Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Андреева А.А., Боровцова Л.А., Исаева С.Н., Милованова Н.Ю.
Технологии обучения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие / Андреева А.А., Л.А. Боровцова, С.Н. Исаева. Н.Ю. Милованова, М-во науки и ВО РФ, ФГБОУ ВО «Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина». – Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2019. – 60 с. В учебном пособии изложены методические материалы по организации и содержанию коррекционно-педагогической работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, рассматривается психолого-педагогическая характеристика и образовательные потребности детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, представлены технологии формирования элементарных математических представлений и технологии формирования знаний об окружающем мире у дошкольников с задержкой психического развития и с нарушениями речи. В пособии приводятся вопросы и задания для самоконтроля, список рекомендуемой литературы. В приложении представлены методические рекомендации по перспективному планированию коррекционно-педагогической работы, примерные конспекты занятий по формирования элементарных математических представлений и знаний об окружающем мире у дошкольников с задержкой психического развития и нарушениями речи. Пособие предназначено студентам-дефектологам, студентам педагогических и психолого-педагогических направлений подготовки; практическим работникам общеобразовательных, специальных и медицинских учреждений.
Содержание Введение...................................................................................................... РАЗДЕЛ 1. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ …. 1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и их образовательные потребности … 1.2. Основные подходы к организации и содержанию коррекционно-педагогической работы по обучению детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья ….. ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ … 2.1. Задачи предматематической подготовки детей к школе …
2.2. Влияние формирования математических представлений на умственное развитие ребенка ……. 2.3. Особенности формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития …. 2.4. Особенности формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с нарушениями речи ………… ГЛАВА 3. ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ …… 3.1. Особенности формирования представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста ………………. 3.2. Основные направления коррекционно-педагогической работы по ознакомлению с окружающим миром дошкольников с ограниченными возможностями здоровья ………………… 3.3. Особенности формирования представлений об окружающем мире у дошкольников с задержкой психического развития …………. 3.4. Особенности формирования представлений об окружающем мире у дошкольников с нарушениями речи …………………. Рекомендованная литература Приложения …………………
Введение
Учебное пособие создано на основе анализа и обобщения специальной литературы по проблеме обучения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, на основе практического опыта работы с детьми, имеющими нарушения в психофизическом развитии, с учетом современных подходов к организации и содержанию обучения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья с целью формирования широких профессиональных компетенций. Учебная дисциплина «Методика обучения дошкольников с ограниченными возможностями» включает несколько модулей: формирование элементарных математических представлений дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, ознакомление с окружающим миром дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Дошкольное детство – важный период в интеллектуальном, речевом, нравственном становлении личности. Создание условий, способствующих развитию психических процессов и формированию базисных характеристик личности детей с нарушениями развития (самостоятельности, инициативности, компетентности, свободы поведения, самооценки) – одна из главных задач педагога-дефектолога дошкольного образовательного учреждения.
Данное учебное пособие разработано с целью изучения студентами особенностей познавательной деятельности и технологий обучения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Особенности познавательной деятельности проявляются в низкой познавательной активности, в недостаточном уровне сформированности мыслительных операций, в поверхностности и неполноте знаний о предметах и явлениях окружающего мира, в слабой речевой регуляции, в фонетико-фонематическом недоразвитии, в ограниченности словарного запаса, в недоразвитии связной речи, и т.п. В первой главе рассматриваются особенностей познавательной деятельности детей с проблемами в развитии, которые позволяют определять специфику, методы и приемы коррекционно-педагогической работы для каждой категории детей, определять специальные инклюзивные педагогические технологии и использовать их с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей. Вторая глава посвящена проблеме формирования элементарных математических представлений у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Математика – наука и сложная, и простая. Ее сложность и простота, как ни парадоксально, в одном и том же свойстве – тщательной упорядоченности, логичности элементов знания. Поэтому для одних, в силу особенностей интеллектуального развития, она оказывается «легкой», для других – «трудной». Так или иначе, ее освоение начинается в дошкольном возрасте и включает формирование элементарных математических представлений на основе чувственного сенсорного опыта. Математическое развитие – значимый компонент формирования «картины мира» ребенка, оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий. Математическая подготовка детей с ограниченными возможностями здоровья имеет исключительную практическую важность, поскольку человеку в обыденной жизни постоянно приходится оперировать арифметическими выражениями, осуществлять счет и различные операции с числовыми величинами. Овладение ребенком математическими представлениями, знаниями и умениями является немаловажным фактором его социализации. Третья глава, посвящена рассмотрению особенностей коррекционной работы по ознакомлению с окружающим миром детей дошкольного возраста с проблемами в развитии. Для формирования у дошкольников с проблемами в развитии целостного представления об окружающем мире педагогу-дефектологу следует опираться на сведения исторического характера, прослеживая взаимосвязь прошлого настоящего и будущего, комплексному изучению природы, населения, хозяйства разных стран в целом. Обогащение детей знаниями об окружающем мире неразрывно связано с формированием у них умений наблюдать, выделять существенные признаки изучаемых предметов и явлений, находить черты сходства и отличий, классифицировать предметы, делать обобщения и выводы. Учитывая сложную структуру нарушений развития, полиморфный состав воспитанников, будущие педагоги-дефектологи должны быть подготовлены к научной деятельности, предполагающей изучение специальной литературы, готовность к экспериментированию, выбору наиболее адекватных методов работы с детьми, отбору содержания обучения с учетом индивидуально-психологических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Занятия с дошкольниками, имеющими проблемы в развитии, дают широкий спектр для деятельности специальных педагогов и психологов.
На основе обобщения, систематизации материалов специальной литературы и личного практического опыта в данном пособии авторы представили организацию и содержание коррекционно-педагогической работы по формирования элементарных математических представлений и знаний об окружающем мире у дошкольников с задержкой психического развития и нарушениями речи. Предлагаемые формы организации, системы воздействия, методы и приёмы коррекционно-развивающего обучения не претендуют на единственно возможные и правильные. Они нацеливают на дальнейший поиск коррекционных технологий, вариативность методических решений. В содержание учебного пособия включены вопросы и задания для самоконтроля и самостоятельной работы студентов, необходимые для активизации усвоения предлагаемого материала и формирования у студентов навыков педагогической деятельности. Предлагаемое учебное пособие нацелено на формирование профессиональных компетенций по направлениям подготовки 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование» – дисциплина «Методики обучения детей с ограниченными возможностями здоровья».
РАЗДЕЛ 1. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 116; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.192.55 (0.008 с.) |