Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Содержательный модуль 1. Основы организации научных исследований

Поиск

ГОУ ВПО «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ

Кафедра ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

Краткий конспект лекций дисциплины

«ОСНОВЫ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ»

Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование
Профиль подготовки  Педагогика и методика начального образования
Образовательный уровень Бакалавр
Форма обучения Очная

 

 

Донецк 2020

Содержательный модуль 1. Основы организации научных исследований

Тема 1. Основы научной деятельности

1.1. Понятие о науке.

1.2. Основные понятия науки.

1.3. Виды научной деятельности.

1.4. Направления научных исследований

 

Понятие о науке

 

Наука не является и никогда не будет завершенной книгой.

А.Эйнштейн

Наука возникла в Европе около 6-5 века до н.э. Одним из главных центров ее возникновения была Древняя Греция. Социально-экономические, культурные, духовные условия, сложившиеся в городах-государствах, способствовали разрушению мифологических систем. Исторически наука прошла долгий и сложный путь развития от первичных, элементарных знаний о природе к познанию сложных закономерностей природы, общественного развития и человеческого мышления. Первые элементы науки появились еще в древнем мире в связи с потребностями общественной практики и носили сугубо практический характер. Веками и тысячелетиями опыт накапливался, определенным образом обобщался и передавался следующим поколениям. Механизм подражания накопленных сведений постепенно совершенствовался за счет установленных определенных обрядов, традиций, а затем – и грамотности. Так возникла исторически первая форма науки, предмет изучения которой составляла вся природа в целом – наука античного мира или натурфилософия. Уровень развития производства, социально-экономических отношений вызвал разделение и последующее развитие научного и физического труда. На основании анализа прошлого современная постнеоклассическая наука избирает путь антропосферного, биосферного или ноосферного развития.

С изменением самого характера общества, в котором экономический рост достигается на основе новых технологий, происходит переход от товаропроизводительной к обслуживающей экономике, преобладает производство услуг, информации, изменилось и его название. Постиндустриальное общество – это информационное общество, характерным признаком которого являются информационные технологии.

Сегодня в контексте экологических исследований человек снова в центре науки, и в научной карте мира отдается предпочтение гуманитаризации науки, потому что «какой мир, таков и человек, каков человек, такой и мир». Ученый В. Гейзенберг, выделяя эту тенденцию науки, отметил, что чем глубже мы всматриваемся во Вселенную, тем больше видим в нем человека. Итак, умственная, творческая деятельность человека является решающим фактором развития биосферы и превращения ее в ноосферу, которая будет удовлетворять все материальные, социальные и эстетические потребности человека. Именно в этом заключается сущность современной мировой науки.

Понятие науки основывается на ее содержании и функциях в обществе.

Современные ученые определяют, что: н аукаэто социально значимая сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и использование теоретико-систематизированных знаний о действительности. Наука является составной частью духовной культуры человечества. Как система знаний она охватывает не только фактические данные о предметах окружающего мира, человеческой мысли и действия, но и определенные способы и формы их осознания.

Итак, наука выступает как:

- специфическая форма общественного сознания, основой которой является система знаний;

- процесс познания закономерностей объективного мира;

- определенный вид общественного разделения труда;

- процесс производства знаний и их использования.

Целью науки является познание законов общества и природы, соответствующее влияние на природу и получение полезных обществу результатов.

Знания – это проверенный практикой результат познания действительности, адекватное ее отражение в сознании человека. Именно процесс движения человеческой мысли от незнания к знанию называют познанием, в основе которого лежит воспроизведение в сознании человека объективной реальности.

Вся наука направлена на достижение достоверных знаний, отражающих действительность. Эти знания существуют в виде законов науки, теоретических положений, выводов учений, подтвержденных практикой и существующих объективно, независимо от работы и открытия ученых. Но вместе с тем научные знания могут быть относительные, абсолютные и априорные.

Относительные – это знания, которые, будучи в основном адекватным отражением действительности, отличаются определенной неполнотой совпадения образа с объектом.

Абсолютные – это полное, исчерпывающее воспроизведение обобщенных представлений об объекте, обеспечивающее абсолютное соответствие образа и объекта в определенный период познания.

Априорные знания – те, которые не основываются на опыте, а предшествуют ему и указывают путь получения научных знаний.

Непрерывное развитие практики исключает превращение знания в абсолютное, но позволяет отличить объективно истинные знания от заблуждений.

Наука, как специфическая деятельность, направленная на получение новых теоретических и прикладных знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления, характеризуется следующими основными признаками:

- наличием систематизированного знания (научных идей, теорий, концепций, законов, закономерностей, принципов, гипотез, основных понятий, фактов);

- наличием научной проблемы, объекта и предмета исследования;

- наличием практической значимости как изучаемого явления (процесса), так и знаний о нем.

Научное познание – это исследование, характерное своими особенными целями и задачами, методами получения и проверки новых знаний. Оно призвано прокладывать путь практике, предоставлять теоретические основы для решения практических проблем. Движущей силой познания является практика, она дает науке фактический материал, который требует теоретического осмысления и обоснования, что создает надежную основу понимания сущности явлений объективной действительности. Путь познанияот живого созерцания к абстрактному мышлению и от последнего - к практике. Это является главной функцией научной деятельности.

Основные понятия науки

К основным понятиям науки относят:

1. Научная идея – интуитивное объяснение явления (процесса) без промежуточной аргументации, без осознания всей совокупности связей, на основе которых делается вывод. Она базируется на имеющихся знаниях, но обнаруживает ранее не замеченные закономерности. Наука предполагает два вида идей: конструктивные и деструктивные, то есть имеющие или не имеющие значимости для науки и практики. Свою специфическую материализацию идея находит в гипотезе.

2. Гипотеза – научное предположение, выдвинутое для объяснения каких-либо явлений (процессов) или причин, которые обуславливают данное следствие. Гипотеза как структурный элемент процесса познания является попыткой на основе обобщения уже имеющихся знаний выйти за его пределы, то есть сформулировать новые научные положения, достоверность которых требуется доказать. Различают нулевую, описательную (понятийно-терминологическую), объяснительную, основную рабочую и концептуальную гипотезы. Если гипотеза согласуется с научными фактами, то в науке ее называют теорией или законом.

3. Закон – внутренняя существенная связь явлений, обосновывающая их закономерное развитие. Закон, изобретенный через догадку, необходимо затем логически доказать, только в таком случае он признается наукой. Для доказательства закона науки существуют суждения.

4. Суждение – мысль, в которой посредством связи понятий утверждается или отрицается что-нибудь. Суждения о предмете или явлении можно получить либо через непосредственное наблюдение любого факта или опосредованно - с помощью умозаключения.

5. Умозаключение – мыслительная операция, с помощью которой из определенного количества заданных суждений выводится иное суждение, которое определенным образом связано с исходным.

Одним из результатов научной деятельности является формирование теории – учения, системы идей, взглядов, положений, утверждений, направленных на толкование того или иного явления. Это не непосредственное, а идеализированное отображение действительности. Она выступает как форма синтетического знания, в рамках которого отдельные понятия, гипотезы и законы теряют прежнюю автономность и превращаются в элементы целостной системы. Структуру теории формируют факты, понятия и суждения, законы, аксиомы и постулаты, принципы.

Первичным звеном в процессе познания является накопление научных фактов – знаний об объекте или явлении, аргументированность которых доказана.

Научный факт – событие или явление, которое является основой для заключения или подтверждения. Он является элементом, который в совокупности с другими составляет основу научного знания, отражает объективные свойства явлений и процессов. На основе научных фактов определяются закономерности явлений, строятся теории и выводятся законы.

Понятие является отражением наиболее существенных и присущих предмету или явлению признаков. Они могут быть общими, частными, сборными, абстрактными, конкретными, абсолютными и относительными. Если понятие вошло в научный оборот, его обозначают одним словом или используют совокупность слов - термином. Раскрытие содержания понятия называют его определением. Понятие, как правило, завершает процесс научного исследования, закрепляет результаты, полученные ученым лично в своем исследовании. Совокупность основных понятий называют понятийным аппаратом той или иной науки.

Наиболее обобщенные и фундаментальные понятия называются категориями. Это формы логического мышления, в которых раскрываются внутренние существенные стороны и отношения исследуемого предмета.

Принцип – это главное исходное положение любой научной теории, учения, науки или мировоззрения, выступает как первое и самое абстрактное определение идеи, как начальная форма систематизации знаний. Под принципом в научной теории понимают именно абстрактное определение идеи, возникшей в результате субъективного измерения и анализа опыта людей.

Аксиома (постулат) – это положение, которое принимается без доказательств.

Итак, наука является составной частью духовной культуры человечества. Как система знаний она охватывает не только фактические данные о предметах окружающего мира, человеческой мысли и действия, не только законы и принципы изучения объектов, но и определенные формы и способы осознания. Тем самым наука выступает как форма общественного сознания.

 

Виды научной деятельности

Научная деятельность – интеллектуальная творческая деятельность, направленная на получение и использование новых знаний. Она существует в различных видах:

1) научно-исследовательская деятельность;

2) научно-организационная деятельность;

3) научно-информационная деятельность;

4) научно-педагогическая деятельность;

5) научно-вспомогательная деятельность и др.

Важной задачей научной деятельности является формирование системы знаний, которые способствуют рациональной организации производственных отношений и использованию производительных сил в интересах всех членов общества. Она включает в себя выполнение трех социальных функций:

- познавательную - удовлетворение потребностей человека в познании законов природы и общества;

- культурно-воспитательную - развитие культуры, гуманизация воспитания и формирования нового человека;

- практически-действующую - совершенствование производства и системы общественных отношений, то есть непосредственной производительной силы материального производства. Методы и данные науки используются при разработке программ социально-экономического развития.

Каждый из указанных видов научной деятельности имеет свои специфические функции, задачи, результаты работы.

В рамках научно-исследовательской деятельности осуществляются научные исследования.

 

Вопросы для самопроверки

1. Дайте наиболее полное определение науки.

2. Что такое научное познание и каковы его движущие силы?

3. Кратко охарактеризуйте основные понятия науки.

4. Опишите виды и основные функции научной деятельности.

5. Дайте определение научному исследованию и кратко охарактеризуйте его направления

6. В чем отличие предмета и объекта научного исследования?

7. Назовите основные результаты научных исследований.

8. Дайте определения различных субъектов научной деятельности.

Тема 2. Основы научно-исследовательской работы студентов

2.1. Содержание и структура научно-исследовательской работы студентов (НИРС).

2.2. Направления научно-исследовательской работы студентов.

2.3. Формы работы и научно-организационные мероприятия.

 

2.1. Содержание и структура научно-исследовательской работы студентов (НИРС)

Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) является одним из важнейших средств повышения качества подготовки и воспитания специалистов с высшим образованием, способных творчески применить в практической деятельности новейшие достижения научно-технического прогресса. НИРС высших учебных заведений является одним из основных этапов подготовки высококвалифицированных кадров соответствующего профиля.

Понятие «научно-исследовательская работа студентов» включает в себя два взаимосвязанных элемента:

- обучение студентов элементам исследовательской деятельности, организации и методики научного творчества;

- научные исследования, осуществляют студенты под руководством профессоров и преподавателей.

Содержание и структура НИРС обеспечивает последовательность ее средств и форм в соответствии с логикой и последовательностью учебного процесса, что приводит преемственность ее методов и форм от курса к курсу, от кафедры к кафедре, от одной дисциплины к другой, от одних видов занятий к другим, постепенный рост объема и сложности приобретенных студентами знаний, умений, навыков в процессе выполнения ими научной работы.

Постепенный рост объема и сложности приобретенных студентами знаний, умений, навыков в процессе выполнения ими научной работы обеспечивает решение следующих основных задач:

- формирование научного мировоззрения, овладение методологией и методами научного исследования;

- оказание помощи студентам в ускоренном овладении специальностью, достижении высокого профессионализма;

-развитие творческого мышления и индивидуальных способностей студентов в решении практических задач;

- привитие студентам навыков самостоятельной научно-исследовательской деятельности;

- развитие инициативы, способности применить теоретические знания в своей практической работе;

- привлечение способных студентов к решению научных проблем, имеющих существенное значение для науки и практики;

- необходимость постоянного обновления и совершенствования своих знаний;

- расширение теоретического кругозора и научной эрудиции будущего специалиста;

- создание и развитие научных школ, творческих коллективов, воспитания в стенах высшего учебного заведения резерва ученых, исследователей, преподавателей.

В высших учебных заведениях сложилась определенная организационная структура НИРС

- Проректор по научной работе;

- Совет НИРС университета;

- Совет студенческого научно-творческого общества института (РСНТТ)

- Совет студенческого научно-творческого общества кафедры (кафедр). Научное руководство СНТО осуществляется научным руководителем, который избирается Ученым советом высшего учебного заведения. Председатель (из числа студентов) и члены совета СНТО назначаются и утверждаются приказом ректора по институту. Совет СНТО ВУЗа:

- создает факультетские советы СНТО и управляет ими. Организует вместе с факультетскими СНТО кружки, творческие секции, бюро и др.;

- информирует общественность института о работе СНТО;

- ежегодно организовывает итоговые студенческие научные конференции;

- организует и проводит внутривузовский конкурс студенческих научных работ, контролирует деятельность кружков, студий на кафедрах;

- организует выставки и презентации лучших научных работ студентов;

- обеспечивает участие студентов в региональных и республиканских конкурсах, смотрах, конференциях, олимпиадах;

- способствует широкому внедрению результатов студенческих работ в практику, опубликованию статей, тезисов докладов в научных сборниках;

- организует взаимодействие СНТО института с другими вузами, учреждениями образования, культуры и др.

- морально и материально поощряет студентов, эффективно осуществляют научно-исследовательскую деятельность.

Совет СНТО ВУЗа работает в тесной связи с СНТО факультетов и кафедр.

Содержание и формы НИРС соответствуют основным направлениям научно-исследовательской деятельности вуза, базой ее организации и проведения является кафедра. В руководстве НИРС участвуют высококвалифицированные преподаватели вузов.

Содержание и характер НИРС определяются:

а) проблематикой исследовательской и научно-методической деятельности кафедр, факультетов, института;

б) тематикой исследований, проводимых кафедрами в творческом сотрудничестве с учреждениями культуры, образования, со всеми профильными для вузов учреждениями и организациями;

в) условиями исследовательской работы студентов, наличием базы исследования, возможностью получения необходимых документов, наличием компьютерной техники, Internet и др.

 

2.2. Направления научно-исследовательской работы студентов

Научно-исследовательская деятельность студентов вузов осуществляется по трем основным направлениям:

- научно-исследовательская работа, является неотъемлемым элементом учебного процесса и входит в календарно-тематический и учебные планы, учебные программы как обязательное для всех студентов;

- научно-исследовательская работа, осуществляется вне учебного процесса в пределах СНТО - в кружках, проблемных группах (лабораториях), переводческих и информационных студиях и др.;

- научно-организационные мероприятия: конференции, конкурсы и др. Научно-исследовательская работа студентов в рамках учебного процесса является обязательным для каждого студента и охватывает почти все формы учебной работы:

- написание рефератов научной литературы по конкретной теме в процессе изучения дисциплин социально-гуманитарного цикла, фундаментальных и профессионально-ориентированных, специальных дисциплин, курсов специализаций и по выбору;

- выполнение лабораторных, практических, семинарских и самостоятельных задач, контрольных работ, содержащих элементы проблемного поиска;

- выполнение нетипичных задач исследовательского характера в период производственной практики, по заказу предприятий, учреждений, организаций;

- разработка методических материалов с использованием исследовательских методов (глоссариев, кроссвордов, программ и методик социологических исследований и т.п.);

- подготовка и защита курсовых и дипломных работ, связанных с проблематикой научных исследований специальных кафедр.

Научно-исследовательская работа студентов вне учебного процесса является одним из важнейших средств формирования высококвалифицированных специалистов. Ею предусматривается:

- участие студентов в работе научных кружков, проблемных групп, творческих секций, лабораторий и др.;

- участие студентов в выполнении госбюджетных или хозрасчетных научных работ, проведении исследований в рамках творческого сотрудничества кафедр, факультетов, компьютерного центра с учреждениями культуры, образования и тому подобное;

- работа в студенческих информационно-аналитических и культурологических центрах, переводческих бюро;

- написание статей, тезисов докладов, других публикаций;

 

Вопросы для самопроверки

1. Назовите основные задачи научно-исследовательской работы студентов.

2. Чем определяются содержание и характер научно-исследовательской работы студентов (НИРС)?

3. Каковы направления научно-исследовательской работы студентов.

4. Охарактеризуйте виды научно-исследовательской работы студентов.

Научная статья

Научная статья является одним из основных видов публикаций. Она содержит изложение промежуточных или конечных результатов научного исследования, освещает конкретное отдельное вопросы по теме исследования, фиксирует научный приоритет автора, делает ее материал достоянием специалистов.

Научная статья подается в редакцию в завершенном виде в соответствии с требованиями, которые публикуются в отдельных номерах журналов или сборниках в виде памятки авторам.

Оптимальный объем научной статьи - 6-12 страниц (0,5-0,7 п. л.).

Рукопись статьи, как правило, должна содержать полное название работы, фамилия и инициалы автора(ов), аннотацию (на отдельной странице), список использованной литературы. 21

 

Статья имеет простую структуру, ее текст, как правило, не делится на разделы и подразделы.

Условно в тексте статьи можно выделить следующие структурные элементы.

1. Введение - постановка научной проблемы, ее актуальность, связь с важнейшими задачами развития, значение для развития определенной отрасли науки или практической деятельности (1 абзац или 5-10 строк).

2. Основные (последние по времени) исследования и публикации, на которые опирается автор; современные взгляды на проблему; трудности при разработке данного вопроса, выделения нерешенных вопросов в пределах общей проблемы, которым посвящена статья (0,5-2 страницы машинописного текста через два интервала).

3. Формулировка цели статьи (постановка задачи) - высказывается главная идея данной публикации, которая существенно отличается от современных представлений о проблеме, дополняет или углубляет уже известные подходы; обращается внимание на введение в научный оборот новых фактов, выводов, рекомендаций, закономерностей или уточнения известных ранее, но недостаточно изученных. Цель статьи вытекает из постановки научной проблемы и обзора основных публикаций по теме (1 абзац, или 5-10 строк).

4. Изложение содержания собственного исследования - основная часть статьи. В ней освещаются основные положения и результаты научного исследования, личные идеи, мысли, полученные научные факты, выявленные закономерности, связи, тенденции, программа эксперимента, методика получения и анализ фактического материала, личный вклад автора в достижение и реализацию основных выводов и т.д. (5-6 страниц).

5. Заключение, в котором формулируется основное умозаключение автора, содержание выводов и рекомендаций, их значение для теории и практики, общественная значимость; коротко указываются перспективы дальнейших исследований по теме (1/3 страницы).

Жанр научной статьи требует соблюдения определенных правил:

- в правом верхнем углу размещаются фамилия и инициалы автора; при необходимости указываются сведения, дополняющие данные об авторе;

- название статьи кратко отражает ее главную идею, мысль (как можно меньше слов, лучше - до пяти)

-инициалы ставят перед фамилией;

- следует избегать стиля научного отчета или научно-популярной статьи;

- нецелесообразно ставить риторические вопросы; должны преобладать повествовательные предложения;

- не следует перегружать текст цифрами 1, 2 и др. при перечнях тех или иных мыслей, положений; перечень элементов, позиций следует начинать с новой строки, отделяя их друг от друга точкой с запятой;

- приемлемым в тексте является использование словосочетаний перечня: «сначала», «понятно, что», «в начале», «сначала», «потом», «действительно», «дальше», «наконец», «во-первых», «во-вторых», «возможно», «по мнению», «по данным», «между прочим», «в связи с тем», «в отличие», «наряду с этим», «таким образом» и другие.

- в тексте приемлемым является использование различных видов перечня: сначала, в начале, для начала, потом, дальше, наконец; во-первых, во-вторых, в-третьих; на первом этапе, на втором этапе и др.;

- цитаты в статье используются очень редко; необходимо отметить основную идею, а после нее в квадратных скобках сделать ссылку на источник информации;

- все ссылки на авторитеты подаются в начале статьи, основной объем статьи посвящают изложения собственных мыслей; для подтверждения достоверности своих выводов и рекомендаций не следует приводить высказывания других ученных, поскольку это свидетельствует, что идея исследователя не нова, была известна ранее и не подлежит сомнению;

- статья должно завершаться конкретными выводами и рекомендациями.

Рукопись статьи подписывается автором (ами) и подается в редакцию в двух экземплярах + электронный вариант.

Особенно ценны статьи, опубликованные в профессиональных научных изданиях, утвержденных ВАК страны. Обязательным требованием к научным публикациям соискателя является отражение в них основных научных результатов диссертации, а также наличие в одном выпуске (номере) журнала (или другого печатного издания) в пределах одной статьи соискателя по теме диссертации.

При подготовке научной публикации, доклада, выступления нужно избегать:

- неточности и расплывчатости формулировки названия;

- неопределенности личного вклада в исследования;

- этажного изложения содержания и результатов исследования;

- дублирование содержания публикаций;

- достаточно короткого срока обнародования результатов диссертации.

 

Вопросы для самопроверки

1.Дайте определение понятию научной публикации, назовите ее функции и основные виды.

2.Охарактеризуйте основные особенности подготовки реферата и научного доклада.

3. Дайте расширенную характеристику тезисам научного доклада.

4.Опишите структуру научной статьи и правила её оформления.

5. Охарактеризуйте отличительные особенности научной монографии, учбеника и научного пособия.

6. Опишите методику подготовки и оформления научной публикации.

Содержательный модуль 2.

Оформление библиографического списка.

Библиографический список содержит библиографические описания использованных (цитируемых, рассматриваемых, упоминаемых) и (или) рекомендуемых документов.

Общие правила составления библиографического списка:

1. Нумерация всей использованной литературы сплошная от первого до последнего источника.

2. Оформление списка использованной литературы рекомендуется выполнять по принципу алфавитного именного указателя (в общем алфавите авторов и заглавий) в следующей последовательности:

• литература на русском языке;

• литература на языках народов, пользующихся кириллицей;

• литература на языках народов, пользующихся латиницей;

• литература на языках народов, пользующихся особой графикой.

Электронные ресурсы помещаются в общий библиографический список в

соответствии с указанным порядком.

3. Описание источников, включенных в список, выполняется в соответствии с существующими библиографическими правилами, установленными в 2003 году Государственным стандартом (ГОСТ) 7.1-2003 «Библиографическая запись.

Библиографическое описание. Общие требования и практика составления».

Библиографический список может включать:

библиографическое описание отдельного издания (книги, сборника,

автореферата, диссертации, электронного ресурса и т.п.) и

библиографическое описание составной части документа – аналитическое

библиографическое описание (статьи из сборника, журнала, главы из книги,

структурной часть электронного ресурса).

Общая схема библиографического описания для различных типов носителей

информации может быть представлена следующим образом:

Документ на бумажном носителе:

• Заголовок описания, например, фамилия автора или первого автора (если их не

более трех) с прописной буквы и инициалы или название книги, подготовленной

авторским коллективом.

• Основное заглавие: подзаголовочные данные: дополнительные сведения,

относящиеся к заглавию / сведения об ответственности.

• Сведения об издании. Напр.: 2-е изд., доп.

• Место издания: Издательство или издающая организация, дата издания. – В

отечественных изданиях приняты сокращения: Москва – М., Санкт-Петербург –

СПб., Ленинград – Л.. Остальные города приводятся полностью.

• Объем (в страницах текста издания).

Электронный документ:

• Заголовок описания, например, фамилия автора или первого автора (если их не

более трех) с прописной буквы и инициалы или название текстового документа,

сайта, базы, полученное с экрана.

• Основное заглавие документа, тип ресурса [Электронный ресурс] / сведения об

ответственности.

• Сведения об издании (в аналитическом описании статьи из периодического

издания, полученной с сайта издающей организации, в качестве сведений об

издании, как правило, помещают его название в том виде, в каком оно существует

на бумажном носителе).

• Место издания: Издательство или издающая организация, дата издания.

• Режим доступа: в случае библиографического описания ресурса удаленного доступа - свободный с указанием URL. Это правило распространяется и на документы, полученные из электронных баз данных. Для документа локального доступа указывается тип носителя – CD/DVD-ROM; floppy-disk 3.5.

Каждая область описания отделяется от последующей специальным разделительным знаком «точка, тире» (. −). Знаком (;) с обязательными пробелами перед ним и после него в области сведений об ответственности разделяются первичные сведения об ответственности (инициалы и фамилии авторов) и последующие сведения об ответственности (инициалы и фамилии редакторов и переводчиков). Знаком (:) с обязательными пробелами перед ним и после него разделяются основное заглавие и сведения, относящиеся к заглавию.

Указание объема книги является обязательным. Следует помнить о том, что в списке указываются конкретные названия произведений, статьи, названия законов, выступления на конференциях, электронные документы и т. п. Если использованный материал был опубликован таким образом, что он является частью какого-либо издания (например, используется статья, опубликованная наряду другими статьями в одном журнале), то

имеет место аналитическое описание, т. е. после специального знака «две косые черты» (//) приводится библиографическое описание данного издания с указанием места материала в издании. При описании статьи из периодического издания (журнала, газеты) место издания не указывается, а при описании статьи из сборника место издания указывается, а издательство опускается. В аналитическом описании составной части электронного ресурса (статьи из базы данных, материала сайта и т.п.) на первом уровне в

качестве основного заглавия также приводится заглавие составной части документа. На втором уровне, после двух косых черт, приводят сведения об электронном ресурсе в целом.

Ниже даны примеры библиографического описания видов научных изданий, наиболее часто используемых при подготовке курсовых и дипломных работ.

 

I. Полное описание издания

1. Книга одного-двух-трех авторов:

Федотов, Ю. В. Методы и модели построения эмпирических производственных функций / Ю. В. Федотов. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997. – 220 с.

 

Фуруботн, Э. Г. Институты и экономическая теория: Достижения новой

институциональной экономической теории / Э. Г. Фуруботн, Р. Рихтер; пер. с англ. Под ред. В. С. Катькало, Н. П. Дроздовой. – СПб.: Издательский Дом СПбГУ, 2005. – XXXIV, 702 с.

 

Хорнгрен, Ч. Т. Бухгалтерский учет: управленческий аспект / Ч. Т. Хорнгерн, Дж. Фостер; под ред. Я. В. Соколова. − М.: Финансы и статистика, 2004. − 416 с.

 

Williamson, O. E. The mechanisms of governance / O. E. Williamson. – New York: Oxford University Press, 1996. – 429 p.

 

2. Книга, имеющая более трех авторов:

Экономика и финансы недвижимости / Д. Л. Волков [и др.]; под ред. Ю. В. Пашкуса. –

СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999. – 186 с.

 

Strategic management cases / N. Snyder [et al.]. – Reading: Addison-Wesley,

1991. – 769 p.

 

3. Сборник под редакцией:

Семь нот менеджмента / под ред. В. Красновой, А. Привалова. – Изд. 3-е,

доп. – М.: Журнал Эксперт, 1998. – 424 с.

 

Fundamental issues in strategy: a research agenda / ed. by R. P. Rumelt [et al.]. −

Boston, MA: Harvard Business School Press, 1994. – 636 p.

 

4. Диссертация:

Шекова, Е. Л. Совершенствование механизма управления некоммерческими

организациями культуры в условиях переходной экономики: дис.... канд. экон. наук: 08.00.05 / Екатерина Леонидовна Шекова; С.-Петербург. гос. ун-т. − СПб., 2002. − 192 л.

5. Автореферат диссертации:

Семенов, А. А. Эволюция концепций политики занятости в период научно-

технической революции: (ведущие страны ОЭСР): автореф. дис. …д-ра экон. наук: 08.00.02 / А. А. Семенов; С.-Петербург. гос. ун-т экономики и финансов. – СПб., 1996. – 36 с.

 

Вопросы для самопроверки

1.Дайте определение понятию научной информации, опишите ее виды и источники.

2.Охарактеризуйте библиографический поиск информации.

3. Опишите особенности поиска информации в сети Интернет.

4.Каковы требования к оформлению литературных источников в научных исследованиях

 

 

 

 

Тема 5. Требования к оформлению научной работы

5.1 Общие требования.

5.2 Нумерация.

5.3 Оформление рисунков.

5.4 Оформление таблиц.

5.5 Оформление формул.

5.6 Ссылка и примечания.

5.7 Оформление приложений.

5.8. Оформление библиографического описания

 

5.1 Общие требования

Важным этапом выполнения научной работы является ее оформление. От того, насколько ответственно отнесется автор к оформлению своей работы, во многом будет зависеть ее качество и итоговая оценка.

Научная работа должна быть выполнена с соблюдением требований к научным трудам, согласно:

- ДСТУ 3008-95 «Документации. Отчеты в сфере науки и техники. Структура и правила оформления»,

- ГОСТ 7.12 – 93 «Библиографическая запись. Сокращения слов на русском языке. Общие требования и правила»,

- ГОСТ 7.1: 2006 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления»,

- Международных стандартов ISO 690-2: Information and Documentation: Bibliographic References.

В качестве примера научной работы студента может выступить курсовая или дипломная работа.

Требования к ее оформлению опираются на об



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 325; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.211.246 (0.021 с.)