Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные задачи фронтальных занятий по ознакомлению с окружающим миром детей с нарушениями речи:

Поиск

1) расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления представлений об окружающем;

2) развитие у детей способности применять сформированные умения и навыки связной речи в различных ситуациях общения;

3) автоматизация в свободной самостоятельной речи детей усвоенных навыков правильного произношения звуков, звуко-слоговой структуры слова, грамматического оформления речи в соответствии с программой логопедических занятий.

Коррекционно-развивающая работа осуществляется в различных направлениях в зависимости от задач, поставленных учителем-логопедом. Во многих случаях она предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений, в других случаях воспитатель сосредоточивает свое внимание на закреплении достигнутых на занятиях логопеда результатов.

В задачу воспитателя также входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждом периоде коррекционного процесса. Воспитатель наблюдает за проявлениями речевой активности детей, за правильным использованием поставленных или исправленных звуков в собственной речи дошкольников, усвоенных грамматических форм и т. п. В случае необходимости воспитатель в тактичной форме исправляет речь ребенка. Исправляя ошибку, не следует повторять неверную форму или слово, указав на сам факт ошибки, нужно дать речевой образец и предложить ребенку произнести слово правильно. Важно, чтобы дети под руководством воспитателя научились слышать грамматические и фонетические ошибки в своей речи и самостоятельно исправлять их, для этого воспитатель привлекает внимание ребенка к его речи, побуждает к самостоятельному исправлению ошибок. Если диалог воспитателя с ребенком носит ярко эмоциональный характер, не всегда целесообразно прерывать речь ребенка для исправления ошибок, предпочтительнее использовать «отсроченное исправление». Речь воспитателя должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной. Следует избегать при обращении к детям сложных инвертированных конструкций, повторов, вводных слов, усложняющих понимание речи.

В обязанности воспитателя входит хорошее знание индивидуальных особенностей детей с недоразвитием речи, по-разному реагирующих на свой дефект, на коммуникативные затруднения, на изменение условий общения.

Особое внимание воспитателя должно быть обращено на детей, имеющих в анамнезе четко выраженную неврологическую симптоматику и отличающихся психофизиологической незрелостью. В этих случаях возможно при переходе на более сложные формы речи возникновение запинок, на которых не следует фиксировать внимание детей. О таких проявлениях необходимо незамедлительно сообщить логопеду.

Воспитание мотивации к занятиям по развитию речи имеет особое корригирующее значение. Наряду со специальной логопедической работой интерес к языковым явлениям, к соответствующему речевому материалу, к различным формам занятий содействует успешному развитию ребенка, преодолению недостатков речи, закреплению достигнутых результатов.

Воспитатель должен уделять внимание формам работы, стимулирующим инициативу, речевую активность, способствовать снятию отрицательных переживаний, связанных с дефектом.

Таким образом, воспитатель обязан хорошо знать реальные и потенциальные способности дошкольников, тщательно изучать, что ребенок умеет делать сам, а что может сделать с помощью взрослого.

В процессе воспитания важно организовать возможность межличностного общения детей, совместные игры и занятия. У дошкольников при этом формируются и закрепляются не только коммуникативные умения, но и создается положительный фон для регуляции речевого поведения.

Основой для проведения занятий по развитию речи служат постепенно расширяющиеся знания детей об окружающей жизни в соответствии с намеченной тематикой («Помещение детского сада», «Профессии», «Одежда», «Посуда», «Продукты питания», «Игрушки», «Осень», «Овощи», «Фрукты» и т. д.).

В дидактических играх с предметами дети усваивают названия посуды, одежды, постельных принадлежностей, игрушек. Дошкольники ведут элементарные наблюдения за явлениями природы, выделяют характерные признаки времени года.

Собственно речевым навыкам предшествуют практические действия с предметами, самостоятельное участие в различных видах деятельности, активные наблюдения за жизненными явлениями. Каждая новая тема начинается с экскурсии, рассматривания или беседы по картинке.

 Необходимым элементом при прохождении каждой новой темы являются упражнения по развитию логического мышления, внимания, памяти. Широко используется сравнение предметов, выделение ведущих признаков, группировка по ситуации, по назначению, по признакам и т. д., выполнение заданий по классификации предметов, действий, признаков (с помощью картинок).

Значимость перечисленных этапов различна в каждом периоде обучения. Сначала ведущими являются такие формы работы, как ознакомление с художественной литературой, рассматривание картин и беседы по вопросам, повторение рассказов-описаний, использование воспитателем дидактических игр. Особое внимание уделяется обучению детей умению точно отвечать на поставленный вопрос (одним словом или полным ответом). Усложнение речевых заданий соотносится с коррекционной работой логопеда.

При изучении каждой темы намечается совместно с логопедом тот словарный минимум (предметный, глагольный, словарь признаков), который дети должны усвоить сначала в понимании, а затем и в практическом употреблении. Словарь, предназначенный для понимания речи, должен быть значительно шире, чем для активного использования в речи. Необходимо уточнить с логопедом, какие типы предложений должны преобладать в соответствующий период обучения, а также уровень требований, предъявляемых к самостоятельной речи детей.

 

Вопросы и задания по теме для самоконтроля

 

1. Какой педагог проводит коррекционно-педагогическую работу по ознакомлению с окружающим миром детей с нарушениями речи в условияхдошкольного образовательного учреждения?

2. Какие формы коррекционно-педагогической работы используются для ознакомления с окружающим миром детей с нарушениями речи в условияхдошкольного образовательного учреждения?

3. Раскройте специфику коррекционно-педагогической работы по ознакомлению с окружающим миром детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

Рекомендованная литература

1. Акимова Ю.А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. М., 2007.

2. Баряева Л.Б. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / Л.Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина [и др.].  С.Пб., 2001.

3. Баряева Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии): уч.-метод. пособие. СПб, 2012.

4. Белошистая А.В. Обучение математике в ДОУ. М., 2011.

5. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: вопросы теории и практики. Курс лекций. М., 2013.

 6. Боровцова Л.А. Организация и содержание логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении:. учебное пособие для студ. дефектологических факультетов высш. учеб. заведений. Тамбов, 2007.

7. Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду / В.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова. 5 изд., испр., доп.  М., 2007.

8. Доронова Т.Н. Из детства в отрочество: программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 6 года жизни / Т.Н. Доронова, Т.И. Ерофеева [и др.]. М.,  2003.

9. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: для бакалавров / под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева.— 2-е изд., перераб. и доп. М., 2016.

10. Екжанова Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание: программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева.  М., 2005.

11. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. проф. уч. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – 7-е изд., стер.  М., 2007.

12. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. М., 1994.

13. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учебное пособие для студ. высш. учеб. Заведений. М., 2006.

14. Стребелева, Е.А.Специальная дошкольная педагогика: учебное пособие / Е.А.Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова и др.  М., 2001.

15. ФиличеваТ.Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина.  М., 1993.

16. Чиркина Г.В. Коррекция нарушений речи: программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева [и др.].  М., 2008.

17. Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим и развитие речи: программа (первая и вторая подготовительная группы) / Под ред. С.Г.Шевченко. – М., 2001.

18. Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей c задержкой психического развития: программа по подготовке к школе детей c задержкой психического развития / С.Г. Шевченко, P.Д. Тригер, Г.M. Канустина, И.K. Вoлкoва [и др.]. – М., 2005.

19.   Щербакова Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников: учеб. пособие.  М.; Воронеж, 2012.

 

Приложение 1.

Перспективное планирование коррекционно-педагогической работы по формированию элементарных математических представлений



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.116.195 (0.009 с.)