Особенности банкротства банков. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности банкротства банков.



Следствием финансового кризиса банковского учреждения является утрата ликвидности и платёжеспособности, происходящие из-за нарушения норм и требований действующего банковского законодательства и нормативных актов НБУ38. С первыми признаками финансового кризиса коммерческого банка НБУ принимает ряд принудительных и непринудительных мер влияния, направленных на финансовое оздоровление банка с целью обеспечения ликвидности, платёжеспособности и стабильности банковской системы, защиты интересов вкладчиков и кредиторов. Санация банков в Украине, как правило, осуществляется по инициативе и под контролем НБУ. Вопросы санации регулируются Положением о применении Национальным банком Украины мер влияния на коммерческие банки за нарушение банковского законодательства24. Банкам, находящимся в финансовом кризисе, оказывает помощь Управление по работе с проблемными банками.

Решение о санации банка принимается в следующих основных случаях: по инициативе коммерческого банка в рамках непринудительных мер влияния НБУ; по инициативе НБУ в рамках непринудительных и принудительных мер влияния на коммерческий банк; по согласованию всех сторон в ходе производства дела о банкротстве.

Основанием для применения НБУ непринудительных и принудительных мер влияния могут быть: результаты проверок деятельности коммерческих банков со стороны НБУ и соответствующего уровня системой банковского надзора; материалы правоохранительных органов, местных государственных налоговых администраций и иных органов, характеризующие уровень соблюдения коммерческими банками законодательных актов по вопросам банковской деятельности; результаты проверок деятельности коммерческих банков внешними аудиторскими организациями или внутренним аудитом; иные материалы, характеризующие деятельность коммерческих банков (статистическая отчётность, ежедневные балансы). Управление по работе с проблемными банками систематически анализирует финансово-хозяйственное состояние банков, оценивая состояние банка по специальной рейтинговой системе. В случае получения неудовлетворительных оценок банки становятся “клиентами” Управления. В соответствии с нормативными актами НБУ непринудительные меры влияния применяются к коммерческим банкам в случае незначительного уровня повышенного риска и глубины проблем в финансово-кредитной деятельности и имеют характер добровольности их разрешения и понимания наличия проблем со стороны коммерческого банка. К непринудительным мерам относят: письмо с обязательством; письменное предупреждение.

Письмо с обязательством – это письменное признание коммерческим банком своих проблем и недостатков, нарушений в работе. Письмо должно содержать перечень мер, которые банк обязуется предпринять для разрешения и устранения недостатков с указанием конкретных сроков выполнения этих мероприятий. Письмо с обязательством применяется тогда, когда на соответствующем уровне системы банковского надзора считают, что указанные проблемы осознают правление и совет коммерческого банка, что сам банк способен к финансовому оздоровлению. Письмо с обязательством можно интерпретировать как инструмент стимулирования коммерческого банка к финансовому оздоровлению по собственной инициативе. Оно может содержать в себе программу либо даже план санации банка. НБУ рекомендует отражать в письме следующие основные инструменты и условия санации: механизм улучшения практики кредитования и управления кредитными рисками; решение о временном ограничении на увеличение активов банка; решение об ограничении размера ссуд, предоставляемых дочерним компаниям или инсайдерам банка; решение о временном ограничении размера процентов, выплачиваемых банками по депозитам; временное ограничение выплаты дивидендов; решение об ограничении размера суммы, которую банк может выплачивать своим работникам в форме заработной платы и премий. Контроль за выполнением письма с обязательством осуществляется в процессе анализа отчётов коммерческого банка, во время совещаний и проверок.

Если банк не выполняет свои обязательства или если его проблемы настолько серьёзны, что могут привести к повышению риска деятельности, утраты платёжеспособности и угрожают интересам вкладчиков и кредиторов, он получает со стороны системы банковского надзора НБУ соответствующего уровня письменное предупреждение. В нём НБУ сообщает о своей обеспокоенности состоянием дел в банке, указывает на конкретные меры, которые необходимо предпринять для налаживания дел, указывает на конкретные корректирующие действия, к которым должен прибегнуть банк, чтобы устранить последствия опасной или неправильной банковской практики, конкретных нарушений пруденционных правил банковского дела и сроки их устранения. Иными словами, письменным предупреждением НБУ предлагает коммерческому банку провести комплекс мер по преодолению финансового кризиса и финансовому оздоровлению. В противном случае банку угрожают принудительные меры влияния. Непринудительные меры влияния применяются в рамках системы раннего предупреждения и реагирования на финансовый кризис и оправданны, если банк пребывает в фазе кризиса, которая при условии переведения его на режим антикризисного управления непосредственно не угрожает его функционированию.

Если коммерческий банк пребывает на второй фазе кризиса, угрожающей дальнейшему его существованию и требующей немедленного проведения финансовой санации, то он может быть переведён на режим финансового оздоровления по инициативе НБУ. Режим финансового оздоровления – это система непринудительных и принудительных мер влияния на коммерческий банк, направленных на увеличение объёма капитала до необходимого уровня в течение определённого НБУ периода с целью восстановления ликвидности и платёжеспособности и устранения нарушений, приведших коммерческий банк к убыточной деятельности и затруднительного финансового состояния, а также последствий этих нарушений. Коммерческий банк переводится в режим финансового оздоровления согласно постановлению Правления НБУ при наличии оснований, подтверждённых заключениями системы банковского надзора и соответствующего регионального управления Национального банка Украины. Банк может быть переведён в режим финансового оздоровления на срок не более 12 месяцев. При наличии обоснованных оснований для успешного завершения выполнения программы санации этот срок может быть продлён ещё на 6 месяцев. Основаниями для переведения коммерческого банка в режим финансового оздоровления могут быть: отнесение банка к категории проблемных; отсутствие необходимого уровня капитала; нарушение установленных норм банковского законодательства.

После принятия постановления Правления НБУ о переведении коммерческого банка в режим финансового оздоровления оно отсылается руководству банка, который в 20-дневный срок со дня получения постановления разрабатывает санационную концепцию и программу финансового оздоровления. Основой санационной концепции должны быть санационные мероприятия, направленные на локализацию и “лечение” причин кризиса, а не последствий их проявления. В целом, санационные мероприятия следует осуществлять в двух направлениях: нейтрализация возможных причин кризиса и обусловленных ими “слабых мест”; выявление и развитие сильных сторон объекта санации. Программа финансовой санации разрабатывается непосредственно банком и должна содержать следующие пункты: анализ факторов, приведших к ухудшению финансового состояния и убыточной деятельности банка; каталог санационных мероприятий с расчётом экономического эффекта от их осуществления и календарным графиком реализации мероприятий; прогнозируемые показатели деятельности банка на период завершения проведения мероприятий финансовой стабилизации; бюджет затрат ежеквартально в целом по банку и с распределением по филиалам. Программа финансового оздоровления утверждается советом и правлением коммерческого банка и отсылается для согласования соответствующему региональному управлению НБУ. Региональное управление проводит её экспертизу на предмет эффективности и соответствия требованиям НБУ и подаёт вместе с заключением соответствующего департамента системы банковского надзора. После этого осуществляется комплекс мероприятий по реализации программы. Важнейшей составляющей программы финансового оздоровления банка является каталог санационных мероприятий. Учитывая то обстоятельство, что убытки от кредитных операций, как правило, являются основной причиной кризиса, в программе санации следует предусмотреть мероприятия по снижению кредитных рисков. К таким мероприятиям можно отнести: диверсификацию кредитного портфеля; перманентную работу по повышению квалификации специалистов кредитных отделов; выполнение требований НБУ о формировании страховых (резервных) фондов; сопровождение кредитов (контроль за целевым и эффективным использованием средств заёмщика); создание банка данных недобросовестных заёмщиков; распространение практики консорциумного кредитования.

Коммерческому банку, переведённому в режим финансового оздоровления, запрещается: привлекать вклады физических лиц, открывать новые депозитные счета и пополнять действующие; расширять круг физических и юридических лиц – клиентов банка по обслуживанию их операций на рынке ценных бумаг, в том числе связанных с ведением счетов депозитарного учёта; приобретать корпоративные права (размещать средства в уставные фонды) других юридических лиц; предоставлять гарантии, поручительства, бланковые и льготные кредиты; выполнять новые доверительные операции (привлекать и размещать средства, осуществлять управление ценными бумагами) по поручениям клиентов на период финансового оздоровления. При переведении коммерческого банка в режим финансового оздоровления Национальный банк отзывает у коммерческого банка лицензию на проведение операций по кассовому выполнению Государственного бюджета, в том числе ведение бюджетных счетов клиентов и счетов государственных внебюджетных фондов. Может быть отозвана лицензия на проведение банковских операций, связанных с выпуском ценных бумаг и обслуживанием соответствующих операций клиентов. Режим финансового оздоровления является превентивной мерой влияния НБУ на коммерческий банк перед применением санкций, предусмотренных Законом Украины «О банках и банковской деятельности». Контроль за деятельностью коммерческого банка, переведённого в режим финансового оздоровления, осуществляется всеми уровнями системы банковского надзора НБУ.

Коммерческому банку, переведённому на режим финансового оздоровления, может быть предоставлена государственная финансовая поддержка в виде стабилизационной ссуды. Практика государственного содействия банковским учреждениям достаточно распространена в странах Восточной Европы. Так, для покрытия безнадёжных ссуд и финансового оздоровления чешские банки получили государственную помощь на общую сумму 4,5 млрд. долларов США, что составляло 12% ВВП за 1994 год. На внедрение польской модели реструктуризации задолженности перед банками было затрачено 2,5 млрд. долларов США, или 3% ВВП 1994 года. Правительство Венгрии в 1993 году затратило на преодоление кризиса проблемных банков 3,5 млрд. долларов США, или 10% ВВП за 1993 год38. С учётом хронического бюджетного дефицита в правительстве Украины отсутствуют финансовые ресурсы для санации балансов коммерческих банков. Наоборот, положение банковской системы ухудшается в результате невозврата государством кредитов предприятий, гарантированных им, и конверсии облигаций внутреннего государственного займа. Вопреки этому Положением НБУ предусмотрена возможность предоставления коммерческому банку, переведённому в режим финансового оздоровления, стабилизационной ссуды.

Стабилизационная ссуда – это ссуда, которая может предоставляться НБУ коммерческому банку на определённый Правлением НБУ срок для оперативного обеспечения его платёжеспособности и ликвидности, поддержки выполнения мероприятий финансовой санации. Стабилизационная ссуда может предоставляться только при условии её обеспечения залогом высоколиквидными активами коммерческого банка либо под гарантию или поручительство других финансово стабильных банков. Этот вид финансовой поддержки может предоставляться коммерческим банкам по таким вариантам:

1. Ссуда предоставляется финансово стабильному банку при условии целевого её использования и оформлении договора с НБУ о залоге высоколиквидных активов (государственные ценные бумаги, банковские металлы, собственные сооружения – после экспертной оценки стоимости последних) и за плату на уровне учётной ставки НБУ с соответствующим оформлением договора о переводе долга банка-должника, находящегося в режиме финансового оздоровления (с согласия кредиторов банка-должника).

2. Ссуда предоставляется коммерческому банку, обратившемуся с ходатайством о предоставлении стабилизационной ссуды, под залог высоколиквидных активов (государственные ценные бумаги, банковские металлы, собственные сооружения – после экспертной оценки стоимости последних) и за плату на уровне учётной ставки.

3. Ссуда предоставляется коммерческому банку, обратившемуся с ходатайством о предоставлении стабилизационной ссуды, под гарантию финансово стабильного банка или других юридических лиц, которые благодаря их финансовому состоянию, достаточности собственных средств могут обеспечить взятые на себя обязательства за плату на уровне учётной ставки НБУ.

Решение о предоставлении стабилизационной ссуды коммерческому банку принимается на основании экспертной оценки программы финансового оздоровления. Предоставление ссуды оформляется кредитным соглашением между НБУ и коммерческим банком, в который указываются сроки предоставления ссуды, порядок её погашения и уплаты процентов за пользование ею. Коммерческий банк, работающий в режиме финансового оздоровления и которому предоставлена стабилизационная ссуда, может быть переведён в особый режим контроля за его деятельностью. При установлении особого режима контроля за деятельностью коммерческого банка в период финансового оздоровления банку запрещается непосредственная связь с региональными счётными палатами для осуществления межбанковских расчётов. Связь возможна через региональное управление НБУ.

При эффективном выполнении мероприятий, предусмотренных программой финансового оздоровления, улучшения финансового состояния и соблюдении экономических нормативов деятельности коммерческого банка, действующего в режиме финансового оздоровления, банк переводится в общий режим работы. Основанием для завершения финансового оздоровления коммерческого банка является достижение им необходимого уровня объёма капитала, что должно подтверждаться материалами отчётности и актами инспекторских проверок. Решение об отмене режима финансового оздоровления и переведении коммерческого банка в общий режим деятельности принимается Правлением НБУ по представлению соответствующего департамента системы банковского надзора на основании ходатайства соответствующего регионального управления НБУ (или без такового) и оформляется соответствующим постановлением.

Если программа финансового оздоровления не выполнена в течении установленного срока и основные показатели деятельности банка не улучшились либо ухудшились, Правление НБУ по представлению соответствующего департамента системы банковского надзора и на основании заключения регионального управления НБУ принимает решение об отмене режима финансового оздоровления и о ликвидации коммерческого банка.

Основной причиной кризиса коммерческих банков является недостаточный уровень их капитализации. С целью разрешения данной проблемы можно прибегнуть к реорганизации банков, направленной на их укрупнение. Повышая требования к минимальному размеру капитала НБУ вынуждает мелкие банки к реорганизации слиянием, присоединением или поглощением. Консолидация является неотъемлемой частью процессов роста и оздоровления банковских систем стран с переходной экономикой. По оценкам специалистов, политика НБУ по дальнейшей капитализации банков в значительной мере направлена на стимулирование процессов реорганизации банков, именно потому можно ожидать активизации этих процессов.

    Причиной убыточности коммерческого банка может быть убыточность отдельных филиалов. Тогда финансовое оздоровление может осуществляться реорганизацией, направленной на разукрупнение (выделение, раздел). Речь идёт о выделении убыточных филиалов или, если банк убыточный, – рентабельных структурных подразделений.

К общим предпосылкам реорганизации коммерческих банков следует отнести такие:

1. банк-правориемник обязан выполнить требования по формированию уставного фонда, придерживаться экономических нормативов, не иметь убытков и его финансовое состояние не должно угрожать интересам вкладчиков и кредиторов;

2. реорганизация коммерческого банка не должна привести к убыточной деятельности банка-правоприемника, нарушению им требований НБУ о формировании уставного фонда, экономическим нормативам, возникновению ситуации, угрожающей интересам вкладчиков и кредиторов;

3. реорганизация не должна привести к препятствиям в обеспечении права клиента свободно выбирать банк.

В соответствии со ст.26 Закона Украины «О банках и банковской деятельности»14 реорганизация банка осуществляется добровольно по решению его собственников или принудительно по решению Национального банка Украины. Реорганизация может осуществляться путём слияния, присоединения, раздела, выделения, преобразования.

При реорганизации банков, направленной на их консолидацию, происходит их слияние или присоединение. Слияние означает прекращение деятельности двух или нескольких банков как юридических лиц и передачу принадлежащих им имущества, средств, прав и обязанностей банку-правоприемнику, создаваемому в результате слияния. Присоединение означает прекращение деятельности одного банка как юридического лица и передачу принадлежащих ему имущества, средств, прав та обязанностей другому банку. Вновь созданный банк-правоприемник утверждает в соответствии с действующим законодательством новые учредительные документы и получает новое название. Общий порядок реорганизации такой же, как и для обычных предприятий. Однако укрупнение банков имеет свои особенности имеет свои особенности. В частности, необходимо предварительное согласие НБУ, для получения которого с совместным ходатайством в соответствующее региональное управление НБУ обращаются:

- в случае присоединения – реорганизуемый банк и банк-правоприемник;

- в случае слияния – реорганизуемые банки и учредители банка-правоприемника.

Для получения разрешения на реорганизацию банка в НБУ подаётся заявление с приложением необходимого обоснования и расчётов, которые бы удостоверяли наступление положительных последствий для вкладчиков и иных кредиторов банка. Пакет стандартных документов, подаваемых в региональные управления НБУ для получения согласия на слияние или присоединение включает в себя: решение высшего органа каждого из реорганизуемых банков о выбранном пути реорганизации; учредительный договор учредителей банка-правоприемника; аудиторское заключение по итогам проверки финансово-хозяйственной деятельности реорганизуемых банков; прогнозируемый баланс банка-правоприемника на дату передачи ему активов и пассивов и расчёт экономических нормативов по нему; балансы и расчёты экономических нормативов реорганизуемых банков на последнюю отчётную дату; соглашение между реорганизуемыми банками и учредителями банка-правоприемника об условиях проведения реорганизации; аудиторское заключение о финансовом состоянии и платёжеспособности учредителей банка-правоприемника, бухгалтерскую и финансовую отчётность участников (акционеров) банка на последнюю отчётную дату (для проверки возможности выполнения учредителями, акционерами (участниками) банка своих обязательств по формированию уставного фонда). Соглашение о слиянии или присоединении заключается банками, реорганизуемыми соответствующим путём, в письменной форме. Оно вступает в законную силу с момента утверждения его большинством в 2/3 голосов акционеров (участников) на общем собрании каждого из банков.

Национальный банк не даёт разрешения на реорганизацию банка, если есть достаточные основания считать, что реорганизация угрожает интересам вкладчиков и иных кредиторов и банк, созданный в результате реорганизации, не будет соответствовать требованиям к экономическим нормативам его деятельности, порядку регистрации банков и лицензирования их деятельности. Национальный банк даёт разрешение или отказывает в реорганизации банка в течении 1 месяца с момента получения заявления банка на реорганизацию.

Решение о реорганизации банка, кроме преобразования, должно содержать информацию о: соглашении о реорганизации в случае слияния или присоединения; назначение персонального состава комиссии для проведения реорганизации;  назначение персонального состава ревизионной комиссии для проведения инвентаризации и ревизии материальных ценностей, имеющихся на учёте банка (банков); назначение независимого аудитора, имеющего сертификат НБУ; сроки проведения реорганизации; состав правления (совета директоров) после реорганизации.

Реорганизация начинается после утверждения НБУ плана реорганизации, который кроме иных необходимых мер должен предусматривать предоставление Национальному банку Украины соответствующих документов, необходимых для государственной регистрации нового банка или для регистрации изменений и дополнений в учредительные документы существующего банка.

При получении согласия на слияние в региональном управлении НБУ по местонахождению новосозданного банка открывается временный счёт учредителями банка-правоприемника для взносов в уставный фонд (если создание банка-правоприемника осуществляется с увеличением размера уставного фонда) и для перечисления остатков средств с корреспондентских счетов реорганизуемых банков на день составления передаточного баланса. После перечисления остатков средств с корреспондентских счетов реорганизуемых банков на временный счёт учредителей банка-правоприемника региональной счётной палатой блокируется корреспондентский счёт реорганизуемых банков до принятия решения НБУ об исключении последних из Государственного реестра банков.

После проведения реорганизации пакет документов, содержащий решение высшего органа банка-правоприемника о создании банка (слиянии), передаточный баланс, расчёт экономических нормативов, иные документы, необходимые для регистрации новосозданного банка-правоприемника с заключением регионального управления направляется в НБУ. Банк считается реорганизованным с момента внесения НБУ изменений в Государственный реестр банков. Банки, в результате реорганизации прекращающие свою деятельность как юридических лиц, исключаются из реестра и утрачивают все лицензии, выданные НБУ.

Реорганизация банка разделом означает прекращение деятельности одного банка как юридического лица и передачу принадлежащих ему имущества, средств, прав та обязанностей в соответствующих частях банкам, создаваемым вследствии реорганизации этого банка. Иногда с целью санации можно прибегнуть к реорганизации банковских учреждений, направленной на их разукрупнение. Выделение означает прекращение деятельности одного банку как юридического лица и передачу определённой части принадлежащих ему имущества, средств, прав та обязанностей другому банку, создаваемому вследствии реорганизации этого банка. Как правило, при такой форме реорганизации из состава банка выделяются филиалы. Преобразование предусматривает изменение организационно-правовой формы общества. Реорганизация банка преобразованием осуществляется в порядке, предусмотренном, для реорганизации предприятий других отраслей производства.

Порядок осуществления принудительной реорганизации банков устанавливается Законом «О банках и банковской деятельности»14 и нормативно-правовыми актами НБУ. Принудительная реорганизация осуществляется при существенной угрозе платёжеспособности банка. При принудительной реорганизации все решения принимаются НБУ, соглашение о реорганизации не подписывается, общие условия реорганизации определяются постановлением правления НБУ и обязательны для выполнения всеми сторонами.

Если состояние коммерческого банка угрожает интересам вкладчиков, кредиторов и акционеров, препятствий антимонопольным действиям, а также в случае предоставления банком недостоверной отчётности в НБУ, последний вправе отстранить руководство субъекта банковской деятельности от управления и назначить временную администрацию для управления банком на период финансового оздоровления. Устранение руководства коммерческого банка от управления и назначение временной администрации осуществляется, если финансовый кризис банка является прямым следствием личных действий его менеджмента.

В соответствии со ст.75 Закона Украины «О банках и банковской деятельности»14 Национальный банк назначает временную администрацию при угрозе платёжеспособности банка в следующих случаях: систематических нарушений банком законных требований Национального банка; уменьшения размера регулятивного капитала банка на 30% на протяжении последних 6 месяцев при одновременном нарушении хотя бы одного экономического норматива;  если банк на протяжении 15 рабочих дней не выполняет 10% и более своих просроченных обязательств; ареста или вступления в законную силу обвинительного приговора по преступным деяниям руководителей банка; совершения банком действий по сокрытию счетов, любых активов, реестров, отчётов, документов; необоснованного отказа банка в предоставлении документов либо информации, предусмотренных Законом «О банках и банковской деятельности», уполномоченным представителям НБУ; наличия публичного конфликта в руководстве банка; наличия ходатайства банка о назначении временной администрации.

Целью деятельности временной администрации и главным её заданием является приведение дел коммерческого банка в соответствие с действующим законодательством, восстановление платёжеспособности, обеспечение устранения выявленных нарушений, причин и условий, приведших к ухудшению финансового состояния, и осуществление иных мероприятий по санации коммерческого банка. Временная администрация приступает к исполнению своих обязанностей немедленно после принятия решения о её назначении, и возглавляется руководителем, назначаемым Национальным банком. Срок полномочий временной администрации не может превышать 1 года со дня её назначения, с возможным продлением для системообразующих банков на срок до 1 года.

Временным администратором может быть: юридическое лицо, осуществляющее профессиональную деятельность временной администрации и/или ликвидации банков, по предоставлению аудиторских, юридических либо консультационных услуг, имеющее не менее 3 работников с сертификатом НБУ на право осуществления временной администрации и/или ликвидации банка; независимый эксперт (по договору); служащий НБУ. К участию во временной администрации допускаются только лица, имеющие сертификат Национального банка Украины на право осуществления временной администрации и/или ликвидации банка, высокие профессиональные и моральные качества, безупречную деловую репутацию, экономическое либо юридическое образование и опыт, необходимый для исполнения функций временного администратора. Национальный банк может в любой момент отстранить временного администратора от исполнения обязанностей при несоответствии его деятельности установленным Законом «О банках и банковской деятельности» требованиям. Временным администратором не может быть лицо: являющееся кредитором, связанным лицом или акционером банка; имеющее судимость, не погашенную и не снятую в установленном законом порядке, или обвиняемое по уголовному делу; не выполнившее своих обязательств перед каким-либо банком. Национальный банк перед назначением временного администратора должен убедиться в отсутствии конфликта интересов. При его возникновении после назначения временного администратора он обязан принять меры по устранению конфликта интересов и известить об этом Национальный банк, решающий вопрос о возможности продолжения работы временного администратора.

Временный администратор не имеет права: осуществлять деятельность при наличии конфликта интересов, за исключением случаев, когда об этом известно Национальному банку и он разрешил продолжать работу; принимать прямо или опосредованно любые услуги, подарки и иные ценности от лиц, заинтересованных в осуществлении любых действий, связанных с назначением временной администрации; использовать либо разрешать использовать имущество, которое временный администратор вправе контролировать, в своих интересах либо в интересах третьих лиц; давать обещания либо принимать обязательства от имени Национального банка без его письменного разрешения; разглашать банковскую тайну и иную служебную информацию, если это не связано с выполнением функций временного администратора.

Со дня назначения временного администратора полномочия общего собрания, наблюдательного совета и правления (совета директоров) банка переходят к временному администратору. Соглашения, заключённые руководителями банка после назначения временного администратора, недействительны с момента заключения. В течении 3 дней после назначения временного администратора Национальный банк Украины помещает информацию об этом в газетах «Урядовий кур'єр» или «Голос України». Решение о назначении временного администратора Национальный банк Украины направляет в головной офис и в каждое территориально отделённое отделение банка, филиалы с указанием даты начала осуществления временной администрации.

Временный администратор немедленно после своего назначения обязан обеспечить сохранение активов и документации банка, а также активов и документации афилированных лиц, в которых банк имеет участие, превышающее 50%. В течении 1 месяца со дня назначения временный администратор обязан провести инвентаризацию банковских активов и пассивов и составить баланс. Со дня своего назначения временный администратор имеет полное и исключительное право управлять банком и контролировать его, предпринимать любые меры по восстановлению надлежащего финансового состояния банка или, при необходимости, подготовить банк к продаже или реорганизации с целью обеспечения интересов вкладчиков и иных кредиторов.

В частности, временный администратор имеет право: продолжать либо прекращать любые операции банка; исполнять любые действия, решения от имени банка; разрывать в порядке, установленном законодательством Украины, любые соглашения с участием банка, по мнению временного администратора, убыточные или ненужные для банка; заявлять имущественные иски в судебные органы; обращаться в судебные органы с заявлениями о вынесении решения, в соответствии с которым должник банку должен предоставить информацию о своих активах; привлекать к работе во временной администрации любого служащего, эксперта, консультанта, а также поручать руководителям банка совершение действий по оказанию необходимой помощи временной администрации. Временный администратор вправе отстранить этих лиц от исполнения обязанностей в любое время; с соблюдением требований законодательства Украины о труде уволить или перевести на другую должность любого из руководителей или служащих банка, пересмотреть их должностные обязанности, изменить размер их заработной платы; приостанавливать распределение капитала банка или выплату дивидендов любой форме; продать активы и вернуть пассивы банка, которые соответственно должны быть проданы или возвращены с целью сохранения или повышения платёжеспособности банка либо защиты вкладчиков и кредиторов банка; с согласия Национального банка Украины организовать продажу или реорганизацию банку. Временный администратор обязан получить разрешение Национального банка Украины для продажи активов банка, балансовая стоимость которых превышает размер, установленный НБУ.

Временный администратор может обращаться в суд с требованием признания соглашений недействительными, если по эти соглашениям осуществлены:

1) платёж или операция с имуществом (совершённые в течение 6 месяцев до назначения временного администратора) с целью предоставления льгот отдельным кредиторам банка;

2) любая операция со связанным лицом банка, осуществлённая на протяжении 1 года до момента назначения временного администратора, если такая операция не соответствует требованиям законодательства Украины или угрожает интересам вкладчиков и кредиторов банка;

3) хозяйственные операции, в которых оплата значительно превышала реальную стоимость товаров, услуг, иного имущества, полученного банком, совершённые на протяжении 3 лет до назначения временного администратора;

4) любые операции с имуществом на безоплатной основе, совершённые на протяжении 3 лет до назначения временного администратора;

5) любые действия, имеющие целью сокрытие имущества от кредиторов, либо иное нарушение их прав, совершённые на протяжении 3 лет до назначения временного администратора;

6) любые хозяйственные операции, основанные на представлении поддельных документов или мошенничестве.

На протяжении 1 месяца со дня назначения временный администратор представляет НБУ предварительный письменный отчёт, отражающий финансовое состояние банка (баланс, отчёт о прибыли и убытках, расшифровки отдельных статей баланса), возможность финансового оздоровления банка и оценку его стоимости в случае ликвидации. Отчёт также должен включать: общие сведения о соответствии деятельности банка требованиям Закону «О банках и банковской деятельности»14 и нормативно-правовым актам НБУ и выводы о возможности прекращения деятельности временного администратора и возобновлении полномочий общего собрания, наблюдательного совета банка и правления (совета директоров) банка; детальный план мероприятий по стабилизации и приведению в соответствие с требованиями Закона «О банках и банковской деятельности» и нормативно-правовых актов НБУ деятельности банка; общий план продажи банка или части его активов и имущества с целью выполнения обязательств; рекомендации по реорганизации банка или отзыву банковской лицензии и ликвидации. Временный администратор подаёт НБУ периодические отчёты о своей деятельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.197.26 (0.04 с.)