слово aischrologia, то есть откровенная и неприкрытая непристойность, встречается гораздо чаще, чем huponoia, в котором завуалирована непристойность и двойной смысл, однако оно лучше приспособлено к новой комедии, о нем‑то справедливо и говорил Аристотель.

Характерный пример можно встретить в любовном романе Ахилла Татия, в котором добрая половина речи жреца Артемиды (viii, 9) состоит из непристойностей и двусмысленностей.

В одной из эпиграмм «Палатинской антологии», обращенной к танцовщику, использовано слово из области музыкальных терминов, под которым скрывается непристойный смысл.

Во все времена существовал обычай писать непристойные слова, выражения, стишки и рисовать картинки на стенах общественных зданий, и можно с уверенностью утверждать, что и грекам он был не чужд, хотя никаких неопровержимых свидетельств, естественно, до нас не дошло. Калинка пишет, что на стене отхожего места в Эфесе была обнаружена вполне пристойная эпиграмма.

 

Инцест

 

Суждение греков об инцесте, как и у всех наивных народов, было менее суровым, чем в наше время, об этом говорит и греческая мифология, например, Зевс, отец богов и людей, женат на своей сестре Гере. Тем не менее инцест отвергался общественным мнением, и очень скоро в Греции появились весьма суровые наказания за это преступление. Из Исайи мы знаем, что женитьба на ближайших родственниках была запрещена уже в древности, также под запретом был брак между братом и сестрой; позже к этому стали относиться более терпимо в случае, если брат с сестрой были детьми от разных матерей. Кроме этих ограничений, родственные браки не были редкостью – даже брак между сестрой и братом в старых консервативных семьях не был делом неслыханным вплоть до V в., примером чему может служить брак Кимона и Элпиники; и в самом деле, греки, жившие в Египте, переняли там этот обычай, где такие браки существовали испокон веков с той целью, чтобы приданое оставалось в семье. Хорошо известно, что Птолемей II (285–247 гг. до н. э.) после женитьбы на сестре Арсиное взял второе имя Филадельф («любящий сестру»). Чтобы удержать приданое в семье, существовал закон, по которому дочь‑наследница, то есть девушка, которой досталось наследство родителей, обязана была выйти замуж за неженатого родственника.

Естественно, в связи с этим было много случаев вырождения. Например, в Афинах, как сообщает Андокид о некоем человеке: «После того как он женился на дочери Исхомаха и прожил с ней меньше года, он также соблазнил ее мать и жил и с дочерью и с матерью, держа обеих в одном доме». Алкивиад, говорят, совершал еще более безумные поступки, если верить тому, что о нем говорит Лисий (с. 16).

В любом случае общественное мнение не одобряло инцест, как можно заключить из многочисленных мифологических сюжетов, в которых он представлен как явление отвратительное. Можно также припомнить всем известную и отчасти уже обсужденную историю Эдипа, который – хотя и сам того не зная – женился на собственной матери Иокасте, или историю Кавна, который полюбил свою сестру Библиду.

Мотивы инцеста нередко выносились на сцену, как, например, у Еврипида в трагедии «Эол». Эта трагедия не сохранилась, однако ее сюжет известен по пересказу Сострата: у царя Эола было шесть дочерей и шестеро сыновей, старший из которых, Макарей, влюбившись в свою сестру Канаку, принудил ее к сожительству. Когда об этом узнал отец, он послал дочери меч, которым она себя убивает. Тем же мечом Макарей кончает с собой. Когда в трагедии прозвучали слова: «Не важно, нечестиво деяние или обыкновенно, если оно доставляет удовольствие» – в театре поднялся гул, поскольку зрители были возмущены такой фривольной трактовкой, их возмущение успокоил лишь Антисфен, который изменил строку на следующую: «Бесчестье остается бесчестьем, независимо от того, приносит оно удовольствие или нет».

Аристофан часто обвинял эту трагедию Еврипида в нечестивости. В другом месте он связал определения «вызывающее» и «варварское» с существительным «инцест»; однако он указывает на сюжет, уже обозначенный у Гомера, который обнаруживает шестерых сыновей Эола живущими с его шестью дочерьми в счастливом браке[176].

Наконец, можно упомянуть об инцесте в сновидениях, даже гомосексуального рода, что было делом обычным, судя по тому, как подробно разбирают эту ситуацию толкователи многочисленных сонников.

 

6. Скатология (изображение физиологических актов)

 

Термин «скатология», обычно употребляемый в современной сексопатологии, происходит от слова skor, skatos, что означает «говно», «экскремент». Эти выделения человеческого тела привлекают детей и часто стариков, впавших в детство, в гораздо большей степени, чем многие себе представляют. Осуществляются скатологические эротические желания чаще всего в местах скопления народа, где стены и по сей день порою покрыты непристойными и эротическими надписями и рисунками. То же, вероятно, было и в Древней Греции, что само по себе понятно, хотя в точности мы этого доказать не можем. Однако огромная разница состоит в том, что в те времена скатология находила открытое выражение в литературе и искусстве, а не только в порнографии, как это происходит сегодня. Легко понять, что большинство примеров изображения физиологических актов можно отыскать в комической и сатирической поэзии, хотя серьезное изображение процесса выделения этих испражнений не приветствовалось, вроде, например, таких, как наставления простодушного поэта‑земледельца Гесиода о моче.

Вот и Геродот сообщает, что у персов было запрещено плеваться или мочиться в чьем‑либо присутствии.

Когда маленькие дети хотели справить малую нужду, их матери или няньки говорили им sein, а если более серьезную нужду – они говорили brun.

О том, как люди справляют малую нужду, часто говорится в комедии. Например, в «Облаках» Аристофана простодушный Стрепсиад объясняет дождь тем, что Зевс помочился в решето. В «Лисистрате» предводитель хора стариков жалуется на женщин, которые «обливали их водою из кувшинов, и теперь их одежды мокрые, как будто они сами их обмочили». Писающие мальчики упоминаются в «Мире».

Ночной горшок в Греции назывался словом amis. На пирушках распущенных завсегдатаев часто можно было слышать обращение к прислуживавшему мальчику, чтобы тот принес горшок. В соответствии с отрывком Евполида (с. 15), это новшество было введено Алкивиадом, а Афиней приписывает авторство сибаритам[177].

По нашим представлениям мы вряд ли могли ожидать даже упоминания об этом сосуде у серьезного трагического автора. Но у Эсхила уже Одиссей говорит: «Вот негодяй, который однажды запустил в меня смешным оружием, вонючим ночным горшком, и не промазал; он ударился о мою голову и потерпел крушение, рассыпался на куски, при этом запах вовсе не напоминал содержимое флаконов для духов». Нельзя понять, принадлежал ли этот отрывок трагедии или, как предположил Уэлкер, сатирической драме. Афиней, который приводит этот отрывок, обвиняет Эсхила в том, что он превратил гомеровских героев в посмешище, однако в пьесе Софокла «Собрание ахеян» (предположительно это сатирическая драма) эта сцена воспроизведена в тех же выражениях.

Ночной горшок называли разными словами, такими, как urane, enuretra, uretris; ночной горшок для женщин в форме ладьи назывался skafion, слово перешло в латинское название scaphium. В берлинском антиквариуме хранится ваза, на которой изображена прелестная девушка в дорическом хитоне, которая, склонив голову и выставив вперед указательный палец правой руки, обращается к юноше в виде Эрота, который спешит к ней с увесистым ночным горшком в форме ладьи; также стенная роспись из Помпей изображает пьяного Геракла, сзади которого Силен мочится на его правую ногу. Довольно частым сюжетом вазовой живописи была сцена, изображавшая, как пьяные сатиры специально используют сосуды, вовсе для этого не предназначенные, для облегчения мочевого пузыря.

Невоздержанность на пирушках и пьяных застольях вызывала также необходимость в применении плевательниц, которые назывались skafe или lebetion. Во фрагменте комедии Аристофана один из гостей просит принестиперо, которым он щекочет у себя в глотке, после чего его выворачивает наизнанку.

Экскременты и другие отвратительные выделения часто упоминаются в комедии; обычное латинское слово для этого действия – сасаге, а греческие слова chedzein, kakkan позже вошли в детский язык.

Не без вдохновения и очень красочно описана сцена испускания ветра из желудка в «Облаках» Аристофана:

«Сократ. До отвала наевшись рубцов отварных на гулянии панафинейском, ты не чувствовал шума и гуда в кишках и бурчанья в стесненном желудке?

Стрепсиад. Аполлон мне свидетель, ужасный отвар! Все внутри баламутится сразу и гудит, словно гром, и ужасно урчит. И шумит, и свистит, и клокочет. Для начала легонько, вот этак: бурр‑бурр, а потом уж погромче: бурр‑бурр‑бурр. Тут нельзя удержаться, до ветра бегу, а в утробе как гром: бурр‑бурр‑бурр‑бурр»[178].

Слуга в «Богаче, который разбогател» употребляет свежий чеснок для очищения после испражнения.

Наверное, самая гротескная скатологическая сцена, представленная в театре, – сцена из «Лягушек», в которой бог Дионис с перепугу испражняется, а Ксанфий подтирает его зад губкой.

Из живописных изображений я бы упомянул помпейскую роспись, которую Хеллиг описывает следующим образом: «В камышовых зарослях стоит гиппопотам с широко раскрытой пастью, который смотрит на голого карлика, который, стоя на краю лодки и выставив вперед зад, испражняется в глотку животного. Он удовлетворенно раскинул руки и вопросительно оглядывается на животного».

Еще более часто, чем описание испражнений, встречаются в сатире слова, изображающие испускание ветра, намеренно или нечаянно (porde, bdeo).

 

Дополнительные замечания

 

В греческой литературе часто встречаются осфрезиологические пассажи, то есть такие, в которых речь идет об эротических запахах (см. Лисистрата, 686).

Филострат пишет мальчику и просит его вернуть посланные накануне розы, которые он разбросал по кровати, «ведь они теперь содержат не только собственный запах, но и аромат твоего тела» (Письма, 18).

Жители Аргиры в Ахайе говорили, что Селемн был красивым юношей, которого полюбила морская нимфа Аргира. Случилось, однако, так, что его красота увяла, а нимфа к нему остыла, и он умер от любовной тоски, после чего Афродита превратила его в ручей, который излечивал искупавшихся в нем людей от любовных мук. Павсаний, который рассказывает эту историю, добавляет: «Если это правда, то самое большое богатство не столь ценно для человечества, как воды Селемна».

Элиан рассказывает: «Один юноша влюбился в гетеру из Навкратиса, Архедику. Она была высокомерна, непокладиста, а кроме всего, брала большие деньги и, несмотря на это, вскорости покидала того, кто их заплатил. Злосчастный юноша ни на что не мог рассчитывать, так как совсем не был богат. Как‑то ему во сне привиделось, что он обладает Архедикой; с тех пор юноша исцелился от своей страсти»[179].

Подобную историю рассказывает Плутарх, который добавляет, что гетера затем потребовала плату «за ночь любви», несмотря на то что она случилась лишь во сне. «Один египтянин был влюблен в гетеру Тониду, но та назначила огромную плату, а потом ему привиделось во сне соитие с нею, и страсть его сразу иссякла. Тогда Тонида через суд потребовала назначенной ею суммы. Выслушав обстоятельства дела, судья велел ответчику отсчитать все деньги сполна, положить монеты в сосуд и провести несколько раз перед глазами гетеры, а истице – забрать тень сосуда, ибо сон – не более, чем тень действительности. Другая гетера Ламия считала этот приговор несправедливым. Ведь желание гетеры получить деньги, рассуждала Ламия, тень не уняла, а сон страсть влюбленного утолил»[180].

Диодор Сицилийский пишет: «На острове Кирнос (Корсика) на роженицу вовсе не обращают никакого внимания. Мужчина ложится и имитирует роды, иногда проводя вэтом положении по нескольку дней». Автор «Аргонавтики» Аполлоний это подтверждает и добавляет, что мужчины лежат на ложе с покрытыми головами, а женщины приносят им еду и готовят и омывают их, как новорожденных.

Страбон то же пишет о кельтах, фракийцах и скифских племенах: «Например, эти женщины обрабатывают землю, а после родов укладывают своих мужей вместо себя и ухаживают за ними; нередко они рожают во время полевых работ и тогда отходят в сторону к какому‑нибудь источнику и сами моют и пеленают ребенка… Посидоний передает рассказ своего друга, как он нанял мужчин и женщин копать землю и как одна из женщин, почувствовав родовые схватки, отошла немного в сторону от места работы и родила; а после родов тотчас же вернулась на работу, чтобы не потерять платы; хозяин сам увидел, что женщина работала с трудом, но сначала не понял причины этого, пока под конец дня не узнал и не отпустил ее с работы, заплатив жалованье; женщина понесла ребенка к ручейку, обмыла его, спеленала тем, что у нее было, и благополучно добралась домой»[181].

 

 

Заключение

 

Мы завершаем наш труд, в котором попытались дать представление о «нравственности» греков в довольно узком смысле этого слова, и мы надеемся, что выполнили свою задачу. Прежде всего наш читатель узнал, что древнегреческая культура во всех своих проявлениях уходит корнями в представления, связанные с сексуальными отношениями. И это касается не только собственно «любовного аспекта жизни», но и религии, искусства и литературы, общественных и государственных отношений, развлечений и радостей общественных праздников и театральных представлений, короче, везде сексуальные отношения являются главенствующей составляющей. Эротика, следовательно, – ключ для понимания греческой культуры в целом, а отсюда следует вывод, что знакомство с эротическими представлениями греков – необходимое условие для углубленного восприятия жизни Древней Греции. Поэтому целью настоящей работы было стремление восполнить пробел в наших знаниях о жизни эллинов.

Однако если эротика – первооснова древнегреческой культуры и центр, вокруг которого вращалась эллинская жизнь, из этого следует вывод, что подход греков к эротике был, в сущности, наивным и естественным до такой степени, что вряд ли таковой кажется приемлемым в наши дни. Поскольку понятие «греха» было чуждо даже греческому языку, постольку понятие «нравственность» или ее отсутствие было связано лишь с несправедливостью по отношению к другим, с оскорблением государства и с преступлением. Греческая «мораль» была не связана с проблемами сексуальных отношений, кроме случаев, когда речь шла о незрелых мальчиках и девочках или когда сексуальные отношения сопровождались насилием. Во всяком случае, любой грек мог распоряжаться своим телом по своему усмотрению; то, чем занимались люди, вышедшие из подросткового возраста, не волновало ни судей, ни общественное мнение, поэтому никто не чувствовал себя оскорбленным, когда речь заходила о сексуальных отношениях со всей откровенностью и без всякой ложной скромности.

Грекам было присуще удивительно совершенное понимание красоты, дионисийская радость прославления человеческого тела, возвеличенного для них даже эротическим действием, если только такие действия основывались на взаимной любви, то есть в конечном счете на восхищении красотой.

Отсюда и педерастия была для них не пороком, но лишь другой формой любви, не враждебной браку, а необходимо дополняющей его и признанной государством; она обсуждалась с такой непредубежденностью, что становилась предметом размышления величайших умов, таких, как Сократ, Платон и Аристотель. Благодаря тому что радости любви не были окутаны тайной и не считались чем‑то греховным и запретным, и – далее – благодаря практически безграничной чувственности греков – они облагораживались стремлением к прекрасному, их сексуальная жизнь развивалась очень бурно, но и была завидно здоровой. Что это так, можно заключить по тому, что сексуальные извращения, которые стали столь плачевным фактом современной жизни, редко встречаются в Древней Греции, и у классических авторов трудно найти даже намеки на подобные отношения.

Принимаясь за этот труд, мы полагали, что греческая мораль должна быть известна и понятна тем, кто хочет получить верное представление о жизни и культуре эллинов; к этому можно добавить пожелание перенестись в духовные отношения античных времен Древней Греции, а не делать поспешных и поверхностных выводов об эллинской этике с точки зрения стандартов современного общества. Каждый, кто способен освободиться от моральных представлений Нового времени и непредубежденно вдуматься в представления античности, непременно поймет высокую нравственность эллинов, высшим идеалом которой была гармония «красоты телесной и духовной».

 

 


[1]  Пер. В. Вересаева.

 

[2]  Пер. Н.И. Гнедича.

 

[3] Сминдурид славился в античные времена своей любовью к роскоши. Во времена Афинея жители города Сибариса в южной Италии были известны своим обжорством и любовью к возлияниям. Сарданапал, последний царь Ассирии, был настоящим развратником.

 

[4] Греческая мифология приводит имена четырнадцати его любовников.

 

[5] Почтенный Мегаклеид, возможно, был не столь далек от истины; во всяком случае, в комедии Геракл сплошь и рядом оказывается типичным любителем наслаждений, который стремится ко всякого рода удовольствиям. Старейшим поэтом, который описывал его только как страдальца, был Стесихор.

 

[6] Для понимания этого отрывка следует учитывать, что лавки в античности, даже еще и сегодня, как часто на юге, выходили на улицу. Здесь описывается процесс депиляции, то есть удаления лишних волос. Стоит заметить, что речь здесь идет не столько о волосах в интимных местах (что у женщин считалось уродливым, но придавало особый шарм мужчинам), а скорее об уродливой волосатости ног у греческих мальчиков.

 

[7] Светоний передает (Юлий Цезарь, 52), что Курион то же самое говорил о Цезаре.

 

[8]  Пер. Н.И. Гнедича.

 

[9]  Пер. В.А. Жуковского.

 

[10]  Пер. В.А. Жуковского.

 

[11]  Пер. В.А. Жуковского.

 

[12]  Пер. С.П. Маркиша.

 

[13]  Пер. А. Артюшкова.

 

[14]  Пер. А.И. Пиотровского.

 

[15]  Пер. А. Артюшкова.

 

[16]  В «Законах» (vi, 771) Платон даже требует, чтобы молодые люди перед свадьбой имели возможность увидеть друг друга нагими, насколько это позволяли приличия. Возможно, в отдельных случаях так и происходило, однако вряд ли было повсеместным обычаем.

 

[17]  Пер. М.Е. Грабарь‑Пассек.

 

[18]  Пер.  С.И. Соболевского.

 

[19]  Пер. М.Л. Гаспарова.

 

[20]  Пер. С.И. Соболевского.

 

[21]  Пер. С.П. Кондратьева.

 

[22]  Пер. М.Л. Гаспарова.

 

[23]  Пер. М.Л. Гаспарова.

 

[24]  Пер. М.Е. Грабарь‑Пассек.

 

[25]  Пер. А. Артюшкова.

 

[26]  Пер. С.И. Соболевского.

 

[27]  Пер. С.И. Соболевского.

 

[28]  Пер. Б.В. Горнунга.

 

[29]  Пер. С.В. Шервинского.

 

[30]  Пер. Н.И. Гнедича.

 

[31]  Пер. Н.И. Гнедича.

 

[32]  Пер. А.И. Пиотровского.

 

[33]  Пер. А. Пиотровского.

 

[34]  Пер. А.И. Пиотровского.

 

[35]  Пер. С.П. Маркиша.

 

[36]  Пер. А.Н. Егунова.

 

[37]  Пер. В.А. Жуковского.

 

[38]  Пер. А.И. Пиотровского.

 

[39]  Пер. Г.А. Стратановского.

 

[40]  Пер. М.Л. Гаспарова.

 

[41]  Пер. М.Е. Грабарь‑Пассек.

 

[42]  Пер. С.П. Кондратьева.

 

[43]  Пер. С.П. Маркиша.

 

[44]  Пер. В.А. Жуковского.

 

[45]  Пер. А.И. Пиотровского.

 

[46]  Пер. М.А. Кузмина.

 

[47]  Пер. Б.В. Казанского.

 

[48]  Пер. Н.И. Гнедича.

 

[49]  Пер. Г.А. Стратановского.

 

[50]  Пер. В.А. Жуковского.

 

[51]  Пер. Н.П. Баранова.

 

[52]  Пер. В.С. Соловьева.

 

[53]  Пер.  М.И. Рижского.

 

[54]  Пер. Г.А. Стратановского.

 

[55]  Пер. Н.И. Гнедича.

 

[56]  Пер. Н.И. Гнедича.

 

[57] Пер. С.С. Сребрного.

 

[58] Пер. В.Г. Боруховича.

 

[59]  Пер. М.Л. Гаспарова.

 

[60] Пер. Г.А. Тароняна.

 

[61] Пер. В.В. Вересаева.

 

[62] Пер. С.А. Ошерова.

 

[63] Пер. М.Л. Гаспарова.

 

[64] Пер. В.В. Вересаева.

 

[65] Пер. В.В. Вересаева.

 

[66] Пер. С.П. Кондратьева.

 

[67] Пер. Ф.А. Петровского.

 

[68] Пер. Ф.А. Петровского.

 

[69] Известно, что Одиссей, чтобы избежать участия в этом походе, притворился безумным, запрягши в одну упряжку для плуга лошадь и быка.

 

[70] Пер. О. Цыбенко.

 

[71] Пер. А.Н. Егунова.

 

[72] Пер. Б. Ярхо.

 

[73]  Пер. М.Е. Грабарь‑Пассек.

 

[74] Относительно гиппомана существуют разные мнения: 1) аркадское растение, приводившее лошадей в крайнее возбуждение; 2) мясистый нарост на лбу новорожденных жеребят, употреблявшийся для изготовления приворотных снадобий; 3) выделение кобылиц, которому также приписывалась способность привораживать кого‑либо.

 

[75]  Пер. М.Е. Грабарь‑Пассек.

 

[76]  Пер. М.Е. Грабарь‑Пассек.

 

[77]  Пер. М.Е. Грабарь‑Пассек.

 

[78]  Пер. М.Е. Грабарь‑Пассек.

 

[79]  Пер. М.Е. Грабарь‑Пассек.

 

[80] Эта поговорка использовалась при удачной находке и означала «найденное пополам». В другой эпиграмме говорится: «Грудь прижата к груди, и соски касаются сосков припечатав губы к сладким устам Антигоны, мое тело на ее теле; об остальном я умалчиваю, и лишь один светильник тому свидетель».

 

[81] О Протагориде ср. Сюземиль, ii, 396; об Асоподоре, Роде.

 

[82]  Пер. С.П. Кондратьева.

 

[83]  Пер. А. Артюшкова.

 

[84] Пер. В. Чемберджи.

 

[85] Пер. В. Чемберджи.

 

[86] Пер. В. Чемберджи.

 

[87]  Пер. М.Е. Грабарь‑Пассек.

 

[88]  Пер. И.Ф. Анненского.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.36.141 (0.22 с.)