Уральский филиал в г.Екатеринбурге 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Уральский филиал в г.Екатеринбурге



Уральский филиал в г.Екатеринбурге

Г.А. Новосельцева

Сборник заданий и упражнений

по дисциплине

«Русский язык и культура речи»

(в 2-х частях)

для студентов экономических и управленческих специальностей

_______ специалист ____

образовательная ступень

Екатеринбург, 2008

 

 


 

Содержание

Часть 1

  1. Практикум по теме «Орфоэпические нормы»                                     3-4
  2. Практикум по теме «Акцентологические нормы»                              5-8
  3. Практикум по теме «Морфологические нормы»                                9-12
  4. Практикум по теме «Слово и его значение»                                        13-19
  5. Практикум по теме «Нарушения языковых норм»                              20-22
  6. Практикум по теме «Фразеология»                                                       23
  7. Практикум по теме «Слово и его употребление»                                24-25
  8. Практикум по теме «Синтаксические нормы»                                    26-28

Часть 2

  1. Риторика: наука или искусство                                                             30-34
  2. Текст                                                                                                          38-44
  3. Типы монологической речи                                                                   45-51
  4. Функционально-смысловые типы речи                                                52-67
  5. Повторение                                                                                              68-73
    Практикум по теме «Орфоэпические нормы»

Задание 1: Прочитайте текст, ответьте на вопросы: может ли речь на киноэкране принять за образец для подражания? Обоснуйте свою точку зрения, запишите аргументированный ответ.

Киноязык художественных фильмов ориентирован на современную разговорную речь. Это можно увидеть на самых простых фонетических фактах; в кино не услышите старых произносительных норм боял[с]я, смею[с], засижу[с]… Кино уверенно использует самую молодую форму в качестве своей орфоэпической нормы…

Очень характерно для киноязыка произношение исковерканных слов: щас (сейчас), тада (тогда), тыща (тысяча, куда-нить (куда-нибудь), грит, грю (говорит, говорю),тока (только) и т.п. Так же обрублено произносят на киноэкране и собственные имена: Никич (Никитич), Митна (Дмитриевна), Сей Сенч (Алексей Алексеевич) и подобные. Эти формы слов стали привычными в разговорной речи, и киноязык охотно их воспроизводит, чтобы передать правду обыденной жизни.

(по Л.А.Капнадзе)

 

В орфоэпии различают "старшую" и "младшую" нормы в произношении отдельных звуков, звукосочетаний, слов и их форм. "Старшая" форма сохраняет особенности старомосковского произношения. "Младшая" норма отражает особенности современного литературного произношения.

«Старшая» норма «Младшая» норма
[с'м']ех, [з'в']ерь, [т'в']ердый [см']ех, [зв']ерь, [тв']ердый
[жыэ]ра, [шыэ]ги, [шыэ]лун [жа]ра, [ша]ги, [ша]лун
стро[гъ]й, мяг[къ]й, ти[хъ]й стро[г']й, мяг[к']й, ти[х']й
Посту[къ]вать, разма[хъ]вать посту[к']вать, разма[х']вать
Слыш[ут], хва[л'ут], хо[д'ут] слыш[ат], хва[л'ьт], хо[д'ьт]
вернула[с], встретил[съ] вернула[с'], встретил[с'ь]
ве[р']х, четве[р']г, ве[р']ба ве р х, четве р г, ве р ба
войлошный, проволошный войлочный, проволочный

 

’ – обозначение мягкости согласного;

[ ь ] – обозначение безударных [е / и]

[ ъ ] – обозначение безударных [о / а]

 

Старые нормы сохранились в речи многих людей старшего поколения, на сцене; а также встречаются в поэтических текстах поэтов ХIХ века и даже первой половины ХХ. Например:

По дорогам усохшие вербы

И тележная песня коле с...

Ни за что не хотел теперь бы,

Чтоб мне слушать её привело сь =[ с ]

(С. Есенин)

Задание 2: Распределите слова по способу произношения согласного перед

                  гласным, обозначаемым на письме буквой «е»

Ателье, декада, демисезонный, моделировать, шинель

Термин, декан, дефис, конкретный, критерий, тезисы

Кафе, кофе, крем, Интернет, сессия, интернациональный

Депрессия, терапевт, термометр, медикаменты, облегчить, соболезнование

Задание 3: Как следует произносить следующие слова

Було[…]ная, библиоте[…]ный, двое[…]ник, зао[…]ник, отли[…]ник, моло[…]ник, моло[…]ный, моло[…]ная, коне[…]но, то[…]но, зао[…]но, ску[…]но, порядо[…]ный, скворе[…]ник, праче[…]ная, Ильини[…]на, пустя[…]ный, будни[…]ный, яи[…]ница

 

Задание 4: Найдите ошибки, допущенные в предложениях

Два раз а в кв а ртал, обычно по ср е дам, она кл а ла д е ньги в банк. Наши нам е рения заключить  с ней д о говор и подписать ит о говый док у мент искренни. Однако нужно обратиться к э ксперту по этому вопросу и одноврем е нно угл у бить разработку этой проблемы. Несмотря на сложнейшее положение в этой отрасли инд у стрии, д о быча нефти в последнее время заметно возросла.

 

Задание 5: Орфоэпический диктант

Генезис, гладильный, гусеница, даруешь, диспансер, дозвонишься, досуг, драла, дровяник, еретик, загнутый, зазвонить, закупорю, заслюнить, значимость, избаловать, иноходец, сладкий ирис, квартал, киноварь, иконопись, кобура, колледж, красивее

Задание 6: Замечательный русский лингвист М.В. Панов ввел понятие «фонетический портрет», который включает описание особенностей произношения конкретного лица. Составьте свой фонетический автопортрет, ответив на следующие вопросы

a) Поставьте ударение в следующих словах

звонить – звонит – звонишь – звонят

красивый – красивее – красивейший

понять – понял – поняла – поняло

b) В каких словах вы произнесете сочетание [шн]

Копеечный, скучный, стрелочник, сказочник, яичница, яблочный

c) Какие из указанных слов вы часто используете в речи

агент, баловать, валовой, договоренность, о деньгах, каталог, инструмент, обеспечение, приобретение

Задание 7: Расставьте ударение в словах приведенных ниже рифмованных текстов

Феномен звонит по средам,                       Мы с шофером пустились по грязи

Отдав договор по годам,                            И, подолгу буксуя в грязи,

Он отдал экспертам эскорта                      Прорвались к отделению связи -

Ходатайство аэропорта.                             Нам типограф прислал жалюзи.

 

Танцовщик с танцовщицей любят            Сегодня тошнота, вчера в костях ломота,

Своих малышей баловать.                         К тому же дремота не пускает за ворота,        

На кухонный стол по посуде                    И лавки заняты, и печка занята,

Пускают котят танцевать.                          Ворота отперты, а дверь не отперта.


Задание 3: Исправьте текст

Мой папа работает на заводе. На его заводе работает много рабочих. Он работает в комплексной бригади. У их в бригади есть слесаря, токаря и столяра. Они делают разные мебели В цеху всех их уважают. Я горжусь своим папой.

Задание 4: Найдите ошибки и исправьте их.

В книге Добрыня сидит на своем коне, грива его развевается. Я вынула книгу из сумки и положила ее на стол. Письмо лежало на столе, около него валялась ручка. Вскоре дали сигнал на ужин, и мы побежали его есть. Эту селедку подала мне буфетчица, ввиду жаркой погоды она уже припахивала. 

Задание 5: Найдите ошибки в образовании форм причастий.

Под окном стоит береза с осыпающими листьями. На клумбе уже много цветущихся астр. Он смотрел смеющимися глазами. Приятно видеть играющихся детей. Подружившиеся за лето ребята не хотели расставаться. Я читал полюбившие мне стихи. Люди, полюбившие стихи, не разлюбят их никогда.

 

Задание 6: Сколько ошибок здесь спародировано?

Вспыхает небо, разбужая ветер,

Проснувший гомон птичьих голосов –

Проклинывая все на белом свете,

Я вновь бежу в нетоптанность лесов.

Шуршат зверушки, выбегнув навстречу,

Приветливыми лапками маша:

Я среди тут пробуду целый вечер,

Бессмертные творения пиша.

Но, выползя на миг из тины зыбкой,

Болотная, зеленовая тварь

Совает мне с заботливой улыбкой

Большой орфографический словарь.

                   (А. Матюшкин - Герке)   

 

Задание 7:  Подберите определение (прилагательное или местоимение) к именам существительным:

Тюль, фасоль, алиби, рояль, мышь, жабо, попурри, бигуди, такси, галифе, толь, вермишель, шампунь, колибри, факсимиле, цеце, эсперанто, шимпанзе, хинди, кофе, какао, пальто, киви, боа, пенальти, кредо, реноме.

Запомните:

Слова мужского рода:
Рельс, толь, тюль, шампунь, эполет, рюш, багет, шимпанзе, фламинго, хинди

Слова женского рода:
Босоножка, клавиша, манжета, мозоль, сандалия, туфля, авеню, салями, кольраби, колибри

Слова среднего рода:
Алоэ, мочало, повидло, щупальце, бра, кашне, резюме

Слова общего рода:
Неряха, сирота, протеже, коллега, крупье, хиппи

Задание 8: Исключите четвертое, учитывая морфологические свойства и формы слов.

Носок, чулок, георгин, помидор.

Тюль, бюллетень, рояль, мозоль.

Цех, лист, пропуск, пояс.

Баня, пустыня, простыня, кухня.

Инструктор, ректор, доктор, тенор.

Лапти, сандалии, тапки, туфли.

Запомните!

Образование множественного числа:
Бухгалтеры, инженеры, конструкторы, офицеры, почерки, торты, порты, договоры, склады, трюфели, простыни, свитеры, джемперы, возрасты, выборы, авторы, аптекари, лекторы, гербы, ректоры, прожекторы, редакторы, секторы.
Директора, купола, ордера, повара, профессора, штабеля, шулера, доктора, мастера, паспорта, сорта.

Родительный падеж:
Пара ботинок, валенок, туфель, сапог, чулок (но носков), купить 1 кг. мандаринов, помидоров, апельсинов (но яблок, макарон), 5 консервов; нет мест, болот, войск, плеч, дел, блюдец, полотенец, грузин, армян, гусар, партизан, солдат, ножниц, серёг, кочерёг, свадеб, нянь, басен, рельсов, граблей (и грабель), лохмотьев, простыней; много оладий, вафель, брызг, гектаров, килограммов, мечтаний, будней, свечей, распрей, цаплей, доньев, поленьев; удаление гланд.

Задание 9: Исправьте речевую ошибку

Это самый добрейший человек из всех, кого я знаю.

Это ещё более худший вариант решения проблемы.

Комендант велел дворнику отнести вещи жильца к себе.

Мать велела дочери налить себе воды.

Боясь грозы, старушка спрятала голову под подушку и держала её там до тех пор, пока она не кончилась.

Задание 10: Просклоняйте

498 человек, полторы страницы, двое студентов, две пары туфель, оба урока, обе страны, 22 суток.

Собирательные числительные:

Двое студентов (но две студентки), трое спортсменов (но два профессора, генерала, ассистента); трое детей, щенков, ножниц, перчаток.

Задание 11:  Выберите нужную форму (оба - обе)

По …сторонам улицы, на …берегах реки, у …сестёр, у ….братьев, на …стенах, между …странами, между …государствами, …руками, …ушами, …глазами, у …детей, к …ботинкам, приложит к …ушам, знаком с …братьями, с …сёстрами.

До (сколько) часов работает магазин?

Со (сколько) часов открывается библиотека?

(Сколько) ученикам пришлось переписывать работу?

(Сколько) учениками доволен учитель?

(Сколько) студентов не было на занятии?

Задание 12:  Прочитайте, помня о склонении числительных

В 2006 году, в 45% случаев, из 1636 примеров, к 859 студентам, о 5947 задачах, расплатился 889 рублями, разместили на 832 страницах, не хватает 234 страниц, помогли 249 ветеранам, засажено более 2890 гектаров земли, зарегистрировано около 97 случаев, доволен 194 студентами, жизнь сосны измеряется 350 и даже 600 годами, стоимость процессора от 300 до 500 долларов.

Задание 13: Исправьте допущенные ошибки

Я занимался более полтора часа. Сестёр у Андрея только две, все две поступили в университет. Договор подписан обоими сторонами. Мама купила около полтора килограмма помидор. И левый, и правый глаз стали плохо видеть. Обоим спортсменкам не везло в финале. Мальчик держал игрушку в обоих руках.

Задание 14:  Образуйте форму повелительного наклонения от глаголов

Лечь, ехать, стереть, класть, положить, вынуть, выйти, высыпать, видеть, слышать, хотеть, мочь, гнить.

Задание 15:  Образуйте форму 1 лица ед.числа от глаголов

Победить, убедить, затмить, дерзить, очутиться, пылесосить, висеть.

Задание 16:  Образуйте форму 3 лица ед.числа настоящего времени

Колыхать, махать, плакать, полоскать, плескать, сыпать, щипать, дремать, двигать, капать.

О времени

Совсем не сложное русское слово, а сколько ошибок! Почти каждый день мы слышим: «Сколько время? У меня нет на это время!» Вот и в книге Марины Королевой «Говорим по-русски» неожиданно встречаем предложение: «А чтобы не терять время, ожидая, можно пока повторить правила ударения в слове «полоса». Во всех трех случаях допущена одна ошибка, которую легко избежать, если вспомнить, как изменяются по падежам разносклоняемые существительные.

Еще со школы мы все хорошо помним о том, что слова семя, бремя, темя, вымя, знамя, имя, пламя, стремя, племя и время отличаются от других существительных. Они используют окончания и 2, и 3 склонений при изменении по падежам. Но это не самое сложное для русскоговорящего человека. Намного сложнее, почему-то, запомнить то, что в формах косвенных падежей у этих слов происходит наращение суффикса, или, говоря проще, появляется –н-. Например: время – времени, со временем, о времени; имя – имени, по имени, без имени и т.д. Вернемся к предложениям, в которых были допущены ошибки. Правильно говорить: Сколько (чего?) времени длится сеанс? У меня нет на это (чего?) времени! Чтобы не терять (чего?) времени, повторим ударения.       

(Е.С.Квашнина – преподаватель лингвистической гимназии № 144 г.Екатеринбурга)
Практикум по теме «Морфологические нормы»

Вариант 2

Задание 1:  Прочитайте текст

Самое крупное животное в мире – синий кит. Вес его сердца достигает 600-700 кг, языка – 300 кг, печени 1200 кг. Вес самого животного равен весу 30 слонов или 150 быков, те достигает 150 т. Длина тела свыше 30. По сравнению с 75 тоннами веса мяса кита, вес его мозга ничтожен: не более 8 кг.

Новорожденный китенок «крошечный»: около 7 м длины и 5-6 т. веса. Зато в сутки он выпивает до 200 л молока и прибавляет в весе от 60 до 100 кг.

 

С огромным успехом прошел концерт группы «Лютики-цветочки». После него выбито более 547000 стекол, выломано около 280 дверей и прокинуто не менее 250 автобусов. Конечно, это бледновато в сравнении с 367 автобусами, перевернутыми накануне «фанами» группы «Ну и ну!», но если к тем 367 прибавить эти 250, то можно сделать вывод: в целом интерес молодежи к музыке не ослабевает. О 187 электричках, испытавших на себе всплеск эмоций поклонников группы «Карман», мы уже сообщали в прошлый раз.

 

Завтра, 18 марта, с 18 часов 45 минут до 23 часов 41 минуты на улицу лучше не выходить: об этом говорит положение Венеры в градусе 66-й широты. Овнам не рекомендуются заключать сделки на сумму менее 390 860. Раку в этот день можно рискнуть, но не более чем 269 750 рублями. Если Лев уже располагает 580 272 рублями капитала, ему повезет: к этим 5480 272 прибавится еще от 1,5 до 130 тысяч. Дева давно мечтает о 1 500 000, которые могли бы поправить ее дела. Завтра эти мечты сбудутся, если Юпитер столкнется с Марсом.

 

В нашу редакцию пришло более 7800 писем. В 5765 из них вы просите возобновить сеансы Кашпировскго. Сообщаем, что после зарубежного турне, в котором Анатолий Михайлович провел 48 сеансов с 52 893 гражданами разных стран, он отправился в Урюпинск. На последнем его сеансе там присутствовало около 740 человек, после чего мы узнали о 568 положительных результатах: у 567 человек потемнели волосы, а в самом последнем, 568-м, письме сенсация: у 80-летнего Акима Акимовича Петрова прорезались зубы!

Задание 2: Найдите, объясните и исправьте ошибки

Мыть пол будете оба: и Саша, и Костя, и Денис! Крепче держись – обоими руками! Смотри обоими глазами и слушай обеими ушами! Из всех моих друзей только с обоими я всегда могу всем поделиться. Петров и Сидорчук! Опять вы обое опоздали!

Начиная свое дело, молодой банкир располагал только десятью тысячью рублями. Компания выплатила премию тридцати старейших сотрудников. О тридцать двух рублях пришлось забыть. Деревня находится в полтора верстах от станции. Трое подруг весело болтали всю дорогу, а потом трое суток плутали по тайге.

Задание 3: Запишите текст с числительными, поставив их в нужную форму

Байкал находится на высоте 456 м над уровнем моря. Его водные запасы постоянно пополняются 336 (река). Площадь его более 3500 кв.км. Глубина достигает 1620 м. Это одно из древнейших озер планеты, возраст его около 25 000 000 лет. Не менее 75 % флоры и фауны Байкала не встречается ни в каком другом водоеме планеты.

 


Задание 1: Можно ли назвать выделенные слова синонимами,

               аргументируйте свой ответ

Прошлое, давно прошедшее, минувшее, былое, история – какие торжественные понятия, перед которыми, наверное, следует стоять с непокрытой головой. Да неужели, думаю я, такое уж это прошлое? Такая уж это история? Да ведь это было совсем недавно: лето в Тбилиси, жара, позднее утро. Мы как раз собрались ехать к морю.

(Б.Окуджава «Утро красит нежным светом»)

Задание 2: Составьте синонимический ряд, какое слово может быть выбрано

               в качестве доминанты (опорного слова)

Листья чуть шумели над моей головой, по одному их шуму можно было узнать, какое тогда было время года. То был не веселый, смеющийся трепет весны, не мягкое шушуканье, не долгий говор лета, не робкое и холодное лепетанье поздней осени, а едва слышная дремотная болтовня.

(И.С.Тургенев)

Задание 3: Определите смысловые отношения синонимического ряда и постройте

               нисходящую или восходящую градацию

~ Умный, разумный, благоразумный, толковый, смышленый, мудрый, ума палата, семи пядей во лбу

~ Коричневый, кофейный, шоколадный, каштановый, карий

~ Идти, ходить, плестись, ковылять, двигаться

~ Дешевый, недорогой, грошовый, копеечный

~ Неприятный, противный, отвратительный, мерзостный, омерзительный

 

Задание 4: Подберите антонимы к именам прилагательным

Свежий хлеб - …; свежий ветер - …; свежая газета - …; свежие яблоки - …; свежий воздух - …; свежие краски - …; свежая рубашка - …

 

Задание 5: Определите вид антонимов – контекстуальные и общеязыковые

1. Душой дитя – судьбой монах (М.Лермонтов)

2. Да здравствует солнце, да скроется тьма (А.Пушкин)

3. Даже неинтересное было интересным, потому что требовало активного к себе отношения (Ю.Герман)

4. Скорбеть надо, а не радоваться (А.Чехов)

5. И сразу взамен невезенья в любви проявилось насмешливое к нему благоволение удачи (Л.Леонов)

6. А ранним утром стало ясно, что сомневался я не зря, что верил все-таки напрасно теплу в средине декабря (В.Кузнецов)

7. Мы что сами даем, то помним, а что берем, того не помним (А.Чехов)

8. Целый луг в узор врисуют. Там – закат, а тут – рассвет (С.Кирсанов)

9. Дела идут не так уж худо – и друг, и недруг признают (А.Твардовский)

 

Задание 6: Составьте словосочетания с данными паронимами

Экономия – экономика, экономный – экономичный, злой – злостный, явный – явственный, покупательный – покупательский, эффектный – эффективный, логичный – логический, удачный – удачливый, исполнительный – исполнительский, хозяйский – хозяйственный, безответный – безответственный, представить – предоставить.

 


Задание: Из приведенных ниже текстов выпишите средства изобразительности,

            использованные автором

Предисловие

Куда слетаются души усопших? Кто, взвесив их земные добродетели и пороки, указует на райские врата или ворота ада? И существуют ли они?

Бесспорны два вселенских источника энергии Добра и Зла. Прошитая их токами, вертится Земля. В паутине их лучей трепыхаются люди.

Затюканные. Замученные. Загнанные людишки.

Не слыша, слышат… Не видя, видят… И не зная, знают:

Есть Бог. И есть Дьявол…

Светильник разума, добра и красоты – в руке Бога.

Факел ненависти, зла и порока – в лапе Дьявола.

От пышущего зноем дьявольского факела тревожно и страшно Земле; туманится людской рассудок, меркнет их дух, и они впадают в бесовство. Зачумленные, осатанелые, кидаются друг на друга, как сорвавшиеся с привязи цепные псы.

Грохочут войны. Полыхают революции.

От человечьей крови меняет цвет Земля, выливаются из берегов реки, а люди все не могут успокоиться, бьют да пытают, режут да стреляют брат брата. В дьявольском пламени зарождается и наплывает на Землю мор, выбивая целые народы, сметая государства… Опаленная, перегретая, замученная Земля тоже сатанеет: трясется и трескается, плюется огненной лавой, опрокидывает океаны и моря…

 

Они вместе творили Мир…

У Бога нет иного имени. А держащего факел как только не величают: Князь тьмы, Сатана, Дьявол, Люцифер, Воланд. Он – невидим, но вездесущ и всемогущ, как Бог.

Он явился миру вместе с Богом. Шаг в шаг. Жест в жест. Слово в слово. Только если один говорил «черное», другой изрекал «белое», и ежели один молвил «да», другой рубил «нет». Они вместе творили Мир: Вселенную, Землю, все земное. Бог лепил Красоту, Добро и Свет. Дьявол – Уродство, Зло и Мрак.

Казалось бы, в этой расстановке сил все просто: Бог – светлое, положительное, Дьявол – черное, порочное. Рули к белому, отгребайся от черного. Но добренький светоносец с уздечкой и кнутом, а у его антипода – вседозволенность и беспредел. Выбирай, человече… Решай, землянин: в рабство – к Богу или в казаки-разбойники – к Дьяволу! В золотых наручниках и кандалах, волоком, через всю земную жизнь – в райское бессмертие. Или… испив все земные радости, по вольной волюшке проплыть от берега до берега, и … Между прочим, что за этим И – неведомо никому… Вот на какой развилке оказался человек со времен Адама.

 

Гамлетовский вопрос

С тех седых, добиблейских времен и кружат, кружат вокруг человека и в нем две непримиримых, необоримых силы, сталкиваются, схватываются, гнут и ломают друг друга; бьются жестоко и неуступчиво за каждую земную пядь, за каждую человеческую душу…

Человек – невесомая и невидимая микромалость в чудовищном вихре борения этих неодолимых вселенских сил. Ах, как трудно, невозможно ему выстоять, выдержать, не сломаться. Тут-то и может спасти его только вера…

- В кого вера? – наконец-то прервал монолог друга Кирюха. – В Бога или…

- Гамлетовский вопрос!

К. Лагунов «Добыча дьявола»
Практикум по теме «Лексическое значение слова»

Вариант 1

 

Задание 1: лексическое значение слова указано неверно в предложениях

1. Кворум – отсутствие согласия у договаривающихся сторон.

2. Фаталист – человек, уверенный в своих силах.

3. Консилиум – содружество, объединение людей для обсуждения какой-либо проблемы.

4. Дискредитировать – высказывать негативное суждение о ком-либо, чем-либо.

5. Директива – руководящее указание высшего органа.

 

Задание 2: слово употреблено в несвойственном ему значении в предложении

1. В данной главе мы усиливаем концепцию управления этим разнообразием.

2. Интерпретация предполагает однозначный вариант толкования терминологии.

3. Выживание организации зависит от ее способности трансформироваться и адаптироваться.

4. В процессе интеграции действительно удалось достичь разнообразия коммерческих корпораций.

5. Репрезентативность рабочей силы служит интересам бизнеса.

 

Задание 3: определите значение выделенных слов, дайте характеристику значения

               как прямого или переносного

1. Такое прохладное отношение к проблеме является результатом уверенности в отсутствии проблемы.

2. Компания не изолированный остров: она погружена в более крупную систему.

3. Риски необходимо свести к минимуму и предотвратить стрессовые перегрузки.

4. Программы профессионального образования не забирают проблему, а обозначают ее.

5. Деятельность аутсайдеров является серьезным препятствием созданию климата, поощряющего нововведения.

Задание 4: выпишите в одну колонку словосочетания с омонимами, в другую –

               с многозначными словами

лететь на самолете – лететь со стула, хвойные леса – строительные леса, мудрый старец – мудрое решение, топить печь – топить корабль, мутная вода – мутное сознание, лава вулкана – угольная лава, нагнать беглеца – нагнать тоску

 

Задание 5: определите способ переноса значений

Дружный класс, вторая ракетка страны, чешское стекло, теплый прием, глазное яблоко, железнодорожная ветка, столовое серебро, отчаянная голова, золотой луч, доверенное лицо

 

Задание 6: речевые ошибки допущены в предложениях

1. Следствием этих основных принципов является ряд специальных мер

2. Рост заинтересованных сторон поставил перед организациями трудный вопрос.

3. Сотрудники, отождествляющие себя со своей фирмой, гордятся ею.

4. Необходимо работать над усилением чувства преданности компании.

5. Для выработки законченной и достоверной картины потребуется осуществить наблюдение за самыми разными моделями поведения в самом разнообразном контексте.

6. Оба рассказа правдивы, но они пропущены через разные фильтры и служат разным целям.


Задание 1: лексическое значение слова указано неверно в предложениях

1. Адекватный – точно соответствующий, равный чему-либо.

2. Неординарный – незаурядный, необыкновенный.

3. Инфантильный – детски недоразвитый.

4. Легальный – неизбежный.

5. Витийствовать – говорить красноречиво, ораторствовать.

Задание 2: слово употреблено в несвойственном ему значении в предложении

1. В данной ситуации необходимо выйти за пределы статус-кво.

2. Эта авантюра не могла закончиться ничем хорошим.

3. Постфактум мы благодарим результативных лидеров.

4. Заинтересованные стороны в результате переговоров достигли консенсуса.

5. Импичмент не входил в интересы компании.

Задание 3: определите значение выделенных слов, дайте характеристику значения

               как прямого или переносного

1. Такие менеджеры являются реактивными лидерами.

2. Это лидеры статус-кво, а не лидеры, формирующие будущее организации.

3. К сожалению, понятие лояльности утратило силу.

4. Управляющие привыкли быть героями и действовать соответственно.

5. В наше время пожарные ситуации возникают чуть ли не ежедневно и героическое лидерство не хочет умирать

Задание 4: выпишите в одну колонку словосочетания с омонимами, в другую –

               с многозначными словами

напряженная работа – напряженные отношения, нести чемодан – нести наказание, болтать ногами – болтать языком, механический блок – военный блок, оборвать лепестки – оборвать спорщика, кирпичный завод – завод у часов

 

Задание 5: определите способ переноса значений

кольцо автострады, официальное лицо, хвост кометы, отчаянная голова, внимательная аудитория, гостеприимный дом, шляпка гвоздя, рукав реки, колючий ветер, он первая перчатка

 

Задание 6: речевые ошибки допущены в предложениях

1. Это был семинар по обмену передовым опытом.

2. Очевидно, что какой-то прогресс достигнут

3. Следование этим рекомендациям позволит избежать ошибочной трактовки поведения.

4. То, что люди имеют много лиц, зависящих от роли и ситуации, - не новость.

5. Однако ядро личности – убеждения и ценности – остаются относительно постоянными.

6. Лучший способ понять изменения индивида – это попытаться посмотреть на них изнутри.

 


Задание 1: найдите допущенные в предложениях ошибки, определите их вид

1. Этих специалистов начали рассматривать как помеху увеличения доходов.

2. Уолл-стрит стал к ним более требовательнее.

3. Лидеры стремились сохранить предпринимательский дух в своих компаниях.

4. Тогда интенсивно развивалась и мировая торговля, и конкуренция.

5. Нам надо было компенсировать потери, которые понес бизнес за счет перевода в другие страны.

6. Сегодня новые разработки замещаются следующим поколением товаров.

7. Авиаперевозчики никогда не могли предположить, что подобные отрасли будут их конкурентами.

8. Демонополизация телефонии и некоторое дерегулирование банковской сферы оказали воздействие на деятельность компании.

 

Задание 2: найдите допущенные в предложениях ошибки, определите их вид,

               запишите исправленный вариант

1. Компания была мастером создания стоимости путем перестройки сонных компаний.

2. Предварительная сделка не состоялась, т.к. встретила неодолимое препятствие в лице законодательства.

3. Экономический рост побуждал к «войне за таланты».

4. На практике управления сказалось стремительное развитие технологий: через Интернет и далее – к биотехнологиям, составлению генных карт и генной инженерии.

5. Информация не могла ждать, пока управляющий каждого уровня проанализирует ее и придет к определенному решению.

6. И звезды управления обнаружили, что двери корпорации закрываются быстрее, чем в прошлом.

7. Компаниям пришлось изобретать все новые льготы для привлечения нужных специалистов.

8. Кризис потребовал необычайного сочетания открытости чувств и жесткости решений.

9. Может ли лидер не стать более открытым в личном плане?

10. Эти преимущества давали размер и масштабы деятельности компании.

11. Государственное регулирование оказывает глубокое влияние на данный круг вопросов.

12. И кто знает, какие изменения принесет с собой волна судебных исков: традиции ведь имеют две стороны.

 

Задание: отредактируйте текст

Покупатели тоже стали непредсказуемы. Они уже не согласны покупать все, что им предложат. Они теперь требуют высокого качества не только при продаже, но и при ремонте, если в нем возникает необходимость. Для получения информации о товаре они используют Интернет даже при покупках через магазин. Голосование кошельком выявляет, что покупатели уже не проявляют автоматической лояльности к известным брэндам. Достаточно посмотреть на произошедший с годами сдвиг в восприятии автоответчиков, голосовых систем и т.д. У современных менеджеров нет времени почивать на лаврах, если, конечно, таковые у них есть.

 

(по материалам книги «Курс МВА по менеджменту» под ред. Алена Р. Коэна, 2005)
Практикум по теме «Нарушение языковых норм»

Вариант 2

 

Задание 1: найдите допущенные в предложениях ошибки, определите их вид

1. Попытаемся определить, почему подобно Дракуле так живуч «героический» стиль, несмотря на все попытки поразить его в самое сердце.

2. Сейчас навыки и воображение необходимы для всех уровней организации и для всех должностей.

3. Эту проблему рождает сам факт лидерства.

4. Те, кто амбициозен и стремятся брать ответственность на себя, тоже убеждены в этом.

5. Задача лидера – направить всех к единой цели.

6. На протяжении всей главы мы рассматривали две тесно связанных друг с другом проблемы.

7. Поддержка внедрению может идти из нескольких источников.

8. Работники не выказывают энтузиазма по поводу инициатив.

 

Задание 2: найдите допущенные в предложениях ошибки, определите их вид,

               запишите исправленный вариант

1. С годами все сильнее различия между понятиями «управление» и «лидерство».

2. Игра в демократию быстро просчитывается участниками группы.

3. Для простоты мы не принимаем во внимание случаи, когда лидеры ошибались.

4. В распоряжении подчиненных есть масса способов снять с себя с крючка.

5. Поскольку члены команды компетентны в рассматриваемых вопросах, их вовлеченность в процесс принятия решений увеличивает степень вовлеченности и в реализацию последних.

6. Это одна из игр, в которую с давних пор играют в организациях.

7. Руководитель вынужден еще крепче держать в руках бразды правления.

8. Лидер не обязательно должен иметь приятный характер.

9. Необходимо дать людям возможность свободно следовать своей планиде.

10. Совсем под другим углом зрения подходит автор к объяснению проблемы.

11. Он предлагает на практике как и организациям, так и отдельным людям преодолеть границы, поставленные «вызовом различия».

12. Такое псевдоучастие не только выдает себя «с головой» (представляя из себя пустую трату времени), но и провоцирует игру «наоборот» (подчиненного и начальника).

Задание: отредактируйте текст

Ни один учебник не может дать того опыта работы с людьми, необходимого для эффектного лидерства, что дает практика. Но эта книга стоит особняком: она представляет из себя редкое сочетание концептуальных знаний и практического опыта. Все главы книги написаны живым языком, ярко и образно, причем каждая идет от жизни и заполнена советами. Тем не менее, в отличие от большей части популярной литературы по управлению, эти главы отличаются строгостью изложения и опираются на лучшие академические исследования. Соединив вместе лучшее, что есть в современной теории, читатель сможет овладеть профессиональными навыками и представлениями.

 

(по материалам книги «Курс МВА по менеджменту» под ред. Алена Р. Коэна, 2005)

 


Задание 2: определите, к какому стилю относятся фразеологизмы:             

Давить на нервы, настоящим подтверждаю, на благо людей, еле ноги унести, вернуться на круги своя, сделать заявление, коренные изменения, думать о хлебе насущном, поймать птицу счастья, бред сивой кобылы, житейское море, без царя в голове, задирать нос, как ни в чем не бывало.

Задание 3: к данным фразеологизмам подберите фразеологизмы-синонимы                  

Не в духе –

Сам себе голова –

Ни то ни се –

Помолчать в тряпочку –

Кто в лес, кто по дрова –

Задание 4: к данным фразеологизмам подберите фразеологизмы-антонимы

Кот наплакал –

Спустя рукава –

Набрать в рот воды –

Заварить кашу –



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.179.186 (0.242 с.)