Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дошкольников с ограниченными возможностями здоровья
Требования к коррекционно-педагогическому воздействию определяют педагогические условия, содержание и методы воспитания и обучения детей дошкольного возраста с различными вариантами отклоняющегося развития. Исходя из этих требований, разрабатываются типовые и альтернативные коррекционно-развивающие программы, осуществляется поиск новых форм обучения и различных развивающих и коррекционно-педагогических технологий. Эти требования включают в себя определение организационных форм и разработку содержания коррекционной помощи детям раннего и дошкольного возраста с учетом их жизненно важных потребностей, лежащих в зоне актуального и потенциального развития каждого ребенка определенной возрастной группы. Именно потребности детей, в том числе и образовательные, определяют те предметные области, которые становятся значимыми при разработке программ коррекционно-развивающего воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья разных категорий. При разработке индивидуально-ориентированных программ усилия педагогов должны быть направлены на формирование тех психологических новообразований, которые соответствуют возрасту ребенка, но еще не возникли. Например, у трехлетнего малыша не сформированы предметные действия, наблюдаются лишь неспецифические и специфические манипуляции (ребенок размахивает предметами, берет их в рот, стучит по столу). С одной стороны, коррекционную работу с таким ребенком нужно проводить в направлении формирования у него соотносящих орудийных действий. С другой стороны, обучение должно стимулировать предпосылки становления тех новообразований, появление которых характерно для данного возрастного периода, то есть предметно-игровых действий. На коррекционных занятиях этому ребенку нужно предлагать игры с дидактическими игрушками (матрешками, пирамидками, разрезными картинками и т. д.), а также задания на выполнение действий, объединенных общим сюжетом (покорми куклу, перевези матрешек, покатай Зайку). Такие задания будут способствовать формированию у ребенка подражательных способностей по отношению к действиям взрослого, а в дальнейшем – и умений действовать по речевой инструкции взрослого.
Познавательное развитие детей дошкольного возраста при нормальном ходе развития осуществляется спонтанно. Познавательное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья происходит в ходе специально организованного коррекционно-педагогического процесса. Педагог-дефектолог является ведущим специалистом, проводящим и координирующим коррекционно-образовательную работу в группе для детей с проблемами в развитии, так как он обладает системой общетеоретических и специальных профессиональных знаний, знает психологические особенности и возможности детей с разными нарушениями, владеет приемами и методами их обучения и воспитания, коррекции и развития у них высших корковых функций. Перспективное тематическое планирование коррекционной работы представлено в коррекционных программах обучения и воспитания детей с разными проблемами в развитии и в адаптированных основных образовательных программах. Существует ряд документов, в которых закрепляется право дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) самостоятельно выбирать программы, рекомендованные государственными органами управления образования, и вносить изменения в них: изменять формы и содержание обучающих занятий, сокращать их число (переход от фронтальных занятий к занятиям небольшими подгруппами, индивидуальным занятиям) и т.п. Исходя из этого, педагоги-дефектологи, опираясь на основные коррекционные программы обучения и воспитания дошкольников с проблемами в развитии, самостоятельно составляют перспективное тематическое планирование коррекционной работы с учетом профиля группы и возраста детей на каждый учебный год. В соответствии с перспективным тематическим планом работы педагог-дефектолог проводит фронтальные занятия по формированию элементарных математических представлений и по ознакомлению с окружающим миром. Для проведения фронтальных занятий педагог-дефектолог составляет планы-конспекты. В них указываются тема, цели, основные этапы занятия, используемый лексический и дидактический материал, организационный момент и динамические паузы. Фронтальные занятия на современном этапе –это не использованный полностью потенциал коррекционно-развивающего воздействия, направленного на познавательное развитие, исправление речевых нарушений у ребенка с одновременным раскрытием его потенциальных возможностей, т.е. развитие механизма компенсации. Именно на фронтальных занятиях реализуются основные задачи коррекционной направленности: коррекция познавательной и речевой деятельности, преодоление нарушений личностного развития, воспитание нравственных качеств. Поэтому уровень требований к организации, проведению, содержанию занятий сегодня достаточно высок. Следование высокому уровню предполагает:
-- разнообразие форм организации занятий; -- включение специальных упражнений по развитию речи и других высших психических функций; -- использование заданий по степени нарастающей трудности с целью раскрытия возможностей и способностей ребенка; -- чередование видов деятельности с целью развития различных анализаторов: слухового, зрительного, тактильного и т.п.; -- включение заданий, требующих самостоятельного выполнения; -- использование проблемных ситуаций, которые способствуют активизации познавательной деятельности; -- обеспечение мотивации к процессу обучения; -- воспитание нравственно-этических чувств. Занятия, проводимые педагогом-дефектологом, должны быть многовариантными: с использованием литературных персонажей, героев мультфильмов, сказочных сюжетов, воображаемых путешествий, известных и придуманных игр и т.п. Их содержание объединяется единой темой, сюжетом сказки, рассказа или состоит из игр, занимательных упражнений, заданий, которые решают коррекционные и общеобразовательные задачи. Сюжетно-тематическая организация занятий более целесообразна для активизации речи, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей. Специальные коррекционные упражнения для формирования познавательной речевой деятельности, развития слухового и зрительного восприятия, памяти, аналитико-синтетических операций и логичности мышления, общей и мелкой моторики обеспечивают максимальное использование всех резервов, возможностей организма ребенка в компенсации его дефекта. Включение в занятия заданий по степени нарастающей трудности способствуют повышению эффективности коррекции психофизического развития ребенка. Речь идет не об усложнении программы, а о выборе таких заданий, при выполнении которых раскрываются скрытые способности и возможности детей, развивается механизм компенсации различных психических функций. Чередование различных видов деятельности на занятиях побуждает ребенка к учебным действиям, способствует активной работе различных анализаторов. Разнообразие игр, упражнений на развитие слухового, зрительного, тактильного анализаторов позволяет сформировать у ребенка умение проанализировать объект, явление (слово, предложение …), сравнивать, сопоставлять его с образцами, то есть постоянно развивать психические функции, побуждая их к активной деятельности. Закреплению знаний, умений и навыков, полученных в процессе коррекционно-педагогической работы, способствуют задания, которые предполагают использование детьми в самостоятельной работе наиболее оптимальных способов выполнения заданий, переноса способов выполнения заданий с одного вида деятельности на другой, умение замечать собственные ошибки и продуктивно использовать помощь взрослого. Если ребенок не может выполнить задание, то педагог-дефектолог оказывает дозированную (по частям) помощь на протяжении занятия.
На фронтальных занятиях необходимо развивать познавательную активность, т.е. создавать такие условия обучения, при которых дети хотели бы познавать окружающий мир звуков и слов, окружающую действительность, раскрывать свои способности и интеллектуальные возможности. Инструкции типа: «Приготовьтесь к пальчиковой гимнастике», «Послушайте меня, я все объясню…» включают детей в учебную деятельность, но это включение носит механический характер и не затрагивает глубинных процессов психического развития ребенка. Поэтому в ходе занятия используются задания в виде проблемных ситуаций, которые способствуют активизации познавательной деятельности детей и предполагают высказывание самостоятельных умозаключений. Например, «Сегодня мы с вами совершим путешествие в страну пальчиковых игр. Как вы думаете, что мы можем там увидеть?»; «Послушайте и скажите, почему …?»; «А как ты считаешь, прав ли был …?»; «Докажи, что …»; «А что вы будете делать, если…?»; «Что было бы, если …?» и т.п. Повышение мотивации к процессу обучения предполагает использование на занятиях игры как ведущего вида деятельности, доброжелательного отношения к ребенку, дифференцированного подхода к оцениванию работы детей на занятиях. При индивидуальной оценке необходимо каждого ребенка похвалить, поощрить, сказать ему добрые слова. На заключительном этапе занятия в ходе подведения итогов необходимо дать положительную оценку деятельности детей: «Спасибо, дети, вы меня очень порадовали своими ответами…», «Мне было приятно работать с вами …», «Жаль, что занятие так быстро закончилось …» и т.п. Очень важно вселить в ребенка веру в его способности и вызвать желание следующей встречи с педагогом-дефектологом. Каждое занятие от начала до конца должно быть добрым и светлым. Полноценное коррекционное воздействие на развитие личности дошкольника может осуществляться в том случае, если педагог-дефектолог создаст для ребенка такую среду, в которой он мог бы найти все необходимое и полезное для своего развития, получить богатые и разнообразные сенсорные впечатления, «впитать» правильную речь, социально приемлемые способы эмоционального реагирования, образцы позитивного социального поведения, способы рациональной деятельности с предметами. При изучении механизма воздействия среды на личность ребенка нам близка точка зрения Л.С. Выготского, который считал, что среда по-своему преломляет и направляет всякое раздражение, действующее извне на человека и «всякую реакцию, идущую от человека вовне».
Коррекционно-развивающее обучение предполагает построение коррекционно-развивающей среды, которая должна развивать и воспитывать ребенка, служить фоном и посредником в личностно-развивающем взаимодействии со взрослыми и другими детьми. Основными принципами использования предметно-развивающей среды в коррекционно-развивающем процессе являются: – учет возрастных особенностей развития ребенка; – учет уровня сформированности ведущей и типичных видов детской деятельности; – учет индивидуальных особенностей, склонностей и предпочтений ребенка; – создание условий, учитывающих особенности недоразвитии познавательной деятельности и личности ребенка и способствующих сглаживанию их проявлений; – создание динамичной среды, соответствующей запросам и потребностям ребенка; – использование вариативных методов и приемов обучения в динамичной среде; – исследовательская позиция взрослого в процессе взаимодействия с ребенком и организации его функционирования. Наличие адекватной и стимулирующей развитие ребенка предметно развивающей среды – одно из условий повышения эффективности коррекционно-педагогической работы с проблемным ребенком. Предметно-развивающая среда и социокультурное окружение – мощный фактор, обогащающий (или тормозящий) детское развитие. Требования к предметно-развивающей среде и социокультурному окружению ребенка вытекают из системного подхода к коррекционно-развивающему обучению и воспитанию детей и опираются на современное представление о предметном характере деятельности, ее роли и значении для психического и личностного развития ребенка младенческого, раннего и дошкольного возраста. Позитивная предметно-развивающая среда учитывает интересы и потребности ребенка, его возрастные и индивидуальные особенности и задачи коррекционно-воспитательного воздействия. Важнейшим механизмом полноценного развития личности с раннего детства являются разнообразные виды деятельности ребенка: общение, игра, движение, труд, конструирование, рисование. На разных возрастных этапах те или иные виды деятельности выступают в качестве ведущих: в период младенчества – ориентировочно-исследовательская деятельность, осуществляемая в условиях общения со взрослыми, в период раннего детства – предметная деятельность, в дошкольном детстве – игровая. Предметная среда в целом или ее отдельные фрагменты – это всегда поле детской деятельности, ее объекты, условия и средства достижения цели.
Предметно-развивающая среда детства – это система условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка. Она включает ряд базовых компонентов, необходимых для физического, социального, познавательного и эстетического развития детей. Это природные среды и объекты, культурные ландшафты, физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения, предметно-игровая среда, детская библиотека, игротека, музыкально-театральная среда, предметно-развивающая среда и др. Определение базового содержания компонентов предметно-развивающей среды современного дошкольного учреждения опирается на деятельностно-возрастной подход. Содержание этих компонентов должно обеспечивать потребности актуального, ближайшего и перспективного развития ребенка, становление его индивидуальных способностей. Единство педагогического процесса и преемственность этапов развития деятельности в раннем, младшем и старшем дошкольном возрасте обусловлено общей системой требований к предметно-развивающей среде, учитывающей специфику коррекционно-образовательного направления дошкольного учреждения. В зависимости от своеобразия семейного окружения, культурных традиций семьи, от типа детского учреждения и коррекционной направленности содержания воспитания предметно-развивающая среда может приобретать особый колорит. При этом она предполагает вариативность, которая выражается в содержательно-педагогическом наполнении и проективно-дизайнерском исполнении. Для того чтобы предметно-развивающая среда выполняла свое основное назначение – создавала условия для полноценного развития ведущих видов деятельности и способствовала развитию типичных видов детской деятельности – она должна удовлетворять следующим требованиям: – соответствовать возможностям ребенка на границе перехода к следующему этапу его развития, то есть создать зону ближайшего психического развития; – содержать как известные ребенку компоненты, так и проблемные, подлежащие исследованию, то есть соответствовать уровню развития когнитивной сферы ребенка; – быть для ребенка неисчерпаемой, информативной, удовлетворяя его потребность в новизне, преобразовании и самоутверждении; – соответствовать корригирующей и компенсирующей направленности содержания воспитательного процесса; – быть системной, то есть отвечать определенному возрасту и содержанию деятельности детей, а также отражать основы национальной культуры. Модель коррекционно-развивающей образовательной среды в ДОУ представлена предметно-пространственной средой, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка, специально-организованными видами деятельности, а также эмоционально-личностным взаимодействием взрослых и детей. При построении коррекционно-развивающей среды в группе для детей с проблемами в развитии необходимо соблюдать ряд условий, которые позволят удовлетворить потребности ребенка и повысить эффективность коррекционно-педагогического воздействия: – сочетание привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды; – гибкое зонирование; – функциональность и динамичность; – свободный выбор деятельности; – дистанция, позиция при взаимодействии и др. Существуют определенные требования к ее организации: она должна быть удобной, целесообразной, гармоничной, информативной, оформленной с учетом высоких эстетических требований. Элементы предметно-развивающей среды необходимо сочетать по масштабу, стилю, назначению и расположению их в интерьере. Размещение мебели, оборудования, игрушек, пособий, предметов декоративного украшения, цветовой и световой дизайн должны обеспечивать ребенку эмоциональный комфорт и развивать у него чувство прекрасного. Условное деление группового пространства на зоны позволяет создать небольшие информационные центры, места для экспериментов, творческого самовыражения, развития речевой и физической активности, а также – уединения и отдыха. Дети наравне со взрослыми участвуют в создании и преобразовании развивающей среды, становятся творцами своего предметного мира. В соответствии с настроением и интересом они могут изменять конфигурацию отдельных зон: переоборудовать их в «самолет», «замок», «крепость» и т.п. Рационально структурированная образовательная среда дает детям возможность удовлетворить свои желания самостоятельно: они лично определяют замысел игры, место действия, партнеров, подбирают оборудование, устанавливают продолжительность своей деятельности – все это способствует их самообучению и саморазвитию. Центральное место в группе отводится речевой зоне, оформление и содержание которой сочетают привычные и необычные элементы, способствуют речевому и интеллектуальному развитию детей. Её «жители» (хозяйка, гости, сказочные персонажи) могут быть партнерами в игре, собеседниками, друзьями детей. Предметно-развивающая среда с учебно-игровым материалом, дидактическими пособиями и играми в группе должна обладать мобильностью и обновляемостью содержания, быстро реагировать на изменяющиеся и формирующиеся в коррекционно-педагогическом процессе потребности и возможности ребенка с нарушениями развития. Развивающая среда, являясь «посредником» в личностно-ориентированном диалоге взрослого и ребенка, позволяет установить комфортную дистанцию взаимодействия: равноправное общение, партнерские доверительные отношения, сотрудничество в различных видах деятельности. Коррекционно-развивающая образовательная среда выступает не только условием, но и показателем профессионального творчества педагога, так как ее моделирование и конструирование требует от него глубоких знаний, творческого поиска, гибкого сочетания в коррекционно-педагогической работе медицинских и психолого-педагогических методик, традиционных и нетрадиционных технологий.
Вопросы и задания для самоконтроля 1. Какой педагог в ДОУ является ведущим специалистом, проводящим и координирующим коррекционно-образовательную работу в группе для детей с проблемами в развитии? 2. На каких документах основывается перспективное тематическое планирование коррекционной работы? 3. Каковы цели, этапы, особенности фронтальных занятий с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья? 4. Раскройте понятие «коррекционно-развивающая среда». 5. Каковы основные принципы организации предметно-развивающей среды в коррекционно-развивающем процессе? 6. Каковы основные требования реализации предметно-развивающей среды в коррекционно-развивающем процессе? 7. Каковы новые подходы к организации коррекционно-развивающей образовательной среды в группах детей с проблемами в развитии?
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.194.20 (0.033 с.) |