Государственная политика по вопросам банкротства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственная политика по вопросам банкротства.



 

Учредители (участники) должника - юридического лица, собственник имущества, центральные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обязаны принимать своевременные меры для предотвращения банкротства предприятия-должника. Собственником имущества должника государственного или частного предприятия, учредителями (участниками) должника - юридического лица, кредиторами должника, другими лицами в пределах мероприятий по предотвращения банкротства должника может быть предоставлена финансовая помощь в размере, достаточном для погашения обязательств должника перед кредиторами, в том числе обязательств по уплате налогов и сборов (обязательных платежей) и восстановления платежеспособности должника (досудебная санация). Предоставление финансовой помощи должнику обязывает его взять на себя соответствующие обязательства перед лицами, оказавшими такую помощь. Досудебная санация государственных предприятий осуществляется за счет средств государственных предприятий и других источников финансирования. Объем средств для проведения досудебной санации государственных предприятий за счет средств Государственного бюджета ежегодно устанавливается законом о Государственном бюджете Украины. Условия проведения досудебной санации государственных предприятий за счет других источников финансирования согласовываются с органом, уполномоченным управлять имуществом должника, в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины19.

Если мобилизованных финансовых ресурсов из децентрализованных источников не достаточно для успешного проведения санации или реструктуризации предприятия, то в определённых случаях может быть принято решение о предоставлении субъектам хозяйствования государственной финансовой или иной поддержке. В соответствии с Законом Украины «О предприятиях» в случае убыточной деятельности субъектов хозяйствования государство, если оно признаёт их продукцию общественно необходимой, может предоставлять им дотации или иные льготы2. Принимая участие в санации предприятий, государство, как правило, стремится противостоять спаду производства и росту безработицы.

Настоятельная необходимость участия государства в санации может возникнуть в случае угрозы банкротства градообразующего предприятия, количество работников которого с учётом членов их семей превышает половину численности населения административно-территориальной единицы, где расположено такое предприятие. Банкротство и ликвидация градообразующего предприятия может привести к возникновению социальных конфликтов и нестабильности в регионе. Как санатор государство должно руководствоваться прежде всего народнохозяйственной целесообразностью. Принимая решение о государственном содействии санации предприятий, соответствующие органы исходят из принципа финансовой поддержки прежде всего жизнеспособных производственных структур, предприятий и организаций, которые уже адаптировались к новым реалиям экономической жизни, способные эффективно использовать средства и на этой основе как можно быстрее увеличить объём производства. Государственная поддержка может осуществляться как за счёт средств государственного бюджета, так и за счёт местных бюджетов.

К основным критериям отбора предприятий для оказания им целевой государственной поддержки следует отнести: потенциальную прибыльность; высокий уровень менеджмента на предприятии; направленность на использование новых, эффективных ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий; возможность экспорта (прироста экспорта) конкурентоспособной продукции; замена импортной продукции, сырья, материалов отечественными; решение проблемы энергообеспечения, энергосбережения (ресурсосбережения); сохранение научно-технического потенциала (исследований и разработок, имеющих приоритетное значение для страны); наличие рынков сбыта продукции в стране и за границей. Поддержка ориентируется прежде всего на предприятия, способные её использовать с максимальной отдачей и обеспечить увеличение производства продукции, что позитивно повлияет на доходную часть бюджета.

Эффективное внедрение института банкротств, реструктуризаций и ликвидаций в Украине невозможно без соответствующего развития инфраструктуры, обеспечивающей все компоненты этого процесса. Такая инфраструктура включает соединение технических средств и человеческого фактора с признаками системности, унифицированности, демократичности. Условно задание развития инфраструктуры института банкротств можно разделить на следующие подгруппы73:

- развитие инфраструктуры государственной власти (формирование государственной политики в области банкротств, реформа действующего законодательства, развитие инфраструктуры судов и института исполнения судебных решений, создания специализированных государственных агентств по реструктуризации и банкротствам и т.д.);

- развитие инфраструктуры частного сектора (развитие консалтингового бизнеса и института принудительного и доверительного управления, создание информационных компаний и сетей, которые могут предоставлять информацию о финансовом состоянии предприятий, развитие страхового, банковского и инвестиционного дела);

- развитие системы и соответствующей инфраструктуры подготовки и переподготовки кадров (судей, ликвидаторов, санаторов, распорядителей имущества, оценщиков).

Проблематика санации, реструктуризации и банкротства предприятий в Украине уже длительное время находится в центре внимания разного рода государственных учреждений и ведомств, хотя эффективность их деятельности (по сравнению с теми средствами, которые затрачиваются на их содержание) чрезвычайно низка. Их функции в основном сводятся к созданию организационного и методического обеспечения процессов санации и реструктуризации предприятий.

Согласно ст.2 Закона «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом»13 государственную политику по предотвращению банкротства, а также обеспечение условий реализации процедур восстановления платежеспособности должника или признании его банкротом в отношении государственных предприятий и предприятий, в уставном фонде которых доля государственной собственности превышает 25%, субъектов предпринимательской деятельности других форм собственности осуществляет государственный орган по вопросам банкротства, действующий на основании положения, утвержденного в установленном порядке.

Государственный орган по вопросам банкротства: содействует созданию организационных, экономических, других условий, необходимых для реализации процедур восстановления платежеспособности должника или признании его банкротом; предлагает хозяйственному суду кандидатуры арбитражных управляющих (распорядителей имущества, управляющих санацией, ликвидаторов) для государственных предприятий или предприятий, в уставном фонде которых доля государственной собственности превышает 25%, в отношении которых возбуждено дело о банкротстве, и в других предусмотренных случаях; организовывает систему подготовки арбитражных управляющих (распорядителей имущества, управляющих санацией, ликвидаторов); осуществляет лицензирование деятельности физических лиц - субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих деятельность как арбитражные управляющие (распорядители имущества, управляющие санацией, ликвидаторы); обеспечивает реализацию процедуры банкротства в отношении отсутствующего должника; осуществляет ведение единой базы данных о предприятиях, в отношении которых возбуждено производство по делу о банкротстве, устанавливает и утверждает форму предоставления арбитражным управляющим информации, необходимой для ведения единой базы данных о предприятиях, в отношении которых возбуждено производство по делу о банкротстве; организовывает проведение экспертизы финансового состояния государственных предприятий и предприятий, в уставном фонде которых доля государственной собственности превышает 25%, при подготовке дела о банкротстве к рассмотрению или во время его рассмотрения хозяйственным судом в случае назначения судом экспертизы и предоставления соответствующего поручения; готовит на запросы суда, прокуратуры или другого уполномоченного органа заключения о наличии признаков скрываемого, фиктивного банкротства или доведения до банкротства в отношении государственных предприятий или предприятий, в уставном фонде которых доля государственной собственности превышает 25%; готовит и подает на утверждение Кабинета Министров Украины в установленном порядке типовые документы в отношении производства процедур банкротства; осуществляет иные предусмотренные законодательством полномочия.

Постановлением Кабинета Министров Украины от 24 апреля 2000 г. N 691 «Об образовании государственного хозрасчетного учреждения «Агентство по вопросам банкротства»»20Министерству экономики было поручено образовать государственное хозрасчетное учреждение «Агентство по вопросам банкротства» на базе ликвидированного центрального органа исполнительной власти - Агентства по вопросам банкротства, утвердить в месячный срок Положение о государственном хозрасчетном учреждении «Агентство по вопросам банкротства», предусмотрев в нем, что основным заданием Агентства является предоставление услуг в процессе осуществления в делах о банкротстве в соответствии с Законом Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признания его банкротом».

Одной из основных задач Агентства является ведение базы данных о несостоятельных предприятиях. Приказом Агентства по вопросам банкротства от 6 ноября 1999 года N 96 «Об утверждении Положения о порядке формирования и ведения единой базы данных о предприятиях, в отношении которых возбуждено производство по делу о банкротстве»26, была организована Единая база данных о предприятиях, в отношении которых возбуждено производство по делу о банкротстве, представляющая собой программно-технический комплекс, обеспечивающий получение от хозяйственных судов и арбитражных управляющих сведений о субъектах предпринимательской деятельности, в отношении которых возбуждено производство по делу о банкротстве, а также их должное хранение, накопление, пользование, подготовка отчетов, защита на всех технологических звеньях от несанкционированного доступа, взаимодействие с пользователями базы данных. База ведётся с целью осуществления мониторинга процесса восстановления платежеспособности субъекта предпринимательской деятельности - должника или признания его банкротом, оперативности и объективности доведения первичной и аналитической информации до сведения органов исполнительной власти, арбитражных судов, органов местного самоуправления, общественных организаций, средств массовой информации, населения Украины

Обязанности по формированию и ведению базы данных возлагаются на отдел по формированию и ведению единой базы данных о предприятиях-банкротах и отделения Агентства в регионах. Отдел является администратором базы данных, обеспечивает ее формирование, ведение, эксплуатацию программно-технических средств и их поддерживание в рабочем состоянии, защиту данных от несанкционированного доступа на всех технологических звеньях, формирует, по поручению руководства Агентства, аналитические и справочные материалы. Отделения Агентства обеспечивают сбор сообщений от арбитражных управляющих и копий определений и постановлений хозяйственных судов, их обработку и формирование региональных баз данных. Основанием для внесения сообщения в базу данных является постановление хозяйственного суда о возбуждении производства по делу о банкротстве должника. Правила и технология занесения, хранения, передача и пользование информацией, внесенной в базу данных, определяются приказом Председателя Агентства по установленным правилам эксплуатации носителей информации и программных средств. Сообщения в базу данных представляются арбитражными управляющими в отделения Агентства в 10-дневный срок после каждой процедуры, предусмотренной Законом. Для обеспечения конфиденциальности информации вся информация, которая передается средствами телекоммуникационной связи, обрабатывается электронными средствами защиты информации в соответствии с установленными требованиями. Информация в базе данных о завершенном деле о банкротстве хранится с даты завершения дела в течение 5 лет.

Вопросы санации и реструктуризации предприятий решает Украинский центр реструктуризации предприятий и развития частного сектора. Финансовая и организационно-правовая поддержка приватизированных предприятий и открытым акционерным обществам, государственная доля в уставных фондах которых не превышает 25%, осуществляется Фондом государственного имущества Украины. Финансовая поддержка таких предприятий осуществляется предоставлением в пределах средств, полученных от продажи имущества соответствующего предприятия, льготных кредитов сроком до 5 лет на условиях возвратности, платности и целевого использования для технического перевооружения, создания новых рабочих мест, реструктуризации просроченных долгов. При этом льготные кредиты из внебюджетного Государственного фонда приватизации предприятиям, имеющим просроченную задолженность перед Государственным бюджетом, не предоставляются. Кредиты предоставляются под залог ликвидных активов предприятий уполномоченными банками. Предложения по получению и использованию кредита подаются в виде бизнес-плана с обоснованным графиком возврата основной суммы долга и процентов, а также утверждённого соответствующим органом открытого акционерного общества перечня имущества, передаваемого под залог. Специфическим вопросом санации сельскохозяйственных предприятий занимается Межведомственная комиссия по вопросам проведения санации с одновременным осуществлением реструктуризации предприятий агропромышленного комплекса.

Выбранная санационная стратегия определяет конкретный комплекс мероприятий по привлечению финансового капитала из внутренних и внешних источников. Обязательной предпосылкой получения государственной финансовой поддержки является первоочередное использование всех возможностей получения финансовых ресурсов из децентрализованных источников. Централизованная санационная поддержка может осуществляться: прямым финансированием либо непрямыми формами государственного влияния. К основным формам прямого государственного финансирования предприятий относятся бюджетные ссуды, в том числе на инновационное развитие, субсидии, приобретение государством корпоративных прав предприятий (взносы в уставный фонд). Наиболее распространёнными формами непрямой государственной финансовой поддержки санации предприятий являются налоговые льготы, реструктуризация налоговой задолженности, предоставление государственных гарантий (поручительств), разрешение на нарушение антимонопольного законодательства.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.98.108 (0.008 с.)