Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Направления научных исследованийСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Научное исследование - целенаправленное познание, результаты которого выступают как система понятий, законов и теорий. Современные научные исследования осуществляются по трем основным направлениям: • Фундаментальные научные исследования - научная теоретическая и (или) экспериментальная деятельность, направленная на получение новых знаний о закономерностях развития и взаимосвязи природы, общества, человека, результаты которой не предполагается использовать в производстве. Термин (от лат. - «Основывать») отражает направленность этих наук на исследование першопричинних, основных законов природы. • Прикладные научные исследования - научная и научно-техническая деятельность, направленная на получение и использование результатов фундаментальных исследований для практических целей, результатом исследования является создание и совершенствование новых технологий. • Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) - здесь сочетается наука с производством, обеспечивая тем самым, как научные, так и технические и инженерные разработки данного проекта, которые иногда приводят к научно-технической революции. При проведении научных исследований отличают понятие «объект» и «предмет» познания и исследования. Объектом исследования принято называть то, на что направлена познавательная деятельность исследователя. Это процесс или явление, которое порождает проблемную ситуацию и избранное для исследования. Предметом исследования является исследуемые с определенной целью свойства, характерные для научного познания, это определение определенного «ракурса» исследования как предположение о наиболее существенных для изучения выбранной проблемы характеристиках объекта. Под предметом исследования понимается то, что находится в границах объекта и всегда совпадает с темой исследования. Объект и предмет исследования, как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. Процесс научного исследования достаточно длительный и сложный. Он начинается с возникновения идеи, а завершается доведением правильности гипотезы и суждений. Не зря К. Маркс говорил: «В науке нет широкого главного пути, и только тот может достигнуть ее сияющей вершины, кто, не боясь усталости, карабкается по ее каменистым тропам». Научные исследования осуществляются с целью получения научного результата. Научный результат - новое знание, добытое в процессе фундаментальных или прикладных научных исследований и зафиксированное на носителях научной информации в форме научного отчета, научной работы, научного доклада, научного сообщения о научно-исследовательской работе, монографического исследования, научного открытия и тому подобное. Научно-прикладной результат - новое конструктивное или технологическое решение, экспериментальный образец, законченное испытание, которое внедрено или может быть введено в общественную практику. Научно-прикладной результат может иметь форму отчета, эскизного проекта, конструкторской или технологической документации на научно-техническую продукцию, натурного образца и тому подобное. К основным результатам научных исследований относятся: - научные рефераты; - научные доклады на конференциях, совещаниях, семинарах, симпозиумах; - курсовые, дипломные, магистерские работы; - отчеты о научно-исследовательской работе; -диссертации (кандидатские или докторские); - авторефераты диссертаций; - депонированные рукописи; - монографии, - научные статьи; - авторские свидетельства, патенты; - учебники, учебные пособия; - библиографические указатели и др. Субъектами научной деятельности являются ученые, научные работники, научно-педагогические работники, а также научные учреждения, научные организации, высшие учебные заведения III-IV уровней аккредитации, общественные организации в сфере научной и научно-технической деятельности. Научно-исследовательской деятельностью занимается значительный круг людей. Тех, кто делает это постоянно, называют исследователями, учеными (научными работниками), учеными. Исследователем называют человека, который осуществляет научные исследования. Ученый - это тот, кто имеет отношение к науке, производит новые знания, является специалистом в определенной области науки. Ученый - физическое лицо, осуществляющее фундаментальные и (или) прикладные научные исследования с целью получения научных и (или) научно-технических результатов. Научный сотрудник - это ученый который по основному месту работы и в соответствии с трудовым договором (контрактом) профессионально занимается научной, научно-технической или научно-педагогической деятельностью и имеет соответствующую квалификацию, подтвержденную результатами аттестации. Люди науки имеют соответствующую специальность и квалификацию, работают как самостоятельно, так и объединяясь в научные коллективы (постоянные или временные), создают научные школы и тому подобное.
Вопросы для самопроверки 1. Дайте наиболее полное определение науки. 2. Что такое научное познание и каковы его движущие силы? 3. Кратко охарактеризуйте основные понятия науки. 4. Опишите виды и основные функции научной деятельности. 5. Дайте определение научному исследованию и кратко охарактеризуйте его направления 6. В чем отличие предмета и объекта научного исследования? 7. Назовите основные результаты научных исследований. 8. Дайте определения различных субъектов научной деятельности. Тема 2. Основы научно-исследовательской работы студентов 2.1. Содержание и структура научно-исследовательской работы студентов (НИРС). 2.2. Направления научно-исследовательской работы студентов. 2.3. Формы работы и научно-организационные мероприятия.
2.1. Содержание и структура научно-исследовательской работы студентов (НИРС) Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) является одним из важнейших средств повышения качества подготовки и воспитания специалистов с высшим образованием, способных творчески применить в практической деятельности новейшие достижения научно-технического прогресса. НИРС высших учебных заведений является одним из основных этапов подготовки высококвалифицированных кадров соответствующего профиля. Понятие «научно-исследовательская работа студентов» включает в себя два взаимосвязанных элемента: - обучение студентов элементам исследовательской деятельности, организации и методики научного творчества; - научные исследования, осуществляют студенты под руководством профессоров и преподавателей. Содержание и структура НИРС обеспечивает последовательность ее средств и форм в соответствии с логикой и последовательностью учебного процесса, что приводит преемственность ее методов и форм от курса к курсу, от кафедры к кафедре, от одной дисциплины к другой, от одних видов занятий к другим, постепенный рост объема и сложности приобретенных студентами знаний, умений, навыков в процессе выполнения ими научной работы. Постепенный рост объема и сложности приобретенных студентами знаний, умений, навыков в процессе выполнения ими научной работы обеспечивает решение следующих основных задач: - формирование научного мировоззрения, овладение методологией и методами научного исследования; - оказание помощи студентам в ускоренном овладении специальностью, достижении высокого профессионализма; -развитие творческого мышления и индивидуальных способностей студентов в решении практических задач; - привитие студентам навыков самостоятельной научно-исследовательской деятельности; - развитие инициативы, способности применить теоретические знания в своей практической работе; - привлечение способных студентов к решению научных проблем, имеющих существенное значение для науки и практики; - необходимость постоянного обновления и совершенствования своих знаний; - расширение теоретического кругозора и научной эрудиции будущего специалиста; - создание и развитие научных школ, творческих коллективов, воспитания в стенах высшего учебного заведения резерва ученых, исследователей, преподавателей. В высших учебных заведениях сложилась определенная организационная структура НИРС - Проректор по научной работе; - Совет НИРС университета; - Совет студенческого научно-творческого общества института (РСНТТ) - Совет студенческого научно-творческого общества кафедры (кафедр). Научное руководство СНТО осуществляется научным руководителем, который избирается Ученым советом высшего учебного заведения. Председатель (из числа студентов) и члены совета СНТО назначаются и утверждаются приказом ректора по институту. Совет СНТО ВУЗа: - создает факультетские советы СНТО и управляет ими. Организует вместе с факультетскими СНТО кружки, творческие секции, бюро и др.; - информирует общественность института о работе СНТО; - ежегодно организовывает итоговые студенческие научные конференции; - организует и проводит внутривузовский конкурс студенческих научных работ, контролирует деятельность кружков, студий на кафедрах; - организует выставки и презентации лучших научных работ студентов; - обеспечивает участие студентов в региональных и республиканских конкурсах, смотрах, конференциях, олимпиадах; - способствует широкому внедрению результатов студенческих работ в практику, опубликованию статей, тезисов докладов в научных сборниках; - организует взаимодействие СНТО института с другими вузами, учреждениями образования, культуры и др. - морально и материально поощряет студентов, эффективно осуществляют научно-исследовательскую деятельность. Совет СНТО ВУЗа работает в тесной связи с СНТО факультетов и кафедр. Содержание и формы НИРС соответствуют основным направлениям научно-исследовательской деятельности вуза, базой ее организации и проведения является кафедра. В руководстве НИРС участвуют высококвалифицированные преподаватели вузов. Содержание и характер НИРС определяются: а) проблематикой исследовательской и научно-методической деятельности кафедр, факультетов, института; б) тематикой исследований, проводимых кафедрами в творческом сотрудничестве с учреждениями культуры, образования, со всеми профильными для вузов учреждениями и организациями; в) условиями исследовательской работы студентов, наличием базы исследования, возможностью получения необходимых документов, наличием компьютерной техники, Internet и др.
2.2. Направления научно-исследовательской работы студентов Научно-исследовательская деятельность студентов вузов осуществляется по трем основным направлениям: - научно-исследовательская работа, является неотъемлемым элементом учебного процесса и входит в календарно-тематический и учебные планы, учебные программы как обязательное для всех студентов; - научно-исследовательская работа, осуществляется вне учебного процесса в пределах СНТО - в кружках, проблемных группах (лабораториях), переводческих и информационных студиях и др.; - научно-организационные мероприятия: конференции, конкурсы и др. Научно-исследовательская работа студентов в рамках учебного процесса является обязательным для каждого студента и охватывает почти все формы учебной работы: - написание рефератов научной литературы по конкретной теме в процессе изучения дисциплин социально-гуманитарного цикла, фундаментальных и профессионально-ориентированных, специальных дисциплин, курсов специализаций и по выбору; - выполнение лабораторных, практических, семинарских и самостоятельных задач, контрольных работ, содержащих элементы проблемного поиска; - выполнение нетипичных задач исследовательского характера в период производственной практики, по заказу предприятий, учреждений, организаций; - разработка методических материалов с использованием исследовательских методов (глоссариев, кроссвордов, программ и методик социологических исследований и т.п.); - подготовка и защита курсовых и дипломных работ, связанных с проблематикой научных исследований специальных кафедр. Научно-исследовательская работа студентов вне учебного процесса является одним из важнейших средств формирования высококвалифицированных специалистов. Ею предусматривается: - участие студентов в работе научных кружков, проблемных групп, творческих секций, лабораторий и др.; - участие студентов в выполнении госбюджетных или хозрасчетных научных работ, проведении исследований в рамках творческого сотрудничества кафедр, факультетов, компьютерного центра с учреждениями культуры, образования и тому подобное; - работа в студенческих информационно-аналитических и культурологических центрах, переводческих бюро; - написание статей, тезисов докладов, других публикаций;
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 4238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.23.110 (0.013 с.) |