Защита автомобилестроительной промышленности Украины. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Защита автомобилестроительной промышленности Украины.



    СП «АвтоЗАЗ-Daewoo» является наибольшей единовременной инвестицией в украинскую экономику. Для её получения правительство Украины предоставил ряд льгот для развития автомобилестроительной промышленности (привилегии может получить любая компания, пожелавшая инвестировать свыше 150 млн. долларов США в автомобилестроительную промышленность Украины)66. Анализируя формы и методы государственной санационной поддержки данного предприятия, можно сделать вывод о нарушении антимонопольного законодательства и других законов рыночной экономики. К мероприятиям в рамках государственной поддержки СП «АвтоЗАЗ-Daewoo» следует отнести следующие: нулевые ставки налога на добавленную стоимость и акциза на импорт производственного оснащения, материалов и деталей для автомобилей; освобождение от уплаты земельного налога; освобождение реинвестированной прибыли от налогообложения; освобождение от уплаты НДС и акцизов продажи автомобилей, собранных в Украине; запрет импорта автомобилей старше 5 лет; повышение ставок ввозной пошлины на импорт автомобилей66. Компания Daewoo, со своей стороны, согласилась на то, что доля украинских работников на предприятии будет составлять не менее 90%.

Сейчас на предприятии работает 20 тысяч отечественных работников. Однако эти рабочие места украинским потребителям и налогоплательщикам очень дорого обходятся, что подтверждается следующими данными: вследствие введения повышенных таможенных тарифов существенно возросли цены на новые и подержанные автомобили; импорт популярных среди населения автомобилей, которым больше 5 лет, длительное время был запрещён; освобождение санированного предприятия от налогов – ни что иное как скрытое ярмо для остальных отечественных налогоплательщиков (как физических, так и юридических лиц). По подсчётам Мирового банка, стоимость защиты одного рабочего места на «АвтоЗАЗ-Daewoo» приравнивается к нескольким тысячам долларов США в месяц.

Однако санационная концепция предприятия не принесла никаких существенных положительных результатов. Местное производство ограничивается лишь сборкой автомобилей из завезённых комплектующих. Существенные налоговые льготы на ввоз деталей (эти льготы не распространяются на готовые автомобили) стимулируют компанию экспортировать готовые автомобили из Кореи в соседнее с Украиной государство, снимать там колёса и сиденья, а потом ставить их на место уже на украинском заводе.

Надежды на успешное стимулирование развития отечественной автомобилестроительной промышленности не оправдались. В 1998 году с конвейера сошли только 24 тысячи автомобилей – против запланированных 70 тысяч. Ситуация осложняется отсутствием рынка сбыта даже для такого количества автомобилей. Это объясняется низким качеством продукции, чрезмерно высокой её себестоимостью и неадекватно высокими ценами. Руководство предприятия не смогло преодолеть причины кризисной ситуации в производственной и организационной сферах. В конце 1998 года из-за низкого уровня продаж производство было временно остановлено. По состоянию на середину 1999 года возобновления выпуска автомобилей на предприятии не планировалось.

Анализируя неудачную санационную концепцию «Авто-ЗАЗа» следует обратить внимание на стратегическую ошибку при выборе самого санатора – корпорации Daewoo. Выяснилось, что концерн-санатор сам пребывает в глубоком кризисе. Это подтверждается тем, что с начала 1990 года Daewoo расширял свою деятельность преимущественно за счёт банковских кредитов. Сумма долгов концерна выросла с 19 млрд. долларов США в 1995 году до 48 млрд. долларов США в 1998 году. Объём задолженности “санатора” в 5 раз превысил его собственный капитал. Корейское правительство перевело корпорацию на режим финансового оздоровления, однако на протяжении 1999 года руководство Daewoo сорвало предложенный правительством план санации и реструктуризации задолженности. Управление деятельностью корпорации перешло в компетенцию шести наибольших банков-кредиторов. Daewoo может столкнуться с проблемой дефолта, если иностранные кредиторы откажутся от предложенного должником плана реструктуризации задолженности, который в значительной мере базируется на конверсии безнадёжной задолженности в конвертированные облигации корпорации. Как следствие, руководство корпорацией фактически признало свою неспособность вывести предприятие из финансового кризиса и в конце 1999 года почти в полном составе подало в отставку.

 

Санация швейной фабрики.

Рассмотрим один из примеров “успешной” санации, проводившейся специалистами государственного органа по вопросам банкротства – санацию одной из швейных фабрик38. Основным видом деятельности швейной фабрики была деятельность по пошиву женской и мужской легкой одежды, спецодежды, постельного белья. Предприятие успешно проработало на отечественном рынке около 60 лет. До начала финансового кризиса на предприятии было почти 370 работников, работа выполнялась в две смены. Поскольку коллектив предприятия и, в частности, его руководство не адаптировались к рыночным условиям хозяйствования, начиная с 1994 года начинается резкое снижение объёмов производства и уменьшение количества работающих.

Для улучшения ситуации на предприятии было принято решение о его санации приватизацией, однако на предложенных условиях желающих приобрести этот объект приватизации не выявилось. Из-за отсутствия заявлений от покупателя приказом Фонда государственного имущества Украины приватизация швейной фабрики была прекращена. Распоряжением Кабинета Министров Украины с целью восстановления платёжеспособности фабрика была передана в управление Агентства по вопросам банкротства. В пределах своих полномочий специалисты Агентства провели исследование рынка на предмет возможности реализации продукции, которую традиционно выпускало предприятие.   

На основе проведённого маркетингового анализа было сделано неутешительное заключение о том, что предприятие полностью утратило рынки сбыта своей продукции. Среди главных факторов неконкурентоспособности предприятия были следующие: высокий уровень себестоимости, и, следовательно, завышенные цены на готовую продукцию; проблемы с закупкой сырья; конкурентное давление иностранных поставщиков аналогичной продукции. Указанные трудности типичны для большинства отечественных предприятий: после либерализации внешней торговли и ценообразования продукция, из-за её низкого качества и высокой цены стала неконкурентоспособной как на внутреннем, так и на внешнем рынках сбыта. Менеджмент анализируемого предприятия по причине своей низкой квалификации (или умышленно) довёл предприятие до банкротства, поскольку не смог переориентироваться от “рынка продавца”, действовавшего при административной системе хозяйствования, на “рынок покупателя”.

Пропорционально темпам сворачивания основной деятельности на швейной фабрике развивалось другое типичное для отечественных государственных предприятий явление – освободившиеся площади сдавались в аренду предпринимательским структурам. Таким образом менеджмент фабрики подтвердил свою неспособность к гибкой переориентации мощностей предприятия на производство ходовой продукции. За счёт арендных платежей руководство предприятия в течение определённого периода времени обеспечивало себе безбедное существование. Однако положение ухудшалось вследствие роста задолженности по заработной плате, платежам за коммунальные услуги, перед бюджетом и внебюджетными целевыми фондами. Одновременно на арендованных мощностях (в частности в производственных помещениях) швейной фабрики одна из коммерческих структур начала производство непрофильной для этого предприятия продукции – продтоваров. В отличии от изделий швейной фабрики эта продукция пользуется спросом у населения, конкурентоспособна и изготовляется из местного сырья.

Часть персонала швейной фабрики была трудоустроена в новой коммерческой структуре. Между швейной фабрикой и арендатором был заключён договор о совместной деятельности, целью которого было преобразование швейной фабрики в завод продтоваров. В соответствии с заключением местных органов самоуправления смена деятельности швейной фабрики не должна отрицательно отразиться на потребительском рынке региона. Однако оперативный финансовый план показал, что текущие платёжные обязательства предприятия-должника значительно превышали денежные поступления, нерешённой оставалась проблема трудоустройства большинства работников швейной фабрики, отсутствовал конкретный план действий по выведению предприятия из кризиса. Агентством по вопросам банкротства было подано предложение о возбуждении дела о банкротстве по инициативе должника с тем, чтобы провести санацию в ходе производства дела. Функции распорядителя имущества фабрики были возложены на Агентство по вопросам банкротства и на региональное отделение Фонда государственного имущества. По инициативе заинтересованных сторон было заключено соглашение о санации должника. При этом санация рассматривалась как институт перевода задолженности должника на санатора, которым стала коммерческая структура, арендовавшая помещения государственного предприятия.

В соответствии с условиями санационного соглашения санатор взял на себя обязательство погасить задолженность швейной фабрики по заработной плате перед кредиторами и бюджетом, а также трудоустроить 105 работников фабрики. Взамен все активы должника были переданы санатору.

Можно привести несколько соображений в поддержку такого развития событий на швейной фабрике, а также контраргументов. К основным аргументам в пользу такой санационной концепции можно отнести такие:

· кредиторская задолженность предприятия постепенно погашается;

· часть уволенных работников трудоустроена на предприятии-санаторе;

· часть основных фондов швейной фабрики используется при производстве продтоваров.

Основными недостатками этого плана финансового оздоровления являются:

· речь идёт, по сути, не о санации, а о ликвидации предприятия должника, т.е. мы имеем скрытую форму приватизации производственных помещений государственного предприятия без сохранения профиля деятельности;

· основная часть мощностей швейной фабрики утрачена, поскольку они никаким образом не могут использоваться при производстве продтоваров;

· квалифицированный в сфере швейного производства инженерно-технический персонал уволен либо используется не по назначению;

· рынок швейных изделий региона полностью передан иностранным товаропроизводителям.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.213.209 (0.01 с.)