Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
О некоторых вопросах, связанных с применением статей 23 иСодержание книги
Поиск на нашем сайте
25 КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ <*>
-------------------------------- <*> Не приводится.
Комментарий
Принятие в декабре 1993 г. Конституции РФ потребовало по-новому взглянуть на целый ряд правовых проблем, в том числе связанных с применением норм уголовно-процессуального закона, содержание которых не соответствовало либо противоречило конституционным положениям. Это, в частности, касается судебной защиты предусмотренного ч. 2 ст. 23 Конституции права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также предусмотренного ст. 25 права на неприкосновенность жилища. С момента принятия комментируемого Постановления Пленума Верховного Суда РФ значительная часть данных судам разъяснений была воспроизведена в нормах закона. Действующий уголовно-процессуальный закон, а именно ст. 185 УПК РФ, предусматривает наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемку в учреждениях связи, т.е. совершение действий, связанных с нарушением тайны переписки, почтово-телеграфных сообщений, на основании судебного решения. Контроль и запись телефонных и иных переговоров согласно ч. 1 ст. 186 УПК РФ также допускаются на основании судебного решения, но, кроме того, только по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях. В настоящее время положения УПК РФ полностью соответствуют ст. 23 Конституции, предусматривающей ограничение права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений исключительно на основании судебного решения. Между тем действовавший на момент принятия комментируемого Постановления уголовно-процессуальный закон допускал производство перечисленных следственных действий и на основании санкции прокурора. В этой связи разъяснения Пленума Верховного Суда РФ получили особую актуальность. Пленум в п. 1 Постановления рекомендовал судам принимать к своему рассмотрению материалы, подтверждающие необходимость ограничения права гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, указывая, что районные и гарнизонные военные суды не могут отказать в рассмотрении таких материалов в случае их представления в эти суды. В п. 2 Постановления речь идет об ограничении права граждан на неприкосновенность жилища. В соответствии со ст. 25 Конституции никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения. Как известно, закон допускает производство обыска (ст. 182 УПК РФ) и выемки (ст. 183 УПК РФ) без судебного решения, однако право на неприкосновенность жилища может быть ограничено только судом. Обыск в жилище в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 182 УПК РФ, может производиться только на основании судебного решения. Вместе с тем закон (ч. 5 ст. 165 УПК РФ) предусматривает, в частности, что в исключительных случаях, когда производство осмотра жилища, обыска и выемки в жилище не терпит отлагательства, указанные следственные действия могут быть произведены на основании постановления следователя без получения судебного решения. В этом случае следователь в течение 24 часов с момента начала производства следственного действия уведомляет об этом судью и прокурора. Получив указанное уведомление, судья в срок не позднее 24 часов проверяет законность произведенного следственного действия и выносит постановление о его законности или незаконности. Закон содержит исчерпывающий перечень оснований ограничения рассматриваемых конституционных прав, который не подлежит расширительному толкованию. Данные основания перечислены в ч. 1 ст. 182, ч. 1 ст. 183, ч. 1 ст. 185, ч. 1 ст. 186 УПК РФ. Помимо этого вне рамок возбужденного уголовного дела контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, а также прослушивание телефонных переговоров допускаются в соответствии с положениями Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности". В соответствии со ст. 9 этого Закона основанием для решения судьей вопроса о проведении оперативно-розыскного мероприятия, ограничивающего указанные конституционные права граждан, является мотивированное постановление одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Перечень категорий таких руководителей устанавливается ведомственными нормативными актами. По требованию судьи ему могут представляться также иные материалы, дающие основание для проведения оперативно-розыскного мероприятия, за исключением данных: о лицах, внедренных в организованные преступные группы; о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе; об организации и о тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий. По результатам рассмотрения указанных материалов судья разрешает проведение соответствующего оперативно-розыскного мероприятия либо отказывает в его проведении, о чем выносит мотивированное постановление. Постановление, заверенное печатью, выдается инициатору проведения оперативно-розыскного мероприятия одновременно с возвращением представленных им материалов. Процедура судебного рассмотрения указанных материалов законом не регламентирована. В то же время ее нельзя отождествлять с судебным разбирательством или подготовительными действиями к судебному заседанию. В данном правоотношении еще нет сторон, а в процедуре получения разрешения суда на проведение оперативно-розыскных мероприятий проверяемое лицо не участвует и знать о ней не должно. Открытости, гласности и состязательности сторон в этом процессе быть не может, так как в противном случае негласные по своему характеру оперативно-розыскные мероприятия стали бы просто невозможны, а сама оперативно-розыскная деятельность утратила бы всякий смысл. Представляется, что содержанием данной судебной процедуры является изучение представленных материалов, их оценка и принятие решения единолично судьей. Судья в подобных случаях действует как носитель именно судебных функций, т.е. выступает в качестве органа судебной власти. Судья не обязан давать разрешение на проведение оперативно-розыскных мероприятий лишь на основе поступившего к нему постановления (представления) руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, если не придет к выводу о необходимости такого разрешения, его законности и обоснованности, и не вправе отказать в рассмотрении материалов, на основании которых предлагается ограничить конституционные права граждан. Как следует из Определения Конституционного Суда РФ от 14 июля 1998 г. N 86-О по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" по жалобе гражданки И.Г. Черновой, обязанность обосновать необходимость проведения оперативно-розыскных мероприятий лежит на лицах, обратившихся в суд за разрешением. В случае если судья отказал в проведении оперативно-розыскного мероприятия, которое ограничивает конституционные права граждан, предусмотренные ч. 2 ст. 23 и ст. 25 Конституции РФ, уполномоченные на то органы в соответствии с ч. 6 ст. 9 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" вправе обратиться по этому же вопросу в вышестоящий суд. Необходимо отметить, что в случаях, которые не терпят отлагательства и бездействие может привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, допускается проведение оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан, предусмотренные ч. 1 ст. 23 и ст. 25 Конституции РФ, с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента начала проведения оперативно-розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого оперативно-розыскного мероприятия либо прекратить его проведение. Руководители судебных органов обязаны создать условия для защиты сведений, которые содержатся в представляемых судье оперативно-служебных документах.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.120.64 (0.006 с.) |