Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практикум по теме «Синтаксические нормы»

Поиск

Вариант 1

Даже молчал он с грамматическими ошибками

С. Лец

Задание 1: составьте словосочетания с глаголами

доказывать, коснуться, объяснить, описать, подвести итог, поделиться, подтвердить, привести пример, признаться, указать

Задание 2: обратите внимание на различие управления близких по значению слов

Беспокоиться…                                                 тревожиться…

Вопрос                                                               проблемы…

Извлекать доход…                                            получить доход…

Обидеться…                                                      обидеть

Опираться…                                                      базироваться…

Отчитаться…                                                     отвечать…

Превосходство…                                              преимущество…

Предостеречь…                                                 предупредить…

Привычный…                                                   знакомый…

Уделять внимание…                                        обращать внимание…

Характерно…                                                    присуще…

Плата…                                                              оплата…

Верить…                                                            уверенность…

Задание 3: исправьте допущенные ошибки

Беседа по экономике, расширение возможности по исследованию, вопрос по улучшению условий труда, забота по освоению месторождения, закон по охране детства, замечания по организации работы, затраты по ремонту, инициатива по созыву конференции, инициатива по устройству вечера, отчитаться по использованию средств, справка по зарплате, задача об экономном использовании ресурсов, подвести итог о работе

Задание 4: согласуйте определения с определяемыми словами:

Два (первые, первых) места; (первые, первых два места); (первые, первых) две части книги; четыре (последние, последних) окна; три (новые, новых) села; две (старших, старшие) сестры; (каждые, каждых) три часа; две (высокие, высоких) горы; две (сильные, сильных) руки; два (милые, милых) лица

 

Задание 5: выделите причастия в пародии В.Ардова «Суконный язык», исправьте текст

Лица, ходящие по траве, вырастающей за определяющей решеткой, ломающейся и вырывающейся граблями, а также толкающиеся, приставающиеся к гуляющим, бросающиеся в пользующихся произрастающими растениями, подставляющими ноги посещающим, плюющие на проходящих и сидящих, пугающие имеющихся детей, ездящие на велосипедах, заводящие животных, загрязняющих и кусающихся, вырывающие цветы и засоряющие, являются штрафующимися.

Задание 6: найдите ошибки и недочеты в употреблении сложных предложений, исправьте эти предложения

~ Было высказано предположение, что не является ли это свидетельством слабости позиции администрации.

~ На заседании обсуждались вопросы дальнейшего расширения производства и нет ли возможности снизить себестоимость продукции.

~ Каждый раз задаешь себе вопрос, что может ли быть две правды.

~ И вдруг я понял, что какой преданный друг у меня есть.

~ Я увидел парк из тонких чахлых деревьев, в газете о котором писалось, что это великолепный сад

Практикум по теме «Синтаксические нормы»

Вариант 2

Задание 1: с данными глаголами составьте словосочетания, укажите падеж управляемого слова

Упорствовать – настаивать; восхищаться – радоваться; беспокоиться – тревожиться; увлекать – вовлекать; сообщить – известить; сожалеть – сочувствовать.

Задание 2: раскройте скобки

Удивляться (способность), отчитаться (работа) примириться (недостатки),         приветствовать (победители), поздравить (удача), уклониться (ответ), восхищаться (живопись), вовлечь (работа), упрекать (несправедливость), воодушевить (идея), желание (счастье), вера (победа), мешать (развитие), уверенность (победа), убедить (правота), тормозить (развитие).

Задание 3: подберите к глаголам зависимые слова

   Возвратиться, забыть, очаровать, разочароваться, привлекать, наблюдать, примириться, смириться.

Задание 4: нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетаниях

1.жаловаться на жизнь                                             11. дать отпор для врага

2.краткое резюме                                                      12. лить много слов

3.понимать о необходимости встречи                    13. делать привилегии кому-либо

4.оказать вред                                                            14. оплатить за работу

5.поднять тост                                                            15. согласно распоряжению

6.заведующий базы                                                    16. добиться успехов

7.взаимное уважение друг друга                              17. выразить свой ответ

8.коснуться о теме денег                                           18. не прийти благодаря болезни

9.предостеречь от опасности                                    19. разочароваться в жизни

10. одержать успехи                                                            20. оказать влияние

Задание 5: выберите из заключенных в скобках вариантов правильный

~ А.С. Пушкин (считается, является) национальным русским поэтом.

~ Лирика поэта (изображает, воплощает) чувство любви к природе.

~ Перед нами (предстоит, предстает) необычная девушка.

~ В любовной лирике Пушкина (прослеживается, отслеживается, отражается) движение чувства.

~ Это высказывание отражает мнение многих (творцов, художников,литераторов) русской литературы XIX века.

Задание 6: найдите ошибки, исправьте предложения.

Каждых три часа приходят и отходят автобусы до бабушкиной деревни. Ее домик стоит в лесу, спускающемуся к речке. Вот мы вошли в комнату, оклеенной обоем. На столе стояло два туеска, наполненными ягодами. Мы разделили их на две равных части.

Задание 7: найдите ошибки и неточности в употреблении деепричастий

Начав читать новую книгу, она затягивает меня и заставляет думать. Прочитав внимательно эту книгу, мне думается, что редакторских поправок в ней нет. Пересмотрев рекомендованную литературу, студентам стали ясны их собственные ошибки в построении предложений и употреблении иноязычных слов

Задание 8: отредактируйте текст

Всю ночь шел дождь, теплый, летний. К утру воздух был свежо и сильно пахнущий сиренью и хотел поскорее выбежать в сад. Дом старый, давно пустующий, утонул в зелени, заглянув через забор, было можно увидеть дорожку густую, заросшую травой. По самой середине этого сада на зеленой лужайке росло необычайного вида дерево и походило на кипарис, только листва на нем была лазурного цвета. Три плода, трое яблок, висели на загнутых кверху ветках.


Орфоэпический словарь

А
аг е нт, агрон о мия, а либи, алког о ль, алфав и т, альк о в, альт о вый, ан а том, ант и к, апостр о ф, апри о ри, ар а хис, арб а, арб у з, ар е ст, астр о лог, атл е т, аф и нянин, аэроп о рты, аэроп о рта.

Б
балов а ть, баловн и к, бал о ванный, б а нты, б а рмен, бл а га, бл а гами, бл а говест, благост ы ня, блок и ровать, брон и ровать билеты, брониров а ть танкетку, брон я танков, бут ы ль, полной бут ы ли, полной бут ы лью, брюшк о, быстрин а.

В
вагон-л е дник, валов о й, ванд а л, вероиспов е дание, в е тряная оспа, в е рба, виз и рь, вил а гнездо, включ и т, вкр а пить, вкр а плю, всех в о зрастов, в о лка, в о лку, в о ра, в о ру, ворвал а сь, восприн я ть, воспр и нял, воспринял а, вот и вся недолг а, волхв ы, волхв о в, врал а всем, вруч а т втр и дорога.

Г
гадл и вое чувство, газопров о д, гастрон о мия, г е незис, герб а столицы, герб ы, глад и льный, госуд а ря, грав ё р, г у сеница.

Д
даров а ть, дар у ю, дар у ешь, дар о ванный, диал о г, диспанс е р, доб ы ча, д о гмат, дозвон и шься, дон е льзя, две доск и, дос у г, до я р, два до я ра, драл а пеньку, др е вко, дрем о та, дровян и к, духовн и к.

Е
единовр е менный, ерет и к, епитимь я.

Ж
жалюз и, жерл о, жест о ко.

З
зав и дно, з а гнутый, з а говор, зад о лго, зазвон и ть, за и мка, мы заключ и м, Он заключ и т, законнорожд ё нный, зак у порка, зак у порить, зак у поришь, зак у порю, зап а сник, запл е сневеть, заслюн и ть, звон и т, зн а мение, зн а чимость, зн а харь, зубч а тый.

И
избалов а ть, избал о ванный, избрал а, (два) картуз а, ик о та, и ноходь, инох о дец, инструм е нт, и кса, и ксу, зацвел и рис, сладкий ир и с, и сполу, истопн и к, исч е рпать, исч е рпаю.

К
катал о г, к а тыш, манная к а шица, каш и ца из мела, кауч у к, кварт а л, кедр о вый, килом е тр, к и новарь, острая кирк а, кладов а я, кобур а, кож у х, кокл ю ш, колл е дж, к о лос (злак), кол о сс (великан), конур а, кор ы сть, крап и ва, крас и вее, крас и вейший, крем е нь, на кр у ги своя, куп и рованный, к у хонный.

Л
ласс о, лгал а друзьям, ледн и к (глетчер), лом о та, луб о чный.

М
магар а джа, мастерск и, м а ркетинг, медикам е нты, месс и я, миз е рный, миллим е тр, миллигр а ммовый, мусоропров о д, мыт а риться, мыт а рство, многовеков а я.

Н
надо у мить, нам е рение, нач а ть, начал а, н а чал, недоговор ё нность, недо и мщик, нед у г, нед ю жинные способности, некрол о г, ненав и стный, нан о сного, н е нецкий, неподал ё ку, непри я знь, нефтепров о д, новорожд ё нный, н о жны.

О
обесп е чение, оборв а л, оборвал а, оборв а ли, облегч и ть, обостр и ть, обувн о й, обыд ё нщина, оговорен о, озл о бленный, опт о вый, опер и ться, осв е домить, осв е домиться, ост а лась дома, отк у порка, о трок, о трочество, о тступ, отч а сти.

П
п а мятуя, парал и ч, парт е р, п а сквиль, пертурб а ция, пиал а, пим ы, план ё р, плат о, пл е велы, пл е сневеть, площадн а я брань, поварск о е дело, пять повест е й, повтор и м, повторен ы, повтор ё нный, под о вый хлеб, есть поед о м, пока я нный, покупщ и к, полшаг а, п о мочи, помоч е й, пон я ть, понял а, п о нял, пон я вший, посаж ё ный отец, пос а женный под замок, два п о рта, п о хороны, похор о н, на похорон а х, вы пр а вы, предвосх и щенный, прем и нуть, прем и нули, не прем и ну, премиров а ть, премир у ю, премир о ванный, прет и ть, прет и т, приб ы ть, пр и был, приб ы вший, приб ы вшего, пригов о р, прид а ное, прин у дить, прин я ть, принял а, пр и нял, пр и няли, приобрет е ние, пр о дал, продал а, пр о дали, прозорл и вый, пр о клятый богом, прокл я тый камень, пр о сека, простолюд и н, две простын и, пять прост ы нь(простыней), пряд и льный, прял а, пр я ли, погода про я снела, глаза проясн е ли, пул о вер, п у рпур.

Р
равн о как, р а джа, разбл а говестить, развит а я промышленность, развит е е, р а звитая лектором мысль, р а зниться, рассредот о чение, рем е нь, не ров ё н час.

С
с и лос, сирот а, нет сирот ы, сир о т, св ё кла, ск и т, скит а, в скит у, скл а дчина, скл а ды сл и вовый, снаст я ми, собол е знование, с о вестливый, соз ы в, сорокавед ё рный, сосредот о чение, хожу в баню по сред а м, люди различаются по ср е дам общения, ср е дства, ср е дствами, ст а тус, стат у т, ст а туя, стограмм о вый, стол я р, столяр а, воздать стор и цею, строчн а я буква, ступн я, две ступн и, большие ступн и, с у кровица, суле я, с у мерничать.

Т
таб у, тавр о, т а инство, там о женник, там о жня, танц о вщик, танц о вщица, т е рпящий, т о рта, т о рты, тигр о вый, ткал а ковер, тот е м, т о тчас, тун и ка, тефт е лька.

У
уб ы вший, углуб и ть, углуб и ться, закус и ть удила, уз и лище, укра и нский, ум е рший, упр о чение.

Ф
фав о р, факс и миле, фарф о р, фет и ш, флюорогр а фия.

Х
ха о с, ход а тай, ход а тайствовать, ход а тайство, хоз я ева, х о лодность, христиан и н.

Ц
цем е нт, ц е нтнер, цеп о чка, цыг а н.

Ч
ч е рпать, чест и ть, ч и стильщик.

Ш
ш а рфы, шасс и, шве я, шелков и ца, шестерн я, шкаф ы, начертание шр и фта, штаб ы.

Щ
щав е ль, щавел я.

Э
эксп е рт, эск о рт, электропр о вод.

Ю
юр о дивый.

Я
язык о вая колбаса, язык о вая мышца, языков а я норма, языков о е чутье, я сли, я слей,


Риторика есть хитрость добро глаголати.

(из рукописи конца XVII века)

 

Красноречие – искусная речь, построенная на ораторских приемах.

Риторика – ораторское искусство, теория красноречия или эффектность, внешняя красивость речи.

Риторика – наука о создании ситуативно уместного высказывания (текста).

Текст – это передающая целостную информацию последовательность предложений, объединенных общей темой (о чем?) и конкретными причинами и целями общения (кому и зачем?).! Не цель, а средство общения

Общение – это коммуникативная деятельность, т.е. взаимодействие

говорящего и слушающего, пишущего и читающего.

Цели – информативная, убеждающая, развлекательная.

Задание 1: Прочитайте, прокомментируйте данные тезисы.

Речевое взаимодействие невозможно без освоения норм литературного языка.

Риторика – наука самоуважения.

Риторика – наука взаимоуважения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 297; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.242.7 (0.007 с.)