Направления научных исследований 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Направления научных исследований



Научное исследование - целенаправленное познание, результаты которого выступают как система понятий, законов и теорий.

Современные научные исследования осуществляются по трем основным направлениям:

Фундаментальные научные исследования - научная теоретическая и (или) экспериментальная деятельность, направленная на получение новых знаний о закономерностях развития и взаимосвязи природы, общества, человека, результаты которой не предполагается использовать в производстве. Термин (от лат. - «Основывать») отражает направленность этих наук на исследование першопричинних, основных законов природы.

Прикладные научные исследования - научная и научно-техническая деятельность, направленная на получение и использование результатов фундаментальных исследований для практических целей, результатом исследования является создание и совершенствование новых технологий.

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) - здесь сочетается наука с производством, обеспечивая тем самым, как научные, так и технические и инженерные разработки данного проекта, которые иногда приводят к научно-технической революции.

При проведении научных исследований отличают понятие «объект» и «предмет» познания и исследования.

Объектом исследования принято называть то, на что направлена познавательная деятельность исследователя. Это процесс или явление, которое порождает проблемную ситуацию и избранное для исследования.

Предметом исследования является исследуемые с определенной целью свойства, характерные для научного познания, это определение определенного «ракурса» исследования как предположение о наиболее существенных для изучения выбранной проблемы характеристиках объекта. Под предметом исследования понимается то, что находится в границах объекта и всегда совпадает с темой исследования. Объект и предмет исследования, как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное.

Процесс научного исследования достаточно длительный и сложный. Он начинается с возникновения идеи, а завершается доведением правильности гипотезы и суждений. Не зря К. Маркс говорил: «В науке нет широкого главного пути, и только тот может достигнуть ее сияющей вершины, кто, не боясь усталости, карабкается по ее каменистым тропам».

Научные исследования осуществляются с целью получения научного результата. Научный результат - новое знание, добытое в процессе фундаментальных или прикладных научных исследований и зафиксированное на носителях научной информации в форме научного отчета, научной работы, научного доклада, научного сообщения о научно-исследовательской работе, монографического исследования, научного открытия и тому подобное.

Научно-прикладной результат - новое конструктивное или технологическое решение, экспериментальный образец, законченное испытание, которое внедрено или может быть введено в общественную практику. Научно-прикладной результат может иметь форму отчета, эскизного проекта, конструкторской или технологической документации на научно-техническую продукцию, натурного образца и тому подобное.

К основным результатам научных исследований относятся:

- научные рефераты;

- научные доклады на конференциях, совещаниях, семинарах, симпозиумах;

- курсовые, дипломные, магистерские работы;

- отчеты о научно-исследовательской работе;

-диссертации (кандидатские или докторские);

- авторефераты диссертаций;

- депонированные рукописи;

- монографии,

- научные статьи;

- авторские свидетельства, патенты;

- учебники, учебные пособия;

- библиографические указатели и др.

Субъектами научной деятельности являются ученые, научные работники, научно-педагогические работники, а также научные учреждения, научные организации, высшие учебные заведения III-IV уровней аккредитации, общественные организации в сфере научной и научно-технической деятельности.

Научно-исследовательской деятельностью занимается значительный круг людей. Тех, кто делает это постоянно, называют исследователями, учеными (научными работниками), учеными.

Исследователем называют человека, который осуществляет научные исследования.

Ученый - это тот, кто имеет отношение к науке, производит новые знания, является специалистом в определенной области науки. Ученый - физическое лицо, осуществляющее фундаментальные и (или) прикладные научные исследования с целью получения научных и (или) научно-технических результатов.

Научный сотрудник - это ученый который по основному месту работы и в соответствии с трудовым договором (контрактом) профессионально занимается научной, научно-технической или научно-педагогической деятельностью и имеет соответствующую квалификацию, подтвержденную результатами аттестации.

Люди науки имеют соответствующую специальность и квалификацию, работают как самостоятельно, так и объединяясь в научные коллективы (постоянные или временные), создают научные школы и тому подобное.

 

Вопросы для самопроверки

1. Дайте наиболее полное определение науки.

2. Что такое научное познание и каковы его движущие силы?

3. Кратко охарактеризуйте основные понятия науки.

4. Опишите виды и основные функции научной деятельности.

5. Дайте определение научному исследованию и кратко охарактеризуйте его направления

6. В чем отличие предмета и объекта научного исследования?

7. Назовите основные результаты научных исследований.

8. Дайте определения различных субъектов научной деятельности.

Тема 2. Основы научно-исследовательской работы студентов

2.1. Содержание и структура научно-исследовательской работы студентов (НИРС).

2.2. Направления научно-исследовательской работы студентов.

2.3. Формы работы и научно-организационные мероприятия.

 

2.1. Содержание и структура научно-исследовательской работы студентов (НИРС)

Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) является одним из важнейших средств повышения качества подготовки и воспитания специалистов с высшим образованием, способных творчески применить в практической деятельности новейшие достижения научно-технического прогресса. НИРС высших учебных заведений является одним из основных этапов подготовки высококвалифицированных кадров соответствующего профиля.

Понятие «научно-исследовательская работа студентов» включает в себя два взаимосвязанных элемента:

- обучение студентов элементам исследовательской деятельности, организации и методики научного творчества;

- научные исследования, осуществляют студенты под руководством профессоров и преподавателей.

Содержание и структура НИРС обеспечивает последовательность ее средств и форм в соответствии с логикой и последовательностью учебного процесса, что приводит преемственность ее методов и форм от курса к курсу, от кафедры к кафедре, от одной дисциплины к другой, от одних видов занятий к другим, постепенный рост объема и сложности приобретенных студентами знаний, умений, навыков в процессе выполнения ими научной работы.

Постепенный рост объема и сложности приобретенных студентами знаний, умений, навыков в процессе выполнения ими научной работы обеспечивает решение следующих основных задач:

- формирование научного мировоззрения, овладение методологией и методами научного исследования;

- оказание помощи студентам в ускоренном овладении специальностью, достижении высокого профессионализма;

-развитие творческого мышления и индивидуальных способностей студентов в решении практических задач;

- привитие студентам навыков самостоятельной научно-исследовательской деятельности;

- развитие инициативы, способности применить теоретические знания в своей практической работе;

- привлечение способных студентов к решению научных проблем, имеющих существенное значение для науки и практики;

- необходимость постоянного обновления и совершенствования своих знаний;

- расширение теоретического кругозора и научной эрудиции будущего специалиста;

- создание и развитие научных школ, творческих коллективов, воспитания в стенах высшего учебного заведения резерва ученых, исследователей, преподавателей.

В высших учебных заведениях сложилась определенная организационная структура НИРС

- Проректор по научной работе;

- Совет НИРС университета;

- Совет студенческого научно-творческого общества института (РСНТТ)

- Совет студенческого научно-творческого общества кафедры (кафедр). Научное руководство СНТО осуществляется научным руководителем, который избирается Ученым советом высшего учебного заведения. Председатель (из числа студентов) и члены совета СНТО назначаются и утверждаются приказом ректора по институту. Совет СНТО ВУЗа:

- создает факультетские советы СНТО и управляет ими. Организует вместе с факультетскими СНТО кружки, творческие секции, бюро и др.;

- информирует общественность института о работе СНТО;

- ежегодно организовывает итоговые студенческие научные конференции;

- организует и проводит внутривузовский конкурс студенческих научных работ, контролирует деятельность кружков, студий на кафедрах;

- организует выставки и презентации лучших научных работ студентов;

- обеспечивает участие студентов в региональных и республиканских конкурсах, смотрах, конференциях, олимпиадах;

- способствует широкому внедрению результатов студенческих работ в практику, опубликованию статей, тезисов докладов в научных сборниках;

- организует взаимодействие СНТО института с другими вузами, учреждениями образования, культуры и др.

- морально и материально поощряет студентов, эффективно осуществляют научно-исследовательскую деятельность.

Совет СНТО ВУЗа работает в тесной связи с СНТО факультетов и кафедр.

Содержание и формы НИРС соответствуют основным направлениям научно-исследовательской деятельности вуза, базой ее организации и проведения является кафедра. В руководстве НИРС участвуют высококвалифицированные преподаватели вузов.

Содержание и характер НИРС определяются:

а) проблематикой исследовательской и научно-методической деятельности кафедр, факультетов, института;

б) тематикой исследований, проводимых кафедрами в творческом сотрудничестве с учреждениями культуры, образования, со всеми профильными для вузов учреждениями и организациями;

в) условиями исследовательской работы студентов, наличием базы исследования, возможностью получения необходимых документов, наличием компьютерной техники, Internet и др.

 

2.2. Направления научно-исследовательской работы студентов

Научно-исследовательская деятельность студентов вузов осуществляется по трем основным направлениям:

- научно-исследовательская работа, является неотъемлемым элементом учебного процесса и входит в календарно-тематический и учебные планы, учебные программы как обязательное для всех студентов;

- научно-исследовательская работа, осуществляется вне учебного процесса в пределах СНТО - в кружках, проблемных группах (лабораториях), переводческих и информационных студиях и др.;

- научно-организационные мероприятия: конференции, конкурсы и др. Научно-исследовательская работа студентов в рамках учебного процесса является обязательным для каждого студента и охватывает почти все формы учебной работы:

- написание рефератов научной литературы по конкретной теме в процессе изучения дисциплин социально-гуманитарного цикла, фундаментальных и профессионально-ориентированных, специальных дисциплин, курсов специализаций и по выбору;

- выполнение лабораторных, практических, семинарских и самостоятельных задач, контрольных работ, содержащих элементы проблемного поиска;

- выполнение нетипичных задач исследовательского характера в период производственной практики, по заказу предприятий, учреждений, организаций;

- разработка методических материалов с использованием исследовательских методов (глоссариев, кроссвордов, программ и методик социологических исследований и т.п.);

- подготовка и защита курсовых и дипломных работ, связанных с проблематикой научных исследований специальных кафедр.

Научно-исследовательская работа студентов вне учебного процесса является одним из важнейших средств формирования высококвалифицированных специалистов. Ею предусматривается:

- участие студентов в работе научных кружков, проблемных групп, творческих секций, лабораторий и др.;

- участие студентов в выполнении госбюджетных или хозрасчетных научных работ, проведении исследований в рамках творческого сотрудничества кафедр, факультетов, компьютерного центра с учреждениями культуры, образования и тому подобное;

- работа в студенческих информационно-аналитических и культурологических центрах, переводческих бюро;

- написание статей, тезисов докладов, других публикаций;

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 4134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.100.129 (0.033 с.)